Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Менделеевского муниципального района
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
на заседании ШМО учителей | заместитель директора по УР | приказ № ______ |
| | от «____» _________ 201____ г. |
| ФИО | директор |
ФИО | «_____» ___________ 201___ г. | ______________ __________/ |
Протокол № ____ | | ФИО |
От «___ » __________ 201 г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии, 10-11 класс
предмет, класс и т.п.
Кривилёва Юлия Николаевна
Ф.И.О. учителя
на 2016-2017 учебный год
г. Менделеевск, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.
Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологический системах (клетка, организм , вид, экосистема);
истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науке в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношениях в природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В соответствии с этим, выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основной формой обучения является урок: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий, как лекции, лабораторные и практические работы. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ.
Регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять теоретические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также межпредметные компетенции, необходимые при подготовке к ЕГЭ
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 11 класса «Общая биология» В.В.Пасечника составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника :
Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 35 часа (в соответствии со школьным учебным планом), 1 час в неделю в 10 классе и 34 часа (в соответствии со школьным учебным планом), 1 час в неделю в 11 классе
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии курса 10-11 класса ученик должен:
знать/понимать
• сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
'решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Метапредметные результаты.
1).Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, заключения, структуировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
2) Умение работать с различными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-практической литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3) Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему окружающих;
4) Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа) Биология как наука.
Методы научного познания. (3 часа) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.
Основные уровни организации живой природы.
Биологические системы
1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы Т
ребования к уровню подготовки: знать предмет, задачи и методы биологии, понимать место науки в разных сферах деятельности человека, в формировании естественно-научной системы мира, уметь работать с источниками информации, делать сообщения.
Формы контроля: фронтальный опрос, тестирование, контрольная работа
Основы цитологии (10 часов)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.
Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.
Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Демонстрации Строение молекулы белка Строение молекулы ДНК Строение молекулы РНК Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание Сравнение строения клеток растений и животных Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений Требования к уровню подготовки: знать химический состав клетки, строение и функции клеточных органоидов, понимать процессы, протекающие в клетке, меры профилактики вирусных болезней, уметь работать с микроскопом, с разными источниками информации. Формы контроля: устный опрос, тестирование, фронтальный опрос, контрольная работа Размножение и индивидуальное развитие (11 часов)
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.
Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.
Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
7Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша челове
Демонстрации Многообразие организмов Способы бесполого размножения
Половые клетки Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Требования к уровню подготовки: знать особенности размножения и индивидуального развития представителей разных царств, понимать влияние среды, важность здорового образа жизни, уметь сравнивать процессы оплодотворения у растений и животных.
Формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, работа с карточками, тестирование, контрольная работа
Основы генетики (10 часов) Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Демонстрации Моногибридное скрещивание Дигибридное скрещивание Перекрест хромосом Неполное доминирование Сцепленное наследование Наследование, сцепленное с полом Наследственные болезни человека Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность Мутации Модификационная изменчивость
8 Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Требования к уровню подготовки: понимать закономерности наследственности и изменчивости, знать современные представления о гене и геноме, наследственные болезни человека и меры профилактики, уметь анализировать, делать выводы, работать с источниками информации, готовить сообщения.
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа
Распределение учебного материала по темам и часам:
№ темы | Название темы | Количество часов |
-
| Введение | 3 |
-
| Основы цитологии | 16 |
-
| Размножение и индивидуальное развитие организма | 6 |
-
| Основы генетики | 9 |
-
| Основы учения об эволюции | 13 |
-
| Основы селекции и биотехнологии | 5 |
-
| Антропогенез | 4 |
-
| Основы экологии | 7 |
-
| Эволюция биосферы и человек | 4 |
| | |
| Итого | 67 |
Тематическое планирование
(67часов, 1 час в неделю; 10кл.-34час.; 11кл.-33 час.)
10 класс (34часов в год)
№ | Тема урока | тип урока | Содержание урока | планируемый результат | Средства обучения | план | факт | |
Тема: Введение (3часа). 1 полугодие – 15ч | | |
1(1) | Введение в предмет (2 часа). | и.н.м. | Предмет и задачи общей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками. | Учащиеся должны знать, что изучает общая биология , уметь охарактеризовать особенности методов познания живого. | Таблицы | | | |
2 (2) | Сущность жизни свойства живого | комб. | Биология. Жизнь. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого мира. | Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. | Таблицы | | | |
3(3) | Уровни организации живой материи | комб. | Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, экосистемный, биосферный. | Учащиеся должны уметь характеризовать уровни организации живого, уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей природе. | Таблицы, ИКТ | | | |
Тема: Основы цитологии (16 часов). |
1(4) | Методы цитологии. Клеточная теория. Л/р № 1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом. | и.н.м. | Клетка, цитология, основные положения клеточной теории | Учащиеся должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории, основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материальное единство органического мира | Таблицы | | | |
2(5) | Химический состав живого вещества. Неорганические вещества клетки. | и.з.м. | Элементарный состав живого вещества. Строение и биологическое значение воды и минеральных солей. | Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке. | ИКТ, таблицы | | | |
3(6 | Органические вещества клетки. Углево- ды, липиды. | комб. | Строение и биологическое значение углеводов, липидов . | Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов. | ИКТ, таблицы | | | |
4(7) | Строение и функции белков в клетке. Ферменты. | комб. | Биополимеры, полипеп-тиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых молекул; биологические катализаторы - ферменты. | Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул. | таблицы | | | |
5(8 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки | комб. | ДНК, РНК, генетический код. | Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК , их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК. | ИКТ, таблицы | | | |
6 (9) | АТФ и другие органические вещества | комб. | АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь | Учащиеся должны знать особенности строения АТФ как универсального источника энергии в клетке, знать роль витаминов в живой природе. | ИКТ, таблицы | | | |
7 (10) | Зачет «Химическая организация клетки». | зачет | Повторение и обобщение знаний о химической организации клетки | Учащиеся должны уметь объяснить биологическое значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свойствами их молекул. | Зачетные задания | | | |
8 (11) | Строение клетки. Клеточная мембрана.Ядро | | Строение и функции оболочки, цитоплазмати-ческой мембраны, ядра. | Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, ядра. | ИКТ, таблицы | | | |
9 (12) | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | | Строение и функции цитоплазмы и её органоидов. | Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, органоидов клетки. | ИКТ, таблицы | | | |
10 (13) | Строение и функции эукариотической клетки. Л,р. № 2«Строение клеток растений и животных» | комб. | Строение и функции органоидов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения. | Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов клетки, клеточных включений. | ИКТ, таблицы | | | |
11 (14) | Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Вирусы. Бактериофаги. Л,р.№ 3 «Строение клеток растений, животных,грибов» | и.н.м. | Строение бактериальной клетки, спорообразова-ние, размножение и значение бактерий. Вирусы и бактериофаги. | Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека, должны уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты. | ИКТ, таблицы, микроскопы, микропрепараты. | | | |
12 (15) | Зачет №3 «Клетка – структурная единица живого» | зачетный | Клетка- целостная элементарная система, мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные, одномембранные и двумембранные. | Проверить усвоение учащимися знаний о строении клетки, об особенностях строения растительных, животных клеток и грибов. | | | | |
| | | | 2 полугодие – 19ч | | |
13 (16) | Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический обмен в клетке. | и.н.м. | Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания. | Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания. | Таблицы, ИКТ | | | |
14 (17) | Пластический обмен. Биосинтез белка. Л.р. № 4 Изучение каталитической активности ферментов в живых тканяхактивности | комб. | Транскрипция и трансляция генетической информации клетки. | Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации. | Таблицы, ИКТ | | | |
15 (18) | Типы питания организмов. Фотосинтез. Хемосинтез. | комб. | Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез. | Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания. | Таблицы, ИКТ | | | |
16 (19) | Зачет №4 «Обмен веществ и энергии в клетке» | зачет | Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания Транскрипция и трансляция генетической информации клетки. Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез. | Учащиеся должны иметь понятие о целостности метаболизма, двух его обменах, о ведущей роли ферментов и энергии во всех процессах жизнедеятельности. | Зачетные задания | | | |
|
Тема: Размножение и индивидуальное развитие организма (6 часов). |
1 (20) | Жизненный цикл клетки. Митоз. | и.н.м. | Жизненный цикл клеток. Фазы митоза. | Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре. | Таблицы, ИКТ | | | |
2 (21) | Половое размножение организмов. Мейоз. | и.н.м. | Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овогенез, биологическое значение полового процесса. | Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов. | Таблицы, ИКТ | | | |
3 (22) | Формы размножения организмов. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов | комб. | Формы бесполого размножения: митоз, споро-образование, почкование и вегетативное размножение. | Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения. | Таблицы, ИКТ | | | |
4 (23) | Развитие половых клеток. Оплодотворение. | комб. | Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений, развитие без оплодотворения. | Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений, | Таблицы, ИКТ | | | |
5 (24) | Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов. | комб. | Эмбриогенез и постэмбриональное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др. | Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека. | Таблицы, ИКТ | | | |
6 (25) | Зачет №5 «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | зачет | Сущность размножения и его биологическая роль, формы размножения, цитологические основы полового и бесполого размножения, мейоз, особенности развития организмов. | Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки, особенности интерфазы и фаз митоза, уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре, особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов, знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения, факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека. | Зачетные задания | | | |
| Тема: Основы генетики (9 часов). |
1 (26) | История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Л.р. № 5 Составление простейших схем скрещивания. | и.н.м. | Основные термины и понятия генетики. Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя. | Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики. Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания. | Таблицы, ИКТ | | | |
2 (27) | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Л.р. № 6 Решение элементарных генетических задач | семинар | Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование. | Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач, составлять схемы анализирующего скрещивания. | Таблицы, ИКТ | | | |
3 (28) | Дигибридное скрещивание. | и.н.м. | Дигибридное скрещивание, третий закон Менделя. | Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета. | Таблицы, ИКТ | | | |
4 (29) | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Цитоплазматическая наследственность. | и.н.м. | Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола. | Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о генетических картах. | Таблицы, ИКТ | | | |
5 (30) | Генетическое определение пола. Л.Р. № 7 Решение задач на сцепленное с полом наследование. | и.н.м. | Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола. Решение задач на сцепленное с полом наследование. | Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование. | Таблицы, ИКТ | | | |
6 (31) | Наследственная изменчивость. Мутации. Л.р. № 8 Изменчивость, построение вариационного ряда | и.н.м. | Наследственная изменчивость: комбинативная, мутационная и соотносительная, мутагены, мутации и мутагенез, закон гомологических рядов Вавилова. | Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов. | Таблицы, ИКТ | | | |
7 (32) | Генетика человека. | комб. | Влияние различных вредных факторов на наследственность человека. | Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека. | Таблицы, ИКТ | | | |
8 (33) | Зачет №6 «Основы генетики» | Зачет | Повторение и обобщение материала о наследственности и изменчивости организмов . | Учащиеся должны знать закономерности наследственности и изменчивости организмов. Учащиеся должны уметь доказывать материальное единство природы, её познаваемость. | тематический тест | | | |
9 (34) | Проблемы генетической безопасности. | Ролев. игра | Медико-генетическое консультирование. | Учащиеся должны знать о мерах предупреждения генетических заболеваний. | Групповые задания. | | | |
11 класс (33 часов в год)
№ | Тема урока | тип урока | Содержание урока | Использование ТСО | педагогический мониторинг | план | факт |
Тема: «Основы учения об эволюции органического мира» (13часов) 1 полугодие – 15ч |
1 (35) | Развитие представлений об эволюции живой природы. | изучение нового материала | Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос | | |
2 (36) | Ч.Дарвин и основные положения его теории. | комбинированный | История создания и основные положения теории Ч.Дарвина | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос | | |
3 (37) | Вид и его критерии. | комбинированный | Определение понятия «вид», его критерии. | Таблицы, ИКТ | Лабораторная работа № 1«Изучение морфологического критерия вида» | | |
4 (38) | Популяции. | комбинированный | Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос Лабораторная работа № 2 «Влияние изменчивости у особей одного вида» | | |
5 (39) | Борьба за существование и её формы. | комбинированный | Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос | | |
6 (40) | Естественный отбор и его формы. | комбинированный | Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос | | |
7 (41) | Изолирующие механизмы. | комбинированный | Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос | | |
8 (42) | Видообразование. | комбинированный | Стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос | | |
9 (43) | Макроэволюция и её доказательства. | комбинированный | Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос | | |
10 (44) | Система растений и животных- отображение эволюции. | | | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос | | |
11 (45) | Главные направления эволюции органического мира. л.р. «Выявление идиоадаптаций у организмов» | комбинированный | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. | Таблицы, ИКТ | Лабораторная работа | | |
12 (46) | Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Современные представления о происхождении жизни. | изучение нового материала | Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Начальные этапы эволюции жизни. | Таблицы, ИКТ | поисковая беседа, сообщения учащихся | | |
13 (47) | Основные этапы развития жизни на Земле. | изучение нового материала | Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос, тестовая с/р | | |
Тема: Основы селекции и биотехнологии (5 часов). | | |
1 (48) | Предмет и основные методы селекции и биотехнологии. | и.н.м. | Предмет и задачи селекции, методы селекции | Таблицы, ИКТ | поисковая беседа | | |
2 (49) | Селекция растений | и.н.м. | Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве. | Таблицы, ИКТ | компьютерные тесты фронтальный опрос | | |
| | | | Итого: 2 полугодие – 18ч |
3 (50) | Селекция животных. | и.н.м. | Формирование знаний о селекции животных, методы и приёмы, успехи современной селекции в животноводстве. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос | | |
4 (51) | Селекция микроорганизмов. Биотехнология. | н.н.м. | Формирование знаний о селекции микроорганизмов, успехи современной биотехнологии. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос Лабораторная работа № 3 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | | |
5 (52) | Зачет №2 «Основы селекции и биотехнологии» | зачет | Учащиеся должны знать основные понятия селекции, методы и приёмы селекции различных групп организмов. | | Письменный тематический тест | | |
Антропогенез (5 часов). | | |
1 (53) | Антропогенез. Положение человека в системе животного мира. | комбинированный | Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека | Таблицы, ИКТ | поисковая беседа | | |
2-3 (54-55) | Основные стадии антропогенеза и его движущие силы. | комбинированный | Парапитеки, дриопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, биологические и социальные движущие силы антропогенеза. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос | | |
4 (56) | Расы человека. | И.Н.М. | Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма. | Таблицы, ИКТ | тематический тест | | |
5 (57) | Зачет №3 «Антропогенез» | зачет | Учащиеся должны уметь объяснить особенности антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений. | Таблицы, ИКТ | Письменный тематический тест | | |
Основы экологии (7 часов) | | |
1 (58) | Среда обитания организмов и ее факторы. | И.н.м. | Экология, среда обитания, экологические факторы, толерантность организмов, лимитирующие факторы, закон минимума. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос Лабораторная работа № 4 «Влияние антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | | |
2 (59) | Основные типы экологических взаимодействий | И.н.м. | Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос | | |
3 (60) | Конкурентные взаимодействия | И.н.м. | Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос | | |
4 (61) | Основные экологические характеристики популяций | | Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос | | |
5 (62) | Экологические сообщества. Структура сообщества. | | Биоценозы, экосистема, биогеоценоз, биосфера, агробиоценоз.Видовая структура, морфологическая, трофическая. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос Лабораторная работа № 5 «Составление схем передачи веществ и энергии» | | |
6 (63) | Пищевые цепи. Экологические пирамиды. | | Детрит, пастбищная пищевая цепь, детритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы.Экологическая пирамида: биомассы, численности. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос Лабораторная работа № 6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | | |
7 (64) | Экологическая сукцессия Основы рационального природопользования. | изучение нового материала | Сукцессия, типы сукцессий и их причины. Приёмы рационального природопользования.Искусственные сообщества, их отличия от естественных, аквариум как модель экосистемы. | Таблицы, ИКТ | фронтальный опрос Лабораторная работа № 7 «Исследование изменений в экосистемах» | | |
Эволюция биосферы и человек.(3 часа) | | |
1 (65) | Эволюция биосферы. Охрана окружающей среды. | изучение нового материала | Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере. Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы. | Таблицы, ИКТ | устный фронтальный опрос Лабораторная работа № 8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | | |
2 (66) | Антропогенное воздействие на биосферу. | комбинированный | Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования. | Таблицы, ИКТ | терминологический диктант, устный фронтальный опрос Лабораторная работа № 9 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | | |
3 (67) | Зачет №4 «Основы экологии .Эволюция биосферы и человек» Итоговый урок. Научное и практическое значение общей биологии. | зачет итоговый | Учащиеся должны знать экологические закономерности природы, её познаваемость и изменяемость. Проверка усвоения материала об экологии и биосфере | | письменный опрос собеседование . Лабораторная работа № 10 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» | | |
Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии
Критерии оценивания письменных работ по биологии в форме ЕГЭ
5-11 класс
Часть 1 (А)
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
Часть 2 (В)
Правильно выполненные задания В1–В8 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
Часть 3 (С)
Если ответ включает все элементы и не содержит биологических ошибок – 2(3) балла.
Если ответ включает 1 (2) из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2(3) названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки – 1(2) балла.
Если ответа нет или ответ содержит грубые биологические ошибки – 0 баллов
шкала перевода баллов работы по биологии в форме ЕГЭ в пятибалльную систему оценивания:
0 - 34 баллов - отметка "2"
35 - 54 баллов - отметка "3"
55 - 71 баллов - отметка "4"
72 -100 баллов - отметка "5"
90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»
70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4»
45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3»
20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»
0 – 19% правильно выполненной работы – оценка «1»
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученной теории
-материал изложен в определенной логической последовательности
-ответ самостоятельный
Отметка «4»:
-ответ полный и правильный на основании изученной теории
- материал изложен в определенной логической последовательности, при
этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя
Отметка «3»:
-ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ
неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не может исправить при наводящих вопросах учителя
Отметка «1»:
-отказ от ответа
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
(развернутый ответ на вопрос)
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок
Выполнение тестовых заданий.
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.
Оптимально на одной контрольной работе дается 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ,
продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10 -ти основных
вопросов, допускается следующая шкала оценивания:
9 – 10 правильных ответов – «5»
7 – 8 правильных ответов – «4»
5 – 6 правильных ответов – «3»
3 – 4 правильных ответов – «2»
0 – 2 правильных ответов – «1»
Необходимо отметить нестандартный подход к оцениванию слабых учащихся.
При подготовке индивидуальных заданий возможно заранее обговаривается объём
работы на «5», «4», «3», «2» для того, чтобы учащийся мог выбрать вариант
и неспеша выполнить его.
При оценивании работ ( рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать
моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.
Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.
При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность,
выполнение единых требований к ведению тетради.
Оценивание контрольной (письменной) работы
Учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу
принимается процентная шкала
90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»
70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4»
45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3»
20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»
0 – 19% правильно выполненной работы – оценка «1»
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Выполните 3 задания
оценка:«5»—выполнил все три задания «4» – выполнил первое и второе задание «3» – правильно выполнил только половину обязательной части заданий (т.е. 1-е или 2-е) «2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем правильных ответов).(1)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Методическая литература:
1. Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
2. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) автор В.В. Пасечник, Дрофа, 2011 г.
3. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. - М.: Дрофа, 2004
4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.
Литература для учащихся:
1. Беркутенко А.Н Семенин А.Ф. Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала. Справочник-определитель. Екатеринбург. Сократ. 2006
2. Богданова Т.Л., Е.А. Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2009.
3. Большаков В.Н., Бердюгин К.И. Млекопитающие Среднего Урала. Справочник-определитель. Екатеринбург. Сократ. 2006
4. Большая детская иллюстрированная энциклопедия. ООО изд. «Астрель» 2008.
5. Васфилова Е.С. Воробьева Т.А. Лекарственные растения Среднего Урала. Справочник-определитель. Екатеринбург. Сократ. 2008
6. Все о птицах. Атлас-справочник. Санкт-Петербург СЗКЭО «Кристалл» Москва. Оникс 2007
7. Гузикова Г.С., Ю.Б. Лазарева, С.Н. Ларина, Н.В. Чебышев. Биология. Новейший справочник. Москва «Махаон» 2007
8. Дунаева Ю. Хищники. Школьный путеводитель. СПб.; БКК. 2008
9. Зарудняя Т.В. Олимпиады по биологии. Волгоград. «Учитель-АСТ» 2005.
10. Мамаев С.А. Кожевников А.П. Деревья и кустарники Среднего Урала. Справочник-определитель. Екатеринбург. Сократ. 2006
11. Минская А. Ваш пес. Энциклопедия собачьих тайн. – Минск: Соврем. Шк. 2008
12. Мей Джульетта. Все о самых популярных породах собак. Санкт-Петербург СЗКЭО «Кристалл» Москва. Оникс 2007
13. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии 10-11 класс. Москва. «Вако» 2011.
14. Планета чудес и загадок. ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2006.
15. Рябицев В.К. Тарасов В.В. Птицы Среднего Урала. Справочник-определитель. Екатеринбург. Сократ. 2007
16. Чебышев Н.В. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Москва. «Новая волна» 2010.
17. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия. Москва. Эксмо. 2007
Инструментарий по отслеживанию результатов:
Биология: сборник заданий. Единый государственный экзамен / авт.-сост. Г.И. Лернер. Москва. Эксмо 2012.
Единый государственный экзамен: биология: контрол.измерит.материалы: 2005-2006 / под общ.ред. Г. С. Калиновой; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал.ин-т пед.измерений. – М.: Просвещение, 2006.
Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.ВАКО, 2006.
Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007-2008.
Сборники по подготовке к ЕГЭ 2006-2011гг
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса биологии на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем А. В. Пименовым и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/) .
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы ( учебное электронное издание)
2.Мультимедийное пособие «1 С: Школа.Биология 11 класс»
3. Мультимедийное пособие «ЕГЭ .Биология .2011» ,Дрофа
4. Мультимедийное пособие « Общая биология 11 класс» приложение к учебнику, ООО «Дрофа», 2010
http://window.edu.ru
http://mmc.berdsk-edu.ru
http://edu.of.ru
www.alleng.ru/d/bio/bio
mml.3dn.ru/load/33-1-0-320
bio.fizteh.ru
www.chgaki.ru
ege09.ru/biology.php
basiceducation.ru/www.baseeducation.ru
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (таблицы, коллекции, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового уровня полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).
Лист коррекции (приложение к рабочей программе)
Дата | № уроков по тематическому плану | Количество часов | Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение, контрольная работа и т.д.) | Причина коррекции (замена уроков, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | Завуч |
Уроки, которые требуют коррекции (пропущенные по причине) | Уроки, которые содержат коррекцию | Утверждение | Подпись |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
6