СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 6 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа реализуется на основе линии УМК «Биология» (6 класс). « Многообразие покрытосеменных растений» автора В.В.Пасечника. В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе. При разработке данной программы предполагается преемственность обучения биологии в начальной школе . Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по биологии и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса указывается последовательность изучения разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и т.д .Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях содержании стратегии обучения ,воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета биология; предусматривает выделение этапов обучения структурирования учебного материала определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов .В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала ,пути формирования системы знаний ,умений и способов деятельности, развития учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 6 классе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Терновская основная общеобразовательная школа

Острогожского района Воронежской области




Рассмотрено:


Руководитель МО


___________ С.В. Москалева


«____»___________2016г.


Протокол № _____


Утверждаю:


Директор МКОУ Терновская ООШ


___________ Л.В. Болховитина


«___»______________2016 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО предмету «Биология»

6 класс

на 2016 – 2017 учебный год




Составитель: Москалева Светлана Викторовна

учитель биологии МКОУ Терновская ООШ



с.Терновое-2016 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по учебным предметам. Биология 5-6 (стандарты второго поколения), в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными во ФГОС. Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Данная рабочая программа обеспечивает дополнительную подготовку обучающихся по биологии за счет дополнения и углубления содержания образования по сравнению с содержанием, предусмотренным примерной программой по биологии, а также за счет увеличения количества часов на изучение предмета на 1 час в неделю.

Данная программа реализуется на основе линии УМК «Биология» (6 класс). « Многообразие покрытосеменных растений» автора В.В.Пасечника. В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе. При разработке данной программы предполагается преемственность обучения биологии в начальной школе . Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по биологии и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса указывается последовательность изучения разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и т.д .Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях содержании стратегии обучения ,воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета биология; предусматривает выделение этапов обучения структурирования учебного материала определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов .В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала ,пути формирования системы знаний ,умений и способов деятельности, развития учащихся.


Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках и учебно-методических пособиях созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника. Учебное содержание курса включает следующие разделы:


  1. «Бактерии .Грибы .Растения».-35часов. 1 час в неделю (5класс).

  2. «Многообразие покрытосеменных растений»-6 класс. 1 час в неделю (35часов).


  1. «Животные» -70 часов, 2 часа в неделю (7класс).

  2. «Человек»-70 часов, 2 часа в неделю (8класс).

  3. «Введение в общую биологию».-70 часов, 2 часа в неделю (9класс) .

В б классе учащиеся узнают о строении и многообразии покрытосеменных растениях,

Учащиеся получают общие представления о процессах жизнедеятельности, обмене веществ и превращении энергии , питании и дыхании растений. Знакомятся с основными систематическими категориями: вид, род, семейство и т.д. Изучают классификацию цветковых растений, нравственных нормах и принципах отношения к природе . Учащиеся получают сведения о растительных сообществах, влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Не нарушая структуры программы ее целостности в связи с увеличением количеством часов в программу, в частности, в некоторые разделы внесены изменения, которые направлены для приобретения практических навыков, повышения уровня знаний ,а также экскурсий и уроков требующих длительного выполнения, проектная деятельность . В разделы программы по возможности включен краеведческий материал. Разделы тем с корректированы и расширены .

Раздел 1Строение и многообразие покрытосеменных растений 23 часа (вместо14ч)

Раздел 2. Жизнь растений - 16 часов (вместо 10 ч)

Раздел 3. Классификация растений 10 час ( вместо 6 ч)

Раздел 4. Природные сообщества8 часов (вместо 3 ч)

Добавлен раздел 5. Основные этапы развития растительного мира (9 часов)

Включены обобщающие уроки после изучения каждой темы.

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным его усложнением. Программа предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5- 9 классы.


Общая характеристика учебного предмета


Содержательной основной школьного курса биологии является биологическая наука, которая обеспечивает

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

  • овладением научным подходом к решению различных задач ;

  • овладение умениями формулировать гипотезы конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты ;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни ;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде ,осознания значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведение точных измерений и адекватной оценки полученных результатов представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Реализуются цели нескольких уровней :

глобальном, метапредметном, личностном, предметном на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ .

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями , в том числе изменением социальной ситуации развития -ростом информационных перегрузок изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются :

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений

,обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность -носителя ее норм ценностей, ориентации ,осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей
накопленных обществом в сфере биологической науки,

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей :признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей ,экологическое сознание ,воспитание любви к природе,

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний , овладением методами исследования природы формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями : учебно - познавательными информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными,

  • формирование у учащихся познавательной культуры,осваиваемой в процессе познавательной деятельности и эстетической культуры, как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Обучающие, развивающие и воспитательные цели

Обучение биологии в данном УМК реализуются в процессе формирования , совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

• ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ: усвоение учащимися знаний о живой природе о живых системах и
присущих им свойствах, о строении , жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов; формировании у учащихся представлений об истории развития
биологической науки , о значении биологических знаний в жизни людей ; развитие
знаний об основных методах биологической науки ; овладение умениями применять
биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы

,обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека ;

развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с

реализуются цели нескольких уровней :

глобальном, метапредметном , личностном, предметном на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ . Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями , в том числе изменением социальной ситуации развития -ростом информационных перегрузок изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее продуктивным сточки зрения решения задач, развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования

как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимы . С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются :

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений

,обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность -носителя ее норм ценностей, ориентации ,осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей
накопленных обществом в сфере биологической науки,

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей :признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,здоровья своего и других людей ,экологическое сознание ,воспитание любви к природе,

  • развитие познавательных мотивов направленных на получение нового знания о живой природе познавательных качеств личности связанных с усвоением основ научных знаний , овладением методами исследования природы формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями : учебно - познавательными информационными ,ценностно-смысловыми, коммуникативными,

  • формирование у учащихся познавательной культуры ,осваиваемой в процессе познавательной деятельности , и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Обучающие, развивающие и воспитательные цели

обучения биологии в данном УМК реализуются в процессе формирования , совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

• ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ: усвоение учащимися знаний о живой природе о живых системах и
присущих им свойствах, о строении , жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов; формировании у учащихся представлений об истории развития
биологической науки , о значении биологических знаний в жизни людей ; развитие
знаний об основных методах биологической науки ; овладение умениями применять
биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы

,обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека ; развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с

лабораторным и экскурсионным оборудованием , проводить простые опыты ,и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: предполагают развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся ; привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям связанных с биологией .

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ : воспитание позитивного ценностного отношения к природе ответственного отношения к собственному здоровью, формирование ценностного отношения к жизни как феномену; развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле. Достижение школьниками основной цели обучения биологии способствует их развитию как личностей .Курс биологии в наибольшей мере ,по сравнению с другими школьными курсами , направлен на формирования нравственных ценностей -ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самооценки уникальности и неповторимости всех живых объектов ,в том числе и человека . ТАКИМ ОБРАЗОМ ,главные цели курса соответствуют тому ,что зафиксировано в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по биологии , а сам курс полностью соответствует новому Федеральному базисному учебному плану и примерным программам по биологии для основного общего образования .

Место предмета в учебном плане .


Предмет биология входит в предметную область учебного плана «Естественно-научные предметы». Согласно учебному плану школы, на изучение биологии в 6 классе биолого-географического профиля отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю, из них 35 часов (1 часа) из обязательной части учебного плана и 35 часов (1 час) из части, формируемой участниками образовательного процесса.

Универсальные учебные действия

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативной компетенции, основу которых составляет процесс общения и грамотная речь. Это способствует правильному использованию биологической терминологии и символики ,развитию потребности вести диалог,выслушивать мнение оппонента , учавствовать в дискуссии. Развитие личности в системе образования обеспечивается , прежде всего , через формирования универсальных учебных действий ,которые выступают инвариативной основой образовательного и воспитательного процесса . УУД- это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта ; совокупность способов действия учащегося , обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса. Это обобщенные способы действий, открывающие возможности ориентации учащихся , как в различных предметных областях, так и в самой учебной деятельности , включая осознание учащимися ее целей , ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Таким образом, достижения «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности , которые включают : 1) учебные мотивы ,2) учебную цель ,3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции(ориентировка, преобразование материала ,контроль и оценка). Под метапредметными действиями понимаются умственные действия учащихся , направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью и применяются как в рамках образовательного процесса дак и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

ФУНКЦИИ УУД:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения , ставить учебные цели , искать и использовать необходимые средства и способы достижения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ;

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе , высокой социальной и профессиональной мобильности;


• обеспечение успешного усвоения знаний , умений , и навыков , формирование картины
мира и компетентностей в любой предметной области.

Виды Универсальных Учебных Действий: ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Освоение общекультурного наследия Россини общемирового культурного наследия; ориентация в системе норм и ценностей , особенностях социальных отношений и взаимодействий ; экологическое сознание ,признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях ; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий ; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; уважение к личности и ее достоинству доброжелательные отношения к окружающим гражданский патриотизм , любовь к Родине ,чувство гордости за свою страну,уважение к другим народам России и мира и принятие их , межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству ; потребность в самореализации , самовыражении, социальном признании , умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических политических и экономических условий готовность к выбору профильного образования , выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению готовность к самообразовнию и самовоспитанию.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

целеполаганию, включая постановку новых целей преобразование практической задачи в познавательную , умение самостоятельно планировать,анализировать и контролировать условия достижения цели ,уметь принимать решения в проблемной ситуации ,уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее, эффективный способ осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач , адекватно оценивать свои возможности достижения цели.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

формулировать собственное мнение и позицию , аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь ; адекватно использовать речевые предметные средства для решения различных коммуникативных задач ; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками определять цели и функции участников , способы взаимодействия ; планировать общие способы работы ; работать в группе - устанавливать рабочие отношения , эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации ;интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми ; знать и уметь применять основы коммуникативной рефлексии ; использовать мотивы и потребности для отображения своих чувств и мыслей ; брать на себя инициативу в организации в совместного действия ; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе на основе уважительного отношения к партнерам ,адекватного межличностного восприятия , готовности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

ПОЗНАВТЕЛЬНЫЕ УУД включают:

1) ОБЩЕУЧЕБНЫЕ универсальные действия: осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач ; осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций ;строить логическое рассуждение ,включающее установление причинно- следственных связей ; объяснять явления и процессы , связи и отношения выявляемые в ходе исследования ; владеть основами ознакомительного изучающего , усваивающего и поискового чтения ; знать и использовать основы рефлексивного чтения ; постановка и формулировка проблемы самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ; действия со знаково-символическими средствами (замещение ,кодирование декодирование моделирование).

2)ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, имеют общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания . В рамках школьного обучения биологии логическое мышление понимается способности и умения учащихся производить простые логические действия (анализ синтез, сравнения ,обобщения), а также составные логические операции(построение, рассуждения ,отрицания опровержение , с использованием различных схем - индуктивной и дедуктивной).

НОМЕНКЛАТУРА ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВКЛЮЧАЕТ:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных(с целью выделения тождеств различия определения общих признаков и составления классификации); опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью включения в тот или иной класс; анализ-выделение элементов и единиц из целого расчленение целого на части; синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая ,восполняя недостающие компоненты; классификация -отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи ; подведение под понятия -распознавание объектов выделение существенных признаков и их синтез .вывод следствий; установление аналогий. ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

способы преобразования учебного материала , представляют действия моделирования выполнения функции отображения учебного материала ,выделения существенного отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование и обобщение знаний .Это действия - моделирование-преобразование объекта из чувственной формы и модель где выделены существенные характеристики объекта -(пространственно-графическая или знаково-символическую).- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО РЕЗУЛЬТАТОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД в 6 классе БУДУТ ЯВЛЯТЬСЯ УМЕНИЯ :

произвольно или осознанно владеть общим приемом решения задач ; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; использовать знаково-символические средства в том числе модели и схемы для решения задач осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; использовать знаково-символических средств в том числе модели и схемы для решения учебных; ориентироваться на разнообразие способов решение задач ; учиться основам

Результативность изучения предмета биологии в основной школе.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе ;

  2. формирование познавательного интереса к изучению живой природы, уметь:

а) сравнивать строение и функции клеток растений, организмы прокариоты и эукариоты

б) делать выводы о клеточном строении организмов растений, бактерий, грибов, об
усложнении растительного мира в процессе эволюции;

в) строить рассуждения, анализировать;

3) эстетическое отношение к живым объектам: бережное отношение к организмам, видам, природным сообществам, соблюдение правил поведения в природе.

Метапредметными результатами по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умен видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

  2. умение работать с разными источниками информации, находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно - популярной литературе биологических словарях, справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами являются:

1.6 познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов ( отличительные признаки живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов ( роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами.

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснения роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жиз человека, значения биологического разнообразия для сохранения биосфер

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах - органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностей строения клеток, тканей, органов растений и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно - ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами ( препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями; выращивания и размножения культурных растений и уход за ними.

5. В эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств







Содержание учебного предмета


Строение и многообразие покрытосеменных растений (23 часа)


Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы

Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и сочные плоды.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.



Жизнь растений (16 часов)


Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.



Классификация растений (10 часов)


Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.


Природные сообщества (8 часов)


Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Лабораторные работы

Изучение особенностей растений различных экологических групп

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



Развитие растительного мира (9 часов)

Многообразие растений. Происхождение растений. Основные этапы растительного мира.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир



Тематическое планирование


п/п

Тема урока



Содержание

Вид деятельности ученика

УУД

Лабораторные работы

Дата

проведения

П Ф

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (23ч)

1

1

Разнообразие, распространение и значение растений

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение


Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.



Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.



Регулятивные УУД: умение организовать работу



Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Работают по плану




2

2

Покрытосеменные

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.


Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменых растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека




3

3

Строение семян двудольных растений

Строение семян


Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану

Лабораторная работа

Строение семян двудольных растений



4

4

Строение семян однодольных растений

Особенности строения семян однодольных растений


Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними

Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

Лабораторная работа

Строение зерновки пшеницы



5

5

Виды корней и типы корневых систем

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.


Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

Познавательные УУД:

Анализируют виды корней и типы корневых систем

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Лабораторная работа

Виды корней.



6

6

Клеточное строение корня

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.


Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

Познавательные УУД:

. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, р

Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток коря

Коммуникативные УУД

умение работать в составе групп

Лабораторная работа

Изучение внутреннего и внешнего строения корня



7

7

Видоизменения корней

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней


Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Коммуникативные УУД

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя




8

8

Побеги почки

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.



Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».


Познавательные УУД:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

Регулятивные УУД:

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Коммуникативные УУД

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками




9

9

Побеги почки

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.



Закрепляют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».


Лабораторная работа

Изучение строение почек.




10

10

Внешнее строение листа

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.


Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Познавательные УУД:

Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют

увиденное

Регулятивные УУД:

Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его

Лабораторная работа

Изучение строения листа



11

11

Клеточное строение листа.

Строение кожицы листа, строение мякоти листа.


Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна»,

Регулятивные УУД:

Выполняют рисунок в тетради

Коммуникативные УУД

умеют слушать и слышать друг друга




12

12

Видоизменение листьев

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».




13

13

Осенние явления в жизни растений



экскурсия



14

14

Строение стебля.

Строение стебля.


Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель»


Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты


Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга




15

15

Клеточное строение стебля

Многообразие стеблей.

Определяют понятия «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Лабораторная работа

Изучение микростроения стебля



16

16

Видоизменение побегов

Строение и функции видоизмененных побегов.

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Лабораторная работа

Изучение видоизмененных побегов











17

17

Строение цветка

Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник.

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник»,. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Познавательные УУД:

: умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Лабораторная работа

Изучение строения цветка



18

18

Строение цветка

Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.

Определяют понятия «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения»




19

19

Соцветия

Виды соцветий. Значение соцветий.

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой


Познавательные УУД:

Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Лабораторная работа

Ознакомление с разными видами соцветий



20

20

Плоды

Строение плодов. Классификация плодов.


Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».


Познавательные УУД:

Знакомятся с классификацией плодов

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды

Коммуникативные УУД

Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении








21

21

Плоды

Классификация плодов

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

Лабораторная работа

Сухие и сочные плоды



22

22

Распространение плодов и семян

Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Познавательные УУД:

Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.

Регулятивные УУД:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД

Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»






23

23

Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»






Раздел.2. Жизнь растений ( 16ч)


24

1

Химический состав растений

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием























25

2

Минеральное питание растений


Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

Познавательные УУД:

.Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

Регулятивные УУД:

Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Коммуникативные УУД Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.





26

3

Фотосинтез

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Познавательные УУД:

.Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза.

Регулятивные УУД:

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные УУД

Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы




27

4

Дыхание растений

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Познавательные УУД:

Выделяют существенные признаки дыхания

Регулятивные УУД:

Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении




28

5

Испарение воды растениями. Листопад.


Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Познавательные УУД:

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Регулятивные УУД:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции




29

6

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.


Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

Познавательные УУД:

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Регулятивные УУД:

Анализируют информацию о процессах протекающих в растении

Коммуникативные УУД

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине



30

7

Прорастание семян

Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.


Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

Познавательные УУД:

. Объясняют роль семян в жизни растений

Регулятивные УУД:

Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

Коммуникативные УУД

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно




31

8

Растительный организм как единое целое







32

9

Зимние явления в жизни растений.




Экскурсия



33

10

Способы размножения растений

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Познавательные УУД:

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.

Регулятивные УУД:

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,

Коммуникативные УУД





34

11

Размножение споровых растений

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

Познавательные УУД:

Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

Регулятивные УУД:

уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД

умение слушать учителя, высказывать свое мнение




35

12

Размножение голосеменных растений

Размножение голосеменных растений.

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка»,

Познавательные УУД:

Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении




36

13

Способы опыления у покрытосеменных растений

Опыление. Способы опыления

Сравнивают различные способы опыления и их роли.





37

14

Половое размножение покрытосеменных растений

Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Определение понятий«двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.


.



38

15

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Способы вегетативного размножения.


Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Познавательные УУД:

. Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Регулятивные УУД:

Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений




39

16

Обобщающий урок по теме «Жизнь растений»







Раздел 3. Классификация растений ( 10 ч)


40

1

Основы классификации растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений







Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Регулятивные УУД:

раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии





41

2

Семейство Крестоцветные

Признаки, характерные для растений семейства Крестоцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные Знакомятся с определительными карточками

Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства крестоцветные



42

3

Семейство Розоцветные

Признаки, характерные для растений семейства Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками




43

4

Семейство Пасленовые

Признаки, характерные для растений семейства Пасленовые

Выделяют основные особенности растений семейства Пасленовые. Определяют растения по карточкам

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии




44

5

Семейство Бобовые

Признаки, характерные для растений семейства Бобовые

Выделяют основные особенности растений семейства Бобовые. Определяют растения по карточкам




45

6

Семейство Сложноцветные

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;


Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам


Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии




46

7

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

Признаки, характерные для растений семейств Лилейные

Выделяют основные особенности растений семейств Лилейные. Определяют растения по карточкам


Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам


Коммуникативные УУД

умение работать в со­ставе творческих групп




47

8

Семейство Злаковые

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые Определяют растения по карточкам





48

9

Важнейшие сельскохозяйственные растения


Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников


Познавательные УУД:

Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями,

Коммуникативные УУД Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников





49

10

Обобщающий урок по теме «Классификация растений»






Раздел 4.Природные сообщества ( 8 ч)


50

1

Основные экологические факторы

Экологические факторы, их влияние на организмы

Выделяют основные особенности растений по отношению к различным экологическим факторам

Познавательные УУД:

. Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий




51

2

Характеристика основных экологических групп растений

Светолюбивые растения, тенелюбивые растения, растения сухих мест обитания, избыточно увлажненных мест обитания

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета, характеризуют растения разных групп




52

3

Растительные сообщества.

Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе





53

4

Взаимосвязи растений в сообществе

Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе


Познавательные УУД:

. Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий




54

5

Редкие и охраняемые растения .Красная книга.








55

6

Экскурсия «Природное сообщество и человек



Познавательные УУД:

. Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий




56

7

Природные сообщества и человек

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование


Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии.





57

8

Обобщающий урок по теме «Природные сообщества»






Раздел 5. Основные этапы развития растительного мира (9ч)


58

1

Многообразие растений и их происхождение

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Познавательные УУД:

. Характеризуют различные этапы развития растительного мира.

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий




59

2

Основные этапы развития растительного мира

Стадии развития растительного мира





60

3

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование


Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето




61

4

Обобщающий урок по теме «Развитие растительного мира»







62- 63

5 - 6

Эколого –краеведческий практикум .Проектная деятельность.(2часа)

1) Определение видового состава растений, произрастающих на территории Воронежской области.

2) Выявление анатомо – морфологических особенностей растений различных мест произрастания на территории Воронежской области.

Видовой состав растений Воронежской области

.Отработка навыков исследовательской работы. Развитие знаний, полученных в курсе ботаники.

Осваивают приемы работы с определителями растений. Определяют принадлежность растений к определенной систематической группе






Анатомо – морфологические особенности растений. Различные места произрастания растений.





64 - 65

7 - 8

Защита проектов







66

9

Обобщающий урок








67 -68



Повторение.Летнее задание.














Повторение.










Описание учебно – методического и материально- технического обеспечения


1)Рабочая программа ориентирована на использование учебника :В.В.ПАСЕЧНИК «Многообразие покрытосеменных растений». 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений М -Издательство «Дрофа»-2012 УМК,

2)МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ: А.А.КАЛИНИНА ,ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ « Многообразие покрытосеменных растений» М – издательство»ВАКО»-2011. В.В.ПАСЕЧНИК.

3)РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для 6 класса Биология .Многообразие покрытосеменных растений. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М- Издательство «Дрофа» 2012 .

4)Д.И.ТРАЙТАК - Книга для чтения по БОТАНИКЕ :Пособие для общеобразовательных учреждений , для учащихся 5-6 классов –М -2001- издательство «Просвещение».

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ :

1 .КОМПЬЮТЕР.

2.Мультимедийный проектор.

3 . Предмет -камера.

4.Набор таблиц по разделам курса для 5-6класса.

5.Микроскопы и набор микропрепаратов для лабораторных работ по разделам курса 6.Раздаточный материал (гербарии, муляжи плодово-ягодных и овощных культур.).

Электронное приложение к учебнику на сайтах издательства

www.drofa.ru; htth: \\ festival.1september.ru.; htth: \\www.it-n.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

1.Гарибова Л. В. Сидорова И. И. Энциклопедия природы России

2 .Золотницкий Н.В. Цветы в легендах и преданиях- М; Дрофа-2002

3Новиков В.С.; Губанов И .А. Школьный атлас- определитель высших растений :Книга для учащихся –М; «Просвещение» ,1991.

3 .Петров В. В. Растительный мир нашей Родины : Книга для учителя –М; «Просвещение» 1991.






Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать:

- признаки биологических объектов; организмов растений, грибов и бактерий; расений и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов; обмена веществ. питание ,дыхание, транспорт веществ, рост, развитие ,размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

уметь:

- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюции растений и в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды4 биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения.