Согласно базисному (образовательному) плану учреждений РФ на изучение на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения предмета
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты. Второклассник учится:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Результаты изучения предмета
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Содержание учебного предмета (68 часов)
Где мы живём? (4 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 часов)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах(в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока |
план | факт |
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (18ч) |
«Где мы живём?» (4 ч) |
1 | | | Родная страна. |
2 | | | Город и село. Проект «Родной город (село)». |
3 | | | Природа и рукотворный мир. |
4 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» |
Природа (20 ч) |
5 | | | Неживая и живая природа. |
6 | | | Явления природы. |
7 | | | Что такое погода? |
8 | | | В гости к осени (экскурсия) |
9 | | | В гости к осени. |
10 | | | Звёздное небо. |
11 | | | Заглянем в кладовые Земли. |
12- 13 | | | Про воздух … …И про воду. |
14 | | | Какие бывают растения? |
15 | | | Какие бывают животные? |
16 | | | Невидимые нити. |
17 | | | Дикорастущие и культурные растения. |
18 | | | Дикие и домашние животные. |
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ (14ч) |
9 | | | Комнатные растения. |
20 | | | Животные живого уголка. |
21 | | | Про кошек и собак. Тест. |
22 | | | Красная книга. |
23 | | | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или «Возьмём под защиту». |
24 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». |
|
Жизнь города и села (10ч) |
25 | | | Что такое экономика? |
26 | | | Из чего что сделано? |
27 | | | Как построить дом? |
28 | | | Какой бывает транспорт? |
29 | | | Культура и образование. |
30 | | | Все профессии важны. Проект «Профессии». |
31 | | | В гости к зиме (экскурсия) |
32 | | | В гости к зиме. |
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (20 ч) |
33 | | | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». |
34 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» |
Здоровье и безопасность (9ч) |
35 | | | Строение тела человека. |
36 | | | Если хочешь быть здоров. |
37 | | | Берегись автомобиля! |
38 | | | Школа пешехода. |
39 | | | Домашние опасности. |
40 | | | Пожар. |
41 | | | На воде и в лесу. Тест. |
42 | | | Опасные незнакомцы. |
43 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». |
44 | | | Наша дружная семья. |
45 | | | Проект «Родословная». |
46 | | | В школе. |
47 | | | Правила вежливости. |
48 | | | Ты и твои друзья. |
49 | | | Мы – зрители и пассажиры. |
50 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». |
51 | | | Посмотри вокруг. |
52- | | | Ориентирование на местности. Практическая работа. |
ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (16ч) |
53 | | | Ориентирование на местности. |
54 | | | Формы земной поверхности. |
55 | | | Водные богатства. |
56 | | | В гости к весне (экскурсия). |
57 | | | В гости к весне. |
58 | | | Россия на карте. |
59 | | | Проект «Города России». |
60 | | | Путешествие по Москве. |
61 | | | Московский Кремль. |
62 | | | Город на Неве. |
63 | | | Путешествие по планете. |
64 | | | Путешествие по материкам. |
65 | | | Страны мира. Проект «Страны мира». |
66 | | | Впереди лето. |
67 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». |
68 | | | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
| Итого | 68 |
График проведения экскурсий, практических и проверочных работ
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал |
1 четверть | 18 ч | тестов - 1; практических работ - 1; экскурсия - 1 |
2 четверть | 14 ч | тестов -1; экскурсия – 1 |
3 четверть | 21 ч | тестов –3; практических работ -1 |
4 четверть | 15 ч | тестов-1; экскурсия-2; проверочная работа-1. |