СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 10-11 класса по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечник. Рассчитана на 136 часов: 68 часов в 10 классе, 68 часов в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10-11 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

муниципального образования «Город Донецк» Ростовской области

Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом №

Школьным методическим Согласовано по МБОУ СОШ № 4

объединением учителей ЕНЦ Зам.директора

к утверждению ____________/Котова Н.И./ ______________/Саввина С.В./

__________ /Толстикова И.М./ «30» августа 2016г.

«26» августа 2016г. «29» августа 2016г.




Рабочая программа по биологии

для 10, 11 классов

на 2016-2017 учебный год.




Учитель: Слюсарева Наталья Николаевна




Донецк

2016

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………...3

Содержание рабочей прграммы

10 класс …………………………………………………………………………………………………….….6

11 класс………………………………………………………………………………………………………..13

Учебно-тематический план ……………………………………………………………………………………………..20

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

среднего (полного) общего образования………………………………………………………………………………....21

Литература и средства обучения ………………………………………………………………………………………….28

Календарно-тематический план учителя

10 класс ………………………………………………………………………………………………………..29

11 класс………………………………………………………………………………………………………...35
















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Основной образовательной программы среднего образования МБОУ СОШ №4(Приказ №1 от 30.09.2016г). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах руководством В. В. Пасечника (2012 г).

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Основными целями изучения курса биологии в 10 классе являются:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Общая характеристика учебного предмета

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Изучение курса «Общая биология» в 10–11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.

В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

В программе увеличено количество часов на изучение следующих разделов: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» и «Основы генетики» за счет резерва.

Программа составлена с учетом особенностей данного класса.


Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего по 68 часов в каждом классе.












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


РАЗДЕЛ 1

Введение в биологию (4 часа)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Объект изучения биологии — биологические систе­мы. Общие признаки биологических систем. Методы познания живой природы.

Демонстрации портретов ученых-биологов, схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Связь биологии с другими науками», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Методы познания живой природы».


Учащийся должен:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

  • выделять основные свойства живой природы и биологических систем;

  • иметь представление об уровневой организации живой природы;

  • представлять основные методы и этапы научного исследования;

анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников;


РАЗДЕЛ 2

Основы цитологии (28 часов)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; моделей клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схем путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка», схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Элементарный состав клетки», «Строение молекул воды, углеводов, липидов», «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Редупликация молекулы ДНК», «Строение молекул РНК», «Строение клетки», «Строение плазматической мембраны», «Строение ядра», «Хромосомы», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Энергетический обмен», «Биосинтез белка», «Хемосинтез», «Фотосинтез», «Характеристика гена».

Лабораторные работы

1.Наблюдение клеток растений, животных под микроскопом, их изучение и описание.

2. Сравнение строения клеток растений и животных.


Учащийся должен:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественнонаучной картины мира;

  • знать историю изучения клетки;

  • иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;

  • приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;

  • сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных, грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;

  • представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;

  • проводить биологические исследования: ставить опыты .наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;

  • пользоваться современной цитологической терминологией;

  • иметь представление о вирусах и их роли в жизни других организмов;

  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);

  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников


РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (12 часов)

Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, процессов митоза и мейоза.

Учащийся должен:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;

  • выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие) и формулировать выводы на основе сравнения;

  • понимать закономерности индивидуального развития организмов;

  • приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;

  • объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;

  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

анализировать и оценивать биологическую информацию .получаемую из разных источников.


РАЗДЕЛ 4

Основы генетики (18 часов)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Демонстрация моделей-аппликаций, таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные и практические работы

3. Составление простейших схем скрещивания.

4. Решение генетических задач.

Учащийся должен:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;

  • понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;

  • характеризовать содержание законов Г.Менделя и Т.Моргана и понимать их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира;

  • решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;

  • приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;

  • объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

  • характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;

  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • иметь представление об учении Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

  • характеризовать основные методы и достижения селекции;

  • оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);

  • овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;

  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

анализировать и оценивать биологическую информацию .получаемую из разных источников.


РАЗДЕЛ 5

Генетика человека (3 часа)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Учащийся должен:

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;

  • объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

  • характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;

  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

анализировать и оценивать биологическую информацию .получаемую из разных источников.


Резерв времени 3 часа.
























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА(11 класс)


РАЗДЕЛ 6.

Основы учения об эволюции (17 часов)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Современное состояние эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.

Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования, а также иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Учащийся должен уметь:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути ее становления, вклад в формирование современной естественнонаучной картины мира;

  • выделять существенные признаки биологических объектов (видов) и процессов (действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов);

  • объяснять причины эволюции, изменяемости видов;

  • приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;

  • уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • решать элементарные биологические задачи;

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать процессы естественного и искусственного отбора;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни, проблемы происхождения человека;

  • овладевать умениями и навыками постановки биологического экспериментов и учиться объяснять их результаты;

  • находить биологическую информацию в разных источниках;

анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.


РАЗДЕЛ 7

Основы учения об эволюции(8 часов)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный мате­риал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центpax происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, портретов известных селекционеров, таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих результаты селекционной работы, методы получения новых сортов растений и пород животных, функционирования микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Учащийся должен уметь:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;

  • иметь представление об учении Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

  • характеризовать основные методы и достижения селекции;

  • оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);

  • овладевать умениями и навыками постановки биологического экспериментов и объяснять их результаты;

  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.


РАЗДЕЛ 8

Антропогенез (9 часов)

Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы, факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры; таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих основные этапы эволюции человека.

Учащийся должен уметь:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути ее становления, вклад в формирование современной естественнонаучной картины мира;

  • уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • сравнивать процессы естественного и искусственного отбора;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека;

  • овладевать умениями и навыками постановки биологического экспериментов и учиться объяснять их результаты;

  • находить биологическую информацию в разных источниках;

  • анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.


РАЗДЕЛ 9

Основы экологии (19 часов)

Экология как наука. Среды обитания. Экологические факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Местообитание. Экологическая ниша. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Протокооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия. Демографические показатели популяции: обилие, плотность, рождаемость, смертность. Возрастная структура. Динамика популяции. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искусственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Детрит. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы. Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Сукцессия. Общее дыхание сообщества. Природные ресурсы. Экологическое сознание.

Демонстрации таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих среды обитания, экологические факторы, типы экологических взаимодействий, характеристики популяций и сообществ, экологические сукцессии.

Лабораторные работы

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Учащийся должен уметь:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • выделять существенные признаки биологических объектов (экосистем) и процессов (круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);

  • обобщать и систематизировать представления об экосистемах как целостных биологических системах, о закономерностях, проявляющихся на данном уровне организации живого (круговороте веществ и превращениях энергии, динамики и устойчивости экосистем);

  • развивать общебиологические умения на экологическом содержании: наблюдать и выявлять приспособления у организмов, антропогенные факторы в экосистемах (цепи питания);

  • объяснять причины устойчивости и смены экосистем;

  • приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • сравнивать биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и формулировать выводы на основе сравнения;

  • обосновывать и соблюдать правила поведения в природной среде;

  • анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические проблемы;

  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем;

  • уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • овладевать умениями и навыками постановки биологического экспериментов и учиться объяснять их результаты;

  • находить биологическую информацию в разных источниках;

анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.


РАЗДЕЛ 10

Эволюция биосферы и человек (11 часов)

Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов; таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

Учащийся должен уметь:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • выделять существенные признаки биологических объектов (биосферы) и процессов (круговорот веществ и превращения энергии в биосфере);

  • понимать содержание учения В.И. Вернандского о биосфере;

  • понимать необходимость реализации идеи устойчивого развития биосферы, ее охраны;

  • решать элементарные биологические задачи;

  • обосновывать и соблюдать правила поведения в природной среде;

  • анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические проблемы;

  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем;

  • уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • овладевать умениями и навыками постановки биологического экспериментов и учиться объяснять их результаты;

  • находить биологическую информацию в разных источниках; анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.


Резерв — 4 часа




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п/п



Название раздела

Кол-во часов

Лабора-торные

работы

Контроль-ные работы


10 класс. Общая биология

68



1

Введение в биологию

4

-

-

2

Основы цитологии

28

2

3

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

12

-

1

4

Основы генетики

18

2

2

5

Генетика человека

3

-

-


Резервное время

3




11 класс. Общая биология

68



6

Основы учения об эволюции

17

2

1

7

Основы учения об эволюции

8

-

1

8

Антропогенез

9

-

1

9

Основы экологии

19

1

1

10

Эволюция биосферы и человек

11

-

1


Резервное время

4

-

-





Планируемые результаты освоения учебного курса.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия.

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

Учащиеся должны знать:

  • содержание биологических теорий (клеточная теория); законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • существенные признаки биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение);

  • роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

  • доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

  • источники мутагенов в окружающей среде;

  • последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

  • меры профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения в природной среде;

  • вирусные (в том числе ВИЧ-инфекции) заболевания, вредные привычек (курение, алкоголизм, наркомания).


Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать содержание биологических теорий (клеточная теория); законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение);

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

  • приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

  • пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и формулировать выводы на основе сравнения.

  • анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

  • оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

  • овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов;

  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать. Наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал .объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках), анализировать и оценивать информацию. Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.









Литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2012.

  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, учебник « Биология. Общая биология. 10-11 класс». М.: Дрофа. 2010г.

  3. Т.А. Козлова. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова «Биология. Общая биология. 10-11 класс». М.: «Экзамен». 2006г.

  4. И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии. 10-11 класс. М.: «Вако». 2009г.

  5. А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Тематические тесты: базовый, повышенный, высокий уровни для подготовки к ЕГЭ. Ростов – на – дону. Легион. 2013г.

  6. Биология. Сборник задач по генетике. ЕГЭ_Кириленко А.А. Ростов – на – дону. Легион. 2013г.

  7. Биология. Сборник задач по молекулярной биологии. ЕГЭ_Кириленко А.А. Ростов – на – дону. Легион. 2013г.



















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 класс)


№ п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Формы контроля

Задание на дом

1. Введение (4 часа).

1

2.09.2016

1

Биология как наука. Место биологии в системе наук.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§1

2

6.09.2016

1

Методы исследования в биологии.


Индивидуальные задания

§2

3

9.09.2016

1

Сущность жизни и свойства живого.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§3

4

13.09.2016

1

Уровни организации жизни.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§4

2. Основы цитологии(28 часов).

5

16.09.2016

1

Предмет, задачи и методы цитологии. Клеточная теория.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§5

6

20.09.2016

1

Химический состав клетки.

Индивидуальные задания

§6, вопросы стр. 28-29.

7

23.09.2016

1

Неорганические вещества клетки: вода, минеральные соли.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§7,§8.

8

27.09.2016

1

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§9, вопр. с.37

9

30.09.2016

1

Липиды и их функции.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§10

10

3.10.2016

1

Строение и функции белков.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§11, вопр. с. 46

11

7.10.2016

1

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§12, зад. с. 53

12

10.10.2016

1

АТФ. Витамины.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§13

13

14.10.2016

1

Контрольная работа №1 по теме: «Химический состав клетки».

Контрольная работа

Повт. § 7-13

14

17.10.2016

1

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро.

Индивидуальные задания

§14


15

21.10.2016

1

Строение клетки: цитоплазма, клеточный центр, рибосомы.

Индивидуальные задания

§15

16

24.10.2016

1

Строение клетки: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения.

Индивидуальные задания

§16, вопросы стр. 67.

17

28.10.2016

1

Строение клетки: пластиды, органоиды движения. Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».

Лабораторная работа

§1

18

8.11.2016

1

Обобщение и систематизация знаний.

Проверочная работа

Повт. §14-17

19

11.11.2016

1

Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.


Индивидуальные задания

§18

20

15.11.2016

1

Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§19

21

18.11.2016

1

Лабораторная работа №2 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Лабораторная работа

Оформить отчет

22

22.11.2016

1

Вирусы и бактериофаги


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§20, повт. §5-§ 19

23

25.11.2016

1

Контрольная работа №2 по теме: «Строение клетки».


Контрольная работа


24

29.11.2016

1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Индивидуальные задания

§21, вопросы стр. 83

25

2.12.2016

1

Этапы энергетического обмена.

Индивидуальные задания

§22, записи в тетради.

26

6.12.2016

1

Этапы энергетического обмена.

Индивидуальные задания

§22, записи в тетради.

27

9.12.2016

1

Питание клетки

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§23, вопросы стр. 88

28

13.12.2016

1

Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§24

29

16.12.2016

1

Автотрофное питание. Хемосинтез.

Проверочная работа

§25, вопросы стр. 95

30

20.12.2016

1

Обобщение и систематизация знаний.

Проверочная работа

Повт. §21-25

31

23.12.2016

1

Биосинтез белка. Транскрипция.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§26

32

27.12.2016

1

Контрольная работа №3 по теме «Обмен веществ и превращение энергии в клетке».

Контрольная работа


3. Раножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.

(12 часов)

33


1

Жизненный цикл клетки

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§28, вопр. с. 111

34


1

Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.

Индивидуальные задания

§29

35


1

Мейоз, его биологическое значение.

Индивидуальные задания

§30, вопр. с.116

36


1

Мейоз, его биологическое значение.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§30, вопр. с.116

37


1

Формы размножения организмов: бесполое размножение, его типы.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§31, вопросы стр. 118

38


1

Формы размножения организмов: половое размножение.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§32

39


1

Развитие половых клеток

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§33, вопросы стр. 124

40


1

Оплодотворение, его типы. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§34, вопросы стр. 158

41



1

Понятие онтогенеза организмов.

Индивидуальные задания

§35

42


1

Онтогенез. Эмбриональный период.

Индивидуальные задания

§36, вопросы стр. 135

43


1

Онтогенез. Постэмбриональный период.

Индивидуальные задания

§37, повторить §28-36

44


1

Контрольная работа №4 по теме: «Размножение и онтогенез организмов»

Контрольная работа



4. Основы генетики (18 часов).

45


1

История развития генетики. Работы Г.Менделя.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§38, вопр. с. 142

46


1

Моногибридное скрещивание.

Индивидуальные задания

§39


47


1

Решение задач на моногибридное скрещивание.

Лабораторная работа №3 «Составление простейших схем скрещивания»

Лабораторная работа

Повт. §39

48


1

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§40

49


1

Решение задач на неполное доминирование и анализирующее скрещивание.

Индивидуальные задания

Повт. §40

50


1

Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Индивидуальные задания

§41


51


1

Решение задач на дигибридное скрещивание.

Проверочная работа

Повт. §41

52


1

Хромосомная теория наследственности.


Индивидуальные задания

§42

53


1

Взаимодействие неаллельных генов.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§43

54


1

Цитоплазматическая наследственность.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§44

55


1

Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§45

56


1

Решение задач по теме: «Генетика пола».

Индивидуальные задания

Повт. §39-§45

57


1

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач».

Лабораторная работа

Повт. §39-§45.

58



1

Контрольная работа №5 по теме: «Основы генетики».

Контрольная работа


59


1

Основные формы изменчивости.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§46, вопросы стр. 166.

60


1

Виды мутаций.

Индивидуальные задания

§47, записи в тетради.

61



1

Причины и частота мутаций.

Индивидуальные задания

§48.

62



1

Итоговая контрольная работа




5. Генетика человека (3 часа).

63


1

Методы изучения наследственности человека.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§49

64


1

Методы изучения наследственности человека.




65


1

Генотип и здоровье человека.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§50, вопросы стр. 180

66


1

Повторение



67


1

Повторение



68


1

Повторение




























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(11 класс)


п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Формы контроля

Домашнее задание

6. Основы учения об эволюции (17 часов)

1.

2.09.2016

1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 52, с 186-190

2.

5.09.2016

1

Эволюционная теория Ч. Дарвина.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 52, с 190-195

3.

9.09.2016

1

Вид, его критерии.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 53

4.

14.09.2016

1

Описание особей вида по морфологическому критерию. Лабораторная работа №1

Лабораторная работа

§ 53

5.

16.09.2016

1

Популяции.


Индивидуальные задания

§ 54

6.

21.09.2016

1

Генетический состав популяций.


Индивидуальные задания

§ 55

7.

23.09.2016

1

Изменение генофонда популяций.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 56

8.

28.09.2016

1

Борьба за существование и её формы.

Лабораторная работа №2 Выявление приспособлений к среде обитания.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, Лабораторная работа

§ 57

9

30.09.2016

1

Естественный отбор и его формы.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 58

10

3.10.2016

1

Изолирующие механизмы.


Индивидуальные задания

§ 59

11

7.10.2016

1

Видообразование.


Индивидуальные задания

§ 60

12

10.10.2016

1

Макроэволюция. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 61

13

14.10.2016

1

Доказательства макроэволюции.


Индивидуальные задания

§ 61

14

17.10.2016

1

Система растений и животных – отображение эволюции.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 62

15

21.10.2016

1

Главные направления эволюции органического мира.

Индивидуальные задания

§ 63

16

24.10.2016

1

Обобщение и систематизация знаний


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 52-63

17

28.10.2016

1

Контрольная работа № 1 по теме «Вид».


Контрольная работа


7. Основы селекции и биотехнологии (8 часов)


18

7.11.2016

1

Основные методы селекции и биотехнологии.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 64

19

11.11.2016

1

Методы селекции растений.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 65

20

14.11.2016

1

Методы селекции растений.


Индивидуальные задания

§ 65

21

18.11.2016

1

Методы селекции животных.


Индивидуальные задания

§ 66

22

21.11.2016

1

Селекция микроорганизмов.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 67

23

25.11.2016

1

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 68

24

28.11.2016

1

Обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии».

Индивидуальные задания

§ 64-68

25

2.12.2016

1

Контрольная работа №2 по теме «Основы селекции и биотехнологии».

Контрольная работа


8. Антропогенез (9 часов)


26

5.12.2015

1

Положение человека в системе животного мира.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 69

27

9.12.2016

1

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки


28

12.12.2016

1

Основные стадии антропогенеза.


Индивидуальные задания

§ 70

29

16.12.2016

1

Основные стадии антропогенеза.


Индивидуальные задания

§ 70

30

19.12.2016

1

Движущие силы антропогенеза.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 71

31

23.12.2016

1

Прародина человека.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 72

32

26.12.2016

1

Расы и их происхождение.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 73

33


1

Обобщение и систематизация знаний.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 69-73

34


1

Контрольная работа №3 по теме «Антропогенез».


Контрольная работа

§ 69-73

9. Основы экологии (19 часов)

35


1

Что изучает экология.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 74

36


1

Среда обитания организмов.


Индивидуальные задания

§ 75

37


1

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 75

38


1

Местообитание и экологические ниши.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 76

39


1

Основные типы экологических взаимодействий.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 77

40


1

Основные типы экологических взаимодействий.


Индивидуальные задания

§ 77

41


1

Конкурентные взаимодействия.


Индивидуальные задания

§ 78

42


1

Основные экологические характеристики популяции.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 79

43


1

Динамика популяции.


Индивидуальные задания

§ 80

44


1

Экологические сообщества.


Индивидуальные задания

§ 81

45


1

Лабораторная работа №3

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Лабораторная работа

§81

46


1

Структура сообщества.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 82

47


1

Взаимосвязь организмов в сообществах.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 83

48


1

Взаимосвязь организмов в сообществах.


Индивидуальные задания

§ 83

49


1

Пищевые цепи. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 84

50


1

Экологические пирамиды.


Индивидуальные задания

§ 85

51


1

Экологическая сукцессия.


Индивидуальные задания

§ 86

52


1

Влияние загрязнений на живые организмы.

Индивидуальные задания Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 87

53


1

Основы рационального природопользования.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 88

54


1

Обобщающий урок по теме «Основы экологии».


Индивидуальные задания

§ 74-88

55


1

Контрольная работа № 4 по теме «Экосистемы».


Контрольная работа

§ 74-88

10. Эволюция биосферы и человек (11 часов)


56


1

Гипотезы о происхождении жизни.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§89

57


1

Гипотезы о происхождении жизни.

Индивидуальные задания

§ 89

58


1

Современные представления о происхождении жизни.

Индивидуальные задания

§ 90

59


1

Основные этапы развития жизни на Земле.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 91

60


1

Основные этапы развития жизни на Земле.


Индивидуальные задания

§ 91

61


1

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Индивидуальные задания

§ 91


62


1

Эволюция биосферы.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 92

63


1

Антропогенное воздействие на биосферу.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 93


64


1

Контрольная работа № 5 по теме «Эволюция биосферы и человек».

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, карточки

§ 93

65


1

Повторение



66


1

Повторение



67


1

Повторение



68


1

Повторение