Багаевский район, хутор Ёлкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ёлкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Ёлкинской СОШ
Приказ от 01.09 № 07 _______
__________________(Крамаренко Е.Г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Основное общее образование
7 КЛАСС
| |
Количество часов: | 7Б-69часов,7А-67часов |
Учитель биологии: | Ступникова В.В. |
| Программа | | Авторы: | Пасечник В.В. | | Латюшин В.В. | | Пакулова В.М. | | ____________________________________________ | | «Биология. Животные» // В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. М. – Дрофа, 2016г. | |
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Личностные результаты:
воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | Введение | 2 | Описывают и сравнивают царства органического мира Отрабатывают правила работы с учебником | Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории. Дают характеристику методам изучения биологических объектов | научить применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций Демонстрируют стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. |
| РАЗДЕЛ I. Многообразие животных | | | | |
2 | Тема 1. Простейшие | 2 | Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. | Определяют понятия, сравнивают простейших с растениями. Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека | Обмениваются знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы |
3 | Тема 2. Многоклеточные животные Беспозвоночные | 16 | Умение определять цель работы, планировать ее выполнение | умение давать определения понятиям, классифицировать объекты; умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу | умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения; умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников. |
4 | Позвоночные | 18 | корректируют свои знания умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки | получают информацию о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой | задают вопросы, выражают в ответах свои мысли учение слушать и участвовать в дискуссии. |
| РАЗДЕЛ II. Многообразие животных | | | | |
5 | Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем | 14 | сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | осуществлять наблюдения и делать выводы, умеют анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе |
6 | Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 4 | анализируют палеонтологические, сравнительно‑анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных принимают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий. | Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса Объясняют значение наследственности, изменчивости и борьбы за существование в формировании многообразия видов животных. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе |
7 | Тема 5. Биоценозы | 6 | умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий | Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений |
8 | Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 7Б-7 7А-5 | уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение давать определения понятиям, классифицировать объекты; умение работать с различными источниками информации | умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения; умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников. |
Предметные результаты:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Введение | 2 | определять сходства и различия между растительным и животным организмом; объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных. | использовать знания по зоологии в повседневной жизни;применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций. |
| РАЗДЕЛ I. Многообразие животных | | | |
2 | Тема 1. Простейшие | 2 | находить отличия простейших от многоклеточных животных ;правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах; работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы; распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими; | сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой; использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; |
3 | Тема 2. Многоклеточные животные Беспозвоночные | 16 | раскрывать значение животных в природе и в жизни человека; применять полученные знания в практической жизни; распознавать изученных животных; определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе; наблюдать за поведением животных в природе; | выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных; абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания; |
4 | Позвоночные | 18 | объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение; отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении; вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных; привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия; оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных | работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета; презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ |
| РАЗДЕЛ II. Многообразие животных | | | |
5 | Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем | 14 | правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия; объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп; описывать строение покровов тела и систем органов животных; показывать взаимосвязь строения и функции систем органов животных; выявлять сходства и различия в строении тела животных; различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений. | сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных; выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных; устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма; |
6 | Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 4 | правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия; анализировать доказательства эволюции; характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы ;устанавливать причинно-следственные связи многообразияживотных;доказывать приспособительный характер изменчивости у животных; объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных; различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных; | выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов; сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития; конкретизировать примерами доказательства эволюции; составлять тезисы и конспект текста; |
7 | Тема 5. Биоценозы | 6 | правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия; распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; выявлять влияние окружающей среды на биоценоз; выявлять приспособления организмов к среде обитания; определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу; определять направление потока энергии в биоценозе; объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза; определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам. | сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов |
8 | Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 7Б-7 7А-5 | пользоваться Красной книгой; анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир; | находить значения терминов в словарях и справочниках; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы. |
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
Введение (2 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных
Тема 1. Простейшие (2 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Тема 2. Многоклеточные животные
Беспозвоночные животные.(16 часов)
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип Хордовые.(18 часов) Класс Ланцетники.
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды Рукокрылых
.Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.
Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и продолжительность жизни животных
Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле
(4 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных..
Тема 5. Биоценозы (6 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу
Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
(7Б-7 часов 7А-5 часов)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | раздел | Кол-во час | Лаборат. работы | экскурсии |
1 | Введение | 2 | | |
| РАЗДЕЛ I. Многообразие животных | | 7 | |
2 | Тема 1. Простейшие | 2 | Лаб.работа №1«Знакомство с разнообразием водных простейших» | |
3 | Тема 2. Многоклеточные животные Беспозвоночные | 16 | Лаб.работа №2«Знакомство с разнообразием кольчатых червей» Лаб.работа №3«Внешнее строение дождевого червя» Лаб.работа №4«Знакомство с разнообразием ракообразных» Лаб.работа №5«Изучение представителей отрядов насекомых» | |
4 | Позвоночные | 18 | Лаб.работа №6«Внешнее строение и передвижение рыб» Лаб.работа №7«Изучение внешнего строения птиц» | 1 Экскурсия «Изучение многообразия птиц» |
| РАЗДЕЛ II. Многообразие животных | | 2 | |
5 | Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем | 14 | Лаб.работа №8«Изучение особенностей покровов тела» Лаб.работа №9«Изучение особенностей дыхания» | |
6 | Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 4 | | |
7 | Тема 5. Биоценозы | 6 | | 1 Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» |
8 | Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 7Б-7 7А-5 | | |
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов из расчета 2 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по биологии в 2017-2018 уч.году в 7Б классе будет реализована в объёме 69 часов, в7А- 67часов.
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
План 7А 7Б | Факт 7А 7Б |
| 01.09 04.09 | | Введение (2 часа) | 2 |
1 | | | История развития зоологии | 1 |
2 | 06.09 06.09 | | Современная зоология | 1 |
| | | РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (36часов) | |
| | | Тема 1. Простейшие (2 часа) | 2 |
3 | 08.09 11.09 | | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики Лаб.работа №1«Знакомство с разнообразием водных простейших» | 1 |
4 | 13.09 13.09 | | Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории | 1 |
| | | Тема 2. Многоклеточные животные | 16 |
| 15.09 18.09 | | Беспозвоночные (16 часов) | |
5 | | | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | 1 |
6 | 20.09 20.09 | | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | 1 |
7 | 22.09 25.09 | | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | 1 |
8 | 27.09 27.09 | | Тип Круглые черви | 1 |
9 | 29.09 02.10 | | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты Лаб.работа №2«Знакомство с разнообразием кольчатых червей» | 1 |
10 | 04.10 04.10 | | Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки Лаб.работа №3«Внешнее строение дождевого червя» | 1 |
11 | 06.10 09.10 | | Тип Моллюски | 1 |
12 | 11.10 11.10 | | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | 1 |
13 | 13.10 16.10 | | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры | 1 |
14 | 18.10 18.10 | | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Лаб.работа №4«Знакомство с разнообразием ракообразных» | 1 |
15 | 20.10 23.10 | | Класс Насекомые Лаб.работа №5«Изучение представителей отрядов насекомых» | 1 |
16 | 25.10 25.10 | | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | 1 |
17 | 27.10 30.10 | | Отряд насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | 1 |
18 | 01.11 01.11 | | Отряд насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | 1 |
19 | 15.11 13.11 | | Отряд насекомых: Перепончатокрылые | 1 |
20 | 17.11 15.11 | | Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные» | 1 |
| | | Позвоночные (18 часов) | 18 |
21 | 22.11 20.11 | | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | 1 |
22 | 24.11 22.11 | | Классы рыб: Хрящевые, Костные Лаб.работа №6«Внешнее строение и передвижение рыб» | 1 |
23 | 29.11 27.11 | | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные | 1 |
24 | 01.12 29.11 | | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные | 1 |
25 | 06.12 04.12 | | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые | 1 |
26 | 08.12 06.12 | | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | 1 |
27 | 13.12 11.12 | | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы | 1 |
28 | 15.12 13.12 | | Класс Птицы. Отряд Пингвины Лаб.работа №7«Изучение внешнего строения птиц» | 1 |
29 | 20..12 18.12 | | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | 1 |
30 | 22.12 20.12 | | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные | 1 |
31 | 27.12 25.12 | | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | 1 |
32 | 29.12 27.12 | | Экскурсия «Изучение многообразия птиц» | 1 |
33 | 10.01 10.01 | | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | 1 |
34 | 12.01 15.01 | | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные | 1 |
35 | 17.01 17.01 | | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | 1 |
36 | 19.01 22.01 | | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные | 1 |
37 | 24.01 24.01 | | Отряд млекопитающих Приматы | 1 |
38 | 26.01 29.01 | | Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные» | 1 |
| | | РАЗДЕЛ II. Многообразие животных | |
| | | Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов) | 14 |
39 | 31.01 31.01 | | Покровы тела Лаб.работа №8«Изучение особенностей покровов тела» | 1 |
40 | 02.02 05.02 | | Опорно-двигательная система | 1 |
41 | 07.02 07.02 | | Способы передвижения животных. Полости тела | 1 |
42 | 09.02 12.02 | | Органы дыхания и газообмен Лаб.работа №9«Изучение особенностей дыхания» | 1 |
43 | 14.02 14.02 | | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | 1 |
44 | 16.02 19.02 | | Кровеносная система. Кровь | 1 |
45 | 21.02 21.02 | | Органы выделения | 1 |
46 | 28.02 26.02 | | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | 1 |
47 | 02.03 28.02 | | Органы чувств. Регуляция деятельности организма | 1 |
48 | 07.03 05.03 | | Продление рода. Органы размножения | 1 |
49 | 09.03 07.03 | | Способы размножения животных. Оплодотворение | 1 |
50 | 14.03 12.03 | | Развитие животных с превращением и без превращения | 1 |
51 | 16.03 14.03 | | Периодизация и продолжительность жизни животных | 1 |
52 | 21.03 19.03 | | Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | 1 |
| 23.03 21.03 | | Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа) | 4 |
53 | | | Доказательства эволюции животных | 1 |
54 | 11.04 26.03 | | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира | 1 |
55 | 13.04 09.04 | | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | 1 |
56 | 18.04 11.04 | | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | 1 |
| 20.04 16.04 | | Тема 5. Биоценозы (6 часов) | 6 |
57 | | | Естественные и искусственные биоценозы | 1 |
58 | 25.04 18.04 | | Факторы среды и их влияние на биоценозы | 1 |
59 | 27.04 23.04 | | Цепи питания. Поток энергии | 1 |
60 | 02.05 25.04 | | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | 1 |
61 | 04.05 30.04 | | Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» | 1 |
62 | 11.05 02.05 | | Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы» | 1 |
| 16.05 07.05 | | Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7Б-7 часов,7А-5 часов ) | 7Б-7 7А-5 |
63 | | | Воздействие человека и его деятельности на животный мир | 1 |
64 | 18.05 14.05 | | Одомашнивание животных | 1 |
65 | 23.05 16.05 | | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | 1 |
66 | 25.05 21.05 | | Охрана и рациональное использование животного мира | 1 |
67 | 30.01 23.05 | | Многообразие животного мира. | 1 |
68 | 28.05 | | Обобщающий урок «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» | 1 |
69 | 30.05 | | Летние задание | 1 |