ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
ШКОЛА № 2012 «миротворец»
109559, Москва, Верхние поля ул., 47, корп. 1
«Утверждаю» Директор школы Мягкова А.П. « » июня 2016 года | | |
Тел/факс 8-495-658-49-91, e-mail: [email protected], http://sch2012uv.mskobr.ru
Дополнительная
общеобразовательная программа
« Прогулки по Москве »
Возраст - Срок реализации - 1 год Тип программы - Руководитель : Семикина С.В. | 13-141 модифицированная |
Москва
2016 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
- Свободно ориентироваться на территориях, расположенных в пределах Садового кольца и Камер-Коллежского вала; уметь работать с картой и ориентироваться по ней.
Обучающиеся также будут знать:
основные исторические местности и улицы столицы и краткие исторические сведения о них;
основные памятники истории и архитектуры Москвы;
основные принципы планировки Москвы.
Кроме того, обучающиеся смогут вести самостоятельную исследовательскую работу по изучению Москвы.
2. Содержание программы
В данной программе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре Москвы, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры.
Содержание курса предоставляет широкую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ребенка, позволяет учителю начальных классов организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и Москвы.
Школьники начинают знакомство с малой Родиной, самым близким уголком Москвы – школа, дом, двор. Ученики учатся бережно относиться к природным богатствам Москвы, использовать знания на практике, заботиться об окружающих. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («символика») объясняют лишь небольшую часть: герб, флаг, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер, процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Дети изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.
Историко-топографический подход помогает выявить в многовековой истории города именно то, что наиболее характерно для той или иной местности, улицы Москвы, её отличие от других в общегородской истории и культуре, дает возможность развивать у детей ассоциативное мышление.
Базовый предмет искусства | Театрально-сценическая деятельность | Художественно-изобразительная деятельность | Классное мероприятие | Внешкольное мероприятие |
Москва – наш город.
Как Москва росла. «Годовые кольца Москвы». Адрес.
Музыка. Разучивание песни «С чего начинается родина» (Сл. — М. Л. Матусовский, муз. — В. Е. Баснер) | Конкурс чтецов. Стихи о Москве. | Изготовление открыток «Моя, Москва!» | Классный час «Байки, поведанные москвичком-старичком» | Прогулка по улицам города. Фоторепортаж. |
Добрые волшебники города.
Знакомство со службами города, социально-бытовыми объектами и профессиями людей, работающих на них.
| Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Магазин», «Зоопарк» и т.п. | Выставка рисунков «Городские профессии» | Рассказ родителей о своей профессии (врач, продавец, диспетчер и т.д.) | Экскурсия на предприятие (почта, аптека, магазин, пожарное депо и т.д.) |
Городская символика.
Геральдика. Что такое герб города. Легенда о Георгии Победоносце. Как Москва стала столицей. Почему московский герб изображен на государственном флаге России.
Музыка. Разучивание гимна Москвы | | Изображение личного герба | Классный час «Кто управляет городом» | Подбор материалов «Где встречается символика города Москвы» |
Стены древнего Кремля.
Зачем Москве нужна была крепость. Древняя крепость – выдающееся произведение архитектуры и военного искусства. Башни древней Москвы.
| | Оформление альбома «Московский Кремль» | Интерактивная экскурсия «Путешествие по Кремлю». Разработка маршрутного листа. | Экскурсия в Оружейную палату |
Прогулка по Кремлю.
Памятники Кремля. Царь-пушка. Царь-колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня «Иван Великий».
| Конкурс-инсценировка «Во всю Ивановскую» | Лепка из пластилина моделей Царь-пушки и Царь-колокола | Работа над альбомом «Московский Кремль» | Экскурсия в Большой Кремлевский дворец |
Главная площадь страны.
Красная площадь – сердце России. Почему площадь назвали Красной. Парады на Красной площади. Башни, выходящие на Красную площадь. Спасская башня. Главные часы Москвы. Звезды Кремля.
Изобразительное искусство «А из нашего окна» | Литературно-сценическая зарисовка «Красная площадь сквозь века» | Изготовление лего-макета Красной площади | Классный час «На Красной площади парад» | Прогулка с родителями по Красной площади |
Герои Великой Отечественной войны в названиях городских улиц.
Имена героев. Площадь Победы. Поклонная гора.
Музыка. Песни на военную тематику | Литературная композиция «Поклонимся великим тем годам» | Выставка рисунков «Они сражались за Родину» | Составление классной Книги памяти | Посещение мемориала в Александровском саду |
Главная улица столицы.
Улица памятников и площадей. На Триумфальной площади. Памятник В. Маяковскому. Пушкинская площадь.
Изобразительное искусство «Сказки Пушкина» | Постановка «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» | | Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо» | Составление путеводителя по главной улице Москвы |
Памятники и мемориалы Москвы.
Воплощенная история города и родного района.
| | Изготовление открыток «Памятники Москвы». | Для чего люди берегут память о значительных событиях и великих людях. | Фоторепортаж «Памятники Люблино» |
Московская архитектура.
Здания разных времен на территории Москвы. Московские высотки. Дом Пашкова. Палаты бояр Романовых. Современная архитектура.
| | Моделирование города будущего | Заседание круглого стола «Красота нашего города» | Экскурсия в Музей архитектуры им. Щусева |
Московский транспорт.
История общественного транспорта Москвы. Извозчики. Конка. Трамвай. Автобус. Метро. Красота столичного метрополитена.
| Инсценировка «Песни старого извозчика» | Коллаж «От кареты до метро» | Классный час «Азбука безопасности в городе» | Посещение с родителями Музея московского метро (по ЧТ, 9.00-16.00, ул. Хамовнический Вал, 36, юж вестиб ст м Спортивная) |
Московская природа.
Кто живет в московских лесах.. Что растет в московских парках. Красная книга.
| Игра-шарада «Угадай животное» | Конкурс ландшафтного дизайна – изготовление макета парка/сквера | Изучение гербария. Беседа о бережном отношении к природе | Изготовление кормушек «Птичья столовая» |
Московские реки.
Значение рек для жизни города. Главная река Москвы.
Изобразительное искусство «Узор в полосе» | | Конструирование модели городского моста | | Фоторепортаж «Реки, речки и речушки» |
Московские музеи.
Какие бывают музеи. Правила поведения в музеях.
| | | Беседа о правилах поведения в музее. | Участие в олимпиаде «Музеи.Парки.Усадьбы» |
Путешествие по Москве на машине времени.
| | | Москва деревянная. Москва белокаменная. Лубяной торг. | Участие в олимпиаде «Музеи.парки.Усадьбы» |
Как жили москвичи раньше.
Внутреннее убранство помещений. Мебель, посуда и одежда древних москвичей.
| | | Классный час «Как освещались московские улицы». | Посещение выставки «Московская старина в Музее русского костюма и быта в Измайлове»(Измайловское ш., 73-ж). Экскурсия в музей «Огни Москвы» (Армянский пер., 3). |
Семейные праздники москвичей.
Свадьба. Новоселье. Крестины. Что такое обряды.
Новый год. Масленица.
| Разучивание обрядовых песен. | | | Посещение выставки «Масленица в Музее русского костюма и быта в Измайлове» |
Город мастеров.
Московские ремесленники. Ремесленные слободы.
| Выставка-ярмарка. | | | Экскурсия в Музей декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3). |
3. Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Москва – наш город! | 1 |
2. | Добрые волшебники города. | 1 |
3. | Городская символика. | 2 |
4. | Стены Древнего Кремля. | 2 |
5. | Прогулка по Кремлю. | 2 |
6. | Главная площадь страны. | 2 |
7. | Герои Великой Отечественной Войны в названиях улиц. | 2 |
8. | Главная улица столицы. | 2 |
9. | Памятники и мемориалы Москвы. | 2 |
10. | Московская архитектура. | 2 |
11. | Московский транспорт. | 2 |
12. | Московская природа. | 2 |
13. | Московские реки. | 2 |
14. | Московские музеи. | 2 |
15. | Путешествие по Москве на машине времени. | 2 |
16. | Как жили москвичи раньше. | 2 |
17. | Семейные праздники москвичей. | 2 |
18. | Город мастеров. | 2 |