СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащихся 10-11 классов (общеобразовательный уровень) (ФК ГОС).

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по биологии для 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии для 6- 9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономаревой (М.: Просвещение, 1993- 1998; М.: Дрофа, 2005), где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». Программа для 10-11 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высоко уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего  общего образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования (базовый уровень).

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 10-11 классов (общеобразовательный уровень) (ФК ГОС).»


Рассмотрено

на заседании методического объединения

естественно –математического

протокол №___от _______



Утверждено

директор МБОУ СОШ №4

им. Л.А.Смык г. Липецка

______________В.Н.Игнатов

приказ №______от ________




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №4 ИМЕНИ Л.А.СМЫК Г. ЛИПЕЦКА




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии

для 10 «А», 11 «А» классов на 2016-2017 учебный год

учителя биологии Манаенковой Зои Алексеевны











Пояснительная записка


Программа по биологии для 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии для 6- 9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономаревой (М.: Просвещение, 1993- 1998; М.: Дрофа, 2005), где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». Программа для 10-11 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высоко уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего общего образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования (базовый уровень).

В 9 классе программа курса «Основы общей биологии» предусматривала изучение основных понятий важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их расположенном изложении. В курсе «Общая биология» для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня жизни живой материи. При этом программу еще раз, но в другом виде включаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации приобретенных знаний, так и для их углубления в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего образования.

Программа по биологии для 10-11 классов позволяет школьникам не только продвинуться в усвоении образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей профессии. Поэтому в программе специально учитывалось, что образование в старшей школе призвано обеспечить профильное обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.

Такой подход исключает перегрузку старшеклассников и в то же время предоставляет возможность развивать их с учетом интересов в ориентации в выборе профессии. А интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиций структурных уровней организации жизни, а также применение приемов сравнения в обучении делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Раскрытие учебного содержания в курсе общая биология для 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более высокую преемственную связь с курсом общей биологии в 9 классе, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений – тесную связь с курсом химии.


Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребёнок устремлён к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельностный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности. Возможности, потребности и интересы учащихся.

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего общего образования по биологии.

Рабочая программа разработана на основе программы курса общей биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней школе. Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина.


Цели изучения учебного предмета


Цель программы — развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологичес­кого образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направленно на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи.

Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.


Изучение биологии в 10-11 классах на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Задачи изучения учебного предмета

  1. Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей. Обеспечить усвоение учениками знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков. Продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать клетки, ткани через лабораторные работы, уроки. Продолжить развивать у детей общеучебные умения: особое внимание уделить развитию информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного) через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания. Закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий.

  2. Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: продолжить развитие внимания, памяти, особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез) развивать стремление добиваться особых успехов, продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков.

  3. Формировать у учащихся коммуникативную и валеологическую компетентности, особое внимание обратить на воспитание у десятиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе через учебный материал уроков, экскурсии.


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех уровнях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники.


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(с изменениями на 23 июня 2015 г.).

  3. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

  4. Учебный планМБОУ СОШ № 4 г. Липецка на 2016 – 2017 учебный год.


Общая характеристика учебного предмета


Курс биологии среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.




Обоснование выбора


Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по биологии.


Место предмета в базисном учебном плане


Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10-11 классах выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю). Это соответствует учебному плану и годовому календарному графику (35 учебных недель) МБОУ СОШ №4 имени Л.А.Смыкг.Липецка.


Информация о внесенных изменениях


При разработке данной программы были внесены следующие изменения.

  1. Раздел «Клетка» -10 часов, вместо рекомендуемых 8.

  2. Раздел «Организм» -17 часов, вместо рекомендуемых 18.

  3. Раздел «Вид» -14 часов, вместо рекомендуемых 20.Данный материал не представляет особой сложности, освободившиеся часы решено использовать как дополнительные при изучении более трудных тем.

  4. Раздел «Экосистемы» - 17 часов, вместо рекомендуемых 10.

  5. Экономия часов позволила запланировать последний раздел «Молекулярный уровень организации жизни», который является логическим завершением курса биологии среднего (полного) общего образования на базовом уровне - 8 часов.







Формы организации образовательного процесса


  1. Уроки, в том числе нетрадиционные (урок – игра, урок – путешествие, урок – интервью);

  2. Семинары;

  3. Конференции;

  4. Занятие – исследование;

  5. Занятие-поиск.

Технологии обучения


На уроках используются следующие педагогические технологии:

1. Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

2. Развивающее обучение (развитие личности и её способностей);

3. Дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

4. Здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток);

5. Проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)

6. Технология системы адаптивного обучения, включающая в себя методы и приёмы, формы и средства игровых, диалоговых, коммуникативных, информационных технологий, проблемного и проектного обучения.


Механизмы функционирования ключевых компетенций обучающихся:

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания – лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающегося в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующего уровня образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно - коммуникативной и ценностно-ориентационной.



Виды и формы контроля


Программой предусмотрены следующие формы организации образовательного процесса:

  1. Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

  2. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

  3. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

При изучении курса биологии используются следующие методы обучения:

  1. Словесные- рассказ, беседа.

  2. Наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.

  3. Практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Система контроляза уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный, самостоятельные работы. Для контроля и коррекции знаний будут использоваться методы устного, письменного, лабораторного, компьютерного контроля:

  • Индивидуальный опрос;

  • Фронтальный опрос, беседа;

  • Выполнение заданий из учебника, карточек;

  • Решение биологических задач;

  • Составление схем, таблиц;

  • Письменные проверочные (контрольные) работы разных форм (тесты, текстовые задания, практические задания;

  • Обобщающие тематические контрольные работы.







Результаты обучения


Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.




















Содержание рабочей программы


70 часов


1.БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. (4 часа).


Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира.Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации.

Биологические системы.

Уровни организации живой природы.

Методы познания живой природы.


2.ЭКОСИСТЕМЫ. Биосферный уровень организации жизни (9 часов).


Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.Гипотезы возникновения жизни.Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.Особенности биосферного уровня живой материи.Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.Проблема устойчивого развития биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.


Лабораторная работа №1:«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

Лабораторная работа №2:«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

Практическая работа №1:«Решение экологических задач».

Демонстрации.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Биосфера.

Круговорот углерода в биосфере.

Глобальные экологические проблемы.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Биосфера и человек.


3.ЭКОСИСТЕМЫ. Биогеоценотический уровень организации жизни (8 часов).


Экологические факторы, их значение в жизни организмов.Биологические ритмы.Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз, экосистема. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.Видовая и пространственная структура экосистем. Правило экологической пирамиды. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.


Лабораторная работа №3:Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Лабораторная работа №4:Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Лабораторная работа №5:Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Демонстрации.

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Биологические ритмы.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Ярусность растительного сообщества.

Пищевые цепи и сети.

Экосистема.

Агроэкосистема.

Биоразнообразие.

Заповедники и заказники России.

Экскурсия: Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).


4.ВИД. Популяционно- видовой уровень организации жизни (14 часов).


История эволюционных идей.Значение работ К.Линнея, ученияЖ.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.Эволюция человека.Происхождение человеческих рас.


Лабораторная работа №6:Описание особей вида по морфологическому критерию.

Лабораторная работа №7:Выявление изменчивости у особей одного вида.

Лабораторная работа №8:Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Практическая работа №2:Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Практическая работа №3:Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Демонстрации.

Критерии вида.

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

Движущие силы эволюции.

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

Образование новых видов в природе.

Эволюция растительного мира.

Эволюция животного мира.

Редкие и исчезающие виды.

Формы сохранности ископаемых растений и животных.

Движущие силы антропогенеза.

Происхождение человека.

Происхождение человеческих рас.

Экскурсия.Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).


5.ОРГАНИЗМ. Организменный уровень организации жизни (17часов).


Организм – единое целое.Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).Причины нарушений развития организмов.Индивидуальное развитие человека.Репродуктивное здоровье.Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.Наследственность и изменчивость – свойства организмов.Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Г.Мендель – основоположник генетики.Генетическая терминология и символика.Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.Хромосомная теория наследственности.Современные представления о гене и геноме.Наследственная и ненаследственная изменчивость.Влияние мутагенов на организм человека.Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.Генетика – теоретическая основа селекции.Селекция.Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.Биотехнология, ее достижения.Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).


Лабораторная работа №9:Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

Практическая работа №4:Составление простейших схем скрещивания.

Практическая работа №5:Решение элементарных генетических задач.

Практическая работа №6:Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Практическая работа №7:Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Демонстрации:

Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

Фотосинтез.

Деление клетки (митоз, мейоз).

Способы бесполого размножения.

Половые клетки.

Оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма.

Моногибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Перекрест хромосом.

Неполное доминирование.

Сцепленное наследование.

Наследование, сцепленное с полом.

Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Мутации.

Модификационная изменчивость.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Искусственный отбор.

Гибридизация.

Исследования в области биотехнологии.

Экскурсия: Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).


6.КЛЕТКА. Клеточный уровень организации жизни (10 часов).


Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки.Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.Строение клетки.Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.Вирусы -неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.Строение и функции хромосом.ДНК – носитель наследственной информации.Удвоение молекулы ДНК в клетке.Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.Роль генов в биосинтезе белка.Деление клетки. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл жизни. Митоз.Соматические и половые клетки. Мейоз и его фазы. Сходства и различия митоза и мейоза.

Лабораторная работа №10:Сравнение строения клеток растений и животных.

Лабораторная работа №11:Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Лабораторная работа №12:Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Демонстрации:

Строение клетки.

Строение клеток прокариот и эукариот.

Строение вируса.

Хромосомы.

Характеристика гена.

Удвоение молекулы ДНК.


7.Молекулярный уровень проявления жизни (8 часов).


Молекулярный уровень жизни и его особенности. Химическая организация клетки. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов.Особенности строения молекул органических веществ: липидов и нуклеиновых кислот. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, липидов, углеводов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Их роль в клетке. Процессы биосинтеза в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез и его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов.

Демонстрации:

Строение молекулы белка.

Строение молекулы ДНК.

Строение молекулы РНК.




















Учебно- тематический план


Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы


10 класс (35 часов, 1 час в неделю)


1

Биология как наука. Методы научного познания.

4


2

Экосистемы. Биосферный уровень организации жизни.

9

+++

3

Экосистемы. Биогеоценотический уровень организации жизни.

8

+++

4

Вид. Популяционно- видовой уровень организации жизни.

14

+++++


11 класс (35 часов, 1 час в неделю)


5.

Организм. Организменный уровень организации жизни.

17

+++++

6.

Клетка. Клеточный уровень организации жизни.

10

+++

7.

Молекулярный уровень организации жизни.

8



Всего:


70




Запланировано провести

10 класс

11 класс

Письменные контрольные работы

0

0

Практические работы

3

4

Лабораторные работы

8

4

Экскурсии

2

1

Проектные исследования





Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародышичеловека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



























Литература и средства обучения


Литература для учителя:


1. Ватуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;

2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. -М.: Дрофа, 2002;

4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997

6. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

7. Калинова Г.С. Подготовка к экзаменам;М.:АСТ*Астрель,2004г.

8. Суханова Т.С. Биология/Экзамен для всех/,-М.;Вентана-Граф,2004г.

9. Чередникова Г.В.Биология.9 класс/для преподавателей/.-Волгоград: Учитель,2009г.

10. РохловВ.С.,ГИА-2010:Экзамен в новой форме:БИОЛОГИЯ:9-й класс.:-М.:АСТ Астрель,2010г.

11. Биологический энциклопедический словарь – М.,1989. Биология охраны природы под ред. А.В. Яблокова

12. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира- М.,1996

13.Общая биологи:10 класс/ Под ред. И.Н.Пономаревой – М.,2011.


Литература для учащихся:


1. Т.А.Козлова. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Вентана- Граф, 2009.

2. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2007г.)

3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира».-М., «Наука»,2001г.

4. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии, 9 класс.- М.:Дрофа,2006г.

5. Никишов А.И. Большой справочник школьника.


Интернет-ресурсы.

  1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы


Оборудование кабинета биологии.

1. Мультимедийный проектор

2. Мультимедийный экран

3. Компьютер

4. Принтер

5. Диск или (диски) с электронными плакатами, презентациями, (электронный учебник) за весь курс биологии.

6. Комплект микропрепаратов «Общая биология».

7.Гербарии по курсу «Общая биология».

8.Модели-аппликации (Динамические пособия) (общая биология).

9. Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. (Общая биология 10 - 11класс)

10. Компакт -диск «Биология»(DVD).

11. Компакт -диск «Цитология».

12. Компакт -диск «Эволюция животного мира».

13. Комплект таблиц по биологии демонстрационных «Общая биология-1», «Общая биология -2»

14.Микроскопы (световые, 8 шт)








Календарно-тематический план по курсу «Биология» 10 «А» класс


Тема урока (с указанием раздела)

Количество часов

Дата проведения урока

Дата фактического проведения урока

Раздел №1. Биология как наука. Методы научного познания. (4 часа)


1.

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.

1

07.09.16

07.09.16

2.

Основные уровни организации живой природы. Биологические системы.

1

14.09.16


3.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

21.09.16


4.

Методы познания живой природы.

1

28.09.16


Раздел №2.Экосистемы. Биосферный уровень жизни. (9 часов)


5.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

1

05.10.16


6.

Гипотезы возникновения жизни.

1

12.10.16


7.

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

1

19.10.16


8.

Особенности биосферного уровня живой материи.

1

26.10.16


9.

Биологический круговорот (на примере круговорота углерода).

1

09.11.16


10.

Эволюция биосферы.

Проблема устойчивого развития биосферы.

1

16.11.16


11.

Лабораторная работа №1:«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

1

23.11.16


12.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Лабораторная работа №2:«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

1

30.11.16


13.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Практическая работа №1:«Решение экологических задач».

1

07.12.16


Раздел №3.Экосистемы. Биогеоценотический уровень жизни. (8 часов)


14.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.

Экскурсия:Естественные и искусственные экосистемы.

1

14.12.16


15.

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз, экосистема.

1

21.12.16


16.

Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов.

1

28.12.16


17.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

1

11.01.17


18.

Видовая и пространственная структура экосистем. Правило экологической пирамиды.

Лабораторная работа №3:Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

1

18.01.17


19.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

1

25.01.17


20.

Причины устойчивости и смены экосистем.

Лабораторная работа №4:Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

1

01.02.17


21.

Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Лабораторная работа №5:Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

1

08.02.17


Раздел №4. Вид. Популяционно-видовой уровень жизни. (14 часов)


22.

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.

1

15.02.17


23.

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

22.02.17


24.

Вид, его критерии.

Лабораторная работа №6:Описание особей вида по морфологическому критерию.

Экскурсия: Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

1

01.03.17


25.

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

1

15.03.17


26.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Лабораторная работа №7:Выявление изменчивости у особей одного вида.

1

29.03.17


27.

Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

1

05.04.17


28.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

1

12.04.17


29.

Биологический прогресс и биологический регресс.

Лабораторная работа №8:Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

1

19.04.17


30.

Гипотезы происхождения жизни.

Практическая работа №2:Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

1

26.04.17


31.

Отличительные признаки живого.

1

03.05.17


32.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

10.05.17


33.

Гипотезы происхождения человека.

Практическая работа №3:Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

1

17.05.17


34.

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

1

24.05.17


35.

Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

1




Календарно-тематический план по курсу «Биология» 11 «А» класс


Тема урока (с указанием раздела)

Количество часов

Дата проведения урока

Дата фактического проведения урока

Раздел №5. Организм. Организменный уровень организации жизни (17 часов)


1.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Лабораторная работа №9:Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

1

02.09.16


2.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

1

09.09.16


3.

Размножение – свойство организмов.Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

1

16.09.16


4.

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

1

23.09.16


5.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека.

1

30.09.16


6.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

1

07.10.16


7.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики.

1

14.10.16


8.

Генетическая терминология и символика.

Практическая работа №4:Составление простейших схем скрещивания.

1

21.10.16


9.

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

Практическая работа №5:Решение элементарных генетических задач.

1

28.10.16


10.

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

1

11.11.16


11.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

1

18.11.16


12.

Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.

Практическая работа №6:Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

1

25.11.16


13.

Наследование признаков у человека. Половые хромосомы.

1

02.12.16


14.

Сцепленное с полом наследование.Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

09.12.16


15.

Генетика – теоретическая основа селекции.Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

16.12.16


16.

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Экскурсия:Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения.

1

23.12.16


17.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Практическая работа №7:Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

1

30.12.16


Раздел №6.Клетка. Клеточный уровень организации жизни (10 часов)


18.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн).

1

13.01.17


19.

Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

1

20.01.17


20.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

1

27.01.17


21.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.

Лабораторная работа №10:Сравнение строения клеток растений и животных.

1

03.02.17


22.

Лабораторная работа №11:Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Лабораторная работа №12:Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

1

10.02.17


23.

Вирусы -неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

1

17.02.17


24.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.Удвоение молекулы ДНК в клетке.

1

24.02.17


25.

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.Роль генов в биосинтезе белка.

1

03.03.17


26.

Деление клетки. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл жизни. Митоз.

1

10.03.17


27.

Соматические и половые клетки. Мейоз и его фазы. Сходства и различия митоза и мейоза.


1

17.03.17


Раздел №7. Молекулярный уровень проявления жизни (8 часов)


28.

Молекулярный уровень жизни и его особенности. Химическая организация клетки.

1

31.03.17


29.

Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов.

1

07.04.17


30.

Особенности строения молекул органических веществ: липидов и нуклеиновых кислот.

1

14.04.17


31.

Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, липидов, углеводов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Их роль в клетке.

1

21.04.17


32.

Процессы биосинтеза в живых клетках. Матричное воспроизводство белков.

1

28.04.17


33.

Фотосинтез и его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза.

1

05.05.17


34.

Хемосинтез. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Преобразование энергии в клетке.

1

12.05.17


35.

Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов.

1

19.05.17