СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс (линейный) авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. № 1897). а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Общая характеристика учебного предмета


Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012

В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.


Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.


Место учебного предмета в учебном плане.


Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю. Согласно учебному плану 35 часов (1 час в неделю) за счет вариативной части учебного плана.

Содержание программы.

Раздел 1.Живой организм: строение и изучение (8часов)

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К. Линней, Ч. Дарвин В.В. Вернадский.

Лабораторные работы.

  1. «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.»

  2. «Строение клеток кожицы чешуи лука»

  3. «Определение состава семян пшеницы.»

  4. «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

  1. Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественно научных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

  • Плакат: Науки о природе.


Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 часов)

Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные (цветковые) растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие животные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Значение животных в природе и жизни человека.

Работа с дополнительными источниками информации, сообщения по темам:

  1. «Образование каменного угля».

  2. «Болезни вызванные бактериями».

  3. « Значение водорослей в природе и жизни человека» или « Водоросли, живущие в необычных условиях»

  4. «Мох- сфагнум» или «Образование торфа»

  5. «Как образовался каменный уголь»

  6. « Как человек использует хвойные растения»

  7. «Список растений Ростовской области, которые нуждаются в охране».

  8. «Растения из Красной книги»

  9. «Паразитические простейшие» (привести 2-3 примера) или «Значение простейших в природе и жизни человека»

  10. «Беспозвоночные животные» гид- информация одной из групп на выбор.

  11. «Позвоночные животные» гид- информация одной из групп на выбор.

  12. «Мое любимое животное».

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 часов).

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах

Раздел 4. « Человек на Земле» (6 часов)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.

Практическая работы Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.



Тематическое планирование.

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности ученика

Живой организм:

строение и изучение

(8 ч)


Что такое живой организм. Наука о

живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели.

Объясняют роль биологических знаний

в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук

Многообразие

живых организмов

(15 ч)

Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Называют основные этапы в развитии

жизни на Земле. Определяют предмет

изучения систематики. Выявляют

отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей

царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания

растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию

в научнопопулярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.

Среда обитания живых организмов

(5 ч)

Три среды обитания. Жизнь на разных

материках. Природные зоны. Жизнь в

морях и океанах

Характеризуют и сравнивают основные

среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих

их. Выявляют особенности строения

живых организмов и объясняют их

взаимосвязь со средой обитания.

Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон.

Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны

редких и исчезающих биологических

объектов. Называют природные зоны

Земли, характеризуют их основные

особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред.

Человек на Земле

(6 ч)

Как человек появился на Земле. Как

человек изменил Землю. Жизнь под

угрозой. Не станет ли Земля пустыней.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Описывают основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной

деятельности человека в природе.

Называют исчезнувшие виды растений

и животных. Называют и узнают в

природе редкие и исчезающие виды

растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Объясняют причины исчезновения

степей, лесов, болот, обмеления рек.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований

и правил поведения, направленных

на сохранение здоровья.

Содержание курса «Введение в биологию»


Раздел курса

Количество часов

Промежуточный, текущий контроль

Раздел 1.Живой организм: строение и изучение

8

Тест 1. «Что мы узнали из раздела

Раздел 2. Многообразие живых организмов

15

Тест 2. «Что мы узнали из раздела»

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

5

Тест 3. «Что мы узнали из раздела»

Раздел 4. « Человек на Земле»

6

Тест 4. «Что мы узнали из раздела»








Календарно- тематическое планирование.



Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат

Вид контроля

Оборуд.

ЭОР

Кл.

сроки





Раздел 1: Живой организм: строение и изучение (8часов)





1

Что такое живой организм.

комбинированный

Основные свойства живого: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость , движение размножение.

Личностные: развитие познавательных интересов, умение работать с различными источниками информации.

Метапредметные.

Познавательные: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение выбрать основания и критерии для сравнения объектов; сравнение и поставление, классификация объектов по предложенным критериям.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности; оценка своих

учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.

Предметные: видение и понимание многообразия живых организмов; знание основных свойств живых организмов.

Интерактивные задания 3-4 электронн. прилож. (по вариантам).

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

4.09

2

Наука о живой природе.

Комбинированный

Наука «биология», задачи биологии, важные для человечества. Биологические науки. Роль биологической науки в жизни общества.

Личностные: развитие познавательных интересов, умение ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и того что еще неизвестно.

Метапредметные.

Познавательные: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение выбрать основания и критерии для сравнения объектов; сравнение и поставление, классификация объектов по предложенным критериям.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности; оценка своих

учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.

Предметные: видение и понимание многообразия живых организмов; интерес к изучению биологических наук и их объектов

Заполнение схемы «Наука о живой природе»

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

11.09

3

Методы изучения природы.

комбинированный

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

Личностные: развитие познавательных интересов, умение ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и того что еще неизвестно.

Метапредметные.

Познавательные: понимание сути методов, роль наблюдения для изучения природы.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности; оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: развитие интереса к использованию приобретенных знаний на практике.

Практическая работа.

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

18.09

4

Увеличительные приборы

комбинированный

Увеличительные приборы: лупа, световой микроскоп,

Личностные: умение ставить учебные задачи и решать их.

Метапредметные.

Познавательные: формирование цели, поиск и анализ информации, решение поставленных задач- понимание значения устройств и работы с ними.

Информационно-коммуникативные:

умение работать в группе, аргументировать свое мнение.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: развитие интереса к использованию приобретенных знаний на практике.

Л.р. Самостоятельное изучение светового микроскопа.

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

25.09

5

Живые клетки

Комбинированный

Основные термины: клетка, наружная мембрана, цитоплазма, ядро.

Личностные: умение ставить учебные задачи и решать их.

Метапредметные.

Познавательные: формирование цели, поиск и анализ информации, решение поставленных задач- понимание значения устройств и работы с ними.

Информационно-коммуникативные:

умение работать в группе, аргументировать свое мнение.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: развитие интереса к использованию приобретенных знаний на практике.

Теория знания

фрагмент 3,4,5 эл.пр

Компьютер,

доска, мультимедиа. Электронное приложение.

2.10

6

Химический состав клетки

комбинированный

Содержание химических элементов в клетке. Вода, неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль.

Личностные: развитие познавательных интересов, умение работать с источниками информации.

Метапредметные.

Познавательные: определение вещества клетки. Поиск и выделение значимых частей целого.

Информационно-коммуникативные:

умение подбирать аргументы, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений,поведение и эмоциональности.

Предметные: умение называть, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Лабораторная работа

http:// fcior.edu.ru

9.10

7

Вещества и явления в окружающем мире

комбинированный


Личностные: развитие познавательных интересов, умение работать с источниками информации.

Метапредметные.

Познавательные: Поиск и выделение значимых частей целого.

Информационно-коммуникативные:

умение подбирать аргументы, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведение и эмоциональности.

Предметные: умение называть, объяснять роль предложенных понятий

Тест, практическая работа с микроскоп.

Компьютер,

доска, мультимедиа. Электронное приложение.

16.10

8

Великие естествоиспытатели

Комбинированный

Ученые естествоиспытатели: Аристотель, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский.

Личностные: развитие познавательных интересов, умение работать с источниками информации.

Метапредметные.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Осознанное речевое высказывание в устной и письменной речи.

Информационно-коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Рефлексивные: оценивание своих учебных достижений, и способов их достижений.

Предметные: умение называть, объяснять вклад в развитие науки ученых.

Заполнение таблицы.

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

23.10






Раздел 2: Многообразие живых организмов (15 часов)





9

Как развивалась жизнь на Земле.

Комбинированный

Возникновение и развитие жизни на земле; зарождение жизни в океане и изменение организмов в течении жизни.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи.











Тест по желанию.

Компьютер,

доска, мультимедиа. Электронное приложение.

6.11

10

Разнообразие живого.

Изучение нового материала

Разнообразие животного мира и их причины.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи.



13.11

11

Бактерии

Комбинированный

Признаки представителей царства бактерий, их характеристика, строение, жизнедеятельность

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение бактерий.

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации , понимание роли бактерий в природе и жизни человека.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: знание существенных признаков строения и жизнедеятельности бактерий.

Карточки индивидуальные

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

20.11

12

Царство Грибы

Изучения и первичного закрепления нового знания

Особенности организации грибов, уникальность их, сходство в строении с растениями и животными. Хитин, гликоген, мицелий, плодовое тело, гиф, симбиоз, гетеротрофы, грибы-сопрофиты, микориза, микология.

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение грибов.

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации , понимание роли грибов в природе и жизни человека.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: знание существенных признаков строения и жизнедеятельности грибов.









http:// fcior.edu.ru

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

27.11

13

Водоросли.

Изучения и первичного закрепления нового знания

Признаки представителей царства растений, водорослей; их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение водорослей.

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации , понимание роли водорослей в природе и жизни человека.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве, различие монологической речи.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: знание существенных признаков строения и жизнедеятельности водорослей.


Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

4.12

14

Зеленые листостебельные мхи.

Изучения и первичного закрепления нового знания

Признаки мхов; их строение особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека.

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение мхов.

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации , понимание роли мхов в природе и жизни человека.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве, различие монологической речи.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: знание существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов.



тест

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

11.12

15

Папоротники

Изучения и первичного закрепления нового знания

Признаки папоротников; их строение особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека.

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение папоротников.

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации , понимание роли папоротников в природе и жизни человека.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве, различие монологической речи.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: знание существенных признаков строения и жизнедеятельности папоротников.

Лабораторная работа

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

18.12

16

Голосеменные растения.

Изучения и первичного закрепления нового знания

Признаки папоротников; их строение особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека.

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение голосеменных растений .

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации , понимание роли голосеменных растений в природе и жизни человека.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве, различие монологической речи.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: знание существенных признаков строения и жизнедеятельности голосеменных растений .


Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

25.12

17

Покрытосеменные растения.

Изучения и первичного закрепления нового знания

Признаки покрытосеменных растений; их строение особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека.

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение покрытосеменных растений .

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации , понимание роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве, различие монологической речи.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: знание существенных признаков строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений .


Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

15.01

18

Значение растений в природе и жизни человека

комбинированный

Роль растений в природе и жизни человека.

Личностные: осознание социальной, практической значимости растений .

Метапредметные.

Познавательные: исследование несложных практических ситуаций , высказывать предположения, работать с различными источниками информации

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве, различие монологической речи.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Работа в электронном приложении по вариантам.

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

22.01

19

Животные. Простейшие.

комбинированный

Существенные признаки представителей царства Животные, их строение, особенности жизнедеятельности, их роль в природе и жизни человека.

Личностные: развитие интеллектуальных умений

( рассуждать, анализировать, сравнивать).

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации, умение структурировать материал, преобразовывать одну информацию в другую.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве, различие монологической речи.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассниковстроения и жизнедеятельности животных, сравнивая их с другими.

Предметные: умение выделять существенные признаки нание существенных признаков строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений .


Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

29.01

20

Беспозвоночные.

Комбинированный

Существенные признаки представителей царства Животные, беспозвоночных животных их строение, особенности жизнедеятельности, их роль в природе и жизни человека.

Личностные: развитие интеллектуальных умений

( рассуждать, анализировать, сравнивать).

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации, умение структурировать материал, преобразовывать одну информацию в другую.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве, различие монологической речи.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассниковстроения и жизнедеятельности животных, сравнивая их с другими.

Предметные: умение выделять существенные признаки нание существенных признаков строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений .


Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

5.02

21

Позвоночные


Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика позвоночных животных их строение, особенности жизнедеятельности, их роль в природе и жизни человека.

Личностные: развитие интеллектуальных умений ( рассуждать, анализировать, сравнивать).

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации, умение структурировать материал, преобразовывать одну информацию в другую.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве, различие монологической речи.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассниковстроения и жизнедеятельности животных, сравнивая их с другими.

Предметные: умение выделять существенные признаки нание существенных признаков строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений .


Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

12.02

22

23323

Значение животных в природе и жизни человека


Роль животных в природе и жизни человека.

Личностные: осознание социальной, практической значимости животных .

Метапредметные.

Познавательные: исследование несложных практических ситуаций , высказывать предположения, работать с различными источниками информации

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве, различие монологической речи.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, успеха одноклассников

Предметные: умение объяснять роль животных в природе и жизни человека.


Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

19.02

26.02






Раздел: 3. Среда обитания живых организмов (5 часов)





24

Среды обитания животных обитания.

Комбинированный

Наземно-воздушная, водная, почвенная среды обитания. Приспособление организмов к средам

Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.

Метапредметные.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информациив.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве различие монологической речи, пересказ.

Регулятивные: оценка своих учебных достижений, умение находить ошибки и их исправлять.

Предметные: умение объяснять роль приспособленности организмов к средам обитания.





Самостоятельная работа по карточкам.

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

5.03

25

Жизнь на разных материках


Растительные и животные организмы представители разных материков.

Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.

Метапредметные.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информациив.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве различие монологической речи, пересказ.

Регулятивные: оценка своих учебных достижений, умение находить ошибки и их исправлять.

Предметные: умение объяснять роль приспособленности организмов к средам обитания.

Интерактивное задание № 2 из электронного приложения

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

12.03

26

Природные зоны Земли

Комбинированный

Природные зоны их расположение , наличие растительного и животного мира.

Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.

Метапредметные.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информациив.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве различие монологической речи, пересказ.

Регулятивные: оценка своих учебных достижений, умение находить ошибки и их исправлять.

Предметные: умение объяснять роль приспособленности организмов к средам обитания согласно природным зонам.

Практическая работа.

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

19.03

27

Жизнь в морях и океанах.

комбинированный

Разнообразие растений и животных водной среды. Приспособление к жизни в прибрежной зоне, толще воды, на дне, коралловых риф, на поверхности воды.

Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.

Метапредметные.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве различие монологической речи, пересказ, переводить один вид информации в другой.

Регулятивные: оценка своих учебных достижений, умение находить ошибки и их исправлять.

Предметные: умение объяснять роль приспособленности организмов к средам обитания.

Практическая работа

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

2.04

28

Что мы узнали о живой природе? Жизнь на Земле.

комбинированный


Личностные: формирование стремления к самоконтролю, самообразованию и анализу своих действий.

Метапредметные.

Познавательные: умение оперировать понятиями. Устанавливать причинно-следственных связей.

Регулятивные: оценка своих учебных достижений, умение находить ошибки и их исправлять.

Предметные: приведение в систему изученного.

Тестовая работа по вариантам.

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

9.04






Раздел 4: Человек на Земле (6 часов)





29

Как человек появился на Земле

Комбинированный

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека.

Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение происхождения человека.

Метапредметные.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве различие монологической речи, пересказ, переводить один вид информации в другой.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, умение контролировать свои эмоции и поведения.

Предметные: научные представления о происхождение человека, о древних предках.



Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

16.04

30

Как человек изменил Землю?

комбинированный

Изменение в природе вызванные деятельностью человека.

Личностные: наличие мотивации к обучению и познавательной деятельности, направленной на изучение влияния человека на природу.

Метапредметные.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, делать выводы.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве различие монологической речи, пересказ, переводить один вид информации в другой.

Регулятивные: оценка своих учебных достижений, умение находить ошибки и их исправлять.

Предметные: освоение знаний о влиянии человека на природу, экологических проблемах.


Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

23.04

31

Жизнь под угрозой

Комбинированный

Причины изменения биологического многообразия

Личностные: наличие мотивации к обучению и познавательной деятельности, направленной на изучение изменения биологического многообразия .

Метапредметные.

Познавательные: умениевыявлять причинно-следственные связи влияния человека на живые организмы, делать выводы.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве.

Регулятивные: умение вести самостоятельный поиск , отбор информации.

Предметные: освоение знаний о влиянии человека на природу, экологических проблемах.



7.05

32

Не станет ли Земля пустыней

комбинированный


Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение влияния человека на природу.

Метапредметные.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве различие монологической речи, пересказ, переводить один вид информации в другой.

Регулятивные: оценка своих учебных достижений, умение находить ошибки и их исправлять.

Предметные: знание причин постепенного превращения засушливых земель в пустыню.

Составить рассказ

Компьютер, доска, мультимедиа. Электронное приложение.

14.05

33

Здоровье человека и безопасность жизни.

Комбинированный

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни Правила поведения человека в опасных ситуациях

Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение влияния человека на природу.

Метапредметные.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве различие монологической речи, пересказ, переводить один вид информации в другой.

Регулятивные: оценка своих учебных достижений, умение находить ошибки и их исправлять.

Предметные: знание причин постепенного превращения засушливых земель в пустыню.



21.05

34

Исследовательский проект «Есть ли экологические проблемы в нашей области»

комбинированный

Редкие виды животных и растений Ростовской области.

Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение редких видов.

Метапредметные.

Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации.

Информационно-коммуникативные:

использование различных источников информации; работать в сотрудничестве различие монологической речи, пересказ, переводить один вид информации в другой.

Регулятивные: оценка своих учебных достижений, умение находить ошибки и их исправлять.

Предметные: знание причин постепенного исчезновения животных и растений.



28.05



Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:


Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:


  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

В соответствии с авторской программой не предусмотрено проведение контрольных работ и зачётов. При проведении проверочных работ их оценивание не является обязательным.

Возможно проведение тренировочных работ в форме тестов, рекомендованных автором.. Дан­ные работы содержат Часть А (тест с выбором одного правильного ответа) и Часть В (задания с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление последовательности, задания на установление соот­ветствия).

При оценивании работы используется шкала, составленная в соответствии со шкалой пересчёта первично­го балла за выполнение экзаменационной работы из Рекомендаций по использованию и интерпретации резуль­татов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускни­ков основной школы в новой форме (www.fipi.гu).



Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

% выполнения

0-25%

26-48%

49-74%

75-100%









Материально- техническое обеспечение учебного процесса.

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

- Г.А. Воронина Тесты по биологии. 5 класс: методическое пособие -М.: Экзамен, 2013г.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

1.Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008

2. http://school-collection.edu.ru

8. Электронно-програмное обеспечение: Компьютер, мультимедиа, интерактивная доска. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления) Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-диски.

22