СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Рекомендовано на заседании ШМО Руководитель МО ---------------(ЧучупалН.А.) Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР -------------( Смирнова Т. Я.) «30» августа 2016 г. | Утверждаю. Директор МУОУ Дроздовская СОШ ------------( Савченко А. Н.) Приказ № 119- 0 от « 31»августа 2016г. |
Дроздовская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по кружку
«Ступеньки здоровья»
для 1- 4 класса
Рассмотрена на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1
от «29» августа 2016г.
Учитель: Ступак В.И.
2016г
В законе РФ «Об образовании» говорится, что «обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно-психического напряжения. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей – всегда актуальна. Именно внеурочная деятельность в состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика больше, чем врач.
Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни. От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень трудно.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Ступеньки здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Курс «Ступеньки здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
Авторская педагогическая программа «Ступеньки здоровья» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы во внеурочной деятельности.
Программа «Ступеньки здоровья» состоит из 4 разделов:
Дорога и дети.
Основы безопасного поведения в окружающем мире.
Наше здоровье.
Подвижные игры.
Исходя, из основных положений ФГОС второго поколения данная программа актуальна.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной авторской педагогической разработки состоит в том, что в современном обществе появилась серьёзная необходимость в развитии навыков здорового образа жизни, овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием.
НОВИЗНА. В настоящее время в данной школе отсутствует программа внеурочной деятельности по физическому воспитанию и не проводятся уроки по основам безопасной жизнедеятельности учащихся младшего школьного возраста. Ранее в общеобразовательную программу начального общего образования был заложен 1 час в неделю по предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» из регионального компонента, который учил укреплять свое здоровье и сохранять жизнь учащихся начальной школы. Это и является новизной данной авторской педагогической разработки.
Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
формировать у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья, первоначальные представления о значении физической культуры;
развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность, расширить кругозор учащихся; развивать умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развивать умения проводить самостоятельные наблюдения;
воспитывать у младших школьников потребности к здоровому образу жизни.
Принципы программы:
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности.Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализацииосуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличностиспособствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Методы и приёмы работы:
Эффективность занятий по авторской педагогической разработке в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Школа здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми:
занимательная беседа,
рассказ, чтение,
обсуждение детских книг по теме занятия,
инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов;
экскурсии и т.д.
Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления:
–сопоставление;
– сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.
Формы: занятия в классе, занятия в природе, уроки-путешествия, уроки-КВН, игры, викторины, экскурсии.
Основные разделы программы:
1. Дорога и дети. Целью является создать условия для формирования у школьников навыков соблюдения правил дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей.
2. Основы безопасного поведения в окружающем мире. Целью является формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
3. Наше здоровье. Целью является формировать у детей основы культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
4. Подвижные игры. Целью является развивать ловкость, быстроту, выносливость, организовывать активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, содействовать улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Наполняемость группы формируется на основании заявлений родителей обучающихся
Программа рассчитана на четыре года обучения, 1 час в неделю (135 часов).
Участники программы: обучающиеся 1-4 классов.
Сроки реализации программы 4 года:
1 год обучения – 32 ч
2 год обучения – 33 ч
3 год обучения – 33 ч
4 год обучения 33 ч
Ожидаемый результат (УУД в рамках ФГОС): сформированность у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре; овладение искусством здорового образа жизни, умение вести здоровый образ жизни.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями. Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Формулировать самому простые правила поведения в природе. Испытывать чувство гордости за красоту родной природы. Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Регулятивные:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Составлять план выполнения задач. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Познавательные:
Предполагать, какая информация необходима. Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Диагностика.
Результаты учащихся отражаются в динамике их индивидуальных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов. Обобщённая оценка этих результатов и других личностных результатов может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований:
Тесты по изученным темам.
Составление диаграмм.
Мониторинг.
Практические занятия.
Тематическое планирование курса «Ступеньки здоровья». 1 класс (33 часа)
№ | Содержание | кол-во часов | дата |
1 | Безопасный путь в школу и домой. | 1 |
|
2 | Что такое здоровый образ жизни? | 1 |
|
3 | Осанка – стройная спина. | 1 |
|
4 | П/гра «Золотые ворота» | 1 |
|
5 | Правосторонее и левосторонее движение. | 1 |
|
6 | Правила поведения в школе. | 1 |
|
7 | Глаза – главные помощники человека. | 1 |
|
8 | П/игра «Мышеловка» | 1 |
|
9 | Правила перехода дорог. | 1 |
|
10 | Правила поведения в природе. | 1 |
|
11 | Дружи с водой. | 1 |
|
12 | П/игра «Ведьма» | 1 |
|
13 | Дорожные знаки. | 1 |
|
14 | Правила поведения на улице | 1 |
|
15 | Здоровая пища дома и в школе. | 1 |
|
16 | П/игра «Разбойники» | 1 |
|
17 | Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 |
|
18 | Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. | 1 |
|
19 | Уход за зубами | 1 |
|
20 | П/игра «Соревнование скороходов» | 1 |
|
21 | Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства | 1 |
|
22 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. | 1 |
|
23 | Режим дня. | 1 |
|
24 | П/игра «Выпусти рыбку» | 1 |
|
25 | Скорость движения городского транспорта. | 1 |
|
26 | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности | 1 |
|
27 | Вредные привычки | 1 |
|
28 | П/игра «Кто последний» | 1 |
|
29 | Состояние дороги, тормозной путь автомобиля | 1 |
|
30 | Как правильно вести себя на воде? | 1 |
|
31 | Как закаляться? | 1 |
|
32 | П/игра «Стоп» | 1 |
|
33 | Обобщение | 1 |
|
| ИТОГО | 33 |
|
Тематическое планирование
Курса «Ступеньки здоровья». 2 класс (33 часа)
№ | Содержание | кол-во часов | Дата |
1 | Основные правила поведения учащихся на улице, дороге | 1 |
|
2 | Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. | 1 |
|
3 | От чего зависит наше здоровье. | 1 |
|
4 | П/игра «Веселые силачи». | 1 |
|
5 | Элементы улиц и дорог. | 1 |
|
6 | Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже | 1 |
|
7 | Как живет наш организм? Зачем человек ест? Что он ест? | 1 |
|
8 | П/игра «Картошка» | 1 |
|
9 | Почему дети попадают в дорожные аварии | 1 |
|
10 | Безопасное поведение на природе. | 1 |
|
11 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 |
|
12 | П/игра «Вышибалы» | 1 |
|
13 | Правила безопасного перехода улиц и дорог | 1 |
|
14 | Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. | 1 |
|
15 | Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. | 1 |
|
16 | П/игра «Сыщик, ищи вора». | 1 |
|
17 | Правила перехода перекрестка. | 1 |
|
18 | Как вести себя на реке зимой. | 1 |
|
19 | Болезни и их возможные причины | 1 |
|
20 | П/игра «Людоед». | 1 |
|
21 | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 |
|
22 | Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. | 1 |
|
23 | Пути передачи инфекционных заболеваний. | 1 |
|
24 | П/игра «Король». | 1 |
|
25 | Правила перехода улицы при | 1 |
|
26 | Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу? | 1 |
|
27 | Заноза, кровотечение, укус, ушиб. | 1 |
|
28 | П/игра «Удочка». | 1 |
|
29 | Где можно и где нельзя играть на улице. | 1 |
|
30 | Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. | 1 |
|
31 | Первая помощь при отравлении грибами. | 1 |
|
32 | П/игра «Невод». | 1 |
|
33 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. | 1 |
|
| ИТОГО | 33 |
|
Тематическое планирование курса «Ступеньки здоровья»
3 класс (33 часа)
№ | Содержание | кол-во часов | Дата | |
По плану | Факт | |||
1 | Движение пешеходов по дорогам. | 1 | 02.09 | 02.09 |
2 | Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров | 1 | 09.09 | 09.09 |
3 | Как отучить себя от вредных привычек: не грызи ногти, не ковыряй в носу. | 1 | 16.09 | 16.09 |
4 | П/и «Крепкие и надежные друзья» | 1 | 23.09 | 23.09 |
5 | Правосторонее и левосторонее движение. | 1 | 30.09 | 30.09 |
6 | Как вести себя с незнакомыми людьми. | 1 | 07.10 | 07.10 |
7 | Как нужно одеваться. | 1 | 14.10 | 14.10 |
8 | П/и «Чижик» | 1 | 21.10 | 21.10 |
9 | Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | 28.10 | 28.10 |
10 | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах | 1 | 11.11 | 11.11 |
11 | Как вести себя, когда что-то болит. | 1 | 18.11 | 18.11 |
12 | П/и «Коробочки» | 1 | 25.11 | 25.11 |
13 | Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | 1 | 02.12 | 02.12 |
14 | Страх, навыки безопасного поведения. | 1 | 09.12 | 09.12 |
15 | Из чего состоит наша пища? | 1 | 16.12 | 16.12 |
16 | П/и «Ловушка» | 1 | 23.12 | 23.12 |
17 | Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | 1 | 13.01 | 13.01 |
18 | Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения | 1 | 20.01 карантин | 27.01 |
19 | Молоко и молочные продукты. | 1 | 27.01 | 03.02 |
20 | П/и «Колокольчик здесь» | 1 | 03.02 | 10.02 |
21 | Правила посадки в транспортное средство и высадки из него | 1 | 10.02 | 17.02 |
22 | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии | 1 | 17.02 | 03.03 |
23 | Где найти витамины весной? | 1 | 03.03 | 10.03 |
24 | П/и «Куча мала» | 1 | 10.03 | 17.03 |
25 | Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза. | 1 | 17.03 | 24.03 |
26 | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту и газовыми приборами. | 1 | 24.03 |
|
27 | Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни. | 1 | 07.04 |
|
28 | П/и «Столбы» | 1 | 14.04 |
|
29 | Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. | 1 | 21.04 |
|
30 | Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок по телефону. | 1 | 28.04 |
|
31 | Каждому овощу своё время. | 1 | 05.05 |
|
32 | П/и «Вьюны» | 1 | 12.05 |
|
33 | Обобщение. Игра-викторина Игры на свежем воздухе. | 1 | 19.05 |
|
| ИТОГО | 33 |
|
|
Тематическое планирование
№ | Содержание | кол-во часов | Дата | |
По плану |
| |||
1 | Дорога в школу | 1 | 02.09 |
|
2 | Когда ты оказался один | 1 | 09.09 |
|
3 | Что такое эмоции? Чувства и поступки. Учимся думать и действовать. | 1 | 16.09 |
|
4 | П/и «В шляпе» | 1 | 23.09 |
|
5 | Пешеходный переход | 1 | 30.09 |
|
6 | Спички детям не игрушки | 1 | 07.10 |
|
7 | Учимся находить причину и последствия событий. Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. | 1 | 14.10 |
|
8 | П/и «Капитан-корабль-рифы» | 1 | 21.10 |
|
9 | Светофор- наш друг и помощник | 1 | 28.10 |
|
10 | Безопасность в местах массового скопления людей | 1 | 11.11 |
|
11 | Злой волшебник – табак. Что мы знаем о курении. | 1 | 18.11 |
|
12 | П/и «Переход опасности» | 1 | 25.11 |
|
13 | Путешествие в страну дорожных знаков | 1 | 02.12 |
|
14 | Огонь полезный и опасный | 1 | 09.12 |
|
15 | Злой волшебник – алкоголь. Алкоголь – сделай выбор. | 1 | 16.12 |
|
16 | П/и «Охотники» | 1 | 23.12 |
|
17 | Где можно и где нельзя играть | 1 | 13.01 |
|
18 | Чужие люди | 1 | 20.01 |
|
19 | Злой волшебник – наркотик. | 1 | 27.01 |
|
20 | П/и «Рыбки» | 1 | 03.02 |
|
21 | Поведение на остановочных пунктах маршрута | 1 | 10.02 |
|
22 | Ученью-свет-пожарам нет! | 1 | 17.02 |
|
23 | Вредные привычки. Зависимость. Умей сказать НЕТ. Волевое поведение. | 1 | 24.02 |
|
24 | П/и «звонарь» | 1 | 03.03 |
|
25 | Правила поведения в общественном транспорте | 1 | 10.03 |
|
26 | Сообщение об опасности | 1 | 17.03 |
|
27 | КВН «Наше здоровье». | 1 | 24.03 |
|
28 | П/и «Утка-гусь» | 1 | 07.04 |
|
29 | Опасности дороги. Движение на велосипеде. | 1 | 14.04 |
|
30 | Прогулки в темное время суток | 1 | 21.04 |
|
31 | День здоровья «Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 1 | 28.04 |
|
32 | П/и «Пятка-нос» | 1 | 05.05 |
|
33 | Диагностика. Мониторинг. Обобщение. Игра-викторина. | 1 | 12.05 |
|
34 | Обобщение. Игра-викторина | 1 | 19.05 |
|
| ИТОГО | 34 |
|
|
Курса «Ступеньки здоровья» 4 класс (33 часа)
Диагностика.
Результаты учащихся отражаются в динамике их индивидуальных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов. Обобщённая оценка этих результатов и других личностных результатов может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований:
Тесты по изученным темам.
Составление диаграмм.
Мониторинг.
Практические занятия.
Мониторинг ЗУН по программе: «Ступеньки к здоровью»
Воспитанники 4 класса должны:
- знать и выполнять режим дня;
- знать и выполнять правила поведения для учащихся;
- владеть навыками личной гигиены;
- знать правила безопасности в быту;
- соблюдать элементарные меры по предохранению от болезней;
- знать некоторые правила дорожного движения;
- знать и выполнять правила поведения в транспорте;
- знать правила поведения с незнакомыми людьми;
- знать внешнее строение человека
Уровень знаний:
1 - навыки не сформированы
2 – недостаточно сформированы
3 – навыки сформированы
№ задания | Проверяемые умения и навыки. | Уровень знаний | ||
1 | 2 | 3 | ||
А – 1 | Режим дня. |
|
|
|
А – 2 | Личная гигиена. (Зубы, глаза, уши). |
|
|
|
А – 3 | Я здоровье берегу. Правильное питание. |
|
|
|
А – 4 | Правила техники безопасности в быту. |
|
|
|
А – 5 | ЗОЖ. Витамины. |
|
|
|
А – 6 | Дорожные знаки и службы спасения. |
|
|
|
А – 7 | Контроль за своим поведением. |
|
|
|
А –8 | Где прячется здоровье. |
|
|
|
А – 9 | Внешнее строение человека. |
|
|
|
А – 1 Режим дня.
Работа воспитанника (цы) 4 класса ________________________________
Дата _______________
1. Отгадай загадки.
Стать здоровым ты решил, значит, соблюдай __________. | Утром в семь звенит настырно наш веселый друг _____________. |
На зарядку встала вся наша дружная __________. | Режим, конечно, не нарушу – я моюсь под холодным ___________. |
Перед тем, как спать ложиться, | После душа и зарядки ждет меня горячий ___________. |
2. Замени другим словом.
Режим дня – это ________________ дня.
3. Перечисли основные режимные моменты, продолжив ряд слов.
Подъём, зарядка, _______ ,_________, ____________, __________,
_______ ,_________, ____________, __________.
Соедини стрелочкой время и режимный момент.
0830 - 1200 подготовка ко сну
1200 - 13 00 обед
1300 - 1330 сон-час
1330 - 1430 уроки
1700 - 1730 ужин
1600 - 1700 самоподготовка
1800 - 1820 прогулка
Продолжи предложение.
Утром я встаю, ________________________,____________________,
___________, ____________, _____________________
А – 2
Личная гигиена. (Зубы, глаза, уши).
Работа воспитанника (цы) 4 класса ________________________________
Дата _______________
1. Соедини стрелки начало и конец предложения..
Глаза – различать и узнавать предметы по внешнему виду.
Органы слуха - органы зрения.
Глаза помогают слышать речь, звуки.
Уши помогают уши.
2. Поставьте знак (-), если совет не подходит для того, чтобы сберечь зрение.
Не читайте лёжа.
Не читайте в транспорте.
Не умывайтесь по утрам.
Не смотрите близко телевизор.
Оберегайте глаза от повреждений.
Читайте при хорошем освещении.
3.Запиши ответы на вопросы.
Сколько раз в день нужно чистить зубы? _______________________
Когда нужно мыть руки?_____________________________________
Сколько раз в день необходимо мыть ноги?_____________________
А – 3
Я здоровье берегу. Правильное питание.
Работа воспитанника (цы) 4 класса ______________________________
Дата _______________
1. Соедини стрелками в соответствии с пирамидой питания.
Первый кирпич пищевой пирамиды – молочный.
Кирпичи 2 и 3 - мясной.
Кирпич 4 пищевой пирамиды – жиросодержащий, но не жирный.
Кирпич 5 пищевой пирамиды – зерновой.
Кирпич 6 пищевой пирамиды - овощной и фруктовый.
2. Исключи лишнее.
крупа, чашка, хлеб, морковь
ватрушка, помидор, сова, сыр
ананас, карась, василёк, печенье
3. Зачеркни вредные для здоровья продукты.
Чипсы, ягоды, спрайт, пепси, сыр, яйцо, молоко, кока-кола, овощи, фрукты.
А – 4
Правила техники безопасности в быту.
Работа воспитанника (цы) 4 класса ________________________________
Дата _______________
1. Запиши определение слова безопасность.
Безопасность - _____________________________________.
2. Соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
Огонь нельзя оставлять по телефону 01.
Если увидишь пламя нельзя прятаться.
Вызывай пожарных без присмотра.
От огня зови на помощь взрослых.
Из горящего помещения дым.
Опасней всего при пожаре надо быстро уйти.
3. Расставь против ответов цифры в таком порядке, в котором надо действовать, если под утюгом загорелась вещь.
Взять утюг и убрать его с горящей вещи.-…
Бежать за водой и заливать пламя.-…
Выдернуть шнур с вилкой из электросети.-…
4. Отгадай загадки, запиши отгадки, сформулируй правило техники безопасности.
В деревянном домике, Проживают гномики, Уж такие добряки – Раздают всем огоньки. | Хоть и ростом невелик, А к почтению привык: Перед ним дубы и клёны. И березы бьют поклоны. | Четыре хворостинки На одной ветке сидят, Наколет на кончик И морковь и батончик. |
|
|
|
Всех на свете обшивает, Что сошьёт – не одевает. | Два конца, два кольца, А посередине гвоздик. | Без рук, без ног, А хлеб режет. |
|
|
|
А –5
ЗОЖ. Витамины.
Работа ученика(цы) 4 класса ________________________________
Дата _______________
1. Вести здоровый образ жизни – это значит (нужное обведи кружочком):
А). Соблюдать чистоту.
Б). Много двигаться.
В). Подолгу сидеть у компьютера.
Г). Правильно питаться.
Д).Принимать витамины.
Что полезно для закаливания? (нужное обведи кружочком).
А). Целый день лежать на солнце.
Б). Долго купаться в холодной воде.
В). Стоять под дождём.
Д). Перед сном мыть ноги прохладной водой.
Собери пословицу.
В, – здоровый, здоровом, дух, теле.
_________________________________________________________
Отгадай загадки, запиши отгадки.
Стать здоровым ты решил? | Утром в 7 звенит настырно |
Дальше строго по порядку | Дальше мы не забываем – |
После душа и заправки | Дальше школа всех уж ждет, |
В школе нужно потрудиться, | Потрудился, мчись домой |
После обеда можешь спать, | Мама машет из окна – |
За уроки берись смело – | С папой после ужина |
Спортом занимаемся, | В окна смотрим к нам луна. |
Ждет уютная кровать, | Завтра нужно все сначала По порядку… |
А –6
Дорожные знаки и службы спасения.
Работа ученика(цы) 4 класса ________________________________
Дата _______________
1. Что означает данный знак?
2. Вызови нужную службу стрелкой.
01 скорая помощь
02 служба газа
03 пожарная часть
04 полиция
3. Подпиши транспорт служб спасения.
А –7
Контроль за своим поведением.
Работа ученика(цы) 4 класса ________________________________
Дата _______________
1. Допиши правило поведения на уроке.
На уроке будь старательным, будь спокойным и _________________.
Все пиши не отставая, слушай не _________________.
Говорите четко внятно, чтобы было все _________________.
Если хочешь отвечать надо руку _________________.
Если друг стал отвечать, не спеши _________________.
А помочь захочешь другу – подними спокойно _________________.
Знай: закончился урок, коль услышал ты _________________.
Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда _________________.
2. Подчеркни правила поведения в транспорте.
Требовать себе место на сиденье.
Вставать ногами на сиденье.
Уступать место старшим.
Ставить на сиденье грязные вещи.
В автобусе громко разговаривать.
Покупать билет на проезд.
Петь песни.
3. Если правило поведения в столовой верно, отметь его знаком (+).
За обедом нужно есть, и, конечно песни петь.
После обеда нужно убрать за собой посуду.
За обедом можно разговаривать.
Нельзя мыть руки перед едой.
В столовой нужно баловаться.
Сладости можно есть после обеда.
Перед едой нужно вымыть руки.
Есть нужно аккуратно.
Не надо класть руки на стол.
Нужно бережно относиться к хлебу.
За столом нужно толкаться.
Не разговаривать во время еды.
А –8
Где прячется здоровье.
Работа ученика(цы) 4 класса ________________________________
Дата _______________
1. Отметь знаком (+), если это поможет быть здоровым.
Если хочешь стройным быть,
Надо сладкое любить.
Ешь конфеты, жуй ирис,
Строен стань, как кипарис.
Чтобы правильно питаться,
Вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом,
Рыбу, мед и винегрет.
Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить.
Кушай много, чтоб побольше
Свой желудок загрузить.
Нет полезнее продуктов
Вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине –
Всем полезны витамины.
Наша Люба булки ела
И ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти,
Да в дверь не может проползти.
Если хочешь быть здоровым,
Правильно питайся,
Ешь побольше витаминов,
С болезнями не знайся!
Чтоб расти и закаляться
Надо спортом заниматься.
Будет пусть тебе не лень
Чистить зубы 2 раза в день.
Чтобы зубы не болели
Ешь конфеты-карамели.
Если выходишь зимой погулять
Шапку и шарф надо дома оставлять.
Фрукты и овощи перед едой
Тщательно, очень старательно мой.
Вовремя ложись, вставай
Режим дня ты соблюдай.
Вот еще совет простой
Руки мой перед едой.
От мамы своей быстро вы убегайте
Ногти свои ей подстричь не давайте.
Платочек, расческа должны быть своими
Это запомни и не пользуйся чужими.
Если на улице лужа иль грязь
Надо туда непременно упасть.
Никогда не унываю
И улыбка на лице
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
2. Вычеркни неверный лучик здоровья.
1-й лучик: гигиена
2-й лучик: свежий воздух
3-й лучик: переедание
4-й лучик: витаминная еда
5-й лучик: физические упражнения
6-й лучик: хорошее настроение.
А – 9
Внешнее строение человека.
Работа воспитанника (цы) 4 класса ________________________________
Дата _______________
1. Отгадай загадки, запиши отгадки.
Стоят два пня, | Кто я такой? | На ночь два оконца |
|
|
|
На одной горе много травы, | Костяной порог, |
|
|
|
|
Мы на них стоим и пляшем. | Вот гора, а у горы | Есть у меня работники, |
|
|
|
2. Опиши внешнее строение человека.
3. Запиши.
Органы слуха - _________________________
Органы обоняния -______________________
Органы зрения - _______________________
Диагностическая
программа усвоения
по выявлению эффективности реализации
авторской педагогической разработки.
Итоговый контрольная работа
по окончанию изучения курса «Ступеньки здоровья»
4 класс
1. Какие правила поведения на воде ты знаешь?
________________________________________________________________________
2. Как правильно ухаживать за зубами?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Какие способы закаливания ты знаешь?
_______________________________________________________________________
4.Перечисли вредные привычки: _________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________
5.Как избежать отравлений? ______________________________________________________ __________________
6. Запиши экстренные номера телефонов, по которым ты будешь обращаться в сложных ситуациях?
________________________________________________________________________
7.Какую первую помощь ты окажешь при тепловом ударе? ___________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
8. Перечисли правила поведения с незнакомыми людьми: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чем ты занимаешься после школы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Нарисуй свою семью
Подвижные игры
«Золотые ворота»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
«Мышеловка»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
«Ведьма»
Количество игроков: любое
Дополнительно: веревка
Из веревочки выкладываем круг. Это - дом ведьмы, в котором один из игроков - ведьма - подстерегает добычу. Остальные ходят на корточках вокруг ведьминого дома.
Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают.
«Разбойники»
Количество игроков: любое
Дополнительно: любые предметы
Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу.
«Соревнование скороходов»
Количество игроков: любое
Дополнительно: обувные коробки
Все участники надевают обувные коробки и бегут наперегонки через всю квартиру.
Побеждает тот, кто добежал до конца комнаты первым.
«Выпусти рыбку»
Количество игроков: 6-12
Дополнительно: бумажные рыбки
Выстраиваются две команды по 3—6 человек, лицом друг к другу на расстоянии 2—4 м. Ведущий вручает первым номерам команд по одной рыбке. Звучит музыка, игроки передают рыбку друг другу. Рыбу следует передавать головой вперед (как она плывет).
Музыка внезапно смолкает. Те участники, у кого в руках оказываются рыбки, — выбывают из игры.
Если в момент остановки игры рыбу держат двое, то выбывает тот, кто держит ее за голову. Вновь звучит музыка и т.д. Так продолжается до тех пор, пока в каждой команде не остается по одному человеку.
Игру можно продолжить — провести соревнование между двумя финалистами и определить одного победителя.
«Кто последний?»
Количество игроков: 2-3
Дополнительно: гимнастическая палка (черенок швабры) или бельевая веревка. Игра может пригодиться, когда нужно определить водящего. Играющие по очереди хватаются за палку или веревку, начиная примерно с середины. Выигрывает тот, кто окажется последним.
«Стоп»
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Выбирается ведущий. Играющие становятся в круг, ведущий – за кругом спиной к игрокам. По команде ведущего игроки начинают быстро передавать друг другу мяч по кругу по часовой или против часовой стрелки. Бросать мяч нельзя, он постоянно должен находиться в руках у кого-то из участников.
Ведущий быстро командует «Стоп!». У кого из игроков в этот момент оказался мяч, тот выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется один участник.
«Веселые силачи»
Количество игроков: двое
Дополнительно: нет
Двое примерно равных по комплекции детей усаживаются спина к спине, крепко упираются друг в друга и пытаются встать в этом положении на ноги (со сцепленными руками или без).
После этого надо снова сесть, так же крепко упираясь друг в друга.
«Картошка"
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Мяч должен быть легким, лучше небольшой надувной. Игроки став в круг перекидывают мяч друг другу (ловят или отбивают как в игре "волейбол"), тот кто пропускает или роняет мяч становится "картошкой" - садится на корточки в круг и по нему могут производиться удары мячом.
Если мяч после удара по "картошке" падает на землю, то он не считается пропущенным и игра возобновляется, если "картошке" удается поймать мяч (наподобие "свечи"), то "картошкой" становится потерявший мяч, а остальные игроки выходят из круга. Последний из двух оставшихся игроков, уронивший мяч на землю, становится первой "жертвой" нового кона.
«Вышибалы»
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Игровое поле (длиной ~8-10 метров очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят вышибалы (водящие), их задача - выбить мячом игроков с поля, мяч подается поочередно от одного вышибалы к другому, существует масса вариантов игроков.
а) вышибалой становится "выбитый" или вновь прибывший игрок.
б) играющие делятся на команды и выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана "свечка", что означает либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.
«Сыщик, ищи вора»
Количество игроков: любое
Дополнительно: шапка, бумажки, ручки
Итак, в шапку складываются бумажки с ролями: Сыщик, вор, король, судья, палач и т.п.
Игроки наугад вынимают бумажки и только "сыщик" предъявляет то, что ему досталось. Теперь он должен найти "вора" среди игроков, если угадывает - судья наказывает "вора", если нет, то "сыщика", "палач" обязан проследить за исполнением приговора.
«Людоед»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Вода ("людоед") сидит с закрытыми глазами и все поочередно его трогают, тот, кого ему удастся схватить за руку, становится "людоедом".
«Король»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки встают в круг, водят вокруг водящего ("короля") хоровод со словами:
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Hашёл себе пpинцессу, пpинцессу, пpинцессу, (король из хоpовода выбиpает пpинцессу)
Давай с тобой попрыгаем, попpыгаем, попpыгаем, (всеми выполняются указанные действия)
И ножками подpыгаем, подpыгаем, подpыгаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И pучками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
Головкой покачаем, и снова начинаем... (выбирать принцессу лучше с закрытыми глазами)
«Удочка»
Количество игроков: любое
Дополнительно: прыгалки
Стоящий в центре водящий раскручивает прыгалки, а остальные, расположившись по кругу, должны вовремя подпрыгнуть, чтобы прыгалки не задели по ногам.
Кто попался на удочку, тому водить.
«Невод»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
В эту игру стоит играть, когда народу соберется побольше. Посчитались — кому-то выпало водить: стараться осалить убегающих, уплывающих, увертывающихся от него, ныряющих (под водой салить нельзя!).
Но одному водить недолго придется: тот, кого он осалил, тоже принимается ловить других вместе с ним. Ловцов становится все больше. Вот их стало пятеро — теперь они должны не просто осалить каждого оставшегося, а взять его в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки водящих. И тогда те двое, которые его опустили, выходят из воды на берег. Невод распался.
Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить. Тот, кто продержался дольше всех, — молодец.
17. «Крепкие и надежные друзья»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг.
Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на коленочки. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны.
«Чижик»
Количество игроков: любое
Дополнительно: мел, палочка
Старший из детей очерчивает на земле мелом или острой палочкой квадрат — "клетку", в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку — "чижик". Все по очереди подходят к "клетке" с другой длинной палкой и бьют по "чижику", который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют "чижика" на лету, стараясь загнать его в "клетку". Правда, нужно быть внимательным, чтобы самому не попасть под удар вместо "чижика".
«Коробочки»
Количество игроков: любое
Дополнительно: коробка из-под обуви, шарики
Коробку из-под обуви поставьте на гладкую поверхность открытой стороной к игрокам.
Проведите лаггинг (выберите того, кто начнет игру первым).
Отступите от коробки на 5-6 шагов. Если вы освоили приемы игры в совершенстве, можно стрелять и с большего расстояния.
Каждый игрок, соблюдая очередность, делает выстрел таким образом, чтобы шарик катился, как в игре в кегли, по направлению к коробке.
Шарики, не достигшие коробки, остаются там, где они остановились, и считаются упавшими солдатами. Игрок, закативший шарик в коробку, может взять в плен упавших солдат. Если шарик, закатившись в коробку, вылетел назад, он так же считается упавшим солдатом.
Количество шариков, участвующих в игре, обговаривается игроками заранее. Выигравшим считается тот игрок, который наберет наибольшее количество шариков.
«У медведя во бору!»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит,
На нас глядит.
(Варианты: Медведь не спит
И на нас рычит!
или: Медведь простыл,
На печи застыл!)
Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),
Медведь за нами кинулся!
Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".
«Ловушка»
Количество игроков: как можно больше
Дополнительно: нет
Все играющие встают в три круга, взявшись за руки. Крайние идут вправо, средний круг идет влево, хлопая в ладоши. Поют песню. По сигналу (хлопок, свисток) игроки крайних кругов подают друг, другу руки, стараясь захватить в капкан среднего. Захваченный встает в один из крайних кругов.
«Колокольчик здесь»
Количество игроков: трое
Дополнительно: колокольчик, 2 повязки на глаза
В центр круга выходят трое играющих: двум из них завязывают глаза, а третьему дают колокольчик. Играющий с колокольчиком время от времени звонит в него, двое других, бросаясь на звонок, стараются захватить его. Тот, кто с колокольчиком, искусно маневрируя по кругу, может создавать такие положения, когда играющие с повязками на глазах старательно выслеживают и ловят друг друга.
Если один из преследователей поймает играющего с колокольчиком, они меняются ролями.
«Куча мала»
Количество игроков: любое
Дополнительно: кубики.
Кубики делятся поровну между игроками. Игроки по очереди выставляют по одному кубику на пол так, чтобы ни один кубик не упал. Если какое-то количество или все кубики упали, игрок, на чей ход это случилось, забирает упавшие кубики себе.
Цель игры - избавиться от своих кубики. Проигрывает тот, у кого последнего остаются кубики.
«Столбы»
Количество игроков: 15-20 человек
Дополнительно: мяч
Все встают в широкий круг. Игра начинается с вольной переброски мяча. Всякий, кому брошен мяч, должен поймать его и бросить другим игрокам другим. Лишь только мяч упадет на землю все тотчас же разбегаются в стороны, а уронивший мяч становится водящим. Его задача - как можно скорее поднять мяч, крикнув при этом «стой!» Игроки останавливаются там, где их застал этот возглас. Водящий с места, где поднят мяч, бросает его в ближайшего игрока.
Тому разрешается увертываться от мяча, но ни в коем случае не отрывать ног от земли. Удалось водящему задеть мячом игрока - значит он отыгрался. Игра начинается снова. Если водящий бросил мяч мимо цели, то его за это объявляют «столбом», то есть он должен стоять на месте не двигаясь. Все играющие становятся снова в круг в 5-6 шагах от «столба», и игра возобновляется. Когда наступит момент разбега, «столб», лишенный этого права, остается на месте. Вероятно, в него и будет бросать мяч новый водящий, если остальные далеко разбегутся. При удачном броске он отыгрывается, а «столб» по-прежнему остается там, где стоял.
Игра продолжается. Если водящий промахнется, его самого ставят «столбом», а тот, в кого он бросал мяч, возвращается в круг играющих.
«Вьюны»
Количество игроков: чем больше, тем лучше
Дополнительно: нет
Играющие встают в круг и приподнимают руки кверху, образуя «воротца». Ведущий объявляет двух рядом стоящих игроков вьюнами. Один вьюн встает в круг и называется «убегающий», другой - за кругом - «догоняющий». Дистанция пробега невелика - нужно один раз обежать круг и встать на свое место, но бежать придется не по прямой, а по извилистой линии, проскальзывая в «воротца» то с одной, то с другой стороны.
По сигналу ведущего оба вьюна срываются с места. Если победил, то есть добежал раньше до своего места убегающий, то назначается вместо него вьюн, а догоняющий остается прежний. Если догоняющий осалил убегающего, то догоняющий выбирает себе замену, а убегающий вьюн остается старый.
Можно игру проводить с разделением на две команды, рассчитав всех стоящих на первые и вторые номера, тогда убегающий и догоняющий вьюны выбираются из разных команд, а успех того или другого приносит одно очко его команде.
«Клюнь приз»
Количество игроков: любое
Дополнительно: марля, петушиная маска с клювом, фрукты, конфеты.
На двух стойках растягивается марля, на ней навешены призы - фрукты, конфеты, печенье и т. д. Играющему надевают петушиную маску с длинным клювом. Глаза прикрываются специальной занавесочкой. Задача играющего - подойти к стойке и «клюнуть» приз. Для ориентировки перед стойкой, на полу, чертится мелом черта.
«В шляпе»
Количество игроков: любое
Дополнительно: шляпа
Выбирается водящий. Задача водящего — осалить игрока в шляпе. Однако остальные игроки постоянно передают шляпу друг другу. Если игроку передали шляпу, он должен остановиться и надеть ее. Бегать, держа шляпу в руке, запрещается.
Если водящему удалось осалить игрока в шляпе, они меняются ролями. Меняются ролям водящий и игрок, уронивший шляпу на землю или забывший надеть ее на голову.
Чтобы сделать игру более динамичной и интересной, можно ввести в игру нескольких (двух - четырех) водящих и несколько шляп.
«Капитан, корабль, рифы»
Количество игроков: любое
Дополнительно: повязка на глаза
Из числа игроков выбираются капитан и корабль. Остальные участники рассредоточиваются по поляне изображая рифы. Кораблю завязывают глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель капитана — провести корабль между рифами на противоположную сторону игровой площадки (для уточнения задачи можно также выбрать игрока, изображающего пирс, к которому должен причалить корабль). Для этого капитан отдает кораблю команды: Направо! и Налево!. Корабль должен поворачивать в соответствии с этими командами, продолжая непрерывно двигаться. Если корабль заденет один из рифов — игра проиграна и выбирается новая пара — капитан и корабль.
Можно попытаться провести игру одновременно для 2—3 пар капитанов и кораблей (при этом для каждого из них нужно обозначить собственный пирс).
«Переход пропасти»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
На земле или на полу чертится линия. Все участники делятся две команды. Игроки одной команды становятся в ряд, боком друг к другу, и берутся за руки. Каждая команда приставным шагом двигается по линии (команды начинают движение с противоположных концов линии). Самое трудное - разойтись по линии, когда команды встречаются (лицом друг к другу). Команда, игроки которой сошли с линии, считается проигравшей.
Для того, чтобы выиграть, разрешается сталкивать игроков противоположной команды.
«Охотники»
Количество игроков: любое
Дополнительно: три небольших мячика (возможно использовать также сосновые шишки).
Выбираются трое водящих — “охотники”, каждый из них берет по мячику. По команде ведущего все игроки (в том числе и “охотники”) свободно прогуливаются по площадке. Как только ведущий говорит: “Стоп”, игроки должны замереть на месте, а “охотники” (тоже не сходя с места) пытаются попасть мячиком в кого-нибудь из игроков. Те охотники, которым это удается, меняются с осаленными игроками ролями. Затем игра повторяется.
Кроме того, можно играть на маленькой площадке на выбывание. Игроки, осаленные “охотниками”, покидают площадку. Охотник, который промахнулся, тоже выбывает из игры. Выигрывает последний участник, оставшийся в игре. В этом варианте игры количество “охотников” можно увеличить.
«Звонарь»
Количество игроков: чем больше, тем лучше
Дополнительно: нет
Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово«звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4—6 человек.
После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило — тот становится водящим.
«Утка-Гусь»
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.
Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Доброе утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.
«ПМЖП»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра наподобие жмурок. Несколько детей выбирают ведущего. Он начинает считать про себя буквы: П, М, Ж, П. Любой игрок останавливает ведущего и на какой букве ведущий остановился, ту команду игроки и будут выполнять.
Первая "П" - это жмурки, но игроки могут сделать только 15 шагов. Если игроки сделали 15 шагов, то больше ходить они не имеют права. Ведущий должен ловить игроков.
"М" - это "мертвые" жмурки. Ведущий закрывает глаза и считает до 60. Когда ведущий досчитал до 60, он говорит "стоп", и игроки больше не могут ходить, они должны замереть на месте, а ведущий будет их искать с закрытыми глазами.
"Ж" - это обыкновенные жмурки.
Вторая "П" - это жмурки с прыжками. Игроки должны лишь прыгать, когда ведущий с закрытыми глазами будет их ловить.
Если ведущий поймал любого игрока, то игрок становится ведущим, а ведущий - игроком.
«Стоп, машина!»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий, становиться, как можно дальше к игрокам, спиной. Игроки выстраиваются в шеренгу и по сигналу ведущего, начинают движение к нему. Сигналом может служить слово «старт».
Задача игроков, быстрее всех добежать до ведущего и коснуться его спины. Но во время движения игроков, в любой момент, любой количество раз, ведущий может произнести фразу: «Стоп, машина!!!». И все игроки должны замереть на месте.
Ведущий может обернуться и посмотреть, если он заметит, что кто-то шевелится или улыбается, тот игрок штрафуется. Он должен отойти назад на пять шагов или вернуться на исходную позицию (смотря на расстояние). После этого ведущий снова начинает игру и может снова остановить ее в любой момент.
Победивший игрок становиться ведущим.
«Укротитель диких зверей»
Количество игроков: любое
Дополнительно: стулья
В комнате ставятся стулья на один меньше, чем игроков. Все занимают стулья, а один из играющих становится укротителем диких зверей. Остальные же выбирают для себя животных. Укротитель медленно идет по кругу и называет подряд всех животных. Тот, чье животное названо, встает и начинает медленно идти вслед за своим укротителем. Как только укротитель произносит слова «Внимание, охотники!», все играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья.
Тот, кому места не хватило, становится укротителем диких зверей.
«Зеленая ягодка, красная ягодка»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети делятся на две команды. На игровом поле чертятся две линии на расстоянии 7—10 м друг от друга. Каждая команда выстраивается в шеренгу за линией лицом к игрокам другой команды. Одна команда получает название «Зеленая», другая — «Красная».
Играющие хором спрашивают ведущего: «Какую ягодку берете? С какого дерева сорвете?» Ведущий отвечает: «Я гулять пойду, красную (зеленую) ягодку сорву!» Если был назван красный цвет, первый игрок команды «Красная» разбегается и пытается прорвать цепь команды противника. Если ему это удалось, он берет к себе в команду одного из детей «слабого звена». Если попытка была безуспешной, остается в противоположной команде.
Та команда, где через определенное в начале время окажется больше играющих, побеждает. Но победа может оказаться очевидной и раньше, если команда сохранит не больше двух игроков.
«Веселые музыканты»
Количество игроков: 15—20 детей
Дополнительно: 2 комплекта детских музыкальных инструментов (2 бубна, 2 маракаса, 2 трещотки, 2 колокольчика, 2 шумовые коробочки)
Десяти участникам дают в руки по одному из музыкальных инструментов. Звучит веселая музыка. Дети должны передавать друг другу по кругу эти инструменты, они не должны задерживаться ни у кого в руках. Музыка через некоторое время прерывается.
Дети, у которых оказались парные инструменты, остаются для продолжения игры, остальные садятся на места.
«Малечена-калечина»
Количество игроков: любое
Дополнительно: небольшая палочка
Играющие выбирают водящего.
Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:
Малечена — калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг с
«Журавли-журавли»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поет или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь веревочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поет дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д.
Упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда, играющие запутаются, игру начинают снова.
«Ласточки и мошки»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Играющие - мошки - летают по поляне и напевают:
Мошки летают!
Ласточку не замечают!
Жу-жу! Жу-жу!
Зу-зу! Зу-зу!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.
«Сталкивание ладонями»
Количество игроков: четное
Дополнительно: нет
Игроки стоят напротив друг друга, ноги вместе. Ударами ладоней о ладони соперника, они стараются вывести его из равновесия.
«Холодно – горячо»
Количество игроков: любое
Дополнительно: любой предмет
Один игрок выходит из комнаты, а оставшиеся прячут какой-нибудь предмет. Водящий должен найти этот предмет, пользуясь подсказками: холодно, тепло, горячо.
«Тропинка – команда – кочки»
Количество игроков: четное
Дополнительно: нет
Группу детей разбивают на 2 команды. Команда должна действовать согласовано и быстро реагировать на указания водящего. При слове тропинка – встать друг за другом в цепочку, положить руки на плеч впереди стоящего. При слове «команда» - собраться в круг, взяться за руки и поднять их вверх. А при слове кочки – сесть на землю, как можно ближе друг к другу и прикрыть голову руками.
«Мешочки»
Количество игроков: любое
Дополнительно: табуретка, 4 небольших мешочка
Ведущий в 6-ти шагах от начертанной линии ставит табуретку с ровной поверхностью. В руках у игроков 4 небольших мешочка, набитых песком или горохом.
Задача игроков - кидать мешочки так, чтобы они остались лежать на табуретке. Выигрывает тот игрок, у которого мешочек остается лежать на табуретке.
«Совунья-глазунья»
Количество игроков: 12-15
Дополнительно: нет
Совунья - это вода. Она говорит: "День наступает, все оживает". Дети веселятся, но вода стоит в определенном месте и не двигается.
Проходит несколько секунд и вода говорит: "Ночь наступает, все засыпает". Все замирают в той позе, которой и были.
Вода встает с определенного места, ходит по залу и смотрит кто двигается, а кто нет. Если кто-нибудь двигается и вода это заметил, то игрок выходит из игры.
«Хищник»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Все дети – рыбы, один из них – хищник. Когда взрослый кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» - у другой, а при слове «хищник» - начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.
«Корзина с фруктами»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети садятся в круг на расстоянии метра друг от друга на корточки. Каждый называет себя каким - нибудь фруктом: грушей, ананасом, апельсином - кому что по вкусу. Водящий - покупатель стоит в кругу. Ребята спрашивают: "Что ты купил?" Покупатель отвечает, к примеру, так: "Я пришел с рынка, принес яблоко и грушу". Тогда "яблоко" и "груша" быстро меняются местами, а покупатель старается занять место кого - нибудь из них. Тот, кто остается без места, отправляется на базар - становится водящим.
«Прыгающие воробышки»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
На полу или земле чертиться круг диаметром 4м. Водящая "кошка" становится в середине круга, остальные участники игры "воробьи". Они находятся вне круга. По сигналу воспитателя "воробьи" начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него. Пойманный находится в центре. Когда попадаются все "воробьи", выбирается новая кошка.
Побеждает тот, кто ни разу не попался, и кошка, сумевшая быстрее других поймать всех "воробышков".
«Кто быстрее займет круг»
Количество игроков: кратное четырем
Дополнительно: нет
Играющие делятся на 4 группы, берутся за руки и образуют 4 круга. Эти круги должны находится на одинаковом расстоянии от нарисованного в центре площадки круга диаметром 2 - 3 м. По сигналу руководителя группы пытаются, не расцепляя рук, как можно быстрее попасть в центральный круг. Разрешается мешать другим группам попасть в этот круг.
Побеждает группа, которой удается прорваться в круг, не расцепив рук.
«Дай руку»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Выбирается один ведущий – салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке. Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком. Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить. Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.
«Волк во рву»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Посреди площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 1 метр одна от другой. Это "ров", один - два "волка" становятся во рву. Все остальные - "козы", размещаются на одной стороне площадки - "пастбище". По сигналу "козы" бегут на "пастбище" и перепрыгивают через ров. "Волки", не выходя из рва, пытаются осалить как можно больше коз. Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают. Затем по сигналу козы опять перебегают на другую сторону, в дом, а волки их ловят во рву.
После 2-4 перебежек выбираются новые волки. Выигрывают козы, не пойманные ни разу, и волки, поймавшие больше коз.
«Уйди от погони»
Количество игроков: любое
Дополнительно: колпак
В начале игры только один игрок имеет на голове "Колпак Петрушки". Его не разрешается удерживать руками. Когда начинается погоня, играющие, догоняя партнера, пытаются снять эту шапку и надеть на себя. Каждый старается удержать колпак на голове подольше.
Побеждает тот, кто продержит дольше колпак, а также большее количество раз завладеет им.
«Пятка-нос»
Количество игроков: 12-20 человек
Дополнительно: нет
Образуется два круга: внешний и внутренний с одинаковым количеством игроков. Один человек из внутреннего круга и один из внешнего образуют пару (каждый должен запомнить своего партнёра). По команде ведущего внешний круг начинает бежать по часовой стрелке, а внутренний против. Ведущий будет подавать команды, которые должна выполнить каждая пара, причём очень быстро. Пара, которая окажется последней - выходит из игры.
Например, если ведущий выкрикивает: спина к спине!, значит, пары должны соединиться именно этими частями тела. Пара, которая последней сделает это, выходит из игры. Побеждает пара, которая дойдет до конца.
Команды ведущего могут быть следующие:
ладонь к ладони
ухо к плечу
колено к ладони
пятка к пятке
колено к плечу
локоть к пятке
спина к спине
«Али-баба»
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5 –7 метров. Игру начинает одна из команд словами:
- Али-баба!
Вторая команда хором отвечает:
- О чем слуга
Вновь говорит первая команда:
- Пятого, десятого, Сашу нам сюда!.
При этом называется имя одного из игроков команды противника. Названный играющий оставляет свою команду и бежит к команде противника с целью разорвать цепь, т.е. расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди.
Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.
«Заколдованный замок»
Количество игроков: любое
Дополнительно: повязки на глаза
Играющие делятся на две команды. Первые должны расколдовать замок, а вторая команда - помешать им в этом. Замком может служить дерево или стена. Около замка находятся главные ворота - двое ребят из второй команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке.
Игроки, которые должны расколдовать замок по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача - незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до замка. При этом игра считается оконченной.
Но задача второй команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к замку. Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры ребята меняются ролями.
Перед началом игры надо оговорить одно условие: будут ли ребята из второй команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.