СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС, коррекция ОВЗ 7 вида

Просмотр содержимого документа
«РП био 5 класс ФГОС»

Рабочая программа по биологии 5 класс, коррекция ОВЗ 7 вида.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального государствен­ного образовательного стандарта основного обще­го образования, примерных программ по учебным предметам (Биология. 5 класс. М.: Дрофа, 2015), федерального перечня учебников, базис­ного учебного плана, рабочей программы по биологии (М.: Дрофа, 2015).

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

            Учебное содержание курса биологии включает: Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, 35 ч, 1 ч в неделю.

            Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.

Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:

— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,

— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.     

            Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической

  Основными задачами реализации курса являются:

Осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира

Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни.

Задачи дополнительного обучения

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности.

Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

ценности биологических методов исследования живой и неживой природы.

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

правильному использованию биологической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать

в дискуссии;

развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Программа составлена на основе Авторской, по школьной учебной программе продолжительность учебного года 34 недели, поэтому на резервное время оставлен 1 час.

  Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

  • умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

3.В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

     Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

      Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы:

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно- следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.


Календарно-тематическое планирование

по биологии

класс 5

Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.


№ п/п

Название раздела, темы урока.

К-во часов

Сроки план/факт

УУД

Коррекционные цели

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Раздел1 «Живой организм: строение и изучение»

8








1

1. Что такое живой организм

1


Формировать познавательный интерес

Уметь сопоставлять свойства живых организмов

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения слушать и понимать речь других людей

Развитие устной речи.

Развитие памяти.


2

2. Наука о живой природе

1


Формировать навыки осознания ценности живых объектов

Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни.

Знать основные свойства живой природы

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.


3

3.Методы изучения природы.

1


Формировать ответственное отношение к обучению.

Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты.

Знать характеристику методов биологических исследований

Сформировать умение слушать и понимать товарищей

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах

Развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.


4

4. Увеличительные приборы.

1


Формировать навыки работы с увеличительными приборами.

Уметь работать с увеличительными приборами.

Знать устройство светового микроскопа, лупы.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).


Развитие памяти.

Развитие умения работать самостоятельно

5

5. Живые клетки.

1


Формировать навыки сравнения живых клеток.

Уметь находить отличия у живых клеток

Знать основные органоиды клетки.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой моторики.


6

6.Химический состав клетки.

1


Сформировать познавательный интерес, представление о единстве живого.

Уметь работать с наглядным материалом

Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества.

Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Развитие памяти.

Развитие мелкой моторики.


7

7. Вещества и явления в окружающем мире.

1


Формировать познавательный интерес.

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации.

Знать отличие веществ и явлений.

Формирование умения выдвигать версии решения

проблемы.

Развитие произвольного внимания.


8

8. Великие естествоиспытатели

1


Формировать познавательный интерес

Умение работать с разными источниками биологической информации.

Знать ученых, сделавших великие открытия

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Развитие долговременной памяти.

Развитие мелкой моторики.



Раздел 2

«Многообразие живых организмов».

14







9

1. Как развивалась жизнь на Земле

1


Формировать познавательный интерес

умение соблюдать дисциплину, уважительное отношение к учителю и ученикам.

Умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов своей деятельности.

Уметь находить закономерности

Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты.


Формировать умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками

Развитие устной речи.

Развитие мелкой моторики.


10

2. Разнообразие живого.

1


Формировать этическое отношение к живым организмам,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.


Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог.

Развитие умения работать самостоятельно.

Развитие устной речи.


11

3. Бактерии

1


Формировать познавательный интерес

потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников.

Умение работать в составе творческих групп


Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение работать в составе творческих групп

Развитие долговременной памяти.

Развитие устной речи.

Развитие мелкой моторики.


12

4. Грибы

1


Формировать познавательный интерес

уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Умение работать в составе творческих групп


Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение работать в составе творческих групп


Развитие устной речи.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


13

5.Общая характеристика растений. Водоросли

1


Формировать познавательный интерес

потребность в правильном оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов.


Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Уметь дать им характеристику Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение.

Развитие произвольного внимания.

Развитие умения работать самостоятельно

Развитие устной речи.


14

6. Мхи

1


Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов.

Знать особенности строения мхов

Уметь дать характеристику мхам, различать

виды мхов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение.


Развитие устной речи.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


15

7. Папоротники


1


Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов


Знать отличительные признаки, уметь дать характеристику папоротникам

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение.

Развитие устной речи.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


16

8.Голосеменные растения.


1


Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов


Знать особенности строения голосеменных,

уметь дать характеристику.

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Развитие устной речи.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


17

9.Покрытосеменные (Цветковые ) растения.



1


Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов


Знать отличительные признаки цветковых растений Уметь дать характеристику покрытосеменным

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение.

Развитие долговременной памяти.

Развитие устной речи.

Развитие мелкой моторики.


18

10. Значение растений в природе и жизни человека.

1


Формирование навыков поведения в природе; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию


Знать о значении растений в природе и жизни человека Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения

Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

Умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Развитие произвольного внимания.

Развитие долговременной памяти.

Развитие устной речи.


19

11. Общая характеристика животных. Простейшие



1


Формировать осознание ценности живых объектов

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья.

Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов


Знать отличительные признаки, уметь определять простейших,

выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,

готовить сообщения и презентовать результаты своей работы.

Умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль.

Развитие долговременной памяти.

Развитие устной речи.

Развитие мелкой моторики.


20

12.Беспозвоноч-ные



1


Формировать осознание ценности беспозвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья.

Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных.


Умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль.

Развитие устной речи.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


21

13. Позвоночные

1


Формировать осознание ценности позвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов


Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение.

Умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль.

Развитие устной речи.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


22

14. Значение животных в природе и жизни человека

1


Формирование навыков поведения в природе способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе .

Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение.

Знать значение животных в природе и в жизни человека Уметь находить изучаемые объекты в природе.

Умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение.

Развитие произвольного внимания.

Развитие умения работать самостоятельно.

Развитие долговременной памяти.


Раздел 3. «Среда обитания живых организмов».

6







23-24

1-2. Среда обитания живых организмов.

Три среды обитания.

2


Формировать познавательный интерес,

умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.


Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.


Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Развитие устной речи.

Развитие мелкой моторики.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


25-26

3-4. Жизнь на разных материках.

2


Формировать познавательный интерес

потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы.

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.



Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

Развитие умения работать самостоятельно.

Развитие устной речи.


27

5. Природные зоны Земли.

1


Формировать познавательный интерес

умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков оценки и самоанализа

Умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.


Развитие произвольного внимания.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


28

6. Жизнь в морях и океанах.

1


Формировать познавательный интерес

потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников.

Умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

Умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.


Умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений

Развитие устной речи.

Развитие слухового и зрительного восприятия.



Раздел 4. «Человек

на Земле»

5







29

1.Как человек появился на Земле

1


Формирование познавательного интереса

Объяснить место и роль человека в природе.

Знать этапы появления человека на Земле.

Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками

Развитие умения работать самостоятельно.

30

2. Как человек изменил Землю.

1


Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе

Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем.

Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности.

Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

Развитие произвольного внимания.

Развитие долговременной памяти.

Развитие устной речи.


31

3. Жизнь под угрозой.

1


Формировать осознание ценности жизни.

Объяснить необходимость защиты среды обитания человека и живых организмов

Знать экологические проблемы современности.

Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


32

4. Не станет ли Земля пустыней?

1


Формирование основ экологической культуры.

Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, и нашего региона.

Умение работать в составе творческих групп

Развитие устной речи.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


33

5. Здоровье человека и безопасность жизни.

1


Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Знать природную и социальную среду обитания человека.

Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп.

Развитие долговременной памяти.


34

резерв

1









При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

основные признаки живой природы;

устройство светового микроскопа;

основные органоиды клетки;

основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;

ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;

существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

основные признаки представителей царств живой природы;

основные среды обитания живых организмов;

природные зоны нашей планеты, их обитателей;

предков человека, их характерные черты, образ жизни;

основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

характеризовать методы биологических исследований;

узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

различать изученные объекты в природе, на таблицах;

устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;

сравнивать различные среды обитания;

характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

приводить примеры обитателей морей и океанов;

Учащиеся должны получить навыки:

работать с лупой и световым микроскопом;

соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;

наблюдать за живыми организмами;

объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человекана природу;

объяснять роль растений и животных в жизни человека;

обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

соблюдать правила поведения в природе;

различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.

Отметка «5»:

                    полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника;

                    чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;

                     для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

                    ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

                    раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, от­вет самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

                     усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно;

                     не всегда последовательно определение понятия

недостаточ­но чёткие;

                    не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, /допущены ошибки при их изложении;

                    допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использо­вании терминологии.

Отметка «1» - ответ на вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся, оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

                     правильно определена цель опыта;

                    самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта;

                    научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Отметка «4»:

                     правильно определена цель опыта; самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются;

                    1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

                     в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

                    правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

                    допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.

Отметка «2»:

                     не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

                    допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении.

Отметка «1»

                    полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

                    правильность проведения;

                    уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

                    правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

 Отметка «4»:

                    правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

                    допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

                    допущены неточности, 1-2 ошибка в проведе­нии наблюдение по заданию учителя;

                    при выделении существенных признаков у наблюдаемого объек­та (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

 Отметка «2»:

                    допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ние по заданию учителя;

                    неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:


  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.

  1. Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009

  1. 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009

  1. Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru

8. Электронно-програмное обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Презентационное оборудование

  3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)

  4. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках