1. Задание 1 № 321. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
1) физиология
2) гигиена
3) анатомия
4) медицина
Пояснение.
Медицина — система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни.
Физиология — о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.
Гигиена — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.
Анатомия — раздел биологии, изучающий строение организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии являются форма и строение, происхождение и развитие организма.
Ответ: 4.
2. Задание 2 № 450. Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной клетке?
1) вакуоль
2) митохондрия
3) хлоропласт
4) рибосома
Пояснение.
Хлоропласты — зелёные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот. С их помощью происходит фотосинтез.
Ответ: 3.
3. Задание 3 № 1897. Каково отличие низших грибов от высших?
1) У них мицелий разделён на отдельные клетки.
2) Они не образуют плодовое тело.
3) У них клетки не имеют клеточной стенки.
4) Они бывают только паразитами.
Пояснение.
Тело подавляющего большинства грибов построено из тонких нитчатых образований – гиф. Совокупность их образует грибницу (или мицелий). Разветвляясь, мицелий образует большую поверхность, что обеспечивает всасывание воды и питательных веществ. Условно грибы делятся на низшие и высшие. У низших грибов гифы не имеют поперечных перегородок и мицелий представляет собой одну сильно разветвлённую клетку. У высших грибов гифы разделены на клетки.
Отличие низших грибов от высших — они не образуют плодовое тело.
Ответ: 2
4. Задание 4 № 1962. Каким образом происходит распространение плодов и семян у клёна?
1) насекомыми
2) ветром
3) водой
4) млекопитающими
Пояснение.
Семена клёна имеют крылатки и распространяются ветром
5. Задание 5 № 1029. У представителей семейства Злаковые плод называют
1) зерновка
2) семянка
3) ягода
4) орех
Пояснение.
Зерновка — плод злаковых.
Ответ: 1.
6. Задание 6 № 1355. К какому классу беспозвоночных животных относится дождевой червь?
1) Ленточные
2) Ресничные
3) Малощетинковые
4) Многощетинковые
Пояснение.
Класс Малощетинковые — Олигохеты.
Ответ: 3.
7. Задание 7 № 359. Какой орган у лягушки участвует в дыхании?
1) кожа
2) сердце
3) почки
4) желудок
Пояснение.
Органом дыхания у земноводных (лягушки) являются лёгкие (специальные органы воздушного дыхания), а также кожа и слизистая выстилка ротоглоточной полости (дополнительные органы дыхания).
Ответ: 1.
8. Задание 8 № 1902. К какому отделу организма человека относится изображённый на рисунке орган?

1) грудная клетка
2) брюшная полость
3) малый таз
4) пояс верхних конечностей
Пояснение.
На рисунке изображен желудок, который находится в брюшной полости.
9. Задание 9 № 169. Какая система органов осуществляет постоянный приток кислорода и необходимых питательных веществ к клеткам и тканям организма?
1) кровеносная
2) выделительная
3) дыхательная
4) покровная
Пояснение.
Кровеносная система — группа органов, принимающих участие в циркуляции крови в организме. Нормальное функционирование любого животного организма требует эффективной циркуляции крови, поскольку она переносит кислород, питательные вещества, соли, гормоны и другие жизненно необходимые вещества ко всем органам тела. Кроме того, кровеносная система возвращает кровь от тканей в те органы, где она может обогатиться питательными веществами, а также к легким, где происходят ее насыщение кислородом и освобождение от диоксида углерода (углекислого газа). Наконец, кровь должна омывать ряд особых органов, таких, как печень и почки, которые нейтрализуют или выводят конечные продукты метаболизма.
Ответ: 1.
10. Задание 10 № 459. Какие вещества придают костям эластичность?
1) соли кальция
2) углеводы
3) жиры
4) белки
Пояснение.
В состав живой кости взрослого входит воды 50%, жира 15,75%, белка оссеина (коллагеновых волокон) 12,4%, неорганических веществ 21,85%. Эластичность кости придают белки.
Ответ: 4.
11. Задание 11 № 428. Выделительные процессы, происходящие в организме, направлены на
1) освобождение организма от остатков непереваренных органических веществ
2) выведение из сальных желёз на поверхность кожи кожного сала
3) удаление веществ, отрицательно влияющих на процессы пищеварения
4) поддержание постоянства внутренней среды организма
Пояснение.
Значение выделения продуктов жизнедеятельности организма — поддержание гомеостаза. В процессе обмена веществ в клетках образуются конечные продукты. Среди них могут быть и ядовитые для клеток вещества.
Ответ: 4.
12. Задание 12 № 301. Какой фактор обеспечивает движение крови в венах?
1) большая разветвлённость сосудов
2) сокращение близлежащих скелетных мышц
3) разная скорость движения крови по сосудам
4) работа створчатых клапанов сердца
Пояснение.
Вены несут кровь к сердцу вследствие действия нескольких факторов: 1) в начале венозной системы большого круга кровообращения давление составляет примерно 15 мм рт. ст., а в правом предсердии в фазе диастолы оно равно нулю. Эта разница способствует притеканию крови из вен в правое предсердие; 2) вены имеют полулунные клапаны, поэтому сокращения скелетной мускулатуры, приводящие к сдавливанию вен, вызывают активное нагнетание крови по направлению к сердцу; 3) при вдохе возрастает отрицательное давление в грудной полости, что способствует оттоку крови из крупных вен к сердцу.
Ответ: 2.
13. Задание 13 № 942. Какую роль в пищеварении выполняет желчь?
1) содержит ферменты, расщепляющие белки
2) обеспечивает механическое измельчение пищи
3) превращает жиры в мелкие капельки
4) содержит ферменты, расщепляющие жиры
Пояснение.
Жёлчные кислоты, содержащиеся в жёлчи, эмульгируют жиры (эмульгация — тонкое измельчение твёрдых тел или жидкостей, в результате чего получают порошки, суспензии, эмульсии).
Ответ: 3.
14. Задание 14 № 1167. Рассмотрите рисунок строения кожи. Какое образование обозначено цифрой 1?

1) кровеносный сосуд
2) рецепторы кожи
3) гладкие мышцы
4) волос
Пояснение.
Цифрой 1 обозначен волос.
Ответ: 4.
15. Задание 15 № 1460. За цветное зрение отвечает(-ют)
1) радужная оболочка
2) палочки
3) колбочки
4) стекловидное тело
Пояснение.
Палочки — сумеречное зрение; колбочки — восприятие цвета.
16. Задание 16 № 2083. Какая форма поведения человека является врождённой?
1) динамический стереотип
2) рассудочная деятельность
3) условный рефлекс
4) инстинкт
Пояснение.
Врождённая программа — инстинкт (4).
Инстинкт — естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или
17. Задание 17 № 1202. Вероятность заболевания туберкулезом у человека возрастает при
1) избыточном весе
2) контакте с животными
3) повышенной освещённости
4) проживании в помещении с повышенной влажностью
Пояснение.
Туберкулез — воздушно-капельным путем, а также пылевая инфекция, в редких случаях инфицироваться можно при употреблении в пищу мяса, молока, яиц больных туберкулезом животных.
Воздушно-капельный путь заражения туберкулезом:
Главным источником распространения инфекции является больной туберкулезом человек, выделяющий с мокротой возбудителей заболевания. При кашле, чихании, смехе, даже при разговоре, мелкие капельки слюны и мокроты рассеиваются в окружающем воздухе на расстояние до 9 метров и могут удерживаться в нем до 30–60 минут. В таких капельках нередко и содержатся микобактерии туберкулеза. Вместе с вдыхаемым воздухом они проникают в легкие окружающих людей.
Воздушное распространение инфекции может происходить и несколько по-иному. Капельки мокроты, оседая на одежде, белье больного, на полу и мебели его комнаты, высыхают и смешиваются с пылью. Вытряхивание такого белья в помещении или неаккуратная сухая уборка сопровождается подъемом пыли, в которой содержатся живые бактерии. Они поднимаются в воздух и могут заразить туберкулезом здоровых людей. Наибольшей опасности при этом подвергаются дети, потому что основное количество бактерий туберкулеза, осевших с пылью, поднимается в воздух комнаты на высоту до 1,5 метров.
Ответ: 4.
18. Задание 18 № 1880. Какой цифрой на рисунке обозначен консумент второго порядка?

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
1 - продуцент
2 - консумент 1 порядка (растительноядные)
3 - консумент 2 порядка (мелкий хищник)
4 - консумент 4 порядка (детритофаг)
19. Задание 19 № 565. Если в процессе эволюции у животного сформировалось сердце, изображённое на рисунке, то органами дыхания животного, скорее всего, будут
1) жабры
2) кожа
3) трахеи
4) лёгкие
Пояснение.
На рисунке изображено двухкамерное сердце рыбы; орган дыхания — жабры.
Ответ: 1.
20. Задание 20 № 566. Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, в которой участвует легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по осиу — интенсивность обмена веществ (в кВт)).
На какой дистанции интенсивность обмена веществ легкоатлета составит 10 кВт?
1) 500 м
2) 200 м
3) 800 м
4) 400 м
Пояснение.
Изучив график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, в которой участвует легкоатлет — по оси y находим показатель 10 кВт, проводим воображаемую линию до пересечения с графиком и находим показатель на оси x — получаем 400 м.
Ответ: 4.
21. Задание 21 № 2088. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
... | пыльник |
лист | листовая пластинка |
| |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) цветоложе
2) пестик
3) тычинка
4) венчик
Пояснение.
В нижней строке второй столбец соответствует части органа, указанного в первом столбце (листовая пластинка - часть листа); значит в первой строке: Пыльник — часть тычинки (3).
22. Задание 22 № 1144. Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?
А. Работа соматической нервной системы подчинена воле человека.
Б. В автономной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Верны оба суждения.
Ответ: 3.
23. Задание 23 № 761. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт
1) от сердца
2) к сердцу
3) насыщенная углекислым газом
4) насыщенная кислородом
5) под высоким давлением
6) под низким давлением
Пояснение.
Вены — это сосуды, несущие кровь к сердцу. В малом круге кровообращения по венам течет артериальная кровь под низким давлением.
Ответ: 246
24. Задание 24 № 281. Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) восприятие внешних раздражений
2) сокращение скелетной мускулатуры
3) сокращение гладкой мускулатуры сосудов
4) обеспечение работы сердца
5) сокращение стенок кишечника
6) обеспечение чувствительности
Пояснение.
Варианты 3, 4, 5 — вегетативная нервная система — отдел периферической нервной системы, который иннервирует внутренние органы: сердце, желудок, кишечник, почки, печень и др.
Варианты 1, 2, 6 — функции соматической нервной системы — эту систему образуют чувствительные нервные волокна, идущие к ЦНС от различных рецепторов, и двигательные нервные волокна, иннервирующие скелетную мускулатуру.
25. Задание 25 № 346. Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЕ | СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ |
A) рожь | 1) насекомыми |
Б) мак | 2) ветром |
В) ландыш | |
Г) орешник | |
Д) дуб | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение.
Для насекомоопыляемых растений характерны крупные, ярко окрашенные одиночные цветки, а также соцветия, состоящие из ярких цветков различной формы. Как правило, они имеют сильный запах. В них развиты особые железы — нектарники, вырабатывающие сладкий жидкий секрет — нектар. Цветки насекомоопыляемых растений богаты пыльцой. Пыльцевые зерна, как правило крупные и клейкие, а их оболочка нередко имеет разнообразные выросты.
Насекомопыляемые растения: мак, ландыш.
Ветроопыляемые растения имеют, как правило, ряд характерных особенностей: очень мелкие и многочисленные цветки, вырабатывают много пыльцы. Одно растение способно вырабатывать миллионы пыльцевых зерен. У многих ветроопыляемых растений (лещина, осина, ольха, шелковица) цветки появляются ещё до распускания листьев.
Ветроопыляемые растения: рожь, орешник, дуб.
26. Задание 26 № 1712. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцати-
перстной кишке
6) выведение из организма воды и углекислого газа
Пояснение.
Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости→ окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке → всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь → поступление сахаров в ткани → окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды → выведение из организма воды и углекислого газа.
27. Задание 27 № 2050. Вставьте в текст «Кольчатые черви» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
К кольчатым червям относят животных, имеющих длинное __________(А) тело. Они подобно плоским и круглым червям – __________(Б) животные с __________(В) симметрией тела. У кольчатых червей имеется __________(Г) и более сложные, чем у других червей, нервная система и органы чувств. Живут кольчатые черви в морях, пресных водоёмах, почве.
Перечень терминов
1) двухслойное
2) членистое
3) кровеносная система
4) двухсторонняя
5) нечленистое
6) трёхслойное
7) лучевая
8) дыхательная система
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
К кольчатым червям относят животных, имеющих длинное ЧЛЕНИСТОЕ (А - 2) тело. Они подобно плоским и круглым червям – ТРЕХСЛОЙНОЕ (Б - 6) животные с ДВУСТОРОННЕЙ (В - 4) симметрией тела. У кольчатых червей имеется КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА (Г - 3) и более сложные, чем у других червей, нервная система и органы чувств. Живут кольчатые черви в морях, пресных водоёмах, почве.
28. Задание 28 № 669. Рассмотрите фотографию листа подорожника большого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый | 2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное | 2) дуговидное |
3) пальчатое | 4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
Пояснение.
Лист подорожника большого: черешковый, дуговидное, цельной, яйцевидный, цельнокрайный.
29. Задание 29 № 1955. Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.
1) Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей?
2) Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка?
3) Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата – по многу семян. С чем это связано?
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части
цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.
Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждаятычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.
В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Венчик.
2) Тычинки и пестики считаются главными частями цветка потому, что в них созревают половые клетки – гаметы, при слиянии которых происходит оплодотворение и формирование семени.
3) Число семян в плоде зависит от числа семязачатков (семяпочек) в цветке. Если семязачатков много (как у томата), то семян тоже будет много. Если семязачаток один, то будет одно семя в плоде (как у вишни).
30. Задание 30 № 1804. Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи
организма человека (в %)
Составные вещества | Плазма крови | Первичная моча | Вторичная моча |
Белки, жиры, гликоген | 7–9 | Отсутствуют | Отсутствуют |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 | Отсутствует |
Натрий (в составе солей) | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
Хлор (в составе солей) | 0,37 | 0,37 | 0,7 |
Калий (в составе солей) | 0,02 | 0,02 | 0,15 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0 |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 |
1) Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Натрий ИЛИ Натрий (в составе солей).
2) Глюкоза.
3) В извитых каналах нефрона глюкоза активно всасывается в кровь/
Примечание.
Наличие глюкозы во вторичной моче — признак заболевания.
Обратите внимание, что данный вопрос содержит два вопроса: 2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
31. Задание 31 № 1805. Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка. В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) | 425 | 39 | 33 | 41 |
Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | 380 | 19 | 18 | 35 |
Чикен Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | 355 | 13 | 15 | 42 |
Омлет с ветчиной | 350 | 21 | 14 | 35 |
Салат овощной | 60 | 3 | 0 | 10 |
Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки) | 250 | 14 | 12 | 15 |
Картофель по-деревенски | 315 | 5 | 16 | 38 |
Маленькая порция картофеля фри | 225 | 3 | 12 | 29 |
Мороженое с шоколадным наполнителем | 325 | 6 | 11 | 50 |
Вафельный рожок | 135 | 3 | 4 | 22 |
«Кока-Кола» | 170 | 0 | 0 | 42 |
Апельсиновый сок | 225 | 2 | 0 | 35 |
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) | 68 | 0 | 0 | 14 |
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетическая стоимость |
Прогулка — 5 км/ч; езда на велосипеде — 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке | 4,5 ккал/мин |
Прогулка — 5,5 км/ч; езда на велосипеде — 13 км/ч; настольный теннис | 5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка — 6,5 км/ч; езда на велосипеде — 16 км/ч; каноэ — 6,5 км/ч; верховая езда — быстрая рысь | 6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки — 15 км/ч; прогулка — 8 км/ч; езда на велосипеде — 17,5 км/ч; бадминтон — соревнования; большой теннис — одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи | 7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде — 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде; колка дров | 9,5 ккал/мин |
Пояснение.
Энергозатраты тренировки — 900 ккал. Рекомендуемые блюда: мороженое с шоколадным наполнителем, двойной МакМаффин, салат овощной, чай с сахаром (две чайные ложки); Калорийность рекомендованного обеда — 878 ккал; количество белков — 48 г