СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для учащихся 7 класса на основе Федерального государственного стандарта.Курс рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс.»






1.Планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные

Изучение биологии в 7 классе основной школы даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

• эстетического отношения к живым объектам;

• освоение социальных норм и правил поведения;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы в 7 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать.

проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Коммуникативные УУД:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в курсе 7 класса основной школы являются:

- определять роль в природе изученных групп животных.

– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;

– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.

– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);

– характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;

– понимать смысл биологических терминов;

– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;

– проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

– соблюдать и объяснять правила поведения в природе;

– характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными.






















2.Содержание тем учебного курса

Содержание тем курса «Биология. Животные» рабочей программы представлено следующим образом:

1. Общие сведения о животных (5 ч)

Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

2. Строение тела животных (2ч)

Клетка. Ткани. Органы и системы.

3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных.Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.

5. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.Л.р. №1. «Внешнее строение дождевого червя»

6. Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски. Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков» Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

7. Тип Членистоногие (7 ч)

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека Л.Р.№ 2«Внешнее строение насекомого»

8. Тип Хордовые (33 ч)

8.1. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Л.р. № 3 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

8.2. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.

8.3. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч) Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.

8.4. Класс Птицы (9 ч)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Л.р.№ 4«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лабораторная работа №5: «Строение куриного яйца»

8.5. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

9. Развитие животного мира на Земле (6 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.;

- Рациональное природопользование Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.



3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу биологии «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс.





Тема урока

Кол-во часов

Дата


По плану

Факт



Тема 1. Общие сведения о мире животных

(5 ч)





Зоология — наука о животных

Вводный инструктаж по ТБ в каб. Биологии

1


05.09



Животные и окружающая среда

1


07.09





Классификация животных

Влияние человека на животных


1



12.09



4.

Краткая история развития зоологии

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

1


14.09



5

Экскурсия

«Разнообразие животных в природе» -


1

19.09




Тема 2. Строение тела животных (2 ч)




6

Клетка

Клеточное строение организмов

1

21.09





7

Ткани, органы и системы органов


1

26.09




Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)






8

Тип Саркодовые и жгутиконосцы

Класс Саркодовые


1

28.09




9

Класс Жгутиконосцы

1

03.10







10

Тип Инфузории


1

05.10





11

Значение простейших

Разнообразие организмов. Профилактика заболеваний, вызываемых животными

Тестирование.

1

10.10





Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч)







12

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечноп-е.

Строение и жизнедеятельность


1

12.10






13

Разнообразие кишечнопо-

лостных»

1

17.10






Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч)








14

Тип Плоские черви. Общая характеристика

Многообразие животных. Принципы их классификации

1

19.10






15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

1

24.10





16

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Принципы их классификации. Строение животных

1

26.10





17

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви

Принципы их классификации. Усложнение животных в процессе эволюции Л.р. №1. «Внешнее строение дождевого червя»


1

07.11





18

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви


1

09.11





19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточны



Контрольная работа№1

1

14.11





Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)








20

Общая характеристика типа




1

16.11






21

Класс Брюхоногие моллюски




1

21.11





22

Класс Двустворчатые моллюски




1

23.11





23

Класс Головоногие моллюски


1

28.11




Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)








24

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные


1

30.11






25

Класс Паукообразные


1

05.12







26

Класс Насекомые

Лабораторная работа 2

«Внешнее строение насекомого»

1

07.12





27

Типы развития насекомых

Размножение, рост и развитие животных

1

12.12





28

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых


1

14.12





29

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека


1

19.12






30

Итоговый контроль

Обобщение и систематизация знаний по темам 6–7



Контрольная работа№2

1

21.12




Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч)









31

Хордовые. Примитивные формы

Разнообразие организмов. Усложнение животных в процессе эволюции

1

26.12





32

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение

Лабораторная работа 3

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1

28.12





33

Внутреннее строение рыб

Усложнение животных в процессе эволюции

1

11.01.18





34

Особенности размножения рыб

Размножение, рост и развитие. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

1

16.01







35

Основные систематические группы рыб

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания

1

18.01





36

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.1

Тестирование.

1

23.01






Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)








37

Среда обитания

и строение тела земноводных. Общая характеристика


1

25.01






38

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

Усложнение животных в процессе эволюции

1

30.01





39

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Усложнение животных в процессе эволюции

1

01.02





40



Разнообразие и значение земноводных

Разнообразие организмов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

Тестирование.



1



06.02




Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)








41

Внешнее строение и скелет пресмыкающ-ся. Общая характеристика


1

08.02






42

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

1

13.02







43

Разнообразие пресмыкающихся


1

15.02





44

Значение пресмыкающ-ся их происхождение

Обобщение и систематизация знаний по темам 8-10 .Контрольная работа №3

1

20.02





Тема 11. Класс Птицы (9 ч)









45

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц

Лабораторная работа 4

«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

22.02






46

Опорно-двигательная система птиц


1

27.02






47

Внутреннее строение птиц


1

01.03





48

Размножение и развитие птиц

Лабораторная работа №5: «Строение куриного яйца»

1

06.03





49

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц


1

13.03







50

Разнообразие птиц

1

15.03





51

Значение и охрана птиц. Происхождение


1

20.03






52

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Класс Птицы.»

Тестирование

1

22.03




Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)









53

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих


1

03.04







54

Внутреннее строение млекопитающих


1

05.04





55

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл


1

10.04





56

Происхождение и разнообразие млекопитающих


1

12.04





57

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

1

17.04





58

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные


1

19.04







59

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы

Разнообразие организмов. Усложнение животных в процессе эволюции.

1

24.04





60

Экологические группы млекопитающих

Экскурсия

«Разнообразие млекопитающих

1

26.04





61

Значение млекопитающих для человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Охрана редких и исчезающих видов животных

1

03.05





62

Обобщение и систематизация знаний по темам 11-12

Контрольная работа №4

1

08.05




Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч)








63

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина Разнообразие организмов. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

1

10.05






64

Развитие животного мира на Земле Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания

1

15.05





65

Современный мир живых организмов

Экосистемная организация живой природы. Пищевые связи в экосистеме.

1

17.05





66

Биосфера

Экосистемная организация живой природы. Круговорот веществ

1

22.05





67

Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13

Итоговый контроль

Годовая

итоговая

контрольная работа .

1

24.05





68

Экскурсия

«Жизнь природного сообщества весной»

1

29.05