Рабочая программа по биологии
для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Раздел 1. «Пояснительная записка»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2016., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся. Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе основной общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 8 классе выделяется 70 часов из федерального компонента. Изучение предмета проводится в течение одного учебного года. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания сущности человека как живого организма.
В программу введены сведения о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Предлагаемые лабораторные и практические работы, а также самонаблюдения направлены на активное познание свойств организма человека и развитие умений учащихся по уходу за своим организмом.
Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знаний о человеке, отношения к человеку как личности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089).
Стандарт основного общего образования по биологии.
Авторская программа основного общего образования по биологии, 8 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2016.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Раздел 2. «Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разно уровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Цели и задачи изучаемого раздела: обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества; обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа; обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира; осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием; сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.
В программу внесены следующие изменения:
увеличено количество часов за счёт резерва на изучение тем: №2 «Происхождение человека» на 1 час; №5 «Координация и регуляция» на 1 час;
№7 «Внутренняя среда организма» на 1 час; добавлено по1 часу в темы № 5, 8, 10 на проведение контрольных работ. Всего 3 контрольных работы по темам: №1 «Координация и регуляция», №2 «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ», №3 «Дыхание» и «Пищеварение»;резервное время составляет 2 часа. Цель данных изменений - лучшее усвоение учебного материала курса «Биология 8 класс».
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое, внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированной самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс-М.: Дрофа, 2016 год.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Раздел 3. «Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.
Раздел 4. «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Содержание курса биологии. Человек. 8 класс. (70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира. Происхождение человека.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (7 часов)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 2. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 3. Координация и регуляция (11 часов)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция.Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы. Изучение головного мозга человека (по муляжам)*. Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 4. Опора и движение (5 часов) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей*. Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 5. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ (9 часов)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы. Измерение кровяного давления*.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Тема 6. Дыхание (4 часа)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Тема 7. Пищеварение (6 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*. Определение норм рационального питания*.
Тема 8. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 9. Выделение. Покровы тела (3 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 10. Размножение и развитие (4 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 11. Высшая нервная деятельность (6 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 12. Человек и его здоровье (9 часов)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Раздел 5. «Тематическое планирование»
Раздел 5. «Тематическое планирование»
Название темы | Количество часов | Лабораторных | Практических |
Тема 1. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека. | 7 | | |
Тема 2. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | 1 | 1 |
Тема 3. Координация и регуляция | 11 | 1 | |
Тема 4. Опора и движение | 5 | 1 | |
Тема 5. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ | 9 | 1 | |
Тема 6. Дыхание | 4 | | 1 |
Тема 7. Пищеварение | 5 | 1 | 1 |
Тема 8. Обмен веществ и энергии | 2 | | |
Тема 9. Выделение | 3 | | |
Тома 10. Покровы тела | 1 | | |
Тема 11. Размножение и развитие | 4 | | |
Тема 12. Высшая нервная деятельность | 6 | | |
Тема 13. Человек и его здоровье | 9 | | |
ИТОГО | 70 | 5 | 3 |
Раздел 6. «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2012.
а также методических пособий для учителя:
1) Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2008; Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2015.
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2014;
дополнительной литературы для учителя:
Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение
Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2007.
Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006-144с;
4)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2015
для учащихся:
1) ИМ. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8
класс - М.: Дрофа, 2016
2) Тарасов В. В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2007
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004-2011
Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Раздел 7. «Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки».
1.Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
признаки сходства и отличия человека и животных;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
2.Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся
Оценка устного ответа учащихся.
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
№ урока | Дата план | Дата проведения | Тема урока | Цели и задачи | Оборудование | Практические, лабораторные работы | Домашнее задание |
Человек как биологический вид. Происхождение человека. 7 часов. | |
1 | | | Место человека в системе органического мира. | Познакомить учащихся с основными особенностями человека; выявить черты сходства человека и с животными и с человекообразными обезьянами, различия между ними; определить место человека в системе органического мира; разъяснить особенности структуры учебника «Человек» и правила работы с ним. | ■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных. | . | Стр. 5-8 |
2 | | | Особенности человека. | Раскрыть характерные для человека особенности; выявить черты различия между человеком, человекообразными обезьянами и другими животными; продолжить развитие умений сравнивать, обобщать. | | Стр. 8-11 |
3 | | | Происхождение человека. Этапы его становления. | Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе; содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира. | ■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека. | | Стр. 12-16 |
4 | | | Происхождение человека. Этапы его становления. | Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе; содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира. | | Стр. 12-16 |
5 | | | Расы человека, их происхождение и единство. | Сформировать знания о расах, расоведении и расизме, об экологии человека; продолжить развитие таксономических понятий, навыков проблемного изложения, частичного поиска; использовать биологические знания для развития научного мировоззрения, гуманистических принципов, экологического мышления. | | Стр. 18-20 |
6 | | | Краткая история развития знаний о человеке. | Дать представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времён до наших дней. | ■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов | | Стр. 21-30 |
7 | | | Систематизация и обобщение знаний по темам «Человек как биологический вид» и «Происхождение человека». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Человек как биологический вид» и «Происхождение человек». | | | Стр. 5-30 |
| | | | Общий обзор органов человека. 4 часа | | | |
8 | | | Клеточное строение организма. | Сформировать знания о строении животной клетки, о структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, её виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК); сформировать представление о клетке как о главном структурном и функциональном элементе организма; продолжить формирование умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах; развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное, логически мыслить. | | | Стр. 31-33 |
9 | | | Ткани и органы. | Раскрыть понятия ткань и орган; познакомить школьников с основными типами и видами тканей, их локализацией и функциями в организме человека; сформировать умение распознавать ткани и органы, ими образуемые; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, микроскопами и микропрепаратами, навыков постановки лабораторных исследований и наблюдений. | ■ Демонстрация схем систем органов человека. | Изучение микроскопического строения тканей | Стр. 34-39 |
10 | | | Органы. Системы органов. Организм. | Сформировать понятия система органов и организм; познакомить с функциями основных физиологических систем и органов, их образующих; показать функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого. | ■ Демонстрация схем систем органов человека. | Распознавание на таблицах органов и систем органов | Стр. 40-43 |
11 | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Общий обзор организма человека». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Общий обзор организма человека». | | | Стр. 31-43 |
| | | | Координация и регуляция 6 часов | | | |
12 | | | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат. | Раскрыть понятие гуморальной регуляции; сформировать знания о железах эндокринного аппарата, об особенностях работы желёз внутренней секреции, их отличии от желёз внешней секреции, о роли гормонов в жизнедеятельности человека. | ■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез | | Стр. 46-53 |
13 | | | Строение и значение нервной системы. | Сформировать знания о строении нервной системы, её функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы; механизм нервной регуляции; продолжить развитие навыков и приёмов умственной деятельности учащихся: сравнение, анализ, обобщение; работы с книгой, самонаблюдения. | | | Стр. 54-59 |
14 | | | Строение и функции спинного мозга. | Сформировать знания о строении спинного мозга, его функциях; уточнить знания о составных частях центрального отдела нервной системы; разъяснить механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения их функций; продолжить работу по развитию интеллектуальных умений. | | | Стр 60-62 |
15 | | | Строение и функции головного мозга. | Сформировать знания о строении основных отделов головного мозга, выполняемых функциях; разъяснить особенности микроскопического строения мозга. | Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга. | | Стр. 63-68 |
16 | | | Большие полушария переднего мозга. | Разъяснить особенности строения полушарий переднего мозга, функции долей и зон коры больших полушарий; продолжить формирование знаний учащихся о строении и функциях головного мозга человека; сравнить строение и функции больших полушарий мозга человека и животных. | Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга | | Стр. 70-75 |
17 | | | Систематизация и обобщение знаний по темам «Нервная система». | Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Нервная система». | | | Стр. 46-75 |
| | | | Анализаторы. 5 часов | | | |
18 | | | Анализаторы (органы чувств), их строение. Зрительный анализатор. | Раскрыть содержание понятия анализатор и показать особенности строения на примере зрительного анализатора; сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира, о гигиене зрения; продолжить развитие у школьников выделять главное, сравнивать; формирование навыков самостоятельного обучения. | | | Стр. 76-83 |
19 | | | Анализаторы слуха и равновесия. | Сформулировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха; показать их связующую роль организм-среда; продолжить развитие общеучебных умений и навыков; разъяснить правила гигиены слуха и равновесия; способствовать воспитанию полезных привычек по соблюдению правил гигиены. | | | Стр. 84-90 |
20 | | | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние, вкус. | Познакомить учащихся с различными видами анализаторов, их локализацией в организме; дать представление о строении и функциях каждого из них. | | | Стр. 91-99 |
21 | | | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. | Расширить и обобщить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения, обобщить знания об органах чувств. | | | Записи в тетради |
22 | | | Систематизация и обобщение знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы». | Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Нервная система» и «Анализаторы». | | | Стр. 76-99 |
| | | | Опора и движение. 5 часов | | | |
23 | | | Строение и свойства костей, типы их соединений. Значение скелета. | Расширить знания о строении и функциях скелета; научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изучить типы соединения костей. | | Лабораторная работа Изучение внешнего строения костей | Стр. 100-106 |
24 | | | Строение скелета. | Обобщить знания об основных функциях и особенностях опорно-двигательного аппарата; изучить строение и химический состав костей. | | | Стр. 108-115 |
25 | | | Мышцы, их строение и функции. | Обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани, раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека. | | *. Практические работы Измерение массы и роста своего организма*. | Стр. 116-121 |
26 | | | Работа мышц. | Познакомить с условиями функционирования мышц; дать представление о системе, которая управляет сокращениями мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц. | | Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*. | Стр. 122-126 |
27 | | | Систематизация и обобщение знаний по теме « Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение» | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Опора и движение». Цель: Определить значение аппарата опоры и движения, строение и функции скелета человека. | | | Стр. 100-126 |
| | | | Кровь и кровообращение.9 часов | | | |
28 | | | Внутренняя среда организма и её значение. Состав крови. | Познакомить с понятием внутренняя среда организма, её составом; разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства её состава. Сформировать знания о плазме крови, её функциях, о свёртывании крови. | ■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения. | Лабораторная работа Изучение микроскопического строения крови*. | Стр. 127-135 |
29 | | | Иммунитет. | Раскрыть материал о защитных свойствах организма; сформировать понятия инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, предупредительные прививки, аллергия; познакомить с видами иммунитета, со значением анализа крови при установлении диагноза; объяснить сущность СПИДа. | | | Стр. 136-142 |
30 | | | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. | Сформировать знания о группах крови, об их отличительных признаках, о совместимости крови по их группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей. | ■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения. | | Стр. 136-142 |
31 | | | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | Закрепить знания о строении и функциях крови, об иммунитете; показать движение крови и лимфы, охарактеризовать его значение для организма; рассмотреть особенности строения органов и кровообращения; продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника; научить подсчитывать пульс, измерять кровяное давление. | ■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения. | | Стр. 144-148 |
32 | | | Работа сердца. | Формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматия. | ■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения. | | Стр. 149-152 |
33 | | | Движение крови по сосудам. | Формирование новых анатомо-физиологических понятий: кровяное давление, пульс. | | Измерение кровяного давления Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*. | Стр. 153-156 |
34 | | | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. | Научить распознавать различные виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов; раскрыть вредное влияние никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. | | | записи в тетради |
35 | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Кровь и кровообращение». | | | Стр. 127-156 |
36 | | | Контроль знаний по теме «Кровь и кровообращение». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Кровь и кровообращение». | | | Стр. 149-152 |
| | | | Дыхание 4 часов | | | |
37 | | | Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. | Познакомить с сущностью процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; сформировать знания о строении органов дыхания в связи с их функциями и функцией образования звуков и членораздельной речи; раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок. | ■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания. | | Стр. 158-164 |
38 | | | Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. | Продолжить изучения дыхательной системы, её строения и функций, связанных с обменом веществ; показать влияние среды (состав вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Разъяснить механизм вдоха и выдоха. Сформировать понятие жизненная ёмкость лёгких. | ■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания. | Определение частоты дыхания | Стр. 164-166 |
39 | | | Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения. | Разъяснить процесс регуляции дыхательных движений. Познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде, с правилами дыхания; разъяснить необходимость проветривания в жилых помещениях; обучить приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания; ознакомить с показаниями к искусственному дыханию, последовательностью восстановления дыхания и сердечной деятельности; сформировать умение обосновывать гигиенические правила дыхания и навыки искусственного дыхания; дать знания о вредном влиянии курения на органы дыхания. | ■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания. | Определение частоты дыхания | Стр. 166-170 |
40 | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Дыхание». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Дыхание». | | | Стр. 158- 170 |
| | | | Пищеварение. 6 часов | | | |
41 | | | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение. | Раскрыть особенности пищи, потребляемой человеком, и её значение; разъяснить понятия пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение; показать роль питательных веществ в организме. | | Определение норм рационального питания*. | Стр. 171-173 |
42 | | | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. | Показать особенности строения пищеварительной системы человека; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляцию этих процессов; разъяснить влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости; сформировать правила ухода за ротовой полостью и зубами. | ■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов. | | Стр. 174-178 |
43 | | | Пищеварение в желудке. | Показать особенности строения желудка; раскрыть свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль соляной кислоты в пищеварении; разъяснить процесс нервно-гуморальной регуляции отделения желудочного сока, влияние алкоголя, никотина на пищеварение в желудке; продолжить формирование сравнительных навыков учащихся. | | Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*. | Стр. 180-181 |
44 | | | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Познакомить школьников с этапами пищеварения в кишечнике; раскрыть роль печени, поджелудочной железы и желёз кишечника в переваривании пищи; продолжить формирование умения обосновывать правила гигиены питания и пищеварения. | | | Стр. 181-185 |
45 | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Пищеварение». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Пищеварение». | | | Стр. 171-185 |
46 | | | Контроль знаний по теме «Пищеварение». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Пищеварение». | | | |
| | | | Обмен веществ и энергии. 2 часа | | | |
47 | | | Обмен веществ и энергии. | Формирование новых анатомо-физиологических и гигиенических понятий о пластическом и энергетическом обмене. | | | Стр. 187-193 |
48 | | | Витамины. | Сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. | | | Стр. 194-197 |
Выделение. 3 часа | | | |
49 | | | Выделение. Строение и работа почек. | Сформировать знания о строении мочевыделительной системы; раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме; установить взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией; воспитать сознательное отношение в своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены. | ■ Демонстрация модели почек. | | Стр. 199-203 |
50 | | | Заболевания почек, их предупреждение. | Объяснить влияние заболеваний почек на здоровье человека; раскрыть роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом. | ■ Демонстрация модели почек. | | Записи в тетради |
51 | | 14.03 | Кожа, её строение, функции, гигиена. | Сформировать понятие о строении и функциях покровного органа - кожи; познакомить учащихся с защитной, рецепторной, выделительной и теплорегуляционной функциями кожи, с правилами гигиены кожи. Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; гигиенические требования к одежде и обуви. | ■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи. | | Стр. 205-211 |
Размножение и развитие. 4 часа |
52 | | | Половая система человека. | Обобщить знания об особенностях полового размножения, о сущности оплодотворения, строении половой системы; познакомить с особенностями строения и функциями половой системы, желёз человека; сформировать знания о развитии зародыша, гигиене беременной женщины, о влиянии вредных факторов на формирование и развитие зародыша человека. | | | Стр. 212-219 |
53 | | | Возрастные процессы. | Раскрыть особенности роста и развития ребёнка первого года жизни; познакомить с периодами формирования организма. | | | Стр. 221-223 |
54 | | | Систематизация и обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие». | Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие». | | | Стр. 187-223 |
55 | | | Контроль знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие». | Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие». | | | |
Высшая нервная деятельность. 6 часов |
56 | | | Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Торможение. | Раскрыть рефлекторную теорию поведения, особенности врождённых и приобретённых форм поведения; обобщить знания о рефлексах: безусловных и условных, рефлекторной дуге и характере деятельности нервной системы. Раскрыть роль и физиологическую природу различных видов торможения; охарактеризовать торможение условных рефлексов как приспособление организма к различным условиям жизни; объяснить взаимосвязь процессов возбуждения и торможения. | | | Стр. 225-234 |
57 | | | Бодрствование и сон. | Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать необходимость выполнения правил гигиены сна. | | | Стр. 235-237 |
58 | | | Особенности высшей нервной деятельности человека: сознание, мышление и речь. Познавательные процессы и интеллект. | Разъяснить особенности высшей нервной деятельности человека, значение речи, сознания и мышления; охарактеризовать способность к трудовой деятельности в становлении человека, его поведение; сформировать знания о памяти, её видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания. | | | Стр. 238-245 |
59 | | | Память. | | | Стр. 246-249 |
60 | | | Эмоции и темперамент. | | | Стр. 250-253 |
61 | | | Систематизация и обобщение знаний по теме «Высшая нервная деятельность». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Высшая нервная деятельность». | | | Стр. 225-253 |
| | | | Человек и его здоровье 9часов | | | |
62 | | | Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. | На основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека охарактеризовать виды травм; научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. | | | Стр. 254-264 |
63 | | | Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. | Развить знания взаимосвязи здоровья и образа жизни; познакомить учащихся с конкретными примерами взаимосвязи здоровья и образа жизни. | | Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*. | Стр. 254-264 |
64 | | | Вредные привычки. | Развить знания о здоровом образе жизни | | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*. | Стр. 265-267 |
65 | | | Заболевания человека. Двигательная активность и здоровье человека. | Раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений, спорта и труда на его развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления. | | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*. | Стр. 268-274 |
66 | | | Закаливание. | Развить знания взаимосвязи здоровья и образа жизни; познакомить учащихся с конкретными примерами взаимосвязи здоровья и образа жизни. | | | Стр. 274-277 |
67 | | 23.05 | Гигиена человека. | Сформировать знания о правилах личной гигиены и режиме питания, умения их физиологически обосновывать; показать меры предупреждения желудочно-кишечных и глистных заболеваний, болезней органов пищеварения; научить оказывать первую помощь при их возникновении; разъяснить правила хранения продуктов и приготовления пищи; расширить и обобщить знания о пищеварении. | | | Стр. 278-285 |
68 | | | Контрольная работа за курс 8-го класса | Итоговая работа по «Анатомии и физиологии человека». | | | |
69-70 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и его здоровье». | Систематизировать и обобщить знания учащихся | | | Стр. 254-285 |