Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Выпускник научится:
Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов(клетки, организмы), их практическую значимость;
Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
Осознано соблюдать основные правила и принципы отношения к живой природе;
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
Находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1 Клеточное строение организмов (6 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2 Царство Бактерии (3 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3 Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Раздел 4 Царство Растения (14 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Основная форма обучения-урок
Уроки открытия новых знаний, формирования умений реализации новых способов действий.
Уроки рефлексии.
Урок-практикум
Урок-игра
Урок-путешествие
Уроки развивающего контроля.
Уроки общеметодологической направленности
Урок-практикум
Урок-семинар
Урок-дискуссия
Урок-консультация
Урок-соревнование
Формы и виды организации деятельности учащихся на уроке:
Конспектирование
Групповая работа
Творческие задания
Самостоятельная работа
Эксперимент
Работа с иллюстрациями
Исследование
Взаимопроверка, самопроверка
Аукцион идей
Тестирование
Работа с дополнительной литературой
Наблюдение
Работа с раздаточным материалом
Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Биология» (5 класс)
№ П/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
план | факт |
Введение 6 часов | |
1 | 04.09 | | Биология — наука о живой природе | 1 |
2 | 11.09 | | Методы исследования в биологии | 1 |
3 | 18.09 | | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 |
4 | 25.09 | | Среды обитания живых организмов. | 1 |
5 | 02.10 | | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 |
6 | 09.10 | | Обобщающий урок по теме: «Введение» | 1 |
Глава 1" Клеточное строение организмов " 6 часов |
7 | 16.10 | | Устройство увеличительных приборов Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | 1 |
8 | 23.10 | | Строение клетки Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | 1 |
9 | 13.11 | | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 |
10 | 20.11 | | Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост. Л.р.№3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | 1 |
11 | 27.11 | | Понятие «ткань» Л.р.№4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 1 |
12 | 04.12 | | Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов» | 1 |
Глава 2 " Царство Бактерии» 3 часа |
13 | 11.12 | | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1 |
14 | 18.12 | | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 |
15 | 25.12 | | Обобщающий урок по теме: «Царство бактерии» | 1 |
Глава 3 «Царство Грибы " 5 часов |
16 | 15.01 | | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 |
17 | 22.01 | | Шляпочные грибы. Л.р.№5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | 1 |
18 | 29.01 | | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№6 « Изучение особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей» | 1 |
19 | 05.02 | | Грибы-паразиты | 1 |
20 | 12.02 | | Обобщающий урок по теме: « Царство Грибы» | 1 |
Глава 4 " Царство Растения " 14часов |
21 | 19.02 | | Ботаника — наука о растениях | 1 |
22 | 26.02 | | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей» | 1 |
23 | 05.03 | | Лишайники | 1 |
24 | 12.03 | | Мхи Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах)» | 1 |
25 | 19.03 | | Папоротники, хвощи, плауны. Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | 1 |
26 | 02.04 | | Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека. | 1 |
27 | 09.04 | | Голосеменные растения. Л.р.№10 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | 1 |
28 | 16.04 | | Многообразие голосеменных. | 1 |
29 | 23.04 | | Покрытосеменные растения | 1 |
30 | 28.04 | | Многообразие покрытосеменных | 1 |
31 | 07.05 | | Происхождение растений | 1 |
32 | 14.05 | | Основные этапы развития растительного Мира. Обобщающий урок по теме: «Царство Растения» | 1 |
33 | 21.05 | | Итоговый урок по теме: «Царство Растения» | 1 |
34 | 28.05 | | Резервный урок | |
АНОТАЦИЯ
Название рабочей программы | Класс | УМК | Количество часов для изучения | Автор/составитель Программы (Ф.И.О.) |
Биология | 5 | Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014. | 34 | Пасечник В.В. Ильчук Ю.О. |