СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс Биология. Бактерии, грибы растения. Программа основного общего образования «Биология» автор: В. В. Пасечник, издательство «Дрофа», 2014 г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности,  Примерной программы основного общего образования,  рабочей программы по биологии для 5-9 классов под редакцией В.В. Пасечника.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс Биология. Бактерии, грибы растения. Программа основного общего образования «Биология» автор: В. В. Пасечник, издательство «Дрофа», 2014 г.»




















Рабочая программа по биологии 5 класс


Биология. Бактерии, грибы растения.



Программа основного общего образования «Биология» автор: В. В. Пасечник, издательство «Дрофа», 2014 г.











Программа разработана


Шакин Г.В. - учитель биологии МБОУ « Фитижская СОШ»

Ф.И.О. должность



Фитиж , 2015 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования, рабочей программы по биологии для 5-9 классов под редакцией В.В. Пасечника.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

В соответствии с новой образовательной парадигмой

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования строится на основе системно деятельного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся должны овладевать такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Следовательно , при изучении биологии в основной школе учащиеся должны овладевать учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, предусмотренных новым стандартом.



Общая характеристика учебного предмета,

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Данная рабочая программа по биологии – 5 класс. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (часть1)построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального образования. Рабочая программа соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред.В.В. Пасечника.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, по рекомендации Министерства образования и науки РФ на раздел биологии в 5 классе отводится 1час в неделю, 35 часов в учебном году. Рабочая программа написана в соответствии с содержанием школьной программы по биологии и учебника В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс».

Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:

- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 5 класса.

- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 5 класса.

- Электронное приложение для 5 класса (WWW. Drofa.ru).


В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Программа раскрывает требования ФГОС и планируемые результаты, основные концептуальные идеи курса, содержит поурочные рекомендации.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих результатов:

  1. В направлении личностного развития:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

  • овладение интеллектуальными умениями:

доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • сформированности эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

  1. В метапредметном направлении:

  • формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

  • освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • овладение ИК компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации.

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  1. В предметном направлении:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;

приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;

классификацияопределение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов и классов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

  • В сфере трудовой деятельности:

Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы;

формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.

  • В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

  • В эстетической сфере:

Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

















Содержание учебного предмета,



Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Введение (6 ч)

Биология- наука о живой природе .Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений . Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Лабораторные и практические работы.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдения, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определить понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

-под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношение объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

Клеточное строение организмов (8 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассмотрение его под микроскопом.

Приготовление препарата и рассмотрение под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассмотрение под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей,

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро». «ядрышко», вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради ;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Царство Грибы ( 5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана . Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты ( трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

-разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактерий и грибов;

- отличие бактерий и грибов от других живых организмов;

- отличие съедобных грибов от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическим материалом;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Царство Растения ( 10 ч )

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связи со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений ( водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека , их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зелёных водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов).


Резервное время — 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений в биосфере;

- давать характеристику основных групп растений(водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

- Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- знание правил поведения в природе;

- понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы:

- умение реализовать теоретические познания на практике;

- понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

- воспитание в учащихся любви к природе;

- признание права каждого на собственное мнение;

- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

- критическое отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Знать/ понимать:

  • строение и функции клетки;;

  • сведения о таксономических единицах;

  • роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,

  • охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

Уметь:

  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

  • вести наблюдения и ставить простейшие опыты;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС

Общее количество часов — 35, в неделю — 1час.



урока

Тема

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Планируемые образовательные результаты

Домашнее

задание

Планируемая

дата

проведения

Дата

проведения

предметные

Метапредметные УУД

личностные




Введение (6 ч)

1.

Биология — наука о живой природе.

Учитель знакомит учащихся с требованиями к изучению биологии как предмета, со структурой учебника и рабочей тетради. Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, о разнообразии живых организмов.


Разбираются со структурой учебника. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Знакомятся с диском к учебнику.

Самостоятельно читают тест параграфа. Отвечают на вопросы.

Формулируют чёткие определения терминам.

Планирование работы с учителем и сверстниками

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.

Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Регулятивные: Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Формирование целостного мировоззрения

Личностное, жизненное самоопределение

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.


п.1. Знакомство с комплектом принадлежностей к уроку биологии.

Знакомство с учебником.



2.

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.

Ознакомление учащихся с ролью методов в познании, показать специфику практических и теоретических методов, с правилами работы в лаборатории и техникой безопасности.

Определять методы биологических исследований, овладевать основными приёмами работы с оборудованием, знакомиться с правилами работы.

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Познавательные: Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.


Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.


Повышение интереса к предмету.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой

установкой.

Формировать ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию.


п.2, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



3.

Царства бактерий, грибов, растений

Сформировать у учащихся представления о царствах живой природы, показать основные отличия живого от неживого.

Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов.

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» Составляют план параграфа


Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Формировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой

установкой.







п.3, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



4.

Отличительные признаки живого и неживого.

показать основные отличия живого от неживого.

Уметь формулировать основные отличия живого от неживого.

Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Формировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой

установкой.


п.3, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



5.

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

Ознакомление учащихся с основными средами обитания организмов, раскрыть особенности каждой среды обитания и приспособления к среде организмов.

Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Познавательные: Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания.

Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу.

Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой

установкой.

Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

п.4, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



6.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Экскурсия.

Раскрыть многообразие растений, животных и других организмов, их взаимосвязь с окружающей средой. Познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений.

Предметные:

Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений.


Метапредметные:

Познавательные: Анализировать какие изменения происходят в природе осенью.

Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Личностные:

Формировать элементы экологической культуры.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Любовь к родной природе.

п.5, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Краткий отчёт об экскурсии (по плану).



Клеточное строение организмов (8 ч)







Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры.


7.

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа.

Ознакомление учащихся с лупой и микроскопом, обучение навыкам работы, формирование понятий о клетке и клеточном строении.

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов.

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Познавательные:

Устанавливать цели лабораторной работы

Знакомиться с увеличительными приборами и правилами обращения с ними.

Регулятивные: Называть части приборов описывают этапы работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.

Коммуникативные:

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении.


Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

п.6, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.









8.

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). Лабораторная работа.

Сформулировать понятия об органоидах клетки, умения работать с микроскопом.

Выделять существенные признаки строения клетки, различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Описывать и изображать их.

Учатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Познавательные

Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности.

подводить итоги работы, формулировать выводы.

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные:

Осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. Выполнять контроль ,коррекцию, оценку деятельности.

составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.


Понимание и осознание сложности строения живых организмов.

п.7, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



9.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Лабораторная работа.

Научить учащихся готовить микропрепарат, повторить правила работы с микроскопом и правила техники безопасности, закрепить знания об основных органоидах клетки, научить схематически изображать увиденное.

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Учатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Соблюдать правила техники безопасности.

Приобретут навыки работы с микроскопом.

Приобретут навыки приготовления микропрепаратов.

Научатся различать клетки и их органоиды.

Познавательные:

Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности.

подводить итоги работы, формулировать выводы.

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные:

Осуществлять постановку учебной задачи.

Осуществление учебных действий , выполнять лабораторную работу.

Выполняют контроль, коррекцию и оценку деятельности.

Составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.


Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

п.7, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



10.

Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторная работа.

Сформировать понятие «пластиды», «хлоропласты», продолжить формировать навык работы с микроскопом и готовить микропрепараты и делать рисунки.

Выделять существенные признаки строения клетки, различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Формирование знаний о строении клетки.

Научатся называть пластиды, различать их на таблице. Выявят их строение и функции, называть определение хлоропласт, хлорофилл, хромопласт, лейкопласт.

Объяснять изменение окраски листьев осенью.

Познавательные:

Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы.

Регулятивные:

составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Принимать учебную задачу; адекватно

воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе.

Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

п.7, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



11.

Химический состав клетки. Лабораторная работа.

ознакомление учащихся с химическим составом клетки, формирование понятия «неорганические вещества» и показать их роль в клетке.

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки..

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки..Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Познавательные:

Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности.

Регулятивные:

составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Принимать учебную задачу; адекватно

воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу.

Коммуникативные: Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой

установкой.


п.8, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



12.

Процессы жизнедеятельности в клетке. Лабораторная работа.

Ознакомление учащихся с основными процессами жизнедеятельности клетки, продолжить формирование умения готовить микропрепараты, фиксировать свои наблюдения.. Информирует об образовании новых клеток. Рассказывает о подготовке клетки к делению, сравнивает разные типы деления клеток.

Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности, ставить биологические эксперименты и объяснять их р Запоминают стадии деления клетки. Выявляют сущность процесса деления клеток, объясняют разницу способов деления клеток. Используют информационные ресурсы. результаты.

Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Объяснять роль размножения в жизни живых организмов Рост и развитие организмов.

Познавательные: предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки.

Регулятивные : корректируют знания, оценивают собственные результаты. Коммуникативные : выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе.

Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Осмысливание важности для живых организмов процесса деления клеток.

п.9, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



13.

Ткани. Сравнение строения клеток различных организмов. Лабораторная работа.

Систематизация и обобщение понятий о строении, химическом составе и жизненно важных процессах, подвести учащихся к выводу о единстве живых организмов.

Сравнивать строение клеток различных организмов. Формировать представление о единстве живого.

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные Умение организовывать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные

Развитие навыков самооценки и самоанализа.


Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

п.10, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



14.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности»

Обобщают и систематизируют знания о основных процессах жизни клетки. Показывает слайды разных стадий деления клетки, задаёт вопросы. Помогает сравнивать ткани растений и животных. Даёт тестовые задания, оценивает уч-ся.

Сравнивают ткани, делают выводы на основе строения, приводят примеры основных типов тканей, место их расположения, классифицируют клетки и ткани; выполняют тест.

Структурируют знания о клетках и тканях, раскрывают их роль. Делают выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Их значении для живых организмов.

Познавательные: использовать разнообразные приёмы работы с информацией.

Регулятивные: - принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя;

Коммуникативные выражать свои мысли, планировать свою работу, отвечать на поставленные вопросы.

Понимание и осознание сложности строения живых организмов.

Повторить пройденный материал. Работа с тестовыми заданиями.



Царство Бактерии (3 ч)


15.

Строение и многообразие бактерий.

Учитель даёт первоначальные знания и понятия о бактериях, представителях отдельного царства живой природы. Бактерии- безъядерные одноклеточные организмы.

Учащиеся слушают информацию о бактериях, просматривают слайды, делают записи новых понятий в тетради Пользуясь текстом учебника учащиеся составляют опорный план конспект.

Предметные:

Выделение существенных особенностей строения и функционирования, разнообразия их форм бактериальных клеток.

Метапредметные:

Познавательные - уметь работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные Уметь организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные - Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.


Личностные:

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативных влияний болезнетворных бактерий.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

п.11, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



16.

Роль бактерий в природе.

Индивидуальный опрос, терминологический диктант; коррекция знаний учащихся; создаёт проблемную ситуацию дифференцирует работу по группам для составления таблицы.

Отвечает на вопросы, формулирует роль бактерий в природе, работает в группе, отрабатывает основные понятия; составляет таблицу о вреде и пользе приносимые бактериями природе и человеку; делают выводы о значении бактерий. Используют различные источники.

Знания правил позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. Отвечает на вопросы, формулирует роль бактерий в природе, работает в группе, отрабатывает основные понятия; составляет таблицу о вреде и пользе приносимые бактериями природе

Познавательные- Научиться различить изученные объекты в природе ,на таблицах.

Регулятивные- принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию, находить ответы на вопросы.

Проявлять интерес и

любознательность к изучению природы методом естественных наук.


п.12, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



17.

Роль бактерий в жизни человека.

Индивидуальный опрос, терминологический диктант; коррекция знаний учащихся; создаёт проблемную ситуацию дифференцирует работу по группам для составления таблицы.

Отвечает на вопросы, формулирует роль бактерий в жизни человека, работает в группе, отрабатывает основные понятия; составляет таблицу о вреде и пользе приносимые бактериями человеку; делают выводы о значении бактерий. Используют различные источники.

Составляет таблицу о вреде и пользе человеку; делают выводы о значении бактерий. Используют различные источники.

Познавательные-

Научиться различить изученные объекты в природе ,на таблицах.

принимать учебную задачу.

Регулятивные- воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Коммуникативные

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию, находить ответы на вопросы.

Проявлять интерес и

любознательность к изучению природы методом естественных наук. Знания правил позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

п.11-12 повторить, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради. Составить схему возможных путей заражения.

Выполнить запись: как избежать беды.



Царство Грибы ( 6 ч)



18.

Общая характеристика грибов.

Ознакомление учащихся с основными признаками царства грибов. Значение грибов в природе, промышленности и жизни человека.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различают на живых объектах и таблицах

Выясняют роль грибов в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы.


Регулятивные:

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Уметь корректировать свои действия относительно заданного эталона

Познавательные:

Определять цели своего обучения

Структурировать информацию.

Самостоятельный информационный поиск.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека.

Рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических задач

Организация познавательной деятельности

Коммуникативные:

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Контролировать действия партнера.


Формирование целостного мировоззрения.

Установление учащимися значения цели и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов

Личностное, жизненное самоопределение.

п.13, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



19.

Шляпочные грибы

Ознакомление учащихся с основными признаками царства грибов, с основными признаками шляпочных грибов, отличию ядовитых и съедобных грибов, обучение приемам оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.


Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Дискуссия, работа в группе Фронтальная

Эвристическая (частично-поисковая) беседа

Демонстрация

презентации.

Работа с текстом, схемой,

с карточками, практическая работа.

Учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни человека. Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.




Регулятивные:

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование

Уметь корректировать свои действия относительно заданного эталона Познавательные:

Определять цели своего обучения

Устанавливать причинно-следственные связи адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения

Выдвигать гипотезы строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство

Анализировать информацию (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков

Структурировать информацию.

Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов

Формировать целостного мировоззрения

Уметь формулировать выводы.

Коммуникативные:

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально,

Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

п.14, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



20.

Плесневые грибы и дрожжи.

Ознакомление учащихся с основными признаками плесневых грибов, дрожжей.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей,



Регулятивные:

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Уметь корректировать свои действия относительно заданного эталона

Познавательные:

Определять цели своего обучения

Структурировать информацию.

Самостоятельный информационный поиск.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека.

Рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических задач

Организация познавательной деятельности

Коммуникативные:

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Контролировать действия партнера.




Формирование целостного мировоззрения.

Установление учащимися значения цели и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов

Личностное, жизненное самоопределение.

п.15, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



21.

Грибы-паразиты.

Ознакомление учащихся с признаками гробов паразитов.

Их роли в природе и жизни человека.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различают на живых объектах и таблицах


Выясняют роль грибов в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы.


Регулятивные:

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Уметь корректировать свои действия относительно заданного эталона

Познавательные:

Определять цели своего обучения

Структурировать информацию.

Самостоятельный информационный поиск.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека.

Рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических задач

Организация познавательной деятельности

Коммуникативные:

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Контролировать действия партнера.


Формирование целостного мировоззрения.

Установление учащимися значения цели и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов

Личностное, жизненное самоопределение

п.16, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



22.

Обобщающий урок. Тема: Бактерии. Грибы.

Ознакомить учащихся с ходом выполнения контрольного задания. Дать разъяснения.

Систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях строения клеток живых организмов, относящихся к разным царствам природы; обобщить знания о роли грибов и бактерий в природе и жизни человека.

Предметные: учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.


Метапредметные:

Познавательные: развивается умение сравнивать объекты и основе обобщения знаний делать выводы.

Регулятивные:

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Уметь корректировать свои действия относительно заданного эталона


Личностные:

Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.

Повторить пройденный материал. Работа с тестовыми заданиями.




Царство Растения ( 13 ч )



23.

Характеристика царства Растения.

Ознакомление учащихся с признаками царства Растения, введение новых терминов, классификации на таксономические группы.

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Предметные:

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».


Метапредметные:

Познавательные: Выделять существенные признаки растений Сравнивать представителей низших и высших растений. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Регулятивные:

Выявлять на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений

Коммуникативные Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

:

Личностные:

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.17, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.




24.

Водоросли. Зелёные водоросли, одноклеточные и многоклеточные.

Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения водорослей.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Предметные:

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Метапредметные:

Познавательные:

Устанавливать цели лабораторной работы Анализировать строение зелёных водорослей.

Регулятивные:

Составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Личностные:

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

п.18, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



25.

Бурые и красные водоросли. Значение водорослей в природе и жизни человека.


Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Предметные:

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Метапредметные:

Познавательные:

Устанавливать цели лабораторной работы Анализировать строение зелёных водорослей.

Регулятивные:

Составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Личностные:

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

п.18, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



26.

Лишайники.

Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.

Предметные:

Формируется целостная установка по отношению к природе, экологическая культура,.

Метапредметные:

Познавательные:

Составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Регулятивные:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные:

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Личностные:

Осознание необходимости бережного отношения к окружающему миру, формирование экологической культуры.

п.19

вопросы и задания после параграфа. работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



27.

Высшие споровые растения.

Ознакомление учащихся с характерными признаками высших споровых растений.

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

Предметные:

Выделяют существенные признаки высших споровых растений.. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Метапредметные:

Познавательные Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Регулятивные

Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.

Коммуникативные

Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Личностные:

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.20-22, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Конспект занятия.



28.

Мхи. Строение и значение в природе и жизни человека.

Ознакомление учащихся с особенностями мхов, показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; охарактеризовать среду обитания и распространения мхов; раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.

Знакомятся с особенностями мхов, уточняют, сравнивают черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; охарактеризовать среду обитания и распространения мхов; раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.

Предметные: учащиеся имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений , их характерных признаках.


Метапредметные:

Познавательные: Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов .Регулятивные: Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека Коммуникативные: Интересоваться чужим мнением и высказывать свое . Умение слушать и слышать друг друга

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.

п.20, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



29.

Хвощи. Плауны. Папоротники. Строение и значение в природе и жизни человека.


Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

Предметные:

Выделяют существенные признаки высших споровых растений.. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Метапредметные:

Познавательные Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Регулятивные Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Коммуникативные Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Личностные:

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.21, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.

Оформить лабораторную работу в тетради для лаб.работ.



30.

Голосемянные растения.

Ознакомление учащихся с особенностями и многообразием голосемянных растений.

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Предметные:

Изучают существенные признаков голосеменных растений.

Метапредметные:

Познавательные: Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Регулятивные: Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека

Коммуникативные:

Интересоваться чужим мнением и высказывать свое . Умение слушать и слышать друг друга делать выводы

Личностные:

Развитие представлений о единстве природы на основе сравнения растений разных групп и установления усложнения в их развитии.

п.22, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



31.

Покрытосемянные растения.

Ознакомление учащихся с особенностями и многообразием покрытосемянных растений.

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Предметные:

Работа с текстом и иллюстрациями, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.

Метапредметные:

Познавательные:

Выделять существенные признаки покрытосеменных растений.

Регулятивные:

Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Коммуникативные:

Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала


Личностные:

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.23, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



32

Многообразие и роль растений в природе.

Закрепить знания о многообразии растений, их взаимосвязи с окружающей средой.

Обобщать знания о растениях, их роли в окружающей среде и жизни человека.

Предметные:

Находить информацию о растениях в литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций.

Метапредметные:

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Личностные:

Формировать элементы экологической культуры.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Конспект и схемы



33.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Обобщить знания учащихся о многообразии растений; познакомить с методами изучения древних растений; делать выводы об изменении и развитии растительного мира; научить их доказывать, что многообразие растительного мира – результат длительного исторического развития; познакомиться с основными этапами развития растительного мира; посмотреть как усложнялись растения в процессе исторического развития, и подвести к выводу о том , что усложнение строения растений связано с изменяющимися условиями обитания.


Предметные: учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира

Метапредметные: Регулятивные:

развивается умение проводить доказательства того, что многообразие растительного мира – результат длительного исторического развития. Познавательные: Выделять существенные признаки растений.

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала


Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении в процессе эволюции.

п.24, работа с тетрадью на печатной основе.

Выполнить записи в рабочей тетради.



34

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»

Обобщение знаний о многообразии живой природы.

Подведение итогов в форме работы над проектами.

Предметные:

Находить информацию о живой природе в литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные:

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры

Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления



Летнее задание.



35.

Весенние явления в жизни природы.

Экскурсия.

Раскрыть многообразие растений, животных и других организмов, их взаимосвязь с окружающей средой. Познакомить учащихся с весенними явлениями в жизни растений и животных.

Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений.

Предметные:

Составлять творческий отчёт о весенних явлениях в жизни растений.


Метапредметные:

Познавательные: Анализировать какие изменения происходят в природе весной.

Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Личностные:

Формировать элементы экологической культуры. Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Творческий отчет








Учебно - методическое обеспечение и условия реализации программы:


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:


Пасечник В. В. Биология. «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

Пасечник В. В. Биология. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа, 2014 г.

Пасечник В. В. Биология. «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.

Электронное приложение к учебнику Биология 5 класс

Большая электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий.

Наличие материально-технического обеспечения:

Интерактивные средства обучения (доска, компьютер, мультимедийным проектор, DVD проектор).

Гербарный материал, комплекты таблиц по курсу «Биология. Бактерии, грибы, растения»

Демонстрационные таблицы на печатной основе.












МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Кабинет биологии- оснащён с учётом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийным средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицируют по частоте его использования, разделам курса, видам пособий. Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации);экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (диапроекторы, мультимедийным проектором, компьютером и пр.); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).

Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов, соответствующие инструкции должны обязательно присутствовать в кабинете биологии.


























Исследовательская и проектная деятельность обучающихся.

1. Коллективная проектная деятельность на тему: «У каких растений изменяется окраска листьев, какова она у разных растений» ( приложить коллекцию листьев, фотографий. Рассказ.)

2. Коллективная проектная деятельность :«Как долго длится листопад у разных растений». ( Приложение графика. Рассказа. )

3.Коллективная проектная деятельность: «Составление коллекций семян растений своей местности».( коллекция.)

3. Исследовательская деятельность на тему: «Использование биологических знаний в повседневной жизни». (рассказ исследование)

4. Исследовательская работа: «Оценка влияния собственных поступков на живые организмы в экосистеме». ( рассказ исследование)

5. Исследовательская работа: «Грибы нашей местности». (Рассказ с фотоиллюстрацией.)

6. Исследовательская работа «Многообразие споровых растений, Мхи».(Рассказ с фотоиллюстрациями).

7. Исследовательская работа : « Многообразие споровых растений, Папоротники». ( Рассказ с фотоиллюстрациями).

8. Исследовательская деятельность по теме: « Многообразие голосеменных растений нашего края». (Рассказ, фотоиллюстрации, коллекция семян и шишек, хвои).

9. Коллективная проектная деятельность по теме: «Коллекция растений родного края, имеющих разнообразные побеги» «Вертикальное озеленение школьной территории».

10. Исследовательская работа. «Многообразие покрытосеменных растений в нашем селе». (Рассказ. Фотоиллюстрации).

11. Исследовательская деятельность « Использование покрытосеменных растений человеком». (Рассказ с примерами нашего села. Фотоиллюстрации).

12. Исследовательская деятельность «Роль растений в природе и жизни человека». (Рассказ с примерами и видео иллюстрацией).

13. Коллективная проектная деятельность «Подбор растений для непрерывно цветущего цветника».

14. Исследование на тему «Какие растения выращиваем для школьной столовой».



Литература для учителя.

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М. : Просвещение, 2011. – 342 с. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М.

2. Примерные программы по учебным предметам «Биология» 5-9 классы

(Стандарты второго поколения) М. «Просвещение» 2011 год. Руководитель проекта А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М. Кондаков.

3.Программа основного общего образования по биологии, 5-9 классы. М. «Дрофа» 2014год.

Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов

4. Базисный учебный план школы.

5. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. М. : Просвещение. 2011.

6. Пасечник В. В. Биология. «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

7. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. : ил.

8. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М., ОНИКС 21 век, 2004.

9. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: Сфера, 1999.

10. Корин Стокли. Биология. Школьный иллюстрированный справочник. М.: РОСМЭН, 1995.

11. Ксенофонтова В.В., Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Ботаника. Учебно-методическое пособие. – М.: Московский лицей, 1995.

12. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Дидактический материал по ботанике. –М.: «РАУБ» «ТОПИКАЛ»,1994.

13. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2006.

14. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение,1991.

15. Сухова Т.С., Строганов В.И. Тайны природы. Пособие для учащихся 5-7 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.

16. Тягловае.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с.

17. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2008.

18.Якушкина Е.А. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

19. Журналы: «В мире науки», «Природа», «Биология в школе».

20. Интернет-ресурсы.




Литература для обучающихся


1. В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. М. «Дрофа» 2014 год.

2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. : ил.

3. Белоусов Ю.А. Школьный справочник. Биология. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 255с.

4. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – С.-Петербург: Издание А.Ф. Девриена, 1994.

5. Кристоф Нидон, Д-р ИоханнесПетерман, Петер Шеффель, Бернд Шайба. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.

6. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

7. Сухова Т.С., Строганов В.И. Тайны природы. Пособие для учащихся 5-7 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.

8. Энциклопедия для детей. – М.: – Аванта +, 2006.

9. Журналы: «Биология для школьников», «Юный натуралист».

10. Интернет-ресурсы.