Рабочая программа по биологии 5 класс, коррекция ОВЗ 7 вида.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (Биология. 5 класс. М.: Дрофа, 2015), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по биологии (М.: Дрофа, 2015).
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Учебное содержание курса биологии включает: Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, 35 ч, 1 ч в неделю.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической
Основными задачами реализации курса являются:
Осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира
Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни.
Задачи дополнительного обучения
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать
в дискуссии;
развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Программа составлена на основе Авторской, по школьной учебной программе продолжительность учебного года 34 недели, поэтому на резервное время оставлен 1 час.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3.В сфере трудовой деятельности:
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно- следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Календарно-тематическое планирование
по биологии
класс 5
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.
№ п/п | Название раздела, темы урока. | К-во часов | Сроки план/факт | УУД | Коррекционные цели |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
Раздел1 «Живой организм: строение и изучение» | 8 | | | | |
1 | 1. Что такое живой организм | 1 | | Формировать познавательный интерес | Уметь сопоставлять свойства живых организмов | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. | Формирование умения слушать и понимать речь других людей | Развитие устной речи. Развитие памяти. |
2 | 2. Наука о живой природе | 1 | | Формировать навыки осознания ценности живых объектов | Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни. | Знать основные свойства живой природы | Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. | Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. |
3 | 3.Методы изучения природы. | 1 | | Формировать ответственное отношение к обучению. | Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты. | Знать характеристику методов биологических исследований | Сформировать умение слушать и понимать товарищей самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах | Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. |
4 | 4. Увеличительные приборы. | 1 | | Формировать навыки работы с увеличительными приборами. | Уметь работать с увеличительными приборами. | Знать устройство светового микроскопа, лупы. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). | Развитие памяти. Развитие умения работать самостоятельно |
5 | 5. Живые клетки. | 1 | | Формировать навыки сравнения живых клеток. | Уметь находить отличия у живых клеток | Знать основные органоиды клетки. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). | Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой моторики. |
6 | 6.Химический состав клетки. | 1 | | Сформировать познавательный интерес, представление о единстве живого. | Уметь работать с наглядным материалом | Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества. | Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Развитие памяти. Развитие мелкой моторики. |
7 | 7. Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | | Формировать познавательный интерес. | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. | Знать отличие веществ и явлений. | Формирование умения выдвигать версии решения проблемы. | Развитие произвольного внимания. |
8 | 8. Великие естествоиспытатели | 1 | | Формировать познавательный интерес | Умение работать с разными источниками биологической информации. | Знать ученых, сделавших великие открытия | Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Развитие долговременной памяти. Развитие мелкой моторики. |
Раздел 2 «Многообразие живых организмов». | 14 | | | | | | |
9 | 1. Как развивалась жизнь на Земле | 1 | | Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительное отношение к учителю и ученикам. | Умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов своей деятельности. | Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты. | Формировать умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками | Развитие устной речи. Развитие мелкой моторики. |
10 | 2. Разнообразие живого. | 1 | | Формировать этическое отношение к живым организмам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие устной речи. |
11 | 3. Бактерии | 1 | | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников. | Умение работать в составе творческих групп | Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение работать в составе творческих групп | Развитие долговременной памяти. Развитие устной речи. Развитие мелкой моторики. |
12 | 4. Грибы | 1 | | Формировать познавательный интерес уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. | Умение работать в составе творческих групп | Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение работать в составе творческих групп | Развитие устной речи. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
13 | 5.Общая характеристика растений. Водоросли | 1 | | Формировать познавательный интерес потребность в правильном оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов. | Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей Уметь дать им характеристику Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение. | Развитие произвольного внимания. Развитие умения работать самостоятельно Развитие устной речи. |
14 | 6. Мхи | 1 | | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов. | Знать особенности строения мхов Уметь дать характеристику мхам, различать виды мхов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение. | Развитие устной речи. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
15 | 7. Папоротники | 1 | | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать отличительные признаки, уметь дать характеристику папоротникам Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение. | Развитие устной речи. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
16 | 8.Голосеменные растения. | 1 | | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать особенности строения голосеменных, уметь дать характеристику. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Развитие устной речи. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
17 | 9.Покрытосеменные (Цветковые ) растения. | 1 | | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать отличительные признаки цветковых растений Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение. | Развитие долговременной памяти. Развитие устной речи. Развитие мелкой моторики. |
18 | 10. Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | | Формирование навыков поведения в природе; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию | Знать о значении растений в природе и жизни человека Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям | Умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | Развитие произвольного внимания. Развитие долговременной памяти. Развитие устной речи. |
19 | 11. Общая характеристика животных. Простейшие | 1 | | Формировать осознание ценности живых объектов умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья. | Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов | Знать отличительные признаки, уметь определять простейших, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентовать результаты своей работы. | Умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль. | Развитие долговременной памяти. Развитие устной речи. Развитие мелкой моторики. |
20 | 12.Беспозвоноч-ные | 1 | | Формировать осознание ценности беспозвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья. | Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов | Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных. | Умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль. | Развитие устной речи. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
21 | 13. Позвоночные | 1 | | Формировать осознание ценности позвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья | Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов | Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение. | Умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль. | Развитие устной речи. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
22 | 14. Значение животных в природе и жизни человека | 1 | | Формирование навыков поведения в природе способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе . | Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение. | Знать значение животных в природе и в жизни человека Уметь находить изучаемые объекты в природе. | Умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение. | Развитие произвольного внимания. Развитие умения работать самостоятельно. Развитие долговременной памяти. |
Раздел 3. «Среда обитания живых организмов». | 6 | | | | | | |
23-24 | 1-2. Среда обитания живых организмов. Три среды обитания. | 2 | | Формировать познавательный интерес, умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. | Развитие устной речи. Развитие мелкой моторики. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
25-26 | 3-4. Жизнь на разных материках. | 2 | | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | Умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие устной речи. |
27 | 5. Природные зоны Земли. | 1 | | Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа | Умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. | Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Развитие произвольного внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
28 | 6. Жизнь в морях и океанах. | 1 | | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников. | Умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. | Умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. | Умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений | Развитие устной речи. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
| Раздел 4. «Человек на Земле» | 5 | | | | | | |
29 | 1.Как человек появился на Земле | 1 | | Формирование познавательного интереса | Объяснить место и роль человека в природе. | Знать этапы появления человека на Земле. | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками | Развитие умения работать самостоятельно. |
30 | 2. Как человек изменил Землю. | 1 | | Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе | Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем. | Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности. | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Развитие произвольного внимания. Развитие долговременной памяти. Развитие устной речи. |
31 | 3. Жизнь под угрозой. | 1 | | Формировать осознание ценности жизни. | Объяснить необходимость защиты среды обитания человека и живых организмов | Знать экологические проблемы современности. | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп. | Развитие слухового и зрительного восприятия. |
32 | 4. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | | Формирование основ экологической культуры. | Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России. | Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, и нашего региона. | Умение работать в составе творческих групп | Развитие устной речи. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
33 | 5. Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | | Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. | Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. | Знать природную и социальную среду обитания человека. | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп. | Развитие долговременной памяти. |
34 | резерв | 1 | | | | | | |
При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
основные признаки представителей царств живой природы;
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей;
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
Учащиеся должны получить навыки:
работать с лупой и световым микроскопом;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;
наблюдать за живыми организмами;
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человекана природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Критерии оценки учебной деятельности по биологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
не всегда последовательно определение понятия
недостаточно чёткие;
не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, /допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1» - ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся, оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1»
полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
правильность проведения;
умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»:
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
|
Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008. |
Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009 |
1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009 |
Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru 8. Электронно-програмное обеспечение: Компьютер Презентационное оборудование Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления) Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках |