№ | Название разделов | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | КЭС | Дата | примечание |
Предметные | Метапредметные |
1 | Биология — наука о живом мире (9 ч) | 1 | Наука о живой природе. | знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете. | Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные: уметь выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, характеризовать особенности и значение науки биологии; Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: мотивация обучения | 1.1 | | |
| | 2 | Свойства живого | умение отличать живые тела от тел неживой природы. Знать признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. | Регулятивные: уметь составлять схемы, таблицы, работая по плану сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: уметь характеризовать свойства живых организмов, сравнивать живое и неживое, делать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | 1.2 | | |
| | 3 | Методы изучения природы | ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования | Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенного и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные: различать и характеризовать методы изучения живой природы. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: понимание значимости научного исследования природы, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации | 1.1 | | |
| | 4 | Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Регулятивные: умение планировать пути достижения цели выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с ним. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью учебника, уметь работать в группе. Личностные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | 1.1 | | |
| | 5 | Строение клетки. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки. Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. | Регулятивные: умение планировать пути достижения цели выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: сравнивать животную и растительную клетку. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью учебника, уметь работать в группе Личностные: соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | 2.4, 2.7 | | |
| | 6 | Химический состав клетки | различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. | Регулятивные: смысловое чтение, уметь отображать информацию в графической форме. Познавательные: анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: понимание значимости научного исследования природы | 2.3 | | |
| | 7 | Процессы жизнедеятельности клетки | характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. | Регулятивные: смысловое чтение, уметь определять понятия, строить умозаключения, делать выводы. Познавательные: оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Коммуникативные: добывать недостающую информацию в других источниках. Личностные: Понимание значимости научного исследования природы | 2.5, 2.6 | | |
| | 8 | Великие естествоиспытатели | называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. | Регулятивные: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Личностные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения | | | |
2 | Многообразие живых организмов – 11 часов | 9 | Царства живой природы | объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать связь между царствами живой природы. Коммуникативные: Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Личностные: осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | 2.2,4.1 | | |
| | 10 | Бактерии: строение и жизнедеятельность Значение бактерий в природе и для человека | характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». | Регулятивные: самостоятельно выделят и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности бактерий. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Личностные: умение организовать выполнение заданий, умение применять полученные знания в своей практической деятельности | 4.2 | | |
| | 11 | Растения. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения» | выявлять различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. различать и называть части цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки.
| Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,искать и выделять необходим информацию. Познавательные: характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Личностные: осознание важности растений в природе и жизни человека. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные: умение планировать пути достижения цели выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: различать части побега цветкового растения. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество в парах. Личностные: соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием
| 4.4.,4.5 | | |
| | 12 | Животные. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | распознавать одноклеточных и многоклеточных, беспозвоночных и позвоночных животных на рисунках учебника. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Изучать живые организмы под микроскопом. Наблюдать за движением животных. Формулировать вывод о значении движения для животных. | Регулятивные: умение планировать пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: распознавать одноклеточных и многоклеточ ных, беспозвоночных и позвоночных животных, объяснять роль животных в природе и жизни человека. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество в парах. Личностные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие представлений о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека | 4.6.,4.7. | | |
| | 13 | Грибы Многообразие и значение грибов | характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Знать строение грибов. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин», «симбиоз», «микориза». | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать сходство грибов с растениями и животными, определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Личностные: осознание важности грибов в природе и жизни человека, сохранение своего здоровья и здоровья окружающих | 4.3. | | |
| | 14 | Лишайники | выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Личностные: осознание важности существования лишайников в природе и жизни человека, использование лишайников как показателей чистоты воздуха | 4.3 | | |
| | 15 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | знать значение животных и растений в природе и жизни человека. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Личностные: понимать и осознавать важность существования всего живого в природе и жизни человека | 4.2.,4.3.,4.5., 4.6. | | |
| | 16 | Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие живых организмов». | систематизировать и обобщать знания Использовать учебные действия для формулировки ответов. | Регулятивные: умение планировать свою деятельность. Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: систематизировать полученные знания. Личностные: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы | | | |
3 | Жизнь организмов на планете Земля – 7 часов | 17 | Многообразие условий обитания на планете | характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Приводить примеры обитателей сред жизни. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: характеризовать особенности условий сред жизни. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | 7.1 | | |
| | 18 | Экологические факторы среды | различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Личностные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | 7.1. | | |
| | 19 | Приспособления организмов к жизни в природе | объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника, приводить свои примеры. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, работать над проектом. Познавательные: выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой | 7.2. | | |
| | 20 | Природные сообщества | определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществ, взаимодействие организмов между собой. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы, умение работать в группах | 7.3. | | |
| | 21 | Природные зоны России | определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте учебника. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество в группах. Личностные: овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы | 7.4. | | |
| | 22 | Жизнь организмов на разных материках | особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Личностные: умение применять полученные знания в своей практической деятельности | 7.4. | | |
| | 23 | Жизнь организмов в морях и океанах. Контрольная работа №2 по теме: «Жизнь организмов на планете Земля» | описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Оценивать значение планктона для других живых организмов. Аргументировать приспособленность животных к среде своего обитания. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: выделят и объяснять признаки приспособленности организмов к среде обитания. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество в группах. Личностные: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы | 7.3.,7.4. | | |
4 | Человек на планете Земля – 6 часов | 24 | Как появился человек на Земле | характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельность неандертальцев, кроманьонцев. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Личностные: осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой | 6.5. | | |
| | 25 | Как человек изменял природу | приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: приводить примеры воздействия человека на природу, аргументировать необходимость охраны природы. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися природы. Личностные: обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле | 7.5. | | |
| | 26 | Важность охраны живого мира планеты | называть животных, истреблённых человеком. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися природы. Личностные: готовность слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Продолжение освоения способов решения проблем творческого и поискового характера | 7.5. | | |
| | 27 | Сохраним богатство живого мира | оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися природы. Личностные: развивать познавательный интерес к естественным наукам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | 7.5. | | |
| | 28 | Обобщение знаний по теме «Человек на планете Земля» | систематизировать и обобщать знания по теме: «Человек на планете Земля». Использовать учебные действия для формулировки ответов. | Регулятивные: умение определять понятия, строить умозаключения, делать выводы. Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: систематизировать полученные знания, оценивать свои достижения и достижения одноклассников. Личностные: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы | | | |
| | 29-30 | Обобщение и повторение по всему курсу | систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. | Регулятивные: умение обобщать, строить умозаключения, делать выводы. Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: систематизировать полученные знания, оценивать свои достижения и достижения одноклассников. Личностные: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы | | | |
| | 31 | Контрольная работа №3 (по итогам года) | | | | | |
| | 32 | Повторение | | | | | |
| | 33-34 | Весенняя экскурсия «Весенние явления в природе» | наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, проводить наблюдения в природе. Познавательные: систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой и индивидуальной работы. Личностные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы | | | |