СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для ФГОС класса, по учебнику Сухова Т.С., Строганов В.И.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа

П. Рамоново









Рабочая программа

по биологии 5 класс

по учебнику Т.С. Сухова, В.И. Строганов.

"Биология 5-6 классы"

Составитель: учитель биологии и химии Харламова Е.Н.

На 2017-2018 уч. год































Пояснительная записка.

Рабочая программа в 5 классе составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требования к результатам освоения основной образовательной программе основного общего образования, фундаментальным ядром общего образования, примерной программой по биологии.

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ "об образовании", ФГОС ( базовый уровень), примерной программе по биологии ( базовый уровень), требование к оснащению учебного процесса по биологии, Федеральных перечней учебных пособий, допущенных к использованию учебных процессов, на основе рабочей программы ФГОС Биология М.,и изд. Вентана - граф, 2012 год, авторы Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. М., Вентана-Граф, 2012 г.

Обеспечена учебником Т.С. Сухова, В.И. Строганов, Биология 5-6 класс, М, Вентана - граф 2013 г.

Курс биологии направлен на формирование у школьников представлений о отличии особенностей живой и неживой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Биология » продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Приоритетным направлением при разработке программы являлось создание условий для деятельностного подхода в изучении живой природы, проведению наблюдений, постановке опытов, описанию окружающей среды и навыков оценивания ее состояния.

Цели изучения предмета

Экосистемный и структурно-функциональный подход при изучении живой природы направлен на достижение следующих целей:

-освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы в их взаимосвязи;

-овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

-развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

-воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, формирование навыков природосообразного поведения в окружающей среде;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в окружающей среде;

Место предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 35 учебных часов для обязательного изучения биологии в 5 классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД)

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, таких как:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- выбор условий для проведения и наблюдения или опыта

-использование увеличительных приборов для

-описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;

-поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе и на электронных носителях;

-работа с учебным текстом – выделение главного, составление плана, иллюстрирование текста, ассоциативное запоминание, построение элементарных логических схем;

-корпоративная деятельность на уроке;

- развитие естественнонаучной лексики при ведении диалога, презентации результатов исследований.

Тип программы: типовая, базового уровня.





Общая характеристика курса биологии в 5 классе.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь основой изучения естественных наук в старшой школе. Предлагаемая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях ( Т.С. Сухова). Биология в 5 классе изучается 1 раз в неделю (35 часов).

Результат освоения курса биологии в 5 классе.

Личностный результаты основаны на умении:

- осознавать единства и целостность окружающего мира.

- анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий влияния на окружающую среду.

-оценить экологический риск взаимоотношения человека и природы.

- формировать экологическое мышление, оценивать деятельность людей по отношению к окружающей среде.

- анализировать опыты и реализовать их в проектную деятельность.

Метапредметные результаты деятельности универсальных учебных действий (УУД)

1. Регулятивные УУД:

- формирование и решение учебной проблемы, постановка целей и путей ее решения под руководством учителя.

-принимать решение по устранении проблемы коллективно, или самостоятельно.

- оценивать свою работу, указывая причины успеха или неудачи при решении поставленной проблемы.

- составлять план решения проблемы как коллективно, так и индивидуально ( проектные работы).

2. Познавательные УУД:

-Уметь определять источники информации ( библиотека, интернет ресурсы) ,

- уметь переводить текст в графическое представления, составлять тезисы,

- создавать модели и схемы для решение поставленных задач,

-устанавливать взаимосвязь, явлений, процессов, событий предложенных в тексте.

-проводить наблюдение, эксперимент, самостоятельно или под наблюдением учителя, умение анализировать свои действия в ходе эксперимента,

- уметь выделять главное и второстепенное в тексте.

3. Коммуникативные УУД:

- формировать собственное мнение при решении проблемы,

-оказывать помощь в учебном процессе при работе над одинаковой проблемой и путей ее решения,

- уметь работать в группе и устанавливать товарищеские отношения, устраивать групповые дискуссии по решению проблемы.

4. Предметные УУД:

-осознание роли жизни ( роль организмов в круговороте веществ в природе)

- рассмотреть биологические процессы ( приспособление организмов к среде обитания, черты усложнения организации живых организмов),

- использование биологических знаний в быту.

- объяснять мир с точки зрения биологии ( отличие живой и неживой природы, определять основные органоиды клетки растений и животных, понимать смысл биологических терминов)

Содержание учебного курса биологии 5 класс

1 час в неделю (35 часов)

1. Отличие живого от неживого (6 часов)

-Правило работы в кабинете биологии, методы изучения живой и неживой природы: наблюдение, эксперимент, опыт, знакомство с увеличительными приборами ( лупа, микроскоп)

- общие признаки тел живой и неживой природы : масса, размер и т.д.

-наличие органических веществ в живых организмах, выявление опытным путем ( обугливание) органических веществ.

-значение воды и минеральных солей в живых организмах,

- свойства живых организмов: обмен веществ, дыхание, питание, размножение, раздражимость, изменчивость, наследственность.

  • экскурсия "Живая и неживая природа"

  • контрольные работы «Входная контрольная работа»

2. Клеточное строение организмов (5 часов)

- Многообразие клеток. клеточное строение бактерий, простейших, вирусов, грибов, растений, животных. Сходство и различие растительной и животной клетки.

- Понятие об органоидах клетки: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли. Взаимосвязь строения клетки растений и животных со способом питания. Пластиды. Роль хлоропластов в растительной клетке. Взаимосвязь строения клетки с выполняемыми функциями.

-Лабораторные работы: Знакомство с микроскопом, Расчет увеличения микроскопа, Приготовление микропрепарата листа и рассмотрение клетки растений, Рассмотрение под микроскопом одноклеточных и многоклеточных животных

- контрольная работа «клеточное строение организмов»

3. Жизнедеятельность организмов. (21 час)

- Продолжительность жизни разных организмов. Доказательства происхождения живого от живого ( Реди, Гельмонт). Рост и развитие организмов. половое и бесполое размножение, обоеполые организмы. половое и бесполое размножение гидры. Половые клетки - гаметы. Гермафродиты - дождевой червь и виноградная улитка. Размножение, рост, развитие животных. Половое и бесполое размножение.

- Органы размножения растений- цветок, плод, семя. Строение семени. половое и бесполое размножение растений. Знакомство с цветковыми растениями, способы бесполого размножения.

- Значение солнечного света в жизни растений. Хлорофилл, образование его на свету. Экспериментальные доказательства образования органических веществ на свету (опыт Гельмонта). Темерязьев К.А. о значении растений на Земле. процессы жизнедеятельности растений: питание, дыхание, фотосинтез.

-Корневое питание. роль корней в жизни растений. Растения - хищники . Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие растительноядные, хищники, паразиты. Приспособление животных питающиеся разнообразной пищей. наблюдение за питанием домашних животных. Экскурсия "Живые организмы зимой" - Многообразие паразитов. Паразитизм как способ питания. Приспособленность паразитов к обитанию в организме животных и человека. Роль паразитов в регуляции численности других организмов.

-Необходимость минеральных солей животным и человеку. поступление минеральных солей в организм растений, животных, человека. Загрязнение окружающей среды. нитраты, их влияние на организм. значение воды в организме животных, растений, человека. экспериментальные доказательства наличия воды в клетках. Значение испарение воды листьями, приспособление организмов к добычи и сохранению воды. Химический состав клетки: органические и неорганические вещества. Пища- источник энергии , растения как преобразователи энергии для животных. Обмен веществ и превращение энергии, пищевые связи в экосистеме.

- Движение живых организмов. Способы передвижения животных. способы движения растений.

- Обмен веществ. Дыхание - общее свойство живого. Значение дыхания. Понятие о газообмене. роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Дыхание как способ добычи энергии. Приспособленность животных и растений в добычи кислорода необходимого для дыхания.

Экскурсия живые организмы весной.

Роль человека на Земле (1 час)

Итоговая контрольная работа (1 час)

Задание на лето (1час).



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:


• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


3. В сфере трудовой деятельности:


• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).


4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


5. В эстетической сфере
:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



Программа по биологии 5 класс



В результате изучения вводного курса биология ученик должен знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел живой природы;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.



Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.



В преподавании вводного курса биология используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);

  • проектная работа;

  • подготовка сообщений/ рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.



Результаты обучения

  • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

  • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

  • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

  • Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

  • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

  • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

  • Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.



Формы контроля знаний: промежуточные и итоговые тестовые контрольные работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).



Контроль уровня обучения

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени — в конце четверти или полугодия, в виде семинарских занятий, выполнения тестов и др.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела, в виде устного, письменного практического выполнения задания и тестов.

Итоговый контроль – итоговое тестирование в конце учебного года.



Система оценки знаний и умений учащихся

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.


Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.



Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.



Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.



Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.


Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.


Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.



Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2. Допустил не более одного недочета.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.



Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Учебно - тематический план.



Тема раздела

Кол-во часов

Лабораторные

Практические

экскурсии

1

Отличие живого от неживого


Входная контрольная работа

5




1


+

+

2

Клеточное строение


Полугодовая контрольная работа

4



1

+



3

Жизнедеятельность организмов

21

+

+

+

4

Роль человека на Земле

1




5

Итоговая контрольная работа

1




6

Задание на лето

1





итого

35










Календарно- тематическое планирование 5 класс (35 ч, из них 9 ч — резервное время)





Тема урока

Д/З

Дата

По плану

Факт

Природа вокруг нас

§1



2

Различаются ли тела живой и неживой природы

§2



3

Какие органические и неорганические вещества содержаться в живых организмах

§3



4

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы

§4



5

Входная контрольная работа




6

Экскурсия живая и неживая природа




7

Клеточное строение- общий признак живых организмов.


§6



8

Прибор открывающий тайны

7



9

Твое первое исследование




10

Одноклеточные и многоклеточные организмы

§8



11

Подведем итоги

§9



12

Как идет жизнь на земле

§10



Как размножаются живые организмы

§11



14

Как размножаются животные

§12



15

Как размножаются растения

§13



16

Могут ли растения производить потомство без помощи семян

§14



17

Полугодовая контрольная работа




18

Как питаются растения

§16



19

Только ли лист кормит растение

17



20

Как питаются разные животные

§18



21

Экскурсия живые организмы зимой

§19



22

Как питаются паразиты

§20



23

Подведем итоги


§21



24

Нужны ли минеральные соли животным и человеку

§22



25

Можно ли жить без воды

§23



26

Наблюдение за расходами воды в школе

§24



27

Можно ли жить не питаясь

§25




28

Как можно добыть энергию для жизни

26



29

Можно ли жить не дышать


§ 27



30

Итоговая работа




31

Экскурсия живые организмы весной




32

Подведем итоги




33


Резервное время




34




35







































Входная контрольная работа в 5 классе по биологии

1 вариант.

1. Перечисли свойства воды:

2. Перечисли условия, необходимые для жизни растений:

3. Запиши названия 3 хвойных деревьев и напишите их отличие от лиственных деревьев

4. Напиши отличие домашних животных от диких.

5. Определи и укажи с помощью стрелок, в каком сообществе живёт данное растение

одуванчик

Луг

Водоросль

 

папоротник

Лес

кувшинка

 

Клевер

Водоём

6. Определи и укажи с помощью стрелок, в какой природной зоне живёт данное животное

Дрофа

Тундра

Лось

 

кузнечик

Лесная зона

белка

 

Северный олень

Степь

7. Напиши названия 5 живых природных тел:

8. Напиши названия не менее 3 - х различных веществ

9. Укажи объект живой природы.
а)туман б) насекомое в)Луна г) мороз
10. Какие животные делают запасы на зиму.
а ) белка б )рысь в)лось г)барсук
11. Укажи самое правильное значение воды.
а)вода - источник жизни на Земле б)вода нужна всем животным
в)вода нужна всем растениям г)вода нужна каждому человеку
12. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее?
а)отсутствие запаха б)прозрачность в)упругость г)бесцветность
13. Определи растения водоёма
а)кувшинка белая б) мак в)ландыш г)подорожник
14. Какое животное не встретишь в зоне степей?
а)суслик б)мышь в)бегемот г)ящерица



Входная контрольная работа. 2 вариан

1. Перечисли свойства воды:

2. Перечисли условия, необходимые для жизни животных:

3. Запиши названия 3 лиственных деревьев и напишите их отличие от хвойных деревьев

4. Напиши отличие диких животных от домашних

5. Определи и укажи с помощью стрелок, в каком сообществе живёт данное растение

Черника

Луг

сосна

 

мятлик

Лес

мох

 

Клевер

Водоём

6. Определи и укажи с помощью стрелок, в какой природной зоне живёт данное животное

Глухарь

Тундра


Белая сова

 


тетерев

Лесная зона


Медведь

 


Северный олень

Степь

 

7. Напиши названия 5 неживых природных тел:

8. Напиши названия не менее 3 - х различных веществ неживой природы

9. Укажи объект живой природы.
а)вода б) птица в)звезда г) почва

10. Какие животные делают запасы на зиму.
а) медведь б) мышь в)заяц г) барсук
11. Укажи самое правильное значение растений.
а) растения - источник жизни на Земле б)растения нужны всем животным для питания
в) растения нужны каждому человеку
12. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее?
а) отсутствие запаха б)прозрачность в)упругость г)бесцветность
13. Определи растения водоёма
а) кувшинка белая б) мак в)ландыш г)подорожник
14. Какое животное встретишь в зоне лесов?
а)суслик б)мышь в)бегемот г)ящерица


Оценивание теста.
За каждое правильно выполненное задание 1-4, 7-8- начисляется 2 балл. Задания 5-6, 9-14-начисляется 1 балл.. Максимальное количество баллов 20.



Шкала оценок.

20-17 ответов- 5

16- 15 - 4

14-11 -3

10 -2

































Промежуточная контрольная работа.

Вариант 1

  1. придумай рисунок иллюстрирующий утверждение : «Все, что нас окружает, - тела живой и неживой природы».

  2. Докажи, что тела живой природы обладают признаками характерными для всего живого.

  3. В какой из клеток, животной или растительной есть хлоропласты. Какова их роль?

  4. Назови неорганические вещества, содержащиеся в живых организмах.

  5. Дать определение: «живой организм», «биология»

Вариант 2

  1. Назови признаки живых организмов.

  2. Докажи, что клеточное строение- общий признак живых организмов.

  3. Назови методы исследования живой природы.

  4. Назови органические вещества, содержащиеся в живых организмах.

  5. Дать определение: «ядро», «мембрана»



шкала оценок.

5- на все вопросы дан полный ответ.

4- 5 вопросов не осветили полностью или ответили на 4 вопроса, но полно.

3- дан полный ответ на 3 вопроса.

2 ответили менее чем на 3 вопроса











Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс

Вариант 1 1. Маленький ребенок становится взрослым человеком, потому что его клетки: А) растут                 Б) дышат В) делятся               Г) питаются.  2. В клетках растений в отличие от животных есть: а)  рибосомы;      б) хлоропласты;      в) цитоплазма;          г) ядро. 3.. В чем состоит сходство животных с другими организмами? А)Состоят из клеток Б) Имеют системы органов В)Активно передвигаются Г)На свету создают органические вещества из неорганических 4. В процессе питания животные, как правило, А)Заглатывают готовые органические вещества Б)Создают органические вещества из неорганических В)Всасывают растворенные в воде органические вещества Г)Ограничиваются поглощением минеральных веществ 5. В клетке животных отсутствуют А)Ядро и цитоплазма Б)Сократительные вакуоли В)Хлоропласты и оболочка из клетчатки Г) Плазматическая мембрана и пищеварительные вакуоли 6.Полужидкая масса, которая составляет основное содержание клетки: А) оболочка; В) хлоропласты; Б) цитоплазма; Г) ядро. 7. В верхнем конце тубуса находится: А) окуляр; Б) предметный столик; В) объектив; Г) покровное стекло. 8.Биология-это наука А)О звёздах Б)О веществах В)О живой природе 9.Клеточное строение имеют: А)Все природные тела Б)Только растения В)Только животные Г)Все живые существа 10. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название А)Разглядывание Б)Измерение В)Наблюдение Г)Экспериментирование 11. Какие из этих организмов относятся к царству растений? А)Жук Б)Гриб – боровик В)Дуб Г)Окунь 12. Какие организмы самостоятельно создают питательные вещества из неорганических? А)Животные Б)Растения В)Бактерии Г) Грибы 13. Процесс образования органических веществ называется: А) фотосинтез Б) дыхание В) газообмен 14. заяц - беляк относится по типу питания к А) автотрофам Б) гетеротрофам В) хемотрофам 15. какая пищевая цепь правильная: А)заяц- клевер-волк Б) клевер - заяц- волк В) клевер- волк- заяц Г) волк- клевер- заяц 16. Лупа – это: A) Часть микроскопа   Б) Самый простой увеличительный прибор   B) Главная часть предметного столика      Г.)Простой увеличительный прибор, при помощи которого можно рассмотреть внешний вид клетки 17.Зеленую окраску листьев определяют: А) Хлоропласты    Б) Хромопласты      В) Лейкопласты     Г)Клеточный сок. 18. Тесто разрыхляется при добавлении дрожжей: А) Интенсивно увеличивающимся числом дрожжей Б) Углекислым газом    В)Кислородом  Г) Спиртом 19) Функцию поглощения воды и минеральных веществ из почвы выполняют в корне А)корневые волоски              Б)молодые делящиеся клетки В)молодые растущие клетки                  Г)клетки проводящей системы. 20.Процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца — признак живого, присущий А)животным     Б)грибам В)бактериям гниения                 Г)растениям

Оценивание теста.
За каждое правильно выполненное задание  1 балл. Максимальное количество баллов 20.

Шкала оценок.

20-17 ответов- 5

16- 15 - 4

14-11 -3

10 -2



Учебно-методическое обеспечение

Литература

1.Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с. – («Методическая библиотека»)

2.Матюхина М.В. Изучение мотивации учения.

3.Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.- 79 с. – (Стандарты второго поколения).

4 Биология 5 класс. Сухова, Строгонов- М.: Вентана-Граф, 2012 год

5.Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическкое пособие для учителей. Издательство КАРО, Санкт-Петербург, 2006, с.69

Список литературы для учащихся

Учебники:

1. Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Биология 5 класс. Рабочая тетрадь - М. : Вентана- Граф, 2008 г

2 И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Биология 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. : Вентана- Граф, 2012