МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«_________________ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей физико-математических наук (Протокол от ______ 2017 г. № ___ ) Руководитель МО ___________ _________ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора школы __________ ____________ Протокол педсовета № 11 от 29.12.2017 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «______________СОШ» ______________ _________ Приказ № 459 от 29.12.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
10 – 11 классы
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Всего 34 часа
10 класс – всего 18 часов, 0,5 часа в неделю
11 класс – всего 16 часов, 0,5 часа в неделю
Учитель Федорчук Светлана Александровна
Рабочая программа разработана на основе «Программы по астрономии». Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2018. – 11 с.
в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и основной образовательной программой образовательного учреждения.
Год составления: 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Астрономия» в 10 – 11 классах разработана на основе следующих законодательных и нормативно-правовых документов.
Федеральные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015».
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 № 609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
Приказ Минобрнауки от 20.06.2017 № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Региональные документы
Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 № 01-14/1839 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год».
Локальные акты МБОУ «Желябовская СОШ»
Устав МБОУ «Желябовская СОШ», утвержденный 20.12.2016 г., № 337.
Учебный план МБОУ «Желябовская СОШ» на 2017/2018 учебный год, утвержденный протоколом педсовета № 6 от 23.05.2017, приказ № 156 от 23.05.2017.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, внеурочной деятельности и календарно-тематического планирования МБОУ «Желябовская СОШ», утвержденное решением педагогического совета, протокол № 2 от 26.03.2015 г., приказом директора № 92 от 17.04.2015 года.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, способствует формированию научного мировоззрения и современной научной картины мира.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к астрономии, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.
Рабочая программа рассчитана на изучение курса астрономии учащимися 10 – 11 класса в течение 34 часов из расчета 1 час в неделю во втором полугодии в 10 классе и 1 час в неделю в первом полугодии в 11 классе.
Рабочая программа реализуется на основе предметной линии «Вертикаль»: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – М.: Дрофа, 2018. – 238 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА АСТРОНОМИИ
В результате изучения астрономии на базовом уровне выпускник должен
знать/понимать
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: путь, парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет – светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА АСТРОНОМИИ
1. Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
2. Основы практической астрономии (6 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
3. Строение Солнечной системы (9 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
4. Природа тел Солнечной системы (7 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
5. Солнце и звезды (5 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана – Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр – светимость» («цвет –светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
6. Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Резерв (2 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ч)
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом.
Тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
10 класс |
1. Предмет астрономии | 2 | | |
2. Основы практической астрономии | 6 | 1 | |
3. Строение Солнечной системы | 9 | 1 | 1 |
Резерв | 1 | | |
11 класс |
4. Природа тел Солнечной системы | 7 | 1 | |
5. Солнце и звезды | 5 | 1 | |
6. Строение и эволюция Вселенной | 3 | | |
Резерв | 1 | | |
Всего | 34 | 4 | 1 |
Резерв времени рассчитан на итоговое повторение учебного материала.
6