Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______2015г. | Согласовано: Заместитель директора _________Е.Ф.Вольф «____» ________ 20__г | Утверждаю: Директор школы ________З.И.Петрова Приказ № ______ от ______ 20__ |
Рабочая программа по биологии
класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Биология, 5-11 классы. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010
Учебник: Биология. Животные. 7кл. Латюшин В.В, Шапкин В.А. – М.: Дрофа, 2009
Составитель: учитель 1квалификационной категории Кормакова Е.И.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2010).;Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
основные черты сходства и отличия животных и растений,
основные виды животных своей местности,
биологические и экологические особенности животных своей местности,
связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания,
сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных,
связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями,
особенности индивидуального и исторического развития животных,
роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды,
значение животных в природе и жизни человека,
законы об охране животного мира
Уметь:
пользоваться лабораторным оборудованием,
определять принадлежность животных к систематическим категориям,
вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты.
Контроль уровня обученности
Для контроля уровня обученности используются две основные системы:
1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
2. Зачетная система (5-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.
Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Учебно - методический комплект
Основная литература:
Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология.7 класс. Рабочая тетрадьк учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа, 2011. – 144с.
В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2007. – 192с.
О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2006. – 432с.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.
Латюшин В.В, Е.А.Ламехова, Биология. Животные. 7 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Животные» 7класс. – М.: Дрофа, 2014.
Редкие и исчезающие животные В.Е. Флинт М.В. Черкасова М. «Педагогика»1985
Зоология. Членистоногие. Рыбы. Рабочая тетрадь А. Никишов Москва, «Открытый мир»1995
Поурочные разработки по биологии 7 класс, Галушкова Н.И Волгоград: «Учитель», 2008
Стандарт второго поколения. Примерные программы по биологии 6-9 классы. М «Просвещение» 2011
Дополнительная литература для учителя:
Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001
Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 1998
Контрольные и проверочные работы по биологии классы 6-8- М; «Дрофа» 2001
Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007
Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008
Красная книга Омской области. Н.Н. Воронцов,Л.Н. Сухорукова . Эволюция органического мира. – М; «Просвещение» 1991
Биологический эксперимент в школе. –М; «Просвещение» 1991.
Я иду на урок биологии. Беспозвоночные – М;»первое сентября»2001
Я иду на урок биологии. Рыбы и земноводные – М;»первое сентября»2001
Школьный практикум. Биология. Животные А.И.НикишовМ. Владос 2001
11.Биология в вопросах и ответах Е.И.Демьянков,М.Просвещение1996
12.Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004
13.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
14. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
15.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
16.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
17.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
18.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
19. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://bird.geoman.ru/ - Птицы
21.http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
22.http://animal.geoman.ru/ - Животные
23.http://fish.geoman.ru/ - Рыбы
Место предмета в базисном плане
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю
Учебно-тематический план
тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Введение | 2 | Текущий контроль |
Многообразие животных. Простейшие | 34+2 рез. | Лабораторных работ – 5 Текущий контроль Тематический. Тест |
Эволюция строения и функций органов и их систем | 14 | Лабораторных работ – 1 Текущий контроль Тематический. Тест |
Индивидуальное развитие животных | 3 | Лабораторных работ – 1 Текущий контроль |
Развитие животного мира на Земле | 3+1 рез. | Текущий контроль |
Биоценозы | 4 | Текущий контроль |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 5+ 2рез. | Текущий контроль Тематический. Тест |
Содержание учебного предмета
Введение (2 часа)
РАЗДЕЛ I. Многообразие животных. Простейшие (34 часа) +2рез.
РАЗДЕЛ II. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)
РАЗДЕЛ III. Индивидуальное развитие животных (3 часа )
РАЗДЕЛ IY . Развитие животного мира на Земле (3 часа)+1 рез.
РАЗДЕЛ Y Биоценозы (4 часа)
РАЗДЕЛ YI. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)+2 рез.
Резерв – 5 часов
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Тема 1. Многообразие животных (34 часов)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №1: Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №2: Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №3: Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №4: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5: Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия: Изучение многообразия птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.
Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14часов)
Покровы тела.
Лабораторная работа №6: Изучение особенностей различных покровов тела
Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Тема 3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа №7: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Тема 4. Развитие животного мира на Земле (3часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Тема 5. Биоценозы (4 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Резерв времени – 5 часов
Календарно-тематический план – 7 кл.
№ урока | Тема урока, тип урока | Наглядность | Кол-во часов | Лабораторно – практические занятия | Региональный компонент (РК) | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 |
| Введение –(2) | |
1 | История развития зоологии. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. | Рисунки учебника Демонстрационный материал по систематике | 1 | | | § 1 | |
2 | Современная зоология Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. | Демонстрационный материал по систематике | 1 | | | § 2 | |
| Многообразие животных. Простейшие (34ч.) +2ч. рез. | |
3 | Простейшие: Корненожки Радиолярии, Солнечники, Споровики Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Табл. Простейшие Микроскопы Микропрепараты Эвглена зеленая и вольвокс. | 1 | | | § 3 | |
4 | Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Рисунки 10-12 в учебнике. Таблицы | 1 | | | § 4 | |
5 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные Тип урока: Комбинированный урок. | Рис. 13. Иглы губок. Рис. 14. Губки: Биология. | 1 | | | § 5 | |
6 | Тип Кишечнополостные Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Демонстрационный материал по зоологии. Влажные препараты сцифоидной медузы. | 1 | | | § 6 | |
| Тип Плоские черви Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Таблицы. Циклы развития плоских червей | 1 | | | § 7 | |
8 | Тип Круглые черви Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы Влажный препарат Аскариды | 1 | | | § 8 | |
9 | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы Класс Многощетинковые Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Таблицы Кольчатые черви, рис.учебника 24-26 | 1 | | | § 9 | |
10 | Классы Кольчецов Малощетинковые, или Олигохеты и Пиявки. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Таблицы | 1 | Л/р №1. «Знакомство с многообразием кольчатых червей» | | § 10 | |
11 | Тип Моллюски Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблицы. Влажные препараты Живые объекты | 1 | | РК. Моллюски Омской области | § 11 | |
12 | Классы моллюсков Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстр. материал по зоологии классы моллюсков. | 1 | | | § 12 | |
13 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы. Коллекции | 1 | | | § 13 | |
14 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразное . Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы. Коллекции | 1 | л/р № 2. «Знакомство с ракообразными» | | § 14 | |
15 | Класс Насекомые. Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы. Коллекции | 1 | л/р № 3. «Изучение представителей отрядов насекомых» | РК. Охрана насекомых Омской области | § 15 | |
16 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы. Коллекции | 1 | | | § 16 | |
17 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы. Коллекции | 1 | | | § 17 | |
18 | Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы. Коллекции | 1 | | | § 18 | |
19 | Отряды насекомых: Перепончатокрылые Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы. Коллекции | 1 | | | § 19 | |
20 | Контрольно -обобщающий урок по теме: «Многоклеточные животные. Беспозвоночные» Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | 1 | | | | |
21 | Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Таблицы ланцетника. Рисунки | 1 | | | § 20 | |
22 | Класс рыб: Хрящевые, Костные Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблицы Демонстрационный материал по зоологии | 1 | 4. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | | § 21 | |
23 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблицы Демонстрационный материал по зоологии | 1 | | РК. Промысловые рыбы Омской области. Правила любительского рыболовства | § 22 | |
24 | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососевые, Карпообразные, Окунеобразные Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблицы Демонстрационный материал по зоологии | 1 | | РК. Правовая ответственность за их нарушение. Охраняемые виды рыб Омской области. | § 23 | |
25 | Класс Земноводные, или Амфибии Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Демонстрационный. материал по зоологии Демонстрационный. табл. Земноводные | 1 | | РК. Земноводные Омской области | § 24 | |
26 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Отряд Чешуйчатые Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Демонстрац. табл. Многообразие пресмыкающихся | 1 | | | § 25 | |
27 | Отряды пресмыкающихся Черепахи и Крокодилы Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстрац. табл. Многообразие пресмыкающихся | 1 | | РК. Пресмыкающиеся Омской области | § 26 | |
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Демонстр. таблицы. Многообразие птиц | 1 | 5. «Изучение внешнего строения птиц» | РК. Многообразие птиц Омской области | § 27 | |
29 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстр. таблицы. Многообразие птиц | 1 | | РК. Охраняемые виды птиц Омской области. Правовая ответственность за уничтожение птиц и их гнезд | § 28 | |
30 | Отряды птиц: Дневные Хищные, Совы, Куриные Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстр. таблицы. Многообразие птиц | 1 | | РК. Охраняемые виды птиц Омской области. Правовая ответственность за уничтожение птиц и их гнезд | § 29 | |
31 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстр. таблицы. Многообразие птиц | 1 | | РК. Охраняемые виды птиц Омской области. Правовая ответственность за уничтожение птиц и их гнезд | § 30 | |
32 | Экскурсия «Изучение многообразия птиц» | | 1 | | | отчет | |
33 | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Табл. Насекомоядные Рукокрылые | 1 | | РК.Охраняемые виды млекопитающих Омской области.. | § 31 | ------ |
34 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы | 1 | | | § 32 | |
35 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы | 1 | | РК. Охота . Пушное звероводство в Омской области.Правила охоты в Омской области, правовая ответственность за их нарушение | § 33 | |
36 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы | 1 | | | § 34 | |
37 | Отряд млекопитающих Приматы Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы | 1 | | | § 35 | |
38 | Контрольно -обобщающий урок по теме « Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные» Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | | 1 | | | | |
| Эволюция строения и функций органов и их систем – (14) | |
39 | Покровы тела Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Демонстрационный материал | 1 | л/р 6. Изучение особенностей покровов тела | | § 36 | |
40-41 | Опорно-двигательная система Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстрационный материал | 1 | | | § 37 | |
42 | Способы передвижения животных. Полости тела Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы, рисунки | 1 | | | § 38 | |
43 | Органы дыхания и газообмен Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы, рисунки | 1 | | | § 39 | |
44 | Органы пищеварения. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблицы, рисунки | 2 | | | § 40 | |
45 | Обмен веществ и превращение энергии Тип урока: Комбинированный урок. | | 1 | | | § 40 | |
46-47 | Кровеносная система. Кровь Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблицы, рисунки | 2 | | | § 41 | |
48 | Органы выделения Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы, рисунки | 1 | | | § 42 | |
49 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблицы, рисунки | 1 | | | § 43 | |
50 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы, рисунки | 1 | | | § 44 | |
51 | Продление рода. Органы размножения Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблицы, рисунки | 1 | | | § 45 | |
52 | Контрольно - обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем» Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | 1 | | | | |
| Индивидуальное развитие животных -3 ч | |
53 | Способы размножения животных. Оплодотворение Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстрационный материал, таблицы | 1 | | | § 46 | -- |
54 | Развитие животных с превращением и без превращения Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстрационный материал, таблицы Развитие насекомых и земноводных Рис.учебника 184-187 | 1 | л/р 7. «Определение возраста животных» | | § 47 | |
55 | Периодизация и продолжительность жизни животных Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстрационный материал, таблицы | 1 | | | § 48 | |
| Развитие животного мира на Земле-(3ч)+1 ч.рез. | |
56 | Доказательства эволюции животных Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Рисунки учебника 189- 193 Демонстр. материал по зоологии | 1 | | | § 49 | |
57 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Демонстр. материал по зоологии | 1 | | | § 50 | |
58-59 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Демонстр. материал по зоологии | 2 | | | § 51-52 | |
| Биоценозы. –(4ч) | |
60 | Естественные и искусственные биоценозы Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Демонстр. материал по зоологии, таблицы | 1 | | | § 53 | |
61 | Факторы среды и их влияние на биоценозы Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстр. материал по зоологии, таблицы | 1 | | | § 54 | |
62 | Цепи питания. Поток энергии Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстр. материал по зоологии, таблицы | 1 | | | § 55 | |
63 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстр. материал по зоологии, таблицы | 1 | Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» | | § 56 Составить отчет | |
| Животный мир и хозяйственная деятельность человека –(5 ч)+2 ч. рез. | |
64 | Воздействие человека и его деятельности на животных Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Демонстр. материал по зоологии, таблицы | 1 | | | § 57 | |
65 | Одомашнивание животных Тип урока: Комбинированный урок. | Рис. 223. Домашние животные Демонстр. материал по зоологии Породы кур | 1 | | | § 58 | |
66 | Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных Тип урока: Комбинированный урок. | Демонстр. материал по зоологии, таблицы | 1 | | | | |
67 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Красная книга России | 1 | | РК. Охрана животных Омской области | § 59 | |
68 | Охрана и рациональное использование животного мира. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Красная книга России | 1 | | | § 60 | |
69 | Летнее задание | | | | | | |
70 | Контрольно-обобщающий итоговый урок. Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | 1 | | | | |