Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №4
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор МАОУ гимназии №4
Протокол № 1 г. Канска
от «28» августа 2014г. _________/О.А. Шумачкова/
ПРИКАЗ № 136-0
от «29» августа 2014 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
для 1Б класса
на 2014-2015 учебный год
Разработала
учитель начальных классов
Самсонова Л.А.
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №373 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.10 №1241, от 22.09.2011 № 2357), Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии №4 г. Канска, авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект», в соответствии с требованиями психолого-педагогических основ развивающей системы обучения (Л.В. Занкова) и ориентирована на реализацию целей и задач МАОУ гимназии №4 на 2014-2015 учебный год.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цели и задачи курса.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 1-4 классов в рамках общеинтеллектуального и социального направлений внеурочной деятельности.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Работа ведется в специальных тетрадях. Задания направлены на расширение кругозора и обогащение словарного запаса новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» отводится 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе, 34 занятия во 2-4-х классах и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина. В соответствии с годовым календарным графиком тематическое планирование составлено на 34 часа (1 урок – резервный).
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Занятия направлены на развитие следующих ценностных ориентиров:
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Для оценки эффективности занятий будут использоваться следующие показатели:
- умение выделить проблему;
- умение поставить цель исследования;
- умение сформулировать гипотезу;
- умение выделить объект исследования;
- умение определить предмет исследования;
- умение описать параметры и критерии предмета исследования;
- умение подобрать соответствующие методы исследования;
- умение подобрать инструментарий;
- умение осуществить анализ результатов;
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность;
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения;
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Содержание учебного предмета, курса
Тема 1. Кто я? Моя семья. Дети учатся рассказывать о себе и о своей семье. Выполняют задания в рабочей тетради с.2-3. Объясняют значение слова «чти» и смысл пословиц о семье. Составляют небольшой устный рассказ о себе и своей семье.
Тема.2. Чем я люблю заниматься. Хобби. Дети узнают значение слова «хобби». Выполняют задания в рабочей тетради с.4-5. Составляют небольшой рассказ о своих увлечениях.
Тема 3. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Дети знакомятся с Мудрым Дельфином, который будет открывать им некоторые тайны в мире проектов. Узнают, что такое «тема» проекта, учатся ее формулировать. Выполняют задания в рабочей тетради с.6-7.
Тема. 4. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Дети узнают значение слов «этап», «помощник». Выполняют задания в рабочей тетради с.8-9. Учатся собирать необходимый для проекта материал.
Тема 5. Повторение изученного. Давай вспомним. Дети повторяют и закрепляют изученный материал. Выполняют задания в рабочей тетради с. 10-11.
Тема 6. Проблема. Дети узнают значение слова «проблема», подбирают к нему синонимы. Учатся находить пути решения проблемы. Выполняют задания в рабочей тетради с. 12-13.
Тема 7. Проблема. Решение проблемы. Дети продолжают учиться находить пути решения проблемы. Выполняют задания в рабочей тетради с. 14-15.
Тема 8. Гипотеза. Предположение. Дети узнают значение слов «гипотеза», «предположение». Учатся выдвигать свои гипотезы и предположения анализировать предложенные. Выполняют задания в рабочей тетради с.16-17.
Тема 9. Гипотеза. Играем в предположения. Дети учатся выдвигать гипотезы на основе прочитанных текстов. Выполняют задания в рабочей тетради с. 18-19.
Тема 10. Цель проекта. Дети узнают значение слова «цель». Учатся ставить свою цель и выдвигать цель героев сказок. Выполняют задания в рабочей тетради с.20-21.
Тема 11. Задача проекта. Дети узнают значение слова «задача». Выясняют, какие черты характера нужны для крепкой дружбы. Учатся сформулировать задачи своего проекта. Делают вывод, что задачи нужны для достижения цели проекта. Выполняют задания в рабочей тетради с. 22-23.
Тема 12. Выбор нужной информации. Дети учатся находить только ту информацию, которая нужна для проекта, выделять в ней самое главное и усваивать ее. Выполняют задания в рабочей тетради с.24-25.
Тема 13. Интересные люди – твои помощники. Дети учатся находить информацию у людей различных профессий. Выполняют задания в рабочей тетради с.26-27.
Тема 14. Продукт проекта. Дети узнают значение слова «продукт проекта». Учатся находить продукты проектов. Выполняют задания в рабочей тетради с. 28-29.
Тема 15. Виды продукта. Макет. Дети знакомятся с понятием «макет проекта». Учатся составлять план работы и изображать макет предмета, который бы хотели создать. Выполняют задания в рабочей тетради с. 30-31.
Тема 16. Повторение пройденных проектных понятий. Дети повторяют и закрепляют изученный материал. Выполняют задания в рабочей тетради с. 32-33.
Тема 17 – 18 . Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Дети узнают значение слова «визитка», учатся ее правильно составлять. Выполняют задания в рабочей тетради с.34-37.
Тема 19 - 20. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Дети узнают значение слова «мини-сообщение». Учатся готовить мини-сообщение и выступать с ним перед классом. Выполняют задания в рабочей тетради с.38-39.
Тема 21. Выступление перед знакомой аудиторией. Дети учатся выступать перед знакомой аудиторией, выслушивать и анализировать выступления своих товарищей. Выполняют задания в рабочей тетради с.40-41.
Тема 22. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Занятие практическое. Дети учатся окрашивать цветок в различные цвета. Выполняют задания в рабочей тетради с.42-43.
Тема 23. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Дети выяснят, что нужно для подготовки ответов к предполагаемым вопросам «из зала. Учатся осознанно подходить к данному процессу. Выполняют задания в рабочей тетради с.44-45.
Тема 24-25. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Дети учатся выступать перед незнакомой аудиторией. Усваивают советы Мудрого Дельфина. Выполняют задания в рабочей тетради с. 46-47.
Тема 26 Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Занятие практическое. Дети учатся мастерить мобильные телефоны из пластиковых стаканчиков. Выполняют задания в рабочей тетради.с.50.
Тема 279. Играем в ученых. Получение электричества при помощи волос. Это интересно. Занятие практическое. Дети учатся получать электричество при помощи волос, проводят опыты. Выполняют задания в рабочей тетради с.51.
Тема 28. Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. Занятие практическое. Дети изготавливают поилку для цветов, проводят опыты. Выполняют задания в рабочей тетради с. 52-53.
Тема 29. Тест «Чему я научился?». Проверяются и закрепляются знания детей. Дети выполняют тест с. 54 рабочей тетради и задания на с. 55.
Тема 30. Памятка для учащегося-проектанта. Твои впечатления от работы над проектом. Дети разбирают памятку для учащегося-проектанта, читают каждый пункт и обсуждают. Высказывают свои впечатления и предложения от работы над проектом. Выполняют задания в рабочей тетради с.56-59.
Тема 31-33. Твои впечатления от работы над проектом. Защита проекта. Советы на лето от Мудрого Дельфина. Дети защищают свой проект и разбирают советы на лето от Мудрого Дельфина. Выполняют задания в рабочей тетради с. 60-63.
Содержание курса направлено на становление проектно-исследовательской деятельности в результате целенаправленного обучения, особой системы поддержки и контроля качества. Содержание курса включает систему заданий на формирование умений проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов» по принципу усложнения заданий от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио, он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
Название проекта | | | |
Техника исполнения | | | |
Самостоятельность | | | |
Сложность | | | |
Моё настроение | | | |
Применение | | | |
«Мои достижения»
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
1 класс
№ занятия | Тема | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Кто я? Моя семья | Знакомство с рабочей тетрадью, выполнение заданий в тетради. Отвечать на вопросы учителя, обосновывать свой ответ. |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | Участвовать в обсуждении вопросов, знакомство со значением слова «хобби» |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «тема».Обосновывать свой выбор темы проекта. |
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | Запоминать толкование новых понятий. Знакомство с понятием «этап». Уметь сделать правильный выбор и обосновать его. |
5 | Повторение. Давай вспомним. | Отвечать на вопросы учителя, рассказывать о результатах опыта. Повторять значение новых понятий. |
6 | Проблема. | Запоминать толкование новых понятий. Учиться видеть проблему. |
7 | Проблема. Решение проблемы | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы.. |
8 | Гипотеза. Предположение | Знакомство с новым понятием. Работа по заданиям тетради. |
9 | Гипотеза. Играем в предположения | Учиться выдвигать гипотезу, сравнивать свою гипотезу с гипотезами своих товарищей. |
10 | Цель проекта | Учится работать с реальными объектами, как с источниками информации. Учиться ставить цели . |
11 | Задача проекта | Участвовать в диалоге. Учиться формулировать задачи проекта. Работать в тетради по плану.. |
12 | Выбор нужной информации | Учиться работать с информацией. Предполагать, какая информация нужна. Обосновывать выбор информации. |
13 | Интересные люди – твои помощники | Активно участвовать в обсуждении вопросов. Играть в игру «интересное интервью». |
14 | Продукт проекта | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Работать по плану, сверять свои действия с целью. |
15 | Виды продукта. Макет | Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, данную в рабочей тетради. |
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. |
17 | Визитка | Знакомство с новым понятием Работа по заданиям тетради. |
18 | Как правильно составить визитку к проекту | Активно участвовать в обсуждении вопросов. Играть в игру «интересное интервью». |
19 | Мини-сообщение. | Мини-сообщения детей, подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация». |
20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация». |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация. |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | Работать по плану, сверять свои действия с целью, Исправлять ошибки. Объяснять, с какой целью был задан вопрос, для чего надо знать ответ на данный вопрос. |
24-25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | Мини-сообщения детей, подготовленные дома. Участвовать в обсуждении, делать выводы и обобщения. |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. |
27 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. |
29 | Тест «Чему я научился?» | Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой. |
30 | Памятка для учащегося-проектанта | Работать по плану, сверять свои действия с целью. Коллективная работа, обсуждение результатов работы, исправление ошибок. |
31 | Твои впечатления от работы над проектами | Представление личностных достижений. Использование различных форм представления. Использование приемов делового общения. Самооценка и взаимооценка деятельности |
32 | Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. | Участвовать в обсуждении, делать выводы и обобщения. |
33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Участвовать в обсуждении, делать выводы и обобщения. |
2 класс
№ | Тема | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби» |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии». |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | Объяснять с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. |
5 | Этапы работы над проектом | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя. |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. |
7 | Проблема. Решение проблемы | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы. |
8 | Выработка гипотезы-предположения | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы, выдвигать гипотезу, сравнивать свою гипотезу с гипотезой, придуманной одноклассниками. |
9 | Цель проекта | Учится работать с реальными объектами, как с источниками информации, выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения. |
10 | Задачи проекта | Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры». |
11 | Сбор информации для проекта | Наблюдать, осуществлять сравнение, сходство и различие выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, классифицировать, рассуждать, анализировать, учится работать с реальными объектами как с источниками информации. |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру «интересное интервью». |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения. |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, данную в рабочей тетради. Подготовить сообщения о своих коллекциях. |
15 | Играем в ученых. Это интересно | Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта. |
16 | Тест «Чему ты научился?» | Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой. |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление.Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | Мини-сообщения детей , подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация». |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Практическая работа на компьютере. |
21 | Программа МРР | Практическая работа на компьютере. |
22-23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале. |
25 | Тест «Советы проектанту» | Самостоятельное выполнение теста. |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради. |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа. |
28 | Играем в ученых. Это интересно | Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует. |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть. |
30 | Памятка жюри конкурсов | Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина. |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | Выступать перед незнакомой аудиторией. |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией. Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения. |
33 | Играем в ученых. Это интересно | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует. |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | Рисовать открытки своим помощникам. |
3 класс
№ занятия | Тема | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби. Рассказывать о своих увлечениях. Вспомнить значение слова «этап».Разбор этапов. |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы. |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | Рассказать о теме своего исследования. Выдвигать гипотезу, сравнивать свою гипотезу с гипотезой, придуманной одноклассниками. Работа над проектным понятием «задача проекта». |
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | Учится работать с реальными объектами, как с источниками информации. Выбрать для себя помощников для работы над проектом. Наблюдать, осуществлять сравнение, сходство и различие выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, классифицировать, рассуждать, анализировать. |
5, 6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Составлять паспорт проекта. |
7, 8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Составлять вопросы для анкет. |
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Запоминать толкование новых понятий. Составлять памятки по теме проекта. |
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя |
11, 12 | Практическая работа. Создание мини-постера | Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения. |
13, 14, 15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы. |
16, 17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | Запоминать толкование новых понятий. Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде. |
18, 19 | Программа МРР. Дизайн | Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы. |
20, 21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | Работать в программе МРР. Пробовать вставлять фотографии. |
22, 23 | Требования к компьютерной презентации. | Знать требования к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. |
24, 25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи. |
26, 27, 28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. |
29, 30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | Отбирать нужную информацию. Составление визитки. Учиться отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта |
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа. |
32 | Твои впечатления работы над проектом | Уметь подводить некоторые итоги своей работы. |
33 | Пожелания будущим проектантам | Делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам. |
34 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | Рисовать открытки своим помощникам. Выявлять объём накопленных знаний во время проектной деятельности, проверять на сохранность знаний. Уметь высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года. |
| ИТОГО 34 | |
4 класс
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1, 2 | Наблюдение и экспериментирование | Планировать этапы наблюдения, эксперимента. Составление плана и заполнение таблиц на основе наблюдения. Комментирование личной деятельности . Самооценка и взаимооценка. |
3, 4 | Методы исследования | Определение методов исследования. Выбор методов в зависимости от цели. Деятельность в диалоге. |
5, 6 | Наблюдение и наблюдательность | Различение понятий, их характеристика. Создание вопросов для дискуссии. Оценка уровня наблюдательности |
7 | Совершенствование техники экспериментирования | Выделение критериев эксперимента. Построение плана эксперимента. Выбор вида эксперимента. Практикум эксперимента. Оценка и самооценка результатов. |
8 | Интуиция и создание гипотез | Формирование понятий. Построение логических цепочек и гипотез. Умение доказывать собственное мнение, опровергать оппонентов. |
9, 10 | Правильное мышление и логика | Определение понятий. Построение логических цепочек. Проведение и построение классификаций. |
11, 12 | Искусство делать сообщения | 2 |
13 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | Формулировка вопросов в зависимости от цели. Построение ответов на различные вопросы. Умение договариваться о |
14 | Семинар «Как готовиться к защите» | Составление плана на основе устного сообщения. Планирование деятельности. Отбор информации. Самооценка и взаимооценка результатов |
15 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | Выделение существенных признаков определения. Выбор и обоснование темы исследования. Планирование деятельности. Выбор партнеров.. |
16, 17, 18 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Отбор информации. Применение приемов наблюдения. Распределение ролей в исследовании. Ведение диалогового общения. Самооценка и взаимоценка деятельности |
19, 20 | Коллективная игра-расследование | Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение договариваться, преодолевать конфликты. Выбор способов оформления результатов. |
21 -27 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов |
28 | Семинар | Принятие и обработка информации. Формулировка вопросов. Создание собственных гипотез. Взаимодействие в группе. |
29, 30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. |
31, 32 | Подготовка собственных работ к защите | Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов |
33, 34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | Применение навыков публичных выступлений, создания презентаций. Самооценка и взаимооценка результатов деятельности. Умение вступать в дискуссию, отстаивать свою позицию |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся: Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
5. Компьютер.
6. Мультимедиапроектор.
7. Принтер.
21