СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой БУП
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Рассмотрено» на заседании МО ________________________ протокол № _______ от « »____________ 2016г. Руководитель МО __________ ____________
| «Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______ Узденова Ф.А.
«___»________ 2016г.
| «Утверждаю»
Директор ГКОУ «ШИСОО№1»
________Захохова Б.Ж.
«___» __________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «БИОЛОГИЯ»
для 7 класса
на 2016-2017 учебный год.
Составитель: Токова Ирина Тольбиевна
учитель первой квалификационной категории
г. Нальчик
Раздел 1
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Примерной авторской программы И.Н.Пономаревой, основного общего образования по биологии (БУП-2004) –для 7 кл. и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по биологии для 7 кл разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Закон РФ « Об образовании Российской Федерации» от 29.122012 г.№273-ФЗ;
2.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования( приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5.Учебный план ГКОУ «ШИСОО №1» Минобрнауки КБР на 2016-2017 уч.год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией
И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008
Основная цель курса: Формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах. Дать представление о многообразии животных организмов и принципах их классификации;
Задачи курса:
сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития; принципы классификации определеяющие принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе; понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.
сформировать умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Раздел 2
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане
Курс «Биология. Животные» имеет комплексный характер, включая основы зоологических наук:анатомии,физиологии,эмбриологии,экологии,систематики,зоогеографии,содержание которых адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся.Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражая родственные отношения между организмами и историю развития животного мира. У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма ,взаимосвязи между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой, что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеет приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны: рождение ,рост и развитие, размножение, старение и смерть. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, системы животного мира, отражающей длительную эволюцию животных, изучение ведется от простейших к млекопитающим.
Раздел 3
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов.
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа) в неделю в течении 1 учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) контрольных работ-4;
2 )лабораторных работ-10;
Раздел 4
Личностные, метапредметные и предметные освоения освоения конкретного учебного предмета.
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и раз решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Раздел 5
Содержание учебного предмета.
Тема1: Общие сведения о мире животных.(5 часов). Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Тема2: Строение тела животных (3 часа). Клетка. Ткани. Органы и системы органов.
Тема3: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие
Тема4: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа). Тип Кишечнополостные. Морские кишечнополостные.
Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 часов). Тип Плоские черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
Тема6: Тип Моллюски (4 часа). Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.
Тема7: Тип Членистоногие (7 часов). Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Тема8: Тип Хордовые(7 часов). Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные . Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Тема9: Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). Места обитания и строение земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов). Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность
пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
Тема11: Класс Птицы ( 7 часов). Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов). Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Тема13: Развитие животного мира на Земле (5 часов). Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле.
Распределение учебных часов по разделам программы.
№/№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Тема1: Общие сведения о мире животных. | 5 |
2 | Тема2: Строение тела животных | 3 |
3 | Тема3:Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные | 4 |
4 | Тема4: Подцарство Многоклеточные животные | 3 |
5 | Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 |
6 | Тема6: Тип Моллюски | 4 |
7 | Тема7: Тип Членистоногие | 7 |
8 | Тема8: Тип Хордовые. | 7 |
9 | Тема9: Класс Земноводные, или Амфибии | 4 |
10 | Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 5 |
11 | Тема11: Класс Птицы | 7 |
12 | Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери | 9 |
13 | Тема13: Развитие животного мира на Земле | 5 |
Итого: 68 часов.
Раздел 6
Календарно-тематическое планирование по биологии в 7 классе на 2016-2017 учебный год
№ урока | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Элементы дополнительного содержания | Требования к уроку | Дата проведения | ||
Знать | Уметь | Планируемая | Фактическая | ||||||
1. | Зоология - наука о животных. | Урок усвоения новых знаний | 1 | Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть предмет изучения зоологии. Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений. Описывать признаки животных. | Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и в жизни человека |
|
|
2. | Животные и окружающая среда. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций | 1 | Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни. Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам. Различать понятия «среда жизни», «среда обитания», «место обитания». | Доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе. Определять роль вида в биоценозе. Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме «Животные и окружающая среда» |
|
|
3. | Классификация животных.
| Урок усвоения новых знаний
| 1 | Классификация животных.Значение классификации животных.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть систематическиекатегории. | Отличать классификацию растений от классификации животных,характеризовать этапы развития зоологии |
|
|
4 | Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. |
| 1 | Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира:заповедники,заказники,памятники природы,природный национальный парк. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть животных, исчезнувших в результате действия человека. Описывать меры охраны редких животных. | Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных. |
|
|
5 | Обобщающий урок по главе: «Общие сведения о животных» | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: пройденный материал | Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ. |
|
|
6 | Клетка. | Урок усвоения новых знаний
| 1 | Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Перечислять основные органоиды клетки. Называть роль в клетках основных органоидов.
| Отличать клетки животных от клеток растений. Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки.
|
|
|
7 | Ткани. | Урок усвоения новых знаний | 1 | Ткань.Определение особенности строения. Виды тканей:эпителиальная,соединительная,мышечная,нервная. Особенности строения основных видов тканей. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Давать определение термину « ткани». Называть основные виды тканей. | Характеризовать основные виды тканей.
|
|
|
8 | Органы и системы органов. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций | 1 | Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Давать определение терминам орган,система органов. Называть системы органов. | Характеризовать строение и функции систем органов. Доказать,что системы органов в организме функционируют взаимосвязанно. |
|
|
9 | Класс Саркодовые. | Урок усвоения новых знаний
| 1 | Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. | . http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть среду обитания и способ передвижения Описывать условия образования цисты. | Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы. Объяснять способ питания и выделения,размножения. Доказывать,что клетка амебы является самостоятельным организмом. |
|
|
10 | Класс Жгутиконосцы. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций |
| Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой. Называть условия обитания и способ передвижения.
| Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам. Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. Выделять черты усложнения у эвглены зеленой |
|
|
11 | Тип Инфузории. | Урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков работы с микроскопом | 1 | Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть функции органоидов инфузории-туфельки. Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки. | Доказывать, что инфузории – более сложные организмы. Выделять особенности размножения у инфузорий |
|
|
12 | Многообразие простейших. | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека | Характеризовать типы простейших. Высказывать предположение о том, что одноклеточные животные не вымирают |
|
|
13 | Общие черты кишечнополостных. Пресноводная гидра.
| Урок усвоения новых знаний
| 1 | Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть признаки типа Кишечнополостные. Объяснять значение термина кишечнополостные. Называть образ жизни гидры. Распознавать строение гидры. | Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела Описывать особенности жизнедеятельности гидры. Объяснять при помощи рисунка процесс регенерации пресноводной гидры. Сравнивать строение и жизнедеятельность гидры и инфузории-туфельки. Характеризовать по плану размножение пресноводной гидры |
|
|
14 | Морские кишечнополостные. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций | 1 | Многообразие и значение морских кишечнополостных.. Коралловые полипы и медузы. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей типа Кишечнополостные. | Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Характеризовать тип Кишечнополостные |
|
|
15 | Обобщение знаний по теме «Тип Кишечнополостные». | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: пройденный материал | Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ. |
|
|
16 | Общая характеристика плоских червей. | Урок усвоения новых знаний
| 1 | Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть функции систем внутренних органов.
| Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать животных типа Плоские черви. Объяснять поведение белой планарии. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными. |
|
|
17 | Разнообразие плоских червей. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций |
| Печёночный сосальщик, свиной (либо бычий) цепень как представители паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть меры защиты от паразитических червей. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. | Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму. Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей. |
|
|
18 | Тип Круглые черви.
| Урок усвоения новых знаний
| 1 | Аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Распознавать и описывать животных,принадлежащих к типу Круглые черви.
| Объяснять меры профилактики заражений Характеризовать образ жизни круглых червей.
|
|
|
19 | Тип Кольчатые черви. Многощетинковые.
| Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дож¬девых червей в биогеоценозах.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Узнавать по рисункам и называть системы органов Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. | Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей |
|
|
20 | Тип Кольчатые черви. Малощетинковые. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций | 1 | Значение червей и их место в истории развития животного мира. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| | Применять полученные знания и умения в ходе выполнения самостоятельной работы по теме |
|
|
21 | Общая характеристика типа Моллюски. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Тип Моллюски:среда обитанияи образ жизни,особенности строения(мантия,отделы тела). Системы внутренних органов.Появление дыхательной системы. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности строения и функции моллюсков. | Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей; Определять принадлежность моллюсков к классам. |
|
|
22 | Класс Брюхоногие моллюски. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности строения и функций моллюсков. Определять принадлежность моллюсков к классам. Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков. | Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей Объяснять значения в природе и в жизни человека. Выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания |
|
|
23 | Класс Двустворчатые моллюски. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Беззубка и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков. | Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания. Объяснять значение двустворчатых моллюсков. |
|
|
24 | Класс Головоногие моллюски.
| Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть функции головоногих моллюсков. Выделять особенности строения головоногих моллюсков. | Характеризовать по плану представителей классов моллюсков. |
|
|
25 | Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные | Урок усвоения новых знаний | 1 | Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: признаки типа членистоногие; особенности строения (от-делы тела, число ног, органы чувств) и жизнедеятельности ракообразных, связанные со средой обитания. | Уметь: приводить примеры представителей классов членистоногих; давать определение терминам; объяснять характер приспособлений членистоногих к среде обитания. |
|
|
26 | Класс Паукообразные. | Урок усвоения новых знаний
| 1 | Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей на территории Липецкой области. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: особенности строения, жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания. Значение в природе и жизни человека. Системы внутренних органов. Типы ротовых аппаратов Ловчие сети различных видов пауков. | Уметь: оказывать доврачебную помощь при укусах клещей; узнавать по рисункам и коллекциям представителей паукообразных; приводить примеры представителей класса. |
|
|
27 | Класс Насекомые. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого, обитающих на территории Липецкой области). Передвижение. Питание. Дыхание. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: особенности строения, жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания; значение в при-роде и жизни человека. | Уметь: объяснять характер приспособлений к среде обитания; узнавать по рисункам. |
|
|
28 | Типы развития насекомых. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: стадии развития с полным и неполным превращением ,отряды насекомых с полным и неполным превращением. | Уметь: узнавать по рисункам представителей отрядов насекомых; описывать представителей различных отрядов; доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам; сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. |
|
|
29 | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | Урок-конференция |
| Одомашнивание насекомых на примере тутового шелкопрядов. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: что пчёлы и муравьи – общественные насекомые; структуру особей пчелиной и муравьиной семьи; продукты пчеловодства. | Уметь: объяснять особенности строения в связи с образом жизни. |
|
|
30 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | Урок-экскурсия (заочная мультимедийная) | 1 | Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями в сельском хозяйстве Липецкой области. Охрана насекомых в России и Липецкой области. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: вредителей сельскохозяйственных растений. Методы борьбы с вредителями с помощью естественных врагов, переносчиков заболеваний человека | Уметь: узнавать по рисункам. Описывать представителей разных отрядов. |
|
|
31 | Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие». | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения, многообразие членистоногих. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: пройденный материал | Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ. |
|
|
32 | Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. | Урок усвоения новых знаний | 1 | Общая характеристика типа хордовых. Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка. Пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. описание ланцетника П.С.Палласом развитие ланцетника; биологическую терминологию. | Уметь: определять систематическое положение животного; выделять особенности строения и признаки, анализировать содержание таблиц, объяснять значение терминов.перечислять черты |
|
|
33 | Общая характеристика и внешнее строение рыб. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде Роль плавников в движении рыб. | Уметь: выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и особенностями строения. |
|
|
34 | Внутреннее строение рыб. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: особенности внутреннего строения рыб; черты усложне-ния; расположение и значение органов чувств. | Уметь: объяснять усложнение позвоночных в процессе эволюции; описывать строение биологического объекта; самостоятельно формулировать определение термина. |
|
|
35 | Особенности размножения рыб. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: Размножение и развитие рыб.; места нагула и нереста у проходных рыб; миграции, забота о потомстве. | Уметь: Объяснять усложнение поведения позвоночных в процессе эволюции; анализировать содержание таблиц. Объяснять значение терминов. |
|
|
36 | Основные систематические группы рыб. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. 3апасы осетровых рыб и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: классификацию надкласса рыб; многообразие хрящевых и костных рыб. | Уметь: сравнивать классы костных и хрящевых рыб Доказывать принадлежность раз-личных представителей рыб к тем или иным отрядам. Используя современные компьютерные технологии готовить сообщения и создавать презентации о рыбах. |
|
|
37 | Охрана промысловых рыб. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Рыборазводное производство и его значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма - карп. Другие виды рыб, используемые в прудовык хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: географию рыб-ного промысла. Схему прудового хозяйства. Аквариумное рыбоводство. Акклиматизация рыб: биологическое и хозяйственное обоснование. | Уметь: распознавать изученных животных, доказывать принадлежность представителей к одному классу; объяснять хозяйственное значение рыб. |
|
|
38 | Обобщающий урок по главе Тип Хордовые. |
Урок систематизации и обобщения знаний. | 1 | Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения, многообразие рыб.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: пройденный материал | Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ. |
|
|
39 | Особенности внешнего строения земноводных. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Внешнее строение лягушки. Приспособленность к земноводному образу жизни. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: признаки класса. места обитания и образ жизни; внешнее строение лягушки; признаки наземных животных; скелет и мускулатура. | Уметь: выделять особенности строения и признаки систематики позвоночных. Объяснять усложнение позвоночных в процессе эволюции. Анализировать содержание таблиц. Объяснять значение терминов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания. |
|
|
40 | Особенности внутреннего строения земноводных. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. |
http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: Системы внутренних органов. Обмен веществ и энергии. Зависимость процессов жизнедеятельности от температуры окружающей среды. | Уметь: Сравнивать строение и жизнедеятельность позвоночных Сравнивать земноводных и рыб. Самостоятельно давать определение терминам. |
|
|
41 | Годовой цикл жизни земноводных.
| Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных на территории Липецкой области. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: размножение, внешнее оплодотворение; развитие лягушки с метаморфозом; сходство личинок земноводных с рыбами; оцепенение; влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных; возникновение древних земноводных (ихтиостегид) от древних пресноводных кистепёрых рыб. | Уметь: объяснять значение терминов; выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания; находить различие в развитие земноводных и рыб. |
|
|
42 | Происхождение и многообразие земноводных. | Урок контроля и коррекции знаний | 1 | Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения, многообразие земноводных. Сравнение с рыбами. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: Многообразие земноводных, значение в природе ив жизни человека. охрана земноводных. | Уметь: доказывать принадлежность различных представителей земноводных к тем или иным отрядам; сравнивать земноводных и рыб . |
|
|
43 | Особенности внешнего строения пресмыкающихся. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Приспособленность пресмыкающихся к наземному образу жизни. Особенности внешнего строения и скелета прыткой ящерицы. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: особенности внешнего строения; приспособления к жизни в наземно-воз душной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез; строение скелета. | Уметь: выделять особенности строения и признаки систематики позвоночных; объяснять усложнение позвоночных в процессе эволюции. |
|
|
44 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Особенности внутреннего строения пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы в связи с наземным образом жизни. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: признаки класса: трехкамерное сердце, два круга кровообра-щения, внутреннее оплодотворение, наличие яйца, ячеистое строе-ние легких и появление дыхательных путей; увеличение отделов головного мозга;пове-дение; размножение и развитие. | Уметь: выделять особенности строения; объяснять значение терминов. |
|
|
45 | Многообразие пресмыкающихся. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека на примере Липецкой области. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов. Перечислять общие признаки пресмыкающихся. | Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся.
|
|
|
46 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние пресмыкающиеся. | Урок-конференция |
| Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающикся от древних земноводных.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Приводить примеры ящеров и их среды жизни. Называть причины вымирания ящеров. | Объяснять: роль пресмыкающихсяв жизни человека и в природе; необходимость охраны пресмыкающихся. |
|
|
47 | Обобщающий урок по главе Класс Пресмыкающиеся. | Урок контроля и коррекции знаний | 1 | Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения, многообразие пресмыкающихся. Сравнение с земноводными.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: пройденный материал | Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ. |
|
|
48 | Особенности внешнего строения птиц. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Типы перьев. Строение перьев. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Описывать приспособления внешнего строения для полета. | Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц. |
|
|
49 | Опорно-двигательная система птиц. |
| 1 | Скелет птиц.Отделы. Приспособленность к полету:срастание и пневмотичность костей. Мышцы. Приспособленность к полету:большие грудные мышцы,длинные сухожилия. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Выделять особенности строение скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. | Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. |
|
|
50 | Внутреннее строение птиц. | Урок усвоения новых знаний | 1 | Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Узнавать по рисункам системы внутренних органов. | Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету. Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Объяснять: почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ. |
|
|
51 | Размножение и развитие птиц. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть этапы развития яйца и зародыша. | Выделять особенности строения органов размножения,связанные с полетом. Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. |
|
|
52 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. |
| 1 | Поведение птиц на различных этапах годового цикла:ритуальное поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послегнездовой период, сезонные миграции. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть причины появления у птиц инстинкта перелета. Описывать сезонные явления в жизни птиц. | Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений. Характеризовать значение гнезд в жизни птиц. |
|
|
53 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть экологические группы птиц.
| Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять §особенности строения птиц различных экологических групп. |
|
|
54 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
| Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. Птицеводство на территории Липецкой области. |
http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Перечислять роль птиц: в природе; в жизни человека; Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц. | Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур. Распознавать и описывать домашних птиц. Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся. |
|
|
55 | Особенности внешнего строения млекопитающих. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего строения. Усложнение строения покровов | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. | Выделять особенности внешнего строения. Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих. |
|
|
56 | Внутреннее строение млекопитающих. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Перечислять особенности строения скелета. | Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих. Выделять особенности внутреннего строения. |
|
|
57 | Размножение и развитие млекопитающих. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша. | Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком. Объяснять влияние поведения сезонных изменений. |
|
|
58 | Происхождение и многообразие млекопитающих. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
| . http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Назвать группу рептилии,от которых произошли млекопитающие. Перечислить черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся. | Описывать строение и жизнедеятельность первозверей. Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. |
|
|
59 | Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. | Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные. |
|
|
60 | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Выделять особенности отрядов. | Доказывать принадлежность к классу млекопитающие. Сравнивать отряды млекопитающих. |
|
|
61 | Приматы. |
| 1 | Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть общие черты строения приматов. | Доказывать,что обезьяны- наиболее высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека. |
|
|
62 | Экологические группы млекопитающих. | Урок-конференция | 1 | Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Перечислять основные экологические группы зверей. | Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. |
|
|
63 | Значение млекопитающих для человека. | Урок-игра | 1 | Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах Липецкой области. Промысел и промысловые звери, акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих в Липецкой области. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. Называть промысловых животных. Объяснять роль млекопитающих в природе и в жизни человека. | Распознавать и описывать домашних зверей. Описывать меры по охране млекопитающих и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих. |
|
|
64 | Доказательства эволюции животного мира. | Урок усвоения новых знаний | 1 | Историческое развитие животного мира, палеонтологические, эмбриональные, сравнительно-анатомические доказательства. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть факторы эволюции. | Приводить доказательства эволюции животного мира. |
|
|
65 | Основные этапы развития животного мира на Земле. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций
| 1 | Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных. | Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличии от одноклеточных животных. |
|
|
66 | Место и роль животных в природных сообществах.
| Урок усвоения новых знаний | 1 | Естественные природные и культурные сообщества организмов (биогеоценозы и агроценозы). Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания. Экологические ниши. Численность животных в природе и причины ее колебаний. Колебание численности животных в агроценозах. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
|
|
|
|
|
67 | Охрана и рациональное использование животных. | Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций | 1 |
| http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: Меры охраны животных.
| Уметь: Приводить примеры рационального использования животных. |
|
|
68 | Заключительный урок по курсу зоологии. | Урок-экскурсия ( виртуальная)
| 1 | Животный мир как многообразие организмов, популяций, видов и сообществ. Уровни организации живой природы. | http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php
| Знать: пройденный материал | Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ. |
|
|
Раздел 7
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учителя:
1.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.
2.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых / Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
3.Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998
4. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
5.Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
6.Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
7.Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
8.Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.
9.Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
10.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
11.Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
12.Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
13.Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
14.Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
15.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
16.Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
- для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;.;
Интернет-ресурсы по курсу «Животные»
http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых
http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.
http://bratcev.chat.ru/index.htmlё
- Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****
http://www.bober.ru/
- Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****
http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.****
http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..****
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****
http://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****
http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****
http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****
http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****
http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****
http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****
http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****
Раздел 8
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Ученик научится/ ученик получит возможность научиться знать и понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы животных; на живых объектах и таблицах животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;