СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОУД10 Обществознание вкл. экономику и право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ОУД.10 Обществознание вкл. экономику и право для Мастера ЖКХ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОУД10 Обществознание вкл. экономику и право»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ


бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Когалымский политехнический колледж»



Утверждаю:

директор БУ «Когалымский

политехнический колледж»

_______________ И.Г. Енева

«_____» ___________ 2017 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 10 Обществознание (вкл. экономику и право)

по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства






Форма обучения очная

Курс 1, 2

Семестр 1,2,3












Когалым, 2017г.

Рабочая программа разработана в соответствии c разъяснениями по реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и профиля получаемого профессионального образования (одобрено решением научно-методического совета Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» протокол № 1 от 10 апреля 2014 г.), а также примерной программы учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)», предназначенной для изучения обществознания (вкл. экономику и право) в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 21.07.2015г.. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 17.03.2015г.

Программа разработана для квалифицированных рабочих и служащих технического профиля:

08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно коммунального хозяйства

Организация - разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж».


Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении по УД гуманитарного цикла

Протокол № 3 от 17.03.2017

Руководитель МО _____________ З.А. Рахматуллина

(подпись)


Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»»

Протокол № от

Председатель МС _____________ Е.М. Свищук

(подпись)



Рабочую программу разработал:

преподаватель общественных дисциплин высшей категории БУ «Когалымский политехнический колледж» ________________ Н.С. Иванова

(подпись)



















СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



7


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



23


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



24




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание (вкл. экономику и право)


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины в пределах основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих СПО технического профиля профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства. По данному профилю обществознание (вкл. экономику и право) изучается в объеме 258 часов.


Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

  • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

  • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

  • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.


Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, социологии, духовной жизни, политологии, экономики, праву.

Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Содержание программы направлено на формирование у студентов знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Большое значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и среднего профессионального образования.

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Программа предполагает дифференциацию уровней достижения студентам различных целей. Так, уровень функциональной грамотности, может быть, достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах общества.

В процессе реализации программы, студенты должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

• личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню − развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на- − роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии − с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности − участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия − ценностей семейной жизни;

  • метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы − деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной − деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной − деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие − стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать − свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

  • предметных• :

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.


В результате усвоения дисциплины студенты должны обладать следующими общими компетенциями:


ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины обществознание (вкл. экономику и право):

- максимальной учебной нагрузки студентов 258 часов,

- в том числе обязательной аудиторной нагрузки студентов 172 часа,

- самостоятельной работы студентов 86 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

258

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

172

в том числе: практические занятия

64

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

86

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Обществознание (вкл. экономику и право)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение


Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

1

Раздел 1. Человек и общество


20



1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества


12


Философские представления о социальных качествах человека.

1

2

Человек, индивид, личность.

1

1

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.

1

1

Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

1

1

Практическая работа № 1 Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

1

2

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.

1

1

Практическая работа № 2 Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии.

1

1

Виды человеческих знаний.

Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

1

1

Практическая работа № 3 Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия.

1

1

Гражданские качества личности.

1

1

Практическая работа № 4 Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.

1

1

Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

1

1

1.2. Общество как сложная система



8



Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.

1

1

Практическая работа № 5 Основные институты общества, их функции.

1

1

Практическая работа № 6 Общество и природа.

Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.

1

2

Противоречивость воздействия людей на природную среду.

1

1

Практическая работа № 7 Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории.

1

1

Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира.

1

1

Практическая работа № 8 Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества.

Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

1

1

Контрольная работа № 1

«Человек и общество»

1

3


Самостоятельная работа

выполнение домашних заданий из практикума по разделу 1.2

Примерная тематика самостоятельной работы

Общество и его регуляторы. Сферы общества. Понятие общества. Общество и природа. Развитие общества. Культура и цивилизация. Типология общества. Глобализация человеческого общества.

Индивидуальная работа:

Составить таблицу «Виды общества».

Написать ЭССЕ: «Глобальная проблема современности - терроризм».

Работа с документом «Экологическое право».

Сообщение «Причины конфликтов и способы их решения в молодежной среде»

11

3

Раздел 2. Духовная культура человека и общества



24


2.1

Духовная культура личности и общества


2



Понятие о культуре
Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.

1

1

Практическая работа № 9 Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

1

1

2.2. Наука и образование в современном мире



8



Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

1

1

Практическая работа № 10

Значимость труда учёного, его особенности.

1

2

Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

1

1

Образование как способ передачи знаний и опыта.

1

1

Практическая работа № 11 Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования.

1

1

Система образования в Российской Федерации.

1

1

Практическая работа № 12 Государственные гарантии в получении образования.

1

1

Профессиональное образование.

Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования

1

2

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры



14



Мораль.

Основные принципы и нормы морали.

1

1

Гуманизм. Добро и зло.

1


Долг и совесть.

1


Практическая работа № 13 Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

1


Религия как феномен культуры

1


Мировые религии.

1


Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.

1

1

Практическая работа №14

Религиозные объединения Российской Федерации.

1

2

Искусство и его роль в жизни людей. Понятие искусство.

1

1

Эстетика.

1


Средства массовой коммуникации.

1


Практическая работа № 15 Виды искусств. Взаимосвязь искусства и морали.

1

1

Искусство и религия.

1


Контрольная работа № 2

«Духовная культура»

1

3


Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика самостоятельной работы

Духовная культура личности и общества, значение в общественной жизни. Роль образования в жизни современного человека и общества. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Религия как феномен культуры.

Индивидуальная работа:

Создание тезисов на тему: «Духовный кризис общества»

Подготовить рассказ о культуре народа.

Подготовить сообщение о своей профессии

Написать эссе: Долг и совесть – важные характерные черты личности.

10


Раздел 3. ЭКОНОМИКА



36


3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы.



8



Экономика семьи.

1

1

Экономика как наука и хозяйство.

1

1

Главные вопросы экономики.

1

1

Потребности. Выбор и альтернативная стоимость.

1

2

Практическая работа № 16 Ограниченность ресурсов.

1

1

Факторы производства

1

1

Разделение труда, специализация и обмен.

1

2

Практическая работа № 17 Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

1

1

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике



13







Рынок одного товара.

1

1

Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.

1

1

Практическая работа № 18 Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

1

1

Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.

1

1

Производительность труда.

1

1

Практическая работа № 19 Основные организационные формы бизнеса в России.

1

2

Основные источники финансирования бизнеса.

1

1

Акции и облигации. Фондовый рынок.

1


Практическая работа № 20 Основы менеджмента и маркетинга.

1

1

Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков.

1

1

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

1

1

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

1

1

Практическая работа № 21 Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

1

2

3.3. Рынок труда и безработицы


10












Спрос на труд и его факторы.

1

1

Предложение труда. Факторы предложения труда.

1

2

Практическая работа № 22 Роль профсоюзов и государства на рынках труда.

1

1

Человеческий капитал.

1

2

Понятие безработицы, её причины и экономические последствия.

1

1

Рациональный потребитель.

1

1

Практическая работа № 23 Защита прав потребителя

1

2

Основные доходы и расходы семьи

1

2

Реальный и номинальный доход

1


Сбережения

1

1

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики



5



Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты.

1

1

Практическая работа № 24 Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

1

1

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют.

1

1

Практическая работа № 25 Глобальные экономические проблемы.

1

2

Контрольная работа № 3 по теме

«Экономика»

1

3


Итого за 1 семестр

82



Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Предпринимательство.

История развития предпринимательства в России.

Конкуренция и её роль в рыночной экономике.

Социально - регулируемое рыночное хозяйство.

Индивидуальная работа:

Составить кроссворд «Спрос и предложение»;

Подготовить сообщения «Государственный бюджет», «Современная рыночная экономика»;

«Ситуация безработицы в нашем городе».

Составить инструкцию «Выплата налогов»;

Составить бизнес-проект по созданию фирмы.

Составить бюджет своей семьи.

Характеристика экономической системы РФ

Доклад «С кем торгует Россия?»

Составить Инструкцию О рациональном потреблении

История денег - кроссворд

20


Раздел 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ



30


4.1. Социальная роль и стратификация.



8



Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.

1

1

Социальная стратификация.

1

1

Социальная мобильность.

1

1

Социальная роль.

1

1

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.

1

1

Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

1

1

Социальный статус и престиж.

1

1

Практическая работа № 26 Престижность профессиональной деятельности.

1

2

4.2. Социальные нормы и конфликты



12



Социальный контроль.

1

1

Виды социальных норм и санкций.

1

1

Самоконтроль.

1

1

Девиантное поведение, его формы, проявления.

2

2

Практическая работа № 27 Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.

1

1

Опасность наркомании, алкоголизма.

2

1

Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

1

1

Социальный конфликт.

1

1

Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.

1

1

Практическая работа № 28 Пути разрешения социальных конфликтов.

1

1

4.3. Важнейшие социальные общности и группы



10



Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

1

1

Практическая работа № 29

«Молодёжь как социальная группа».

Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

1

2

Этнические общности.

1

1

Практическая работа № 30 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

1

1

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

1

1

Практическая работа № 31 Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

1

2

Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений.

1

1

Практическая работа № 32 Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

1

1

Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

1

1

Контрольная работа № 4

«Социальные отношения»

1

3


Самостоятельная работа

выполнение домашних заданий из практикума по разделу 4.

Примерная тематика самостоятельной работы:

Социальная стратификация.

Социальное поведение.

Этнические общности.

Семья.

Молодежь.

Индивидуальная работа:

Сообщение: Социальная стратификация.

Написать Эссе: «Социальные конфликты в нашем обществе»

Подготовить сообщение: «межнациональные конфликты в мире»

Провести исследования по теме: «Брачный возраст»

Составить таблицу Права и обязанности супругов, родителей и детей.

Сообщение о своей нации или народности.

Анализировать негативные формы девиантного поведения

15


Раздел 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ



22


5.1. Политика и власть. Государство в политической системе



10



Понятие власти. Типы общественной власти.

1

1

Практическая работа № 33 Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура.

1

1

Политические институты.

1

1

Практическая работа № 34 Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

1

1

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств.

1

1

Практическая работа № 35 Межгосударственная интеграция. Формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

1

1

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим».

1

1

Практическая работа № 36 Типология политических режимов.

1

2

Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

1

1

Практическая работа № 37 Правовое государство, понятие и признаки.

1

1

5.2. Участники политического процесса



12









Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы.

1

1

Практическая работа № 38 Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

1


Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.

1


Практическая работа № 39 Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

1


Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

1

1

Практическая работа № 40 Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность.

1

2

Практическая работа № 41 Избирательная кампания в Российской Федерации.

1

1

Политические партии и движения, их классификация.

1

1

Практическая работа № 42 Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

1

1

Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

1

1

Практическая работа № 43 Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

1

1

Контрольная работа № 5 «Политика»

1

3


Самостоятельная работа

Выполнение домашних заданий из практикума по разделу 5.

Примерная тематика самостоятельной работы

Политические идеи русских мыслителей.

Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей.

Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм.

Политические лидеры и партии современной России.

Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.

Индивидуальная работа

Составить лозунги для выборов в Гос. Думу

Сообщение «Правовое государство»

Составить тест по теме: «Демократия»

Таблица по теме: «Формы государства»

Составить кроссворд «Политические партии и их лидлеры»

Доклад «Экстремизм и терроризм»



15


6. ПРАВО


38


6.1. Правовое регулирование общественных отношений


10




Юриспруденция как общественная наука.

1

1

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

1

1

Практическая работа № 44 Система права: основные институты, отрасли права.

1

1

Частное и публичное право.

1

1

Основные формы права.

1

1

Практическая работа № 45 «НПА и их характеристика». Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1

1

Правовые отношения и их структура.

1

2

Практическая работа № 46 Правомерное и противоправное поведение.

1

1

Виды противоправных поступков.

1

1

Практическая работа № 47 Юридическая ответственность и ее задачи.

1

2

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

16



Конституционное право как отрасль российского права.

1

1

Основы конституционного строя Российской Федерации.

1

1

Практическая работа № 48 Система государственных органов РФ.

1

2

Законодательная власть.

1

1

Исполнительная власть.

1

1

Институт президентства.

1

1

Местное самоуправление.

1

1

Практическая работа № 49 Правоохранительные органы РФ.

1

2

Судебная система РФ.

1

1

Адвокатура. Нотариат.

1

1

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

1

1

Практическая работа № 50 Основные конституционные права и обязанности граждан России.

1

2

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

1

1

Право на благоприятную окружающую среду.

1

1

Практическая работа № 51 Обязанность защиты отечества. Основания отсрочки от военной службы».

1

1

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

1

1

6.3. Отрасли российского права



12



Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

1

1

Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги.

1

1

Практическая работа № 52 Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

1

1

Право на интеллектуальную собственность. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

1

1

Практическая работа № 53 Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу.

1

1

Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

1

1

Практическая работа № 54 Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях.

1

1

Практическая работа № 55 Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

1

1

Практическая работа № 56 Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

1

1

Практическая работа № 57 Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

1

1

Контрольная работа № 6 по теме: «Отрасли права»

1

3


Дифференцированный зачет

1

3


Самостоятельная работа

выполнение домашних заданий по разделу 6.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Право-воплощение справедливости и добра.

Конституция РФ - основной закон жизни государства.

Правовые отношения родителей и детей.

Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ.

Эссе на тему: «Значение прав в нашей жизни»

Письменно характеристика «Конституции 1993г.»

Составление таблицы: «Права детей и права родителей» Инструкция для несовершеннолетних «Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних»

Составить обращение в Конституционный Суд;

Подготовить презентацию Виды социальной помощи;

Подготовить сообщение о Особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.

15



Итого

172



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально-экономическим дисциплинам

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»

Технические средства обучения:

- компьютер, мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники для студентов:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.

  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.

  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.

  4. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов. М.- Дрофа, 2010.

Источники и литература для преподавателей

Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.

Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.

Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.

Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014

Дополнительные источники:

Интернет-ресурсы. Обществознание. Форма доступа.

1. Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа. http:// www. openclass. ru/ communities/

2. Интернет-ресурсы.ru.wikipedia.org;danur-w.narod.ru

3. Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа. lesson-history.narod.ru



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

Индивидуальная самостоятельная работа

сообщения

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;


Самостоятельная работа

доклады; составление тестовых заданий

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Индивидуальная самостоятельная работа; работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

Самостоятельная работа

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Индивидуальная самостоятельная работа в форме презентации;

анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Индивидуальная самостоятельная работа

формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Индивидуальная самостоятельная работа,

внеаудиторная самостоятельная работа


применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Самостоятельная работа обучающихся

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;


Знания:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

самостоятельная работа

-решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта обучающихся.


тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

Индивидуальная самостоятельная работа изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;


необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

Индивидуальная самостоятельная работа, самостоятельная работа

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;


особенности социально- гуманитарного познания.

самостоятельная работа