СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 6 класса с тематическим планированием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса»



Багаевский район, хутор Ёлкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ёлкинская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Ёлкинской СОШ

Приказ от 01 сентября №7_________

__________________(Крамаренко Е.Г.)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 6-х классов «Биология: Многообразие покрытосеменных растений»

на 2017 – 2018 учебный год

(69 часов, 2 часа в неделю)

Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.

Основное общее образование





Учебник – Автор: Пасечник В.В.

Биология. Многообразие покрытосеменных растений: 6 класса: учебник / Под ред. проф. Пасечника В.В. –М.: Дрофа, 2014 –

Рабочая тетрадь – Автор: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2014 г.




Учитель Ступникова В.В.






РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 6 классе обучающиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать

наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Личностные результаты:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметные результаты


п/п

Название раздела

Кол-во часов

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

26

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели .

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное,анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.


умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

2

Жизнь растений

20

умение организовать выполнение заданий учителя. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.


овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.


умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

3

Классификация растений

12

умение организовать выполнение заданий учителя. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.


умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).



умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

4

Природные сообщества

10

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта)

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.


умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметные результаты:


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

26

-различать внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

- распознавать видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

- различать и описывать органы цветковых растений;

- объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

- определять органы растений в ходе лабораторных работ.

-объяснять особенности теплолюбивых и холодостойких растений,

-определять особенности строения клеток различных зон корня

- обосновывать основные агротехнические приемы;

- объяснять взаимосвязь строения органов растений с выполняемыми функциями.

2

Жизнь растений

20

-выявлять основные процессы жизнедеятельности расте­ний;

- особенности минерального и воздушного питания растений;

- виды размножения растений и их значение.

- характеризовать основные процессы жизнеде­ятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

- устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

- показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

- объяснять роль различных видов размножения у растений;

- определять всхожесть семян растений.

- приспособленность растений к разным способам опыления,

- искусственное опыление,


- объяснять роль составных частей почвы в жизни растения, - обосновывать необходимость охраны почв,

- обосновывать приспособленность растений к фотосинтезу,

- обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений,

- определять по внешнему виду растений – способ опыления

3

Классификация растений

12

-выделять основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

-объяснять характерные признаки однодольных и двудольных растений;

-определять признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

-распределять важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

— делать морфологическую характеристику растений;

- выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;


различать лекарственные и ядовитые растения

- работать с определительными карточками.

покрытосеменные – господствующая группа растений, редкие и охраняемые растения Ростовской области



4

Природные сообщества

10

-определять взаимосвязь растений с другими организмами;

- растительные сообщества и их типы;

- закономерности развития и смены растительных сообществ;

 - результаты влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


-различать основные звенья цепи питания: продуценты, консументы, редуценты

- объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ


РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета


Содержание обучения:


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (26 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Раздел 2. Жизнь растений (20 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Раздел 3. Классификация растений (12часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Раздел 4. Природные сообщества (10 часов)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.






№ п/п

раздел

Кол-во час

Лабораторные работы

экскурсии

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

26

13

Л.р.№1 « Строение семян двудольных растений».

Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы».

Л.р.№3 « Стержневая и мочковатая корневые системы».

Л.р.№4 «Корневой чехлик и корневые волоски».

Л.р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Л.р.№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Л.р.№7 «Клеточное строение кожицы листа».

Л.р.№8 «Внутреннее строение стебля»

Л.р.№9, 10 «Видоизмененные побеги (клубень, луковица)».

Л.р.№11 «Строение цветка».

Л.р.№12 «Различные виды соцветий».

Л.р.№13 «Классификация плодов».

1

Экскурсия

« Многообразие покрытосеменных растений»


2

Жизнь растений

20

3

Л.р.№14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Л.р.№15 «Определение всхожести семян растений и их посев»

(дома).

Л.р.№16 «Вегетативное размножение комнатных растений» (дома).





3

Классификация растений

12



4

Природные сообщества

10


1

Экскурсия «Растительные сообщества»




Место предмета в учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 6 классе отводится 70 часов из расчета 2 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по биологии в 2017-2018 уч.году в 6 классе будет реализована в объёме 68 часов





РАЗДЕЛ 3.

Тематическое планирование



Календарно-тематическое планирование по биологии

(2 часа в неделю, всего 68 часов)







Дата по плану

Дата факт.


Тема урока

К-во

часов




Строение и многообразие покрытосеменных растений

26

1

05.09

06.09



Введение. Ботаника-наука о растениях

1

2

06.09

07.09


Экскурсия

« Многообразие покрытосеменных растений»

1

3

12.09

13.09


Строение семян двудольных растений.

Л.р.№1 « Строение семян двудольных растений».


1

4

13.09

14.09


Строение семян однодольных растений.

Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы».


1

5



6

19.09

20.09


20.09

21.09


Виды корней.



Типы корневых систем.

Л.р.№3 « Стержневая и мочковатая корневые системы».

1



1

7

26.09

27.09


Зоны (участки) корня.

Л.р.№4 «Корневой чехлик и корневые волоски».

1

8

27.09

28.09


Условия произрастания и видоизменения корней.

1

9

03.10

04.10


Обобщающий урок по теме « Корень»

1

10



11

04.10

05.10


10.10

11.10


Побег. Почки и их строение.

Л.р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле».


Рост и развитие побега.

1



1

12

11.10

12.10


Внешнее строение листа.

Л.р.№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

1

13




14



15

17.10

18.10



18.10

19.10


24.10

25.10


Клеточное строение листа.

Л.р.№7 «Клеточное строение кожицы листа».



Клеточное строение мякоти листа



Видоизменения листьев.


1




1



1

16

25.10

26.10


Обобщающий урок по теме «Лист»

1

17



18

31.10

01.11


01.11

02.11


Многообразие стеблей



Строение стебля.

Л.р.№8 «Внутреннее строение стебля»


.

1




1

19

14.11

15.11


Видоизменения побегов.

Л.р.№9, 10 «Видоизмененные побеги (клубень, луковица)».


1

20

15.11

16.11


Обобщающий урок по теме «Стебель»

1

21




22

21.11

22.11



22.11

23.11


Цветок и его строение.

Л.р.№11 «Строение цветка».


Цветок и его строение.


1




1

23

28.11

29.11


Соцветия.

Л.р.№12 «Различные виды соцветий».


1

24

29.11

30.11


Плоды и их классификация.

Л.р.№13 «Классификация плодов».

1

25


05.12

06.12


Распространение плодов и семян.


1

26

06.12

07.12


Обобщающий урок по теме «Цветок и плод»

1




Жизнь растений

20

27



28

12.12

13.12


13.12

14.12


Минеральное питание растений.



Управление минеральным питанием


1



1

29



30

19.12

20.12


20.12

21.12


Фотосинтез.

Образование органических веществ


Фотосинтез. Образование кислорода.


1



1

31



32

26.12

27.12


27.12

28.12


Дыхание растений.



Сравнение дыхания и фотосинтеза


1



1

33

09.01

10.01


Испарение воды. Листопад.


1

34




35

10.01

11.01



16.01

17.01


Передвижение воды в растении.

Л.р.№14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».



Передвижение питательных веществ в растении.

1




1

36

17.01

18.01


Прорастание семян.

Л.р.№15 «Определение всхожести семян растений и их посев»

(дома)

1

37

23.01

24.01


Обобщающий урок по теме «Жизнь растений»

1

38

24.01

25.01


Способы размножения растений.


1

39



40

30.01

31.01


31.01

01.02


Размножение споровых растений ( водорослей и мхов).



Размножение споровых растений (папоротников).



1



1

41


06.02

07.02


Размножение голосеменных растений.


1

42



43

07.02

08.02


13.02

14.02


Опыление.



Половое размножение покрытосеменных растений.


1



1

44



45

14.02

15.02


20.02

21.02


Бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.


Размножение прививкой

Л.р.№16 «Вегетативное размножение комнатных растений» (дома).

1



1

46

21.02

22.02


Обобщающий урок по теме « Размножение растений»

1




Классификация растений

12

47

27.02

28.02


Основы систематики растений.

1

48



49



50

28.02

01.03


06.03

07.03


07.03

14.03


Класс Двудольные растения.


Семейство

Крестоцветные



Семейство Розоцветные.

1



1



1

51



52

13.03

15.03


14.03

21.03


Семейство Пасленовые



Семейство Бобовые.

1



1

53

20.03

22.03


Семейство Сложноцветные

1

54



55

21.03

11.04


10.04

12.04


Класс Однодольные растения. Семейство Лилейные.



Семейство злаки

1



1

56



57


11.04

18.04


17.04

19.04


Важнейшие сельскохозяйственные растения класса двудольных.



Важнейшие сельскохозяйственные растения класса однодольных.

1



1

58

18.04

25.04


Обобщающий урок по теме «Систематика растений»





Природные сообщества

11

59



60

24.04

26.04


25.04

02.05


Природные сообщества.



Взаимосвязи в растительном сообществе.


1



1

61

02.05

03.05


Развитие и смена растительных сообществ.

1

62


63



64



65



66




67



68




08.05

10.05

15.05

16.05


16.05

17.05


22.05

23.05


23.05

24.05



29.05

30.05


30.05

31.05


Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества.


Охрана растений



Заказники и заповедники.



Экскурсия «Растительные сообщества»



Обобщающий урок по теме «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества



Повторение. Многообразие покрытосеменных растений.



Значение покрытосеменных растений в природе



1


1



1



1



1



1



1





































С

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________

Мыскина Л.А.

« 31» августа 2017___года

ОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей естественного цикла

МБОУ Ёлкинской СОШ

от 30 августа2017__года №1____

__________________

Ступникова В.В.