Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа № 1 а. Тахтамукай»
Рабочая программа по немецкому языку
для 3 класса
учитель немецкого языка Хутыз С.Е.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
(3 класс)
Общая характеристика учебного предмета
Изучение иностранного языка в общеобразовательных учреждениях страны начинается со II класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.
Данная программа предназначена для учащихся 3 класса, продолжающих изучать предмет «иностранный язык».
Программа по немецкому языку составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по немецкому языку и регламентирует работу в объеме 68 часов.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной
рабочей программы, являются:
Закон РФ «Об образовании» (ст. 32. п.2.7)
Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
Стандарт начального общего образования по немецкому языку;
Рабочие программы. И.Л.Бим, Л.И.Рыжова. Немецкий язык. Предметная линия учебников И.Л.Бим.
Учебный план школы.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Немецкий язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Изучение немецкого языка расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Основные содержательные линии
Первая содержательная линия – коммуникативные умения, вторая - языковые знания и навыки оперирования ими, третья - социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые отражают результат овладения немецким языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Немецкий язык».
Цели обучения
В процессе изучения немецкого языка реализуются следующие цели:
формирование умений общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению немецким языком;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования немецкого языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на немецком языке;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром сверстников, с детским фольклором Германии и доступными образцами немецкой художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
«овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступный ребёнок типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполне- ние пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звукобуквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
• умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
• перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступного возраста культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Место предмета в базисном учебном плане.
Базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. Общее число часов на изучение – 204. Из них выделяется 10% резервного времени.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на немецком языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей (например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков); умение пользоваться двуязычным словарем учебника и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Предметное содержание речи
Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Любимое домашнее животное.
Мой дом/квартира/комната. Праздники: день рождения, Новый год.
Игрушки, одежда. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья) – 35% учебного времени. Времена года, погода.
Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день (в зоопарке, цирке),
каникулы – 15% учебного времени. Моя школа / классная комната. Школьные принадлежности,
учебные предметы – 10% учебного времени. Страна/страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, крупные города), литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки) – 30% учебного времени. Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера- уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться ; диалог-расспрос- уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалог-побуждение к действию- уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Все буквы алфавита, основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии (например, функции буквы h, e в качестве знаков долготы). Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и основных звукосочетаний немецкого языка. Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце слога, слова, отсутствие палатализации согласных перед гласными переднего ряда. Ударение в слове, особенно в сложных словах, и в предложении. Интонация утвердительного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Начальное представление о способах словообразования: аффиксация (например, суффиксы существительных: -chen (das Häuschen), -in (от существительных мужского рода с суффиксом –er: die Lehrerin); словосложение (das Lehrbuch); конверсия (образование существительных от неопределенной формы глагола - lesen – das Lesen). Интернациональные слова: das Kino, die Fabrik и др.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова (wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann). Порядок слов в предложении. Утвердительное и отрицательное предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым (Ich wohne in Berlin.), составным именным (Meine Familie ist gross.) и составным глагольным сказуемыми (Ich lerne Deutsch sprechen.). Безличные предложения (Es ist kalt. Es regnet.). Конструкция Es gibt… . Нераспространенные и распространенные предложения. Сложносочиненные предложения с союзами und и aber.
Спряжение слабых и некоторых сильных глаголов в Präsens, использование наиболее употребительных глаголов в Perfect (преимущественно рецептивно, т.е. для понимания в речи учителя, в рифмовках и считалках). Спряжение модальных глаголов wollen, können, müssen, sollen в Präsens. Неопределенная форма глаголов. Повелительное наклонение наиболее распространенных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (Imperativ: Sprich! Wеine nicht!).
Существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа с определенным и неопределенным артиклем. Склонение существительных.. Местоимения личные, притяжательные, указательные (dieser, jener). Качественные прилагательные. Количественные числительные от 1 до 100. Порядковые числительные до 30. Отрицания kein, nicht. Наиболее употребительные предлоги (in, auf, neben, mit, über, nach, zwischen).
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ
В процессе обучения немецкому языку учащиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихи, песни) на немецком языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ
Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:
пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией);
пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
«вести словарь (словарную тетрадь);
систематизировать слова, например, по тематическому принципу;
пользоваться языковой догадкой, например, при опознавании интернационализмов;
делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;
опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например, артикли.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В процессе изучения курса «Немецкий язык» младшие школьники:
совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
учатся совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.
Требования к уровню подготовки выпускников 3 класса:
- относительно правильно произносить уже известные, а также новые немецкие звукосочетания, слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила: ударение в слове, фразе, восходящую и нисходящую мелодии;
- закрепить словарный запас первого года обучения и овладеть новым (примерно 175 лексических единиц (ЛЕ));
- иметь представление о некоторых основополагающих языковых правилах (порядок слов в немецком предложении, глаголы-связки, артикли, слабых и сильных глаголах в Präsens и Perfekt);
- уметь приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные формы приветствий; давать краткие сведения о себе, других, запрашивать аналогичную информацию, что-то утверждать, сообщать, подтверждать, переспрашивать, возражать;
- понимать в целом речь учителя по ведению урока, распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;
- зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления, и полностью понимать его;
- находить в тексте требуемую информацию, кратко, по опорам выражать оценку прочитанного;
- уметь кратко излагать сведения о себе, о других, о погоде, описать картинку, уметь написать поздравительную открытку, приглашение (по образцу);
- знать ряд страноведческих реалий.
Перечень учебно-методического обеспечения
УМК, применяемый на занятиях по немецкому языку для учащихся 3 класса состоит из следующих составных частей:
учебник “Немецкий язык. Первые шаги для 3 класса (в двух частях)”, разработанный Бим И.Л. Рыжовой Л.И., изданный в 2015 г.
мультимединое пособие с текстами из учебника, текстами для развития навыков понимания на слух и фонетическими упражнениями.
рабочая тетрадь с заданиями в двух частях (А и Б), составленные авторами Бим И.Л. и Рыжовой Л.И. Задания и упражнения направлены на закрепление и углубление языкового материала и коммуникативных речевых структур, пройденных на занятиях.
книга для учителя, составленная авторами Бим И.Л., Рыжовой Л.И., Садомовой Л.В.
«Учим немецкий язык» Книга 1 и 2. «Окошко» (занимательные упражнения для начинающих).
«Занимательный немецкий». В.Устич, Краснодар
Тесты «Немецкий язык» 2-6 кл. «Дрофа», Москва.
Методическая мозаика (приложение к журналу «ИЯШ»).
«Deutsch Kreativ» (методический журнал для учителей немецкого языка) сайт-http//wwwrusdeutsch.ru/
8