СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 5 класс на 2017-2018 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс.»

Календарно- тематическое планирование

по биологии 5 класс

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34


Название разделов

урока

Тема урока

Планируемые результаты

КЭС

Дата

примечание

Предметные

Метапредметные

1

Биология — наука о живом мире (9 ч)

1

Наука о живой природе.

знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете.


Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и

формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности.

Познавательные: уметь выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, характеризовать

особенности и значение науки биологии;

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

мотивация обучения


1.1





2

Свойства живого

умение отличать живые тела от тел неживой природы. Знать признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.


Регулятивные:

уметь составлять схемы, таблицы, работая по плану сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: уметь характеризовать свойства живых организмов,

сравнивать живое и неживое, делать вывод о значении взаимодействия органов живого организма.

Коммуникативные: самостоятельно

организовывать учебное взаимодействие в

группе.

Личностные:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение


1.2





3

Методы изучения природы

ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования

Регулятивные:

выдвигать версии решения проблемы,

выбирать из предложенного и искать

самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные:

различать и характеризовать методы

изучения живой природы.

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и

одноклассниками.

Личностные:

понимание значимости научного исследования природы, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации


1.1





4

Увеличительные приборы Лабораторная работа 1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Регулятивные:

умение планировать пути достижения цели выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач.

Познавательные:

изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с ним.

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью учебника, уметь работать в группе.

Личностные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе

с применением средств ИКТ


1.1





5

Строение клетки. Лабораторная работа 2

«Знакомство с клетками растений»


выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение.

Сравнивать животную и растительную клетки.
Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.


Регулятивные:

умение планировать пути достижения цели выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные:

сравнивать животную и растительную

клетку.

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью учебника, уметь работать в группе

Личностные:

соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием


2.4, 2.7





6

Химический состав клетки

различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.


Регулятивные:

смысловое чтение, уметь отображать

информацию в графической форме.

Познавательные:

анализировать представленную на

рисунках учебника информацию о

результатах опыта, работая в паре.

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и

одноклассниками.

Личностные:

понимание значимости научного исследования природы


2.3





7

Процессы жизнедеятельности клетки

характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ».

Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.


Регулятивные:

смысловое чтение, уметь определять понятия, строить умозаключения, делать выводы.

Познавательные:

оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию в

других источниках.

Личностные:

Понимание значимости научного исследования природы


2.5, 2.6





8

Великие естествоиспытатели

называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.


Регулятивные:

определять новый уровень к самому себе как

субъекту деятельности.

Познавательные:

выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Личностные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения





2

Многообразие живых организмов – 11 часов

9

Царства живой природы

объяснять сущность термина «классификация».

Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять

необходимую информацию.

Познавательные:

устанавливать связь между царствами живой

природы.

Коммуникативные:

Организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися.

Личностные:

осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии


2.2,4.1





10

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Значение бактерий в природе и для человека

характеризовать особенности строения бактерий.

Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.

Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».


Регулятивные:

самостоятельно выделят и формулировать

познавательную цель, искать и выделять

необходимую информацию.

Познавательные:

характеризовать особенности строения и

процессы жизнедеятельности бактерий.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися.

Личностные:

умение организовать выполнение заданий, умение применять полученные знания в своей практической деятельности


4.2





11

Растения. Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением растения»


выявлять различия между растениями разных систематических групп.
Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

различать и называть части цветкового растения.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Характеризовать особенности строения хвоинки.




Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель,искать и выделять

необходим информацию.

Познавательные:

характеризовать значение растений

разных систематических групп в жизни

человека.

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с

помощью вопросов.

Личностные:

осознание важности растений в природе

и жизни человека. Эстетическое восприятие

природы.

Регулятивные:

умение планировать пути достижения цели выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач.

Познавательные:

различать части побега цветкового растения.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество в парах.

Личностные:

соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием




4.4.,4.5





12

Животные. Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных»



распознавать одноклеточных и многоклеточных, беспозвоночных и позвоночных животных на рисунках учебника.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Изучать живые организмы под микроскопом.

Наблюдать за движением животных.
Формулировать вывод о значении движения для животных.


Регулятивные:

умение планировать пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач.

Познавательные:

распознавать одноклеточных и многоклеточ

ных, беспозвоночных и позвоночных

животных, объяснять роль животных

в природе и жизни человека.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество в парах.

Личностные:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие представлений о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека


4.6.,4.7.





13

Грибы

Многообразие и значение грибов

характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Знать строение грибов.

Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин», «симбиоз», «микориза».


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, искать и выделять

необходимую информацию.

Познавательные:

устанавливать сходство грибов с растениями и животными, определять место представителей царства Грибы среди эукариот.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Личностные:

осознание важности грибов в природе и жизни человека, сохранение своего здоровья и здоровья окружающих


4.3.





14

Лишайники

выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли.

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, искать и выделять

необходимую информацию.

Познавательные:

характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися.

Личностные:

осознание важности существования лишайников в природе и жизни человека, использование лишайников как показателей чистоты воздуха


4.3





15

Значение живых организмов в природе и жизни человека

знать значение животных и растений в природе и жизни человека.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, искать и выделять

необходимую информацию.

Познавательные:

характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися.

Личностные:

понимать и осознавать важность существования

всего живого в природе и жизни человека


4.2.,4.3.,4.5.,

4.6.





16

Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие живых организмов».

систематизировать и обобщать знания

Использовать учебные действия для формулировки ответов.


Регулятивные:

умение планировать свою деятельность.

Познавательные:

умение анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты

и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные:

систематизировать полученные знания.

Личностные:

осознавать потребность и готовность к

самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы





3

Жизнь организмов на планете Земля – 7 часов

17

Многообразие условий обитания на планете

характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Приводить примеры обитателей сред жизни.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, искать и выделять

необходимую информацию.

Познавательные:

характеризовать особенности условий сред жизни.

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками


7.1





18

Экологические факторы среды

различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, искать и выделять

необходимую информацию.

Познавательные:

характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися.

Личностные:

умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение


7.1.





19

Приспособления организмов к жизни в природе

объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.

Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника, приводить свои примеры.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, искать и выделять

необходимую информацию, работать над

проектом.

Познавательные:

выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

Коммуникативные:

полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой


7.2.





20

Природные сообщества

определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.

Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, ставить проблему и

искать пути решения.

Познавательные:

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществ, взаимодействие организмов между собой.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися.

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы, умение работать в группах


7.3.





21

Природные зоны России

определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте учебника.

Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество в группах.

Личностные:

овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы


7.4.





22

Жизнь организмов на разных материках

особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, ставить проблему и

искать пути решения.

Познавательные:

оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися.

Личностные:

умение применять полученные знания в своей практической деятельности


7.4.





23

Жизнь организмов в морях и океанах. Контрольная работа №2 по теме: «Жизнь организмов на планете Земля»


описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Оценивать значение планктона для других живых организмов. Аргументировать приспособленность животных к среде своего обитания.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, ставить проблему и

искать пути решения.

Познавательные:

выделят и объяснять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество в группах.

Личностные:

умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы



7.3.,7.4.



4

Человек на планете Земля – 6 часов

24

Как появился человек на Земле

характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

Выделять особенности строения тела и жизнедеятельность неандертальцев, кроманьонцев.

Характеризовать существенные признаки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, ставить проблему и

искать пути решения.

Познавательные:

доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися.

Личностные:

осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой


6.5.





25

Как человек изменял природу

приводить доказательства воздействия человека на природу.

Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, ставить проблему и

искать пути решения.

Познавательные:

приводить примеры воздействия человека на природу, аргументировать необходимость охраны природы.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися природы.

Личностные:

обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле


7.5.





26

Важность охраны живого мира планеты

называть животных, истреблённых человеком.

Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, ставить проблему и

искать пути решения.

Познавательные:

объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися природы.

Личностные:

готовность слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Продолжение освоения способов решения проблем творческого и поискового характера


7.5.





27

Сохраним богатство живого мира

оценивать роль деятельности человека в природе.

Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.
Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, ставить проблему и

искать пути решения.

Познавательные:

аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное

сотрудничество с учителем и учащимися природы.

Личностные:

развивать познавательный интерес к естественным наукам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам


7.5.





28

Обобщение знаний по теме «Человек на планете Земля»


систематизировать и обобщать знания по теме: «Человек на планете Земля». Использовать учебные действия для формулировки ответов.


Регулятивные:

умение определять понятия, строить

умозаключения, делать выводы.

Познавательные:

умение анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты

и явления. Выявлять причины и следствия

простых явлений.

Коммуникативные:

систематизировать полученные знания,

оценивать свои достижения и достижения

одноклассников.

Личностные:

осознавать потребность и готовность к

самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы







29-30

Обобщение и повторение по всему курсу

систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов.


Регулятивные:

умение обобщать, строить

умозаключения, делать выводы.

Познавательные:

умение анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты

и явления. Выявлять причины и следствия

простых явлений.

Коммуникативные:

систематизировать полученные знания,

оценивать свои достижения и

достижения одноклассников.

Личностные:

осознавать потребность и готовность к

самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы







31

Контрольная работа №3 (по итогам года)








32

Повторение








33-34

Весенняя экскурсия «Весенние явления в природе»

наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе.


Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, проводить наблюдения в природе.

Познавательные:

систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой и индивидуальной работы.

Личностные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы