Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Филиппенковская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № от« »____ 2017 г. ____________ | Принято педагогическим советом _____________ « _ »________ 2017 г. | Утверждаю. Директор школы Дятлова В.Е Приказ №___________ от«_ »________ 2017г. _____________ |
Рабочая программа
учебного предмета
БИОЛОГИЯ
7 класс
на 2017 -2018 учебный год
Составитель :учитель Чалый Николай Степанович.
с.Филиппенково
2017 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в 7 классе основной школы даёт возможность достичь следующих результатов:
Личностные:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
• эстетического отношения к живым объектам;
• освоение социальных норм и правил поведения;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учёбе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятиярешений и осуществления осознаннго выборав учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
• овладение составляющими исследовательской и проектнойдеятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать.
Проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, обосновных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладениепонятийнымаппаратомбиологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своихдействиях и поступкахпоотношению к живойприроде; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
• ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Строение тела животных (2 ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1 . «Строение и передвижение инфузории-туфельки»
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей:
сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс
Многощетинковые. Класс Малощетинковые.
Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»
Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч) Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс
Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»
Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого»
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
Класс Птицы (9 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"
Класс Млекопитающие, или Звери (11 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".
Развитие животного мира на Земле (5 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Экскурсия " Жизнь природного сообщества весной".
Тематическое планирование
Класс 7
Учитель: Чалый Николай Степанович
Количество часов по учебному плану: 70 (2 часа в неделю)
Плановых лабораторных работ: 8, контрольных работ – 2.
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями)
- примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения),
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Филиппенковская ООШ
- учебного плана МКОУ Филиппенковской ООШ на 2017-2018 уч. год
- положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ Филиппенковской ООШ;
- авторской программы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
- перечня учебников, утверждённых МКОУ Филиппенковской ООШ на 2017-2018 уч. год;
- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебник: В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И .Н. Пономаревой. М.: Вентана -Граф, 2014
В. М. Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2008
Тематическое планирование.
№ | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Общие сведения о мире животных. (6 час.) | 6 |
2 | Строение тела животных. (2 часа) | 2 |
3 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. (4 часа) | 4 |
4 | Подцарство Многоклеточные. (2 часа) | 2 |
5 | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5 часов) | 5 |
6 | Тип Моллюски. (4 часа) | 4 |
7 | Тип Членистоногие. (7 часов) | 7 |
8 | Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 часов). | 6 |
9 | Класс Земноводные, или Амфибии. (5часов) | 5 |
10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 часа) | 4 |
11 | Класс Птицы. (9 часов) | 9 |
12 | .Класс Млекопитающие, или Звери. (11 часов) | 11 |
13 | Развитие животного мира на Земле. (5 часов) | 5 |
ИТОГО | 70 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
по плану | фактически |
Тема 1.Общие сведения о мире животных. (6 час.) |
1 | Зоология-наука о животных. | 1 | 04.09 | |
2 | Животные и окружающая среда. | 1 | 06.09 | |
3 | Классификация животных и основные систематические группы. | 1 | 11.09 | |
4 | Влияние человека на животных. | 1 | | 13.09 | |
5 | Краткая история развития зоологии. | 1 | | 18.09 | |
6 | Экскурсия " Разнообразие животных в природе" | 1 | | 20.09 | |
Тема 2. Строение тела животных. (2 часа) |
7 | Клетка | 1 | | 25.09 | |
8 | Ткани, органы, системы органов. | 1 | | 27.09 | |
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. (4 часа) |
9 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и | 1 | 02.10 | |
жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | | | |
| | |
10 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | 1 | 04.10 | |
11 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки". | 1 | 09.10 | |
12 | Многообразие и значение простейших. | 1 | 11.10 | |
Тема 4. Подцарство Многоклеточные. (2 часа) |
13 | Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. | 1 | 15.10 | |
14 | Разнообразие кишечнополостных. | 1 | 18.10 | |
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5 часов) |
15 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. | 1 | 23.10 | |
16 | Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики. | 1 | 25.10 | |
17 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | 1 | | 08.11 | |
18 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | 1 | 13.11 | |
19 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость" | 1 | 15.11 | |
Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа) |
20 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | | 20.11 | |
21 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 | | 20.11 | |
22 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков" | 1 | | 22.11 | |
23 | Класс Головоногие моллюски. | 1 | | 27.11 | |
Тема 7. Тип Членистоногие. (7 часов) |
24 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 | 29.11 | |
25 | Класс Паукообразные. | 1 | 04.12 | |
26 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого" | 1 | 06.12 | |
27 | Типы развития и многообразие насекомых. | 1 | 11.12 | |
28 | Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 | 13.12 | |
29 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 | 18.12 | |
30 | Итоговый урок по теме «Беспозвоночные животные» | 1 | 20.12 | |
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 часов). |
31 | Тип Хордовые. Примитивные формы. | 1 | 25.12 | |
32 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". | 1 | 27.12 | |
33 | Внутреннее строение рыб | 1 | 15.01 | |
34 | Особенности размножения рыб. | 1 | 17.01 | |
35 | Основные систематические группы рыб. | 1 | 22.01 | |
36 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. | 1 | 24.01 | |
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (5часов) |
37 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. | 1 | 29.01 | |
38 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | 1 | 31.01 | |
39 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | 1 | 05.02 | |
40 | Разнообразие и значение земноводных. | 1 | 07.02 | |
41 | Итоговый урок по темам: " Класс Земноводные или Амфибии" | 1 | 12.02 | |
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 часа) |
42 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. | 1 | 14.02 | |
43 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | 1 | 19.02 | |
44 | Разнообразие пресмыкающихся. | 1 | 21.02 | |
45 | Значение пресмыкающихся, их происхождение. | 1 | 26.02 | |
Тема 11. Класс Птицы. (9 часов) |
46 | Общая характеристика класса Птицы. Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". | 1 | 28.02 | |
47 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7 "Строение скелета птицы" | 1 | 05.03 | |
48 | Внутреннее строение птиц. | 1 | 07.03 | |
49 | Размножение и развитие птиц. | 1 | 12.03 | |
50 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 | 14.03 | |
51 | Разнообразие птиц. | 1 | 19.03 | |
52 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | 1 | 21.03 | |
53 | Экскурсия "Птицы леса" | 1 | 02.04 | |
54 | Итоговый урок по темам: "Класс Пресмыкающиеся или рептилии" , "Класс Птицы". | 1 | 04.04 | |
Тема 12.Класс Млекопитающие, или Звери. (11 часов) |
55 | Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. | 1 | 09.04 | |
56 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих". | 1 | 09.04 | |
57 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 | 11.04 | |
58 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | 1 | 16.04 | |
59 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. | 1 | 16.04 | |
60 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. | 1 | 18.04 | |
61 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | 1 | 23.04 | |
62 | Экологические группы млекопитающих. | 1 | 25.04 | |
63 | Экскурсия "Разнообразие Млекопитающих." | 1 | 07.05 | |
64 | Значение млекопитающих для человека. | 1 | 07.05 | |
65 | Итоговый урок по темам: "Класс Млекопитающие». | | 14.05 | |
Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (5 часов) |
66 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. | 1 | 16.05 | |
67 | Развитие животного мира на Земле. | 1 | 21.05 | |
68 | Современный мир живых организмов. Биосфера. | 1 | 23.05 | |
69 | Итоговая контрольная работа по курсу биологии 7 класса | 1 | 28.05 | |
70 | Экскурсия " Жизнь природного сообщества весной". | 1 | 30.05 | |
Итого 70 часов |
Учебно-методический комплект.
Учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2014
В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2008
а) литература для учащихся:
Учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2014
б) литература для учителя:
Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 2007 г.)
Материалы и оборудование
1 микроскопы
2 таблицы по зоологии
3 наборы микропрепаратов по строению клеток, тканей
4скелеты животных
5 модели органов
6 стенды кабинета биологии
7.компьютер,проектор,принтер,экран.
8.информационные носители.