СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Биология. Живой организм» для 6 класса  разработана в соответствии  с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта основного общего

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6кл»

1. За­да­ние 1 № 321. Какая наука раз­ра­ба­ты­ва­ет ме­то­ды ле­че­ния бо­лез­ней че­ло­ве­ка?

 

1) фи­зио­ло­гия

2) ги­ги­е­на

3) ана­то­мия

4) ме­ди­ци­на

По­яс­не­ние.

Ме­ди­ци­на — си­сте­ма на­уч­ных зна­ний и прак­ти­че­ских мер, объ­еди­ня­е­мых целью рас­по­зна­ва­ния, ле­че­ния и пре­ду­пре­жде­ния бо­лез­ней, со­хра­не­ния и укреп­ле­ния здо­ро­вья и тру­до­спо­соб­но­сти людей, про­дле­ния жизни.

Фи­зио­ло­гия — о за­ко­но­мер­но­стях функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и ре­гу­ля­ции био­ло­ги­че­ских си­стем раз­но­го уров­ня ор­га­ни­за­ции, о пре­де­лах нормы жиз­нен­ных про­цес­сов и бо­лез­нен­ных от­кло­не­ний от неё.

Ги­ги­е­на — наука, изу­ча­ю­щая вли­я­ние фак­то­ров внеш­ней среды на ор­га­низм че­ло­ве­ка с целью оп­ти­ми­за­ции бла­го­при­ят­но­го и про­фи­лак­ти­ки не­бла­го­при­ят­но­го воз­дей­ствия.

Ана­то­мия — раз­дел био­ло­гии, изу­ча­ю­щий стро­е­ние ор­га­низ­ма, его си­стем и ор­га­нов. Пред­ме­том изу­че­ния ана­то­мии яв­ля­ют­ся форма и стро­е­ние, про­ис­хож­де­ние и раз­ви­тие ор­га­низ­ма.

 

Ответ: 4.

2. За­да­ние 2 № 450. Какой ор­га­но­ид обес­пе­чи­ва­ет син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских в рас­ти­тель­ной клет­ке?

 

1) ва­ку­оль

2) ми­то­хон­дрия

3) хло­ро­пласт

4) ри­бо­со­ма

По­яс­не­ние.

Хло­ро­пла­сты — зелёные пла­сти­ды, ко­то­рые встре­ча­ют­ся в клет­ках фо­то­син­те­зи­ру­ю­щих эу­ка­ри­от. С их по­мо­щью про­ис­хо­дит фо­то­син­тез.

 

Ответ: 3.

3. За­да­ние 3 № 1897. Ка­ко­во от­ли­чие низ­ших гри­бов от выс­ших?

 

1) У них ми­це­лий раз­делён на от­дель­ные клет­ки.

2) Они не об­ра­зу­ют пло­до­вое тело.

3) У них клет­ки не имеют кле­точ­ной стен­ки.

4) Они бы­ва­ют толь­ко па­ра­зи­та­ми.

По­яс­не­ние.

Тело по­дав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства гри­бов по­стро­е­но из тон­ких нит­ча­тых об­ра­зо­ва­ний – гиф. Со­во­куп­ность их об­ра­зу­ет гриб­ни­цу (или ми­це­лий). Раз­ветв­ля­ясь, ми­це­лий об­ра­зу­ет боль­шую по­верх­ность, что обес­пе­чи­ва­ет вса­сы­ва­ние воды и пи­та­тель­ных ве­ществ. Услов­но грибы де­лят­ся на низ­шие и выс­шие. У низ­ших гри­бов гифы не имеют по­пе­реч­ных пе­ре­го­ро­док и ми­це­лий пред­став­ля­ет собой одну силь­но раз­ветвлённую клет­ку. У выс­ших гри­бов гифы раз­де­ле­ны на клет­ки.

 

От­ли­чие низ­ших гри­бов от выс­ших — они не об­ра­зу­ют пло­до­вое тело.

Ответ: 2

4. За­да­ние 4 № 1962. Каким об­ра­зом про­ис­хо­дит рас­про­стра­не­ние пло­дов и семян у клёна?

 

1) на­се­ко­мы­ми

2) вет­ром

3) водой

4) мле­ко­пи­та­ю­щи­ми

По­яс­не­ние.

Се­ме­на клёна имеют кры­лат­ки и рас­про­стра­ня­ют­ся вет­ром

5. За­да­ние 5 № 1029. У пред­ста­ви­те­лей се­мей­ства Зла­ко­вые плод на­зы­ва­ют

 

1) зер­нов­ка

2) се­мян­ка

3) ягода

4) орех

По­яс­не­ние.

Зер­нов­ка — плод зла­ко­вых.

 

Ответ: 1.

6. За­да­ние 6 № 1355. К ка­ко­му клас­су бес­по­зво­ноч­ных жи­вот­ных от­но­сит­ся дож­де­вой червь?

 

1) Лен­точ­ные

2) Рес­нич­ные

3) Ма­ло­ще­тин­ко­вые

4) Мно­го­ще­тин­ко­вые

По­яс­не­ние.

Класс Ма­ло­ще­тин­ко­вые — Оли­го­хе­ты.

 

Ответ: 3.

7. За­да­ние 7 № 359. Какой орган у ля­гуш­ки участ­ву­ет в ды­ха­нии?

 

1) кожа

2) серд­це

3) почки

4) же­лу­док

По­яс­не­ние.

Ор­га­ном ды­ха­ния у зем­но­вод­ных (ля­гуш­ки) яв­ля­ют­ся лёгкие (спе­ци­аль­ные ор­га­ны воз­душ­но­го ды­ха­ния), а также кожа и сли­зи­стая вы­стил­ка ро­то­гло­точ­ной по­ло­сти (до­пол­ни­тель­ные ор­га­ны ды­ха­ния).

 

Ответ: 1.

8. За­да­ние 8 № 1902. К ка­ко­му от­де­лу ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от­но­сит­ся изоб­ражённый на ри­сун­ке орган?

 

 

1) груд­ная клет­ка

2) брюш­ная по­лость

3) малый таз

4) пояс верх­них ко­неч­но­стей

По­яс­не­ние.

На ри­сун­ке изоб­ра­жен же­лу­док, ко­то­рый на­хо­дит­ся в брюш­ной по­ло­сти.

9. За­да­ние 9 № 169. Какая си­сте­ма ор­га­нов осу­ществ­ля­ет по­сто­ян­ный при­ток кис­ло­ро­да и не­об­хо­ди­мых пи­та­тель­ных ве­ществ к клет­кам и тка­ням ор­га­низ­ма?

 

1) кро­ве­нос­ная

2) вы­де­ли­тель­ная

3) ды­ха­тель­ная

4) по­кров­ная

По­яс­не­ние.

Кро­ве­нос­ная си­сте­ма — груп­па ор­га­нов, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в цир­ку­ля­ции крови в ор­га­низ­ме. Нор­маль­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние лю­бо­го жи­вот­но­го ор­га­низ­ма тре­бу­ет эф­фек­тив­ной цир­ку­ля­ции крови, по­сколь­ку она пе­ре­но­сит кис­ло­род, пи­та­тель­ные ве­ще­ства, соли, гор­мо­ны и дру­гие жиз­нен­но не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства ко всем ор­га­нам тела. Кроме того, кро­ве­нос­ная си­сте­ма воз­вра­ща­ет кровь от тка­ней в те ор­га­ны, где она может обо­га­тить­ся пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми, а также к лег­ким, где про­ис­хо­дят ее на­сы­ще­ние кис­ло­ро­дом и осво­бож­де­ние от ди­ок­си­да уг­ле­ро­да (уг­ле­кис­ло­го газа). На­ко­нец, кровь долж­на омы­вать ряд осо­бых ор­га­нов, таких, как пе­чень и почки, ко­то­рые ней­тра­ли­зу­ют или вы­во­дят ко­неч­ные про­дук­ты ме­та­бо­лиз­ма.

 

Ответ: 1.

10. За­да­ние 10 № 459. Какие ве­ще­ства при­да­ют ко­стям эла­стич­ность?

 

1) соли каль­ция

2) уг­ле­во­ды

3) жиры

4) белки

По­яс­не­ние.

В со­став живой кости взрос­ло­го вхо­дит воды 50%, жира 15,75%, белка ос­се­и­на (кол­ла­ге­но­вых во­ло­кон) 12,4%, не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ 21,85%. Эла­стич­ность кости при­да­ют белки.

 

Ответ: 4.

11. За­да­ние 11 № 428. Вы­де­ли­тель­ные про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в ор­га­низ­ме, на­прав­ле­ны на

 

1) осво­бож­де­ние ор­га­низ­ма от остат­ков не­пе­ре­ва­рен­ных ор­га­ни­че­ских ве­ществ

2) вы­ве­де­ние из саль­ных желёз на по­верх­ность кожи кож­но­го сала

3) уда­ле­ние ве­ществ, от­ри­ца­тель­но вли­я­ю­щих на про­цес­сы пи­ще­ва­ре­ния

4) под­дер­жа­ние по­сто­ян­ства внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма

По­яс­не­ние.

Зна­че­ние вы­де­ле­ния про­дук­тов жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма — под­дер­жа­ние го­мео­ста­за. В про­цес­се об­ме­на ве­ществ в клет­ках об­ра­зу­ют­ся ко­неч­ные про­дук­ты. Среди них могут быть и ядо­ви­тые для кле­ток ве­ще­ства.

 

Ответ: 4.

12. За­да­ние 12 № 301. Какой фак­тор обес­пе­чи­ва­ет дви­же­ние крови в венах?

 

1) боль­шая раз­ветвлённость со­су­дов

2) со­кра­ще­ние близ­ле­жа­щих ске­лет­ных мышц

3) раз­ная ско­рость дви­же­ния крови по со­су­дам

4) ра­бо­та створ­ча­тых кла­па­нов серд­ца

По­яс­не­ние.

Вены несут кровь к серд­цу вслед­ствие дей­ствия не­сколь­ких фак­то­ров: 1) в на­ча­ле ве­ноз­ной си­сте­мы боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния дав­ле­ние со­став­ля­ет при­мер­но 15 мм рт. ст., а в пра­вом пред­сер­дии в фазе диа­сто­лы оно равно нулю. Эта раз­ни­ца спо­соб­ству­ет при­те­ка­нию крови из вен в пра­вое пред­сер­дие; 2) вены имеют по­лу­лун­ные кла­па­ны, по­это­му со­кра­ще­ния ске­лет­ной му­ску­ла­ту­ры, при­во­дя­щие к сдав­ли­ва­нию вен, вы­зы­ва­ют ак­тив­ное на­гне­та­ние крови по на­прав­ле­нию к серд­цу; 3) при вдохе воз­рас­та­ет от­ри­ца­тель­ное дав­ле­ние в груд­ной по­ло­сти, что спо­соб­ству­ет от­то­ку крови из круп­ных вен к серд­цу.

 

Ответ: 2.

13. За­да­ние 13 № 942. Какую роль в пи­ще­ва­ре­нии вы­пол­ня­ет желчь?

 

1) со­дер­жит фер­мен­ты, рас­щеп­ля­ю­щие белки

2) обес­пе­чи­ва­ет ме­ха­ни­че­ское из­мель­че­ние пищи

3) пре­вра­ща­ет жиры в мел­кие ка­пель­ки

4) со­дер­жит фер­мен­ты, рас­щеп­ля­ю­щие жиры

По­яс­не­ние.

Жёлчные кис­ло­ты, со­дер­жа­щи­е­ся в жёлчи, эмуль­ги­ру­ют жиры (эмуль­га­ция — тон­кое из­мель­че­ние твёрдых тел или жид­ко­стей, в ре­зуль­та­те чего по­лу­ча­ют по­рош­ки, сус­пен­зии, эмуль­сии).

 

Ответ: 3.

14. За­да­ние 14 № 1167. Рас­смот­ри­те ри­су­нок стро­е­ния кожи. Какое об­ра­зо­ва­ние обо­зна­че­но циф­рой 1?

 

1) кро­ве­нос­ный сосуд

2) ре­цеп­то­ры кожи

3) глад­кие мышцы

4) волос

По­яс­не­ние.

Циф­рой 1 обо­зна­чен волос.

 

Ответ: 4.

15. За­да­ние 15 № 1460. За цвет­ное зре­ние от­ве­ча­ет(-ют)

 

1) ра­дуж­ная обо­лоч­ка

2) па­лоч­ки

3) кол­боч­ки

4) стек­ло­вид­ное тело

По­яс­не­ние.

Па­лоч­ки — су­ме­реч­ное зре­ние; кол­боч­ки — вос­при­я­тие цвета.

16. За­да­ние 16 № 2083. Какая форма по­ве­де­ния че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся врождённой?

 

1) ди­на­ми­че­ский сте­рео­тип

2) рас­су­доч­ная де­я­тель­ность

3) услов­ный ре­флекс

4) ин­стинкт

По­яс­не­ние.

Врождённая про­грам­ма — ин­стинкт (4).

Ин­стинкт — есте­ствен­ное вле­че­ние; свой­ствен­ная роду и виду врож­ден­ная, т.е. на­след­ствен­ная, склон­ность к опре­де­лен­но­му по­ве­де­нию, или об­ра­зу дей­ствий. Осу­ществ­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски или вслед­ствие внеш­не­го раз­дра­же­ния, опре­де­ляя исход более или

17. За­да­ние 17 № 1202. Ве­ро­ят­ность за­бо­ле­ва­ния ту­бер­ку­ле­зом у че­ло­ве­ка воз­рас­та­ет при

 

1) из­бы­точ­ном весе

2) кон­так­те с жи­вот­ны­ми

3) по­вы­шен­ной освещённо­сти

4) про­жи­ва­нии в по­ме­ще­нии с по­вы­шен­ной влаж­но­стью

По­яс­не­ние.

Ту­бер­ку­лез — воз­душ­но-ка­пель­ным путем, а также пы­ле­вая ин­фек­ция, в ред­ких слу­ча­ях ин­фи­ци­ро­вать­ся можно при упо­треб­ле­нии в пищу мяса, мо­ло­ка, яиц боль­ных ту­бер­ку­ле­зом жи­вот­ных.

Воз­душ­но-ка­пель­ный путь за­ра­же­ния ту­бер­ку­ле­зом:

Глав­ным ис­точ­ни­ком рас­про­стра­не­ния ин­фек­ции яв­ля­ет­ся боль­ной ту­бер­ку­ле­зом че­ло­век, вы­де­ля­ю­щий с мок­ро­той воз­бу­ди­те­лей за­бо­ле­ва­ния. При кашле, чи­ха­нии, смехе, даже при раз­го­во­ре, мел­кие ка­пель­ки слюны и мок­ро­ты рас­се­и­ва­ют­ся в окру­жа­ю­щем воз­ду­хе на рас­сто­я­ние до 9 мет­ров и могут удер­жи­вать­ся в нем до 30–60 минут. В таких ка­пель­ках не­ред­ко и со­дер­жат­ся ми­ко­бак­те­рии ту­бер­ку­ле­за. Вме­сте с вды­ха­е­мым воз­ду­хом они про­ни­ка­ют в лег­кие окру­жа­ю­щих людей.

Воз­душ­ное рас­про­стра­не­ние ин­фек­ции может про­ис­хо­дить и не­сколь­ко по-иному. Ка­пель­ки мок­ро­ты, осе­дая на одеж­де, белье боль­но­го, на полу и ме­бе­ли его ком­на­ты, вы­сы­ха­ют и сме­ши­ва­ют­ся с пылью. Вы­тря­хи­ва­ние та­ко­го белья в по­ме­ще­нии или не­ак­ку­рат­ная сухая убор­ка со­про­вож­да­ет­ся подъ­емом пыли, в ко­то­рой со­дер­жат­ся живые бак­те­рии. Они под­ни­ма­ют­ся в воз­дух и могут за­ра­зить ту­бер­ку­ле­зом здо­ро­вых людей. Наи­боль­шей опас­но­сти при этом под­вер­га­ют­ся дети, по­то­му что ос­нов­ное ко­ли­че­ство бак­те­рий ту­бер­ку­ле­за, осев­ших с пылью, под­ни­ма­ет­ся в воз­дух ком­на­ты на вы­со­ту до 1,5 мет­ров.

 

Ответ: 4.

18. За­да­ние 18 № 1880. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен кон­су­мент вто­ро­го по­ряд­ка?

 

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

По­яс­не­ние.

1 - про­ду­цент

2 - кон­су­мент 1 по­ряд­ка (рас­ти­тель­но­яд­ные)

3 - кон­су­мент 2 по­ряд­ка (мел­кий хищ­ник)

4 - кон­су­мент 4 по­ряд­ка (дет­ри­то­фаг)

19. За­да­ние 19 № 565. Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­ва­лось серд­це, изоб­ражённое на ри­сун­ке, то ор­га­на­ми ды­ха­ния жи­вот­но­го, ско­рее всего, будут

 

1) жабры

2) кожа

3) тра­хеи

4) лёгкие

По­яс­не­ние.

На ри­сун­ке изоб­ра­же­но двух­ка­мер­ное серд­це рыбы; орган ды­ха­ния — жабры.

 

Ответ: 1.

20. За­да­ние 20 № 566. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ин­тен­сив­но­сти об­ме­на ве­ществ от ве­ли­чи­ны бе­го­вой ди­стан­ции, в ко­то­рой участ­ву­ет лег­ко­ат­лет (по оси х от­ло­же­на длина ди­стан­ции (в м), а по осиу — ин­тен­сив­ность об­ме­на ве­ществ (в кВт)).На какой ди­стан­ции ин­тен­сив­ность об­ме­на ве­ществ лег­ко­ат­ле­та со­ста­вит 10 кВт?

 

1) 500 м

2) 200 м

3) 800 м

4) 400 м

По­яс­не­ние.

Изу­чив гра­фик за­ви­си­мо­сти ин­тен­сив­но­сти об­ме­на ве­ществ от длины бе­го­вой ди­стан­ции, в ко­то­рой участ­ву­ет лег­ко­ат­лет — по оси y на­хо­дим по­ка­за­тель 10 кВт, про­во­дим во­об­ра­жа­е­мую линию до пе­ре­се­че­ния с гра­фи­ком и на­хо­дим по­ка­за­тель на оси x — по­лу­ча­ем 400 м.

 

Ответ: 4.

21. За­да­ние 21 № 2088. В при­ведённой ниже таб­ли­це между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­ца име­ет­ся вза­и­мо­связь.

 

Целое

Часть

...

пыль­ник

лист

ли­сто­вая пла­стин­ка



 

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

 

1) цве­то­ло­же

2) пе­стик

3) ты­чин­ка

4) вен­чик

По­яс­не­ние.

В ниж­ней стро­ке вто­рой стол­бец со­от­вет­ству­ет части ор­га­на, ука­зан­но­го в пер­вом столб­це (ли­сто­вая пла­стин­ка - часть листа); зна­чит в пер­вой стро­ке: Пыль­ник — часть ты­чин­ки (3).

22. За­да­ние 22 № 1144. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­де­лах нерв­ной си­сте­мы?

 

А. Ра­бо­та со­ма­ти­че­ской нерв­ной си­сте­мы под­чи­не­на воле че­ло­ве­ка.

Б. В ав­то­ном­ной нерв­ной си­сте­ме раз­ли­ча­ют два от­де­ла: сим­па­ти­че­ский и па­ра­сим­па­ти­че­ский.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

Верны оба суж­де­ния.

 

Ответ: 3.

23. За­да­ние 23 № 761. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. По венам ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния у че­ло­ве­ка кровь течёт

 

1) от серд­ца

2) к серд­цу

3) на­сы­щен­ная уг­ле­кис­лым газом

4) на­сы­щен­ная кис­ло­ро­дом

5) под вы­со­ким дав­ле­ни­ем

6) под низ­ким дав­ле­ни­ем

По­яс­не­ние.

Вены — это со­су­ды, не­су­щие кровь к серд­цу. В малом круге кро­во­об­ра­ще­ния по венам течет ар­те­ри­аль­ная кровь под низ­ким дав­ле­ни­ем.

Ответ: 246

24. За­да­ние 24 № 281. Какие функ­ции вы­пол­ня­ет ве­ге­та­тив­ный отдел нерв­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) вос­при­я­тие внеш­них раз­дра­же­ний

2) со­кра­ще­ние ске­лет­ной му­ску­ла­ту­ры

3) со­кра­ще­ние глад­кой му­ску­ла­ту­ры со­су­дов

4) обес­пе­че­ние ра­бо­ты серд­ца

5) со­кра­ще­ние сте­нок ки­шеч­ни­ка

6) обес­пе­че­ние чув­стви­тель­но­сти

По­яс­не­ние.

Ва­ри­ан­ты 3, 4, 5 — ве­ге­та­тив­ная нерв­ная си­сте­ма — отдел пе­ри­фе­ри­че­ской нерв­ной си­сте­мы, ко­то­рый ин­нер­ви­ру­ет внут­рен­ние ор­га­ны: серд­це, же­лу­док, ки­шеч­ник, почки, пе­чень и др.

Ва­ри­ан­ты 1, 2, 6 — функ­ции со­ма­ти­че­ской нерв­ной си­сте­мы — эту си­сте­му об­ра­зу­ют чув­стви­тель­ные нерв­ные во­лок­на, иду­щие к ЦНС от раз­лич­ных ре­цеп­то­ров, и дви­га­тель­ные нерв­ные во­лок­на, ин­нер­ви­ру­ю­щие ске­лет­ную му­ску­ла­ту­ру.

25. За­да­ние 25 № 346. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между рас­те­ни­ем и спо­со­бом опы­ле­ния его цвет­ков. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

 

          РАС­ТЕ­НИЕ            

СПО­СОБ ОПЫ­ЛЕ­НИЯ ЦВЕТ­КОВ

A) рожь

1) на­се­ко­мы­ми

Б) мак

2) вет­ром

В) лан­дыш   


Г) ореш­ник


Д) дуб


 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A

Б

В

Г

Д






По­яс­не­ние.

Для на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых рас­те­ний ха­рак­тер­ны круп­ные, ярко окра­шен­ные оди­ноч­ные цвет­ки, а также со­цве­тия, со­сто­я­щие из ярких цвет­ков раз­лич­ной формы. Как пра­ви­ло, они имеют силь­ный запах. В них раз­ви­ты осо­бые же­ле­зы — нек­тар­ни­ки, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щие слад­кий жид­кий сек­рет — нек­тар. Цвет­ки на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых рас­те­ний бо­га­ты пыль­цой. Пыль­це­вые зерна, как пра­ви­ло круп­ные и клей­кие, а их обо­лоч­ка не­ред­ко имеет раз­но­об­раз­ные вы­ро­сты.

На­се­ко­мо­пы­ля­е­мые рас­те­ния: мак, лан­дыш.

Вет­ро­опы­ля­е­мые рас­те­ния имеют, как пра­ви­ло, ряд ха­рак­тер­ных осо­бен­но­стей: очень мел­кие и мно­го­чис­лен­ные цвет­ки, вы­ра­ба­ты­ва­ют много пыль­цы. Одно рас­те­ние спо­соб­но вы­ра­ба­ты­вать мил­ли­о­ны пыль­це­вых зерен. У мно­гих вет­ро­опы­ля­е­мых рас­те­ний (ле­щи­на, осина, ольха, шел­ко­ви­ца) цвет­ки по­яв­ля­ют­ся ещё до рас­пус­ка­ния ли­стьев.

Вет­ро­опы­ля­е­мые рас­те­ния: рожь, ореш­ник, дуб.

26. За­да­ние 26 № 1712. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, про­ис­хо­дя­щих при ме­та­бо­лиз­ме уг­ле­во­дов в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка, на­чи­ная с по­па­да­ния пищи в ро­то­вую по­лость. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) окис­ле­ние са­ха­ров в клет­ках до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

2) по­ступ­ле­ние са­ха­ров в ткани

3) вса­сы­ва­ние са­ха­ров в тон­ком ки­шеч­ни­ке и по­ступ­ле­ние их в кровь

4) на­ча­ло рас­щеп­ле­ния по­ли­са­ха­ри­дов в ро­то­вой по­ло­сти

5) окон­ча­тель­ное рас­щеп­ле­ние уг­ле­во­дов на мо­но­са­ха­ри­ды в две­на­дца­ти-

перст­ной кишке

6) вы­ве­де­ние из ор­га­низ­ма воды и уг­ле­кис­ло­го газа

По­яс­не­ние.

На­ча­ло рас­щеп­ле­ния по­ли­са­ха­ри­дов в ро­то­вой по­ло­сти→ окон­ча­тель­ное рас­щеп­ле­ние уг­ле­во­дов на мо­но­са­ха­ри­ды в две­на­дца­ти­перст­ной кишке → вса­сы­ва­ние са­ха­ров в тон­ком ки­шеч­ни­ке и по­ступ­ле­ние их в кровь → по­ступ­ле­ние са­ха­ров в ткани → окис­ле­ние са­ха­ров в клет­ках до уг­ле­кис­ло­го газа и воды → вы­ве­де­ние из ор­га­низ­ма воды и уг­ле­кис­ло­го газа.

27. За­да­ние 27 № 2050. Вставь­те в текст «Коль­ча­тые черви» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

 

КОЛЬ­ЧА­ТЫЕ ЧЕРВИ

 

К коль­ча­тым чер­вям от­но­сят жи­вот­ных, име­ю­щих длин­ное __________(А) тело. Они по­доб­но плос­ким и круг­лым чер­вям – __________(Б) жи­вот­ные с __________(В) сим­мет­ри­ей тела. У коль­ча­тых чер­вей име­ет­ся __________(Г) и более слож­ные, чем у дру­гих чер­вей, нерв­ная си­сте­ма и ор­га­ны чувств. Живут коль­ча­тые черви в морях, прес­ных водоёмах, почве.

 

Пе­ре­чень тер­ми­нов

 

1) двух­слой­ное

2) чле­ни­стое

3) кро­ве­нос­ная си­сте­ма

4) двух­сто­рон­няя

5) не­чле­ни­стое

6) трёхслой­ное

7) лу­че­вая

8) ды­ха­тель­ная си­сте­ма

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

По­яс­не­ние.

К коль­ча­тым чер­вям от­но­сят жи­вот­ных, име­ю­щих длин­ное ЧЛЕ­НИ­СТОЕ (А - 2) тело. Они по­доб­но плос­ким и круг­лым чер­вям – ТРЕХ­СЛОЙ­НОЕ (Б - 6) жи­вот­ные с ДВУ­СТО­РОН­НЕЙ (В - 4) сим­мет­ри­ей тела. У коль­ча­тых чер­вей име­ет­ся КРО­ВЕ­НОС­НАЯ СИ­СТЕ­МА (Г - 3) и более слож­ные, чем у дру­гих чер­вей, нерв­ная си­сте­ма и ор­га­ны чувств. Живут коль­ча­тые черви в морях, прес­ных водоёмах, почве.

28. За­да­ние 28 № 669. Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фию листа по­до­рож­ни­ка боль­шо­го. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие его стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

А. Тип листа

1) че­реш­ко­вый

2) си­дя­чий

 

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) па­рал­лель­ное

2) ду­го­вид­ное

3) паль­ча­тое

4) пе­ри­стое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части

 

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фраг­мен­та)

Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A

Б

В

Г

Д






По­яс­не­ние.

Лист по­до­рож­ни­ка боль­шо­го: че­реш­ко­вый, ду­го­вид­ное, цель­ной, яй­це­вид­ный, цель­но­край­ный.

29. За­да­ние 29 № 1955. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Стро­е­ние цвет­ка» и зна­ния курса, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

1) Какая часть око­ло­цвет­ни­ка при­вле­ка­ет на­се­ко­мых-опы­ли­те­лей?

2) По­че­му ты­чин­ки и пе­сти­ки счи­та­ют­ся глав­ны­ми ча­стя­ми цвет­ка?

3) Цвет­ки вишни и цвет­ки то­ма­та имеют по од­но­му пе­сти­ку. Од­на­ко в об­ра­зу­ю­щих­ся пло­дах вишни раз­ви­ва­ет­ся по од­но­му се­ме­ни, а в пло­дах то­ма­та – по многу семян. С чем это свя­за­но?


СТРО­Е­НИЕ ЦВЕТ­КА

 

Цве­ток пред­став­ля­ет собой ви­до­из­менённый побег, при­спо­соб­лен­ный для по­ло­во­го раз­мно­же­ния. Его функ­ция – об­ра­зо­ва­ние пло­дов и семян. Имен­но по­это­му цве­ток иначе на­зы­ва­ют ор­га­ном се­мен­но­го раз­мно­же­ния. Для того чтобы вы­пол­нить свою глав­ную функ­цию, цве­ток имеет спе­ци­фи­че­ское стро­е­ние. Он со­сто­ит из цве­то­нож­ки, цве­то­ло­жа, цве­то­ли­сти­ков (ча­ше­ли­сти­ков и ле­пест­ков), ты­чи­нок и пе­сти­ков. Цве­то­нож­ка – это часть стеб­ля, на ко­то­рой рас­по­ло­же­ны осталь­ные части цвет­ка. С по­мо­щью цве­то­нож­ки цве­ток снаб­жа­ет­ся пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми и растёт. Цве­то­ло­же рас­по­ло­же­но на верх­ней рас­ши­рен­ной части

цве­то­нож­ки. К нему при­креп­ля­ют­ся цве­то­ли­сти­ки, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся коль­ца­ми (кру­га­ми). Пер­вое коль­цо об­ра­зу­ют обыч­но зелёные ча­ше­ли­сти­ки, ко­то­рые у одних цвет­ков сво­бод­ные, а у дру­гих срос­ши­е­ся. Все вме­сте они об­ра­зу­ют ча­шеч­ку цвет­ка. Она вы­пол­ня­ет за­щит­ную функ­цию. Над ча­шеч­кой рас­по­ло­жен вен­чик. Обыч­но он со­сто­ит из окра­шен­ных ле­пест­ков, ко­то­рые слу­жат для за­щи­ты ты­чи­нок, пе­сти­ков и для при­вле­че­ния жи­вот­ных – опы­ли­те­лей рас­те­ний. Цвет ле­пест­ков за­ви­сит от хро­мо­пла­стов или от пиг­мен­тов кле­точ­но­го сока. Из ча­шеч­ки и вен­чи­ка об­ра­зу­ет­ся око­ло­цвет­ник.

Внут­ри око­ло­цвет­ни­ка за ле­пест­ка­ми рас­по­ло­же­ны ты­чин­ки. Каж­да­я­ты­чин­ка со­сто­ит из пыль­ни­ка и ты­чи­ноч­ной нити. Ты­чи­ноч­ная нить удер­жи­ва­ет пыль­ник, ко­то­рый со­сто­ит из пыль­це­вых ме­шоч­ков, в ко­то­рых раз­ви­ва­ет­ся пыль­ца.

В самом цен­тре цвет­ка рас­по­ло­жен пе­стик (пе­сти­ки). Пе­стик со­сто­ит из за­вя­зи, стол­би­ка и рыль­ца. В за­вя­зи на­хо­дят­ся се­мя­за­чат­ки, из ко­то­рых после опы­ле­ния и опло­до­тво­ре­ния раз­ви­ва­ет­ся семя. От за­вя­зи от­хо­дит стол­бик, на ко­то­ром рас­по­ло­же­но рыль­це. Рыль­це – это верх­няя часть пе­сти­ка, куда по­па­да­ет и от­ку­да про­рас­та­ет пыль­це­вое зерно. Рыль­це вы­де­ля­ет клей­кую жид­кость для улав­ли­ва­ния пыль­це­вых зёрен.

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1) Вен­чик.

2) Ты­чин­ки и пе­сти­ки счи­та­ют­ся глав­ны­ми ча­стя­ми цвет­ка по­то­му, что в них со­зре­ва­ют по­ло­вые клет­ки – га­ме­ты, при сли­я­нии ко­то­рых про­ис­хо­дит опло­до­тво­ре­ние и фор­ми­ро­ва­ние се­ме­ни.

3) Число семян в плоде за­ви­сит от числа се­мя­за­чат­ков (се­мя­по­чек) в цвет­ке. Если се­мя­за­чат­ков много (как у то­ма­та), то семян тоже будет много. Если се­мя­за­ча­ток один, то будет одно семя в плоде (как у вишни).

30. За­да­ние 30 № 1804. Поль­зу­ясь таб­ли­цей 1 «Срав­ни­тель­ный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Срав­ни­тель­ный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи

ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка (в %)

 

Со­став­ные

ве­ще­ства

Плаз­ма крови

Пер­вич­ная моча

Вто­рич­ная моча

Белки, жиры,

гли­ко­ген

7–9

От­сут­ству­ют

От­сут­ству­ют

Глю­ко­за

0,1

0,1

От­сут­ству­ет

На­трий (в со­ста­ве

солей)

0,3

0,3

0,4

Хлор (в со­ста­ве

солей)

0,37

0,37

0,7

Калий (в со­ста­ве

солей)

0,02

0,02

0,15

Мо­че­ви­на

0,03

0,03

2,0

Мо­че­вая кис­ло­та

0,004

0,004

0,05

 

1) Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства прак­ти­че­ски остаётся не­из­мен­ной по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какое ве­ще­ство и по­че­му от­сут­ству­ет в со­ста­ве вто­рич­ной мочи по срав­не­нию с пер­вич­ной?

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1) На­трий ИЛИ На­трий (в со­ста­ве солей).

2) Глю­ко­за.

3) В из­ви­тых ка­на­лах нефро­на глю­ко­за ак­тив­но вса­сы­ва­ет­ся в кровь/

 

При­ме­ча­ние.

На­ли­чие глю­ко­зы во вто­рич­ной моче — при­знак за­бо­ле­ва­ния.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что дан­ный во­прос со­дер­жит два во­про­са: 2) Какое ве­ще­ство и по­че­му от­сут­ству­ет в со­ста­ве вто­рич­ной мочи по срав­не­нию с пер­вич­ной?

31. За­да­ние 31 № 1805. Ольга, ма­стер спор­та по боль­шо­му тен­ни­су, на­хо­дит­ся на тре­ни­ро­воч­ных сбо­рах, где каж­дый день в те­че­ние четырёх часов (утром и ве­че­ром), ак­тив­но тре­ни­ру­ет­ся со сво­и­ми по­дру­га­ми. В сво­бод­ное время между двумя тре­ни­ров­ка­ми де­вуш­ки ре­ши­ли по­обе­дать в ре­сто­ра­не быст­ро­го пи­та­ния. Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Ольге оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти и со­от­но­ше­нию бел­ков меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и на­пит­ков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать свои энер­го­за­тра­ты утрен­ней двух­ча­со­вой тре­ни­ров­ки.

При вы­бо­ре учти­те, что Ольга любит слад­кое и обя­за­тель­но за­ка­жет мо­ро­же­ное с шо­ко­лад­ным на­пол­ни­те­лем, а также слад­кий на­пи­ток. Од­на­ко тре­нер про­сил Ольгу по­треб­лять блюда с наи­боль­шим со­дер­жа­ни­ем белка. В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты утрен­ней тре­ни­ров­ки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство бел­ков в нём.

 

Таб­ли­ца энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­ции кафе быст­ро­го пи­та­ния

 

Блюда и на­пит­ки

Энер­ге­ти­че­ская

цен­ность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Уг­ле­во­ды (г)

Двой­ной Мак­Маффин

(бу­лоч­ка, май­о­нез, салат,

по­ми­дор, сыр, сви­ни­на)

425

39

33

41

Фреш Мак­Маффин

(бу­лоч­ка, май­о­нез, салат,

по­ми­дор, сыр, вет­чи­на)

380

19

18

35

Чикен Фреш Мак­Маффин

(бу­лоч­ка, май­о­нез, салат,

по­ми­дор, сыр, ку­ри­ца)

355

13

15

42

Омлет с вет­чи­ной

350

21

14

35

Салат овощ­ной

60

3

0

10

Салат «Це­зарь»

(ку­ри­ца, салат, май­о­нез,

грен­ки)

250

14

12

15

Кар­то­фель по-де­ре­вен­ски

315

5

16

38

Ма­лень­кая пор­ция

кар­то­фе­ля фри

225

3

12

29

Мо­ро­же­ное с шо­ко­лад­ным

на­пол­ни­те­лем

325

6

11

50

Ва­фель­ный рожок

135

3

4

22

«Кока-Кола»

170

0

0

42

Апель­си­но­вый сок

225

2

0

35

Чай без са­ха­ра

0

0

0

0

Чай с са­ха­ром (две чай­ные

ложки)

68

0

0

14

 

 

Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти

 

Виды фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти

Энер­ге­ти­че­ская сто­и­мость

Про­гул­ка — 5 км/ч;

езда на ве­ло­си­пе­де — 10 км/ч;

во­лей­бол лю­би­тель­ский;

стрель­ба из лука; греб­ля на бай­дар­ке

4,5 ккал/мин

Про­гул­ка — 5,5 км/ч;

езда на ве­ло­си­пе­де — 13 км/ч;

на­столь­ный тен­нис

5,5 ккал/мин

Рит­ми­че­ская гим­на­сти­ка;

про­гул­ка — 6,5 км/ч;

езда на ве­ло­си­пе­де — 16 км/ч;

каноэ — 6,5 км/ч;

вер­хо­вая езда — быст­рая рысь

6,5 ккал/мин

Ро­ли­ко­вые конь­ки — 15 км/ч;

про­гул­ка — 8 км/ч;

езда на ве­ло­си­пе­де — 17,5 км/ч;

бад­мин­тон — со­рев­но­ва­ния;

боль­шой тен­нис — оди­ноч­ный

раз­ряд; лёгкий спуск с горы на

лыжах; вод­ные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трус­цой;

езда на ве­ло­си­пе­де — 19 км/ч;

энер­гич­ный спуск с горы на лыжах;

бас­кет­бол; хок­кей с шай­бой; фут­бол;

игра с мячом в воде; колка дров

9,5 ккал/мин

По­яс­не­ние.

Энер­го­за­тра­ты тре­ни­ров­ки — 900 ккал. Ре­ко­мен­ду­е­мые блюда: мо­ро­же­ное с шо­ко­лад­ным на­пол­ни­те­лем, двой­ной Мак­Маффин, салат овощ­ной, чай с са­ха­ром (две чай­ные ложки); Ка­ло­рий­ность ре­ко­мен­до­ван­но­го обеда — 878 ккал; ко­ли­че­ство бел­ков — 48 г