СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 1 час в неделю. Используемый УМК В. В. Пасечник. Бактерии. Грибы. Растения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.

  1. Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

  1. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).



Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • выделение существенных признаков биологических объектов;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Выпускник научится:

  • Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов(клетки, организмы), их практическую значимость;

  • Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

  • Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • Осознано соблюдать основные правила и принципы отношения к живой природе;

  • Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • Находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

  • Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Раздел 1 Клеточное строение организмов (6 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.


Раздел 2 Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3 Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.


Раздел 4 Царство Растения (14 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).


Основная форма обучения-урок

Уроки открытия новых знаний, формирования умений реализации новых способов действий.

  • Урок-лекция

  • Урок-исследование

  • Урок-игра

  • Проблемный урок

  • Урок-путешествие

  • Уроки взаимообучения обучающихся

Уроки рефлексии.

  • Урок-практикум

  • Урок-игра

  • Урок-путешествие

Уроки развивающего контроля.

  • Комбинированный урок

  • Урок-тест

  • Урок-зачет

  • Урок-самостоятельная работа

Уроки общеметодологической направленности

  • Урок-практикум

  • Урок-семинар

  • Урок-дискуссия

  • Урок-консультация

  • Урок-соревнование


Формы и виды организации деятельности учащихся на уроке:

  • Конспектирование

  • Групповая работа

  • Творческие задания

  • Самостоятельная работа

  • Эксперимент

  • Работа с иллюстрациями

  • Исследование

  • Взаимопроверка, самопроверка

  • Аукцион идей

  • Тестирование

  • Работа с дополнительной литературой

  • Наблюдение

  • Работа с раздаточным материалом









Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Биология» (5 класс)

П/п

Дата




Тема урока



Количество часов




план

факт

Введение 6 часов


1

04.09


Биология — наука о живой природе

1

2

11.09


Методы исследования в биологии

1

3

18.09


Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

4

25.09


Среды обитания живых организмов.

1

5

02.10


Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

6

09.10


Обобщающий урок по теме: «Введение»

1

Глава 1" Клеточное строение организмов " 6 часов

7

16.10


Устройство увеличительных приборов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

1

8

23.10


Строение клетки Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

1

9

13.11


Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

10

20.11


Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост. Л.р.№3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

11

27.11


Понятие «ткань» Л.р.№4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

1

12

04.12


Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»

1

Глава 2 " Царство Бактерии» 3 часа

13

11.12


Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

1

14

18.12


Роль бактерий в природе и жизни человека

1

15

25.12


Обобщающий урок по теме: «Царство бактерии»

1

Глава 3 «Царство Грибы " 5 часов

16

15.01


Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

17

22.01


Шляпочные грибы. Л.р.№5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

1

18

29.01


Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№6 « Изучение особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей»

1

19

05.02


Грибы-паразиты

1

20

12.02


Обобщающий урок по теме: « Царство Грибы»

1

Глава 4 " Царство Растения " 14часов

21

19.02


Ботаника — наука о растениях

1

22

26.02


Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей»

1

23

05.03


Лишайники

1

24

12.03


Мхи Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах)»

1

25

19.03


Папоротники, хвощи, плауны.

Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

1

26

02.04


Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека.

1

27

09.04


Голосеменные растения.

Л.р.№10 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

1

28

16.04


Многообразие голосеменных.

1

29

23.04


Покрытосеменные растения

1

30

28.04


Многообразие покрытосеменных

1

31

07.05


Происхождение растений

1

32

14.05


Основные этапы развития растительного

Мира. Обобщающий урок по теме: «Царство Растения»

1

33

21.05


Итоговый урок по теме: «Царство Растения»

1

34

28.05


Резервный урок






























АНОТАЦИЯ



Название рабочей программы

Класс

УМК

Количество часов для изучения

Автор/составитель

Программы (Ф.И.О.)

Биология

5

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.

34

Пасечник В.В.

Ильчук Ю.О.