Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 с.Огоньки»
Сахалинской области
Обсуждено и принято на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ______________ /Боева И.В./ Протокол от «___»_______ 20 ___г. №______________ «____» __________ 20___г. | Согласовано Зам.директора школы поУВР _____________/Орлова Г. И. / «_____»______________20___г. | Утверждено приказом по школе от «____»_____________ 20___г. №__________ Директор МБОУ СОШ №3 _______________/Колодочка Л.П./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
3 - 4 классы
2016 – 2018 учебный год
с.Огоньки
2016г.
1.Пояснительная записка
к рабочей программе по литературному чтению на основе УМК
«Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой
Рабочая программа составлена на основе:
-Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Примерной программы начального общего образования по литературному чтению,
- Федерального базисного учебного плана начального общего образования,
- Методического письма по литературному чтению,
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению,
- Авторской программы по УМК «Начальная школа 21 века» (авторы Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова),
- Регионального учебного плана начального общего образования,
- Учебного плана МБОУ СОШ № 3 с.Огоньки,
- Положения о Рабочей программе по литературному чтению МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки Сахалинской области.
Согласно образовательной программе МБОУ СОШ № 3 с.Огоньки сроки реализации Рабочей программы 4 года. На изучение литературного чтения в начальной школы отводится: в 3классе- 136ч., в 4 классе – 102 часа (34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа состоит из 5 разделов:
Пояснительная записка,
Содержание учебного курса,
Учебно - тематический план,
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса,
Календарно - тематическое планирование
2.Содержание учебного курса по литературному чтению
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Содержание учебного курса
3 класс (136 ч)
Устное народное творчество (19 ч)
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни (6ч)
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина (11ч)
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салта-не...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов (12ч)
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого (12ч)
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова (6ч)
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; КМ. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова (6ч)
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (6ч)
«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна (6ч)
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина (6ч)
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского (12ч)
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака (3ч)
«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева (7ч)
«Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара (6ч)
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); СВ. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина (6ч)
«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей (12ч)
Ш. Перро. «Подарки феи»; II. Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
4 класс (102 ч)
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (6ч.)
Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»; былина «Волк Всеславович». Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком», героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
Басни. Русские баснописцы (4ч.)
И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «стрекоза и Муравей», А.Е. Измайлов «Кукушка», Крылов «Мартышка и очки», «Квартет»
Произведения В.А. Жуковского (3ч.)
«Песня», «Ночь», Воспоминание. Волшебные сказки. «Спящая царевна»
Произведения А.С. Пушкина (4ч.)
Осень. И.И. Пущину. Сказка о золотом петушке. Песнь о вещем Олеге, Песни о Стеньке Разине.
Произведения М.Ю. Лермонтова (2ч.)
Москва, Москва! Люблю тебя как сын… . Парус. Горные вершины. Утес.
Произведения П.П. Ершова (3ч.)
Конек-Горбунок. Кто он?
Произведения М.В. Гаршина (3ч.)
Лягушка-путешественница. Сказка о жабе и розе.
Произведения русских писателей о детях. Н.Г. Гарин-Михайловский (3ч.)
Старый колодец.
Произведения зарубежных писателей (9час.)
М. Твен «Приключения Тома Сойера» , Х.К. Андерсен «Дикие лебеди», «Дети года», «Девочка со спичками»
Мифы народов мира (2час.)
Древнегреческие мифы «Арион», Дедал и Икап», «Ярило-солнце»
Книги Древней Руси (3час.)
Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяки», «Поучение Владимира Маномаха»
Произведения Л.Н. Толстого (8час.)
Акула, Два брата, басня Мужик и Водяной, рассказы Черепаха, Русак, былина Святогор-богатырь
Стихи А. Блока (2час.)
Россия, Рождество
Стихи К.Д. Бальмонта (5час.)
Россия, К зиме, Снежинка, Камыши, У чудищ, Как я пишу стихи
Произведения И.А. Куприна (6час.)
Скворцы, Воспоминания об А.П. Чехове, Четверо нищих
Стихи И.А. Бунина (4час.)
Гаснет вечер, даль синеет, Де6тство, Листопад
Произведения С.Я. Маршака (10час.)
Словарь, Зеленая застава, Двенадцать месяцев, Ледяной остров
Стихи Н.А. Заболоцкого (3час.)
Детство, лебедь в зоопарке
Произведения о детях войны (2час.)
Катаев « Сын полка», Симонова «Сын артиллериста»
Стихи Н.М. Рубцова (4час.)
Березы, Тихая моя родина, ласточка
Произведения С.В. Михалкова (6час.)
Школа, хижина дяди Тома, Зеркало, Как бы жили мы без книг, Как старик корову продавал, Любитель книг.
Юмористические произведения (6час.)
Н. Носов «Федина задача»,И. Гамазков «Страдания», В. Драгунский «Тайное становится явным», М. Горький «Пепе», И. Соколов-Микитов «Родина», А. Куприн «Сказки Пушкина»
Путешествия, приключения, фантастика (4час.)
Н.П. Вагнер «Фея Фантаста», «Береза», Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
3.Учебно-тематический план по литературному чтению
3 класс
Наименование разделов и тем | Всего часов | |
Уроки | Проверь себя | Проверка техники чтения | Контрольные работы, |
Устное народное творчество | 19 | 17 | 1 | | 1 |
Басни. | 6 | 5 | 1 | | |
Произведения А.С.Пушкина | 11 | 9 | 1 | 1 | |
Стихи русских поэтов | 12 | 11 | 1 | | |
Произведения Л.Н.Толстого | 12 | 11 | | | 1 |
Произведения Н.А.Некрасова | 6 | 5 | 1 | | |
Произведения А.П.Чехова | 6 | 4 | 1 | 1 | |
Сказки зарубежных писателей | 4 | 3 |
| | 1 |
Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка | 6 | 5 | 1 | | |
Произведения А.И.Куприна | 6 | 5 | | | 1 |
Произведения С.А.Есенина | 6 | 5 | 1 | | |
Произведения К.Г.Паустовского | 12 | 11 | | 1 | |
Произведения С.Я.Маршака | 3 | 3 | | | |
Произведения Л.Пантелеева | 7 | 5 | 1 | | 1 |
Произведения А.П.Гайдара | 6 | 5 | 1 | | |
Произведения М.М.Пришвина | 6 | 5 | | 1 | |
Произведения зарубежных писателей | 8 | 6 | 1 | | 1 |
Итого: | 136 | 115 | 11 | 4 | 6 |
4 класс
Наименование разделов и тем | Всего часов |
Уроки | Проверь себя |
1. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. | 6 | 5 | 1 |
2. Басни. Русские баснописцы. | 4 | 3 | 1 |
3. Произведения В.А. Жуковского | 3 | 2 | 1 |
4. Произведения А.С. Пушкина | 4 | 3 | 1 |
5. Произведения М.Ю. Лермонтова | 2 | 2 | |
6. Произведения П.П. Ершова | 3 | 2 | 1 |
7. Произведения В.М. Гаршина | 3 | 2 | 1 |
8. Произведения русских писателей о детях. Н.Г. Гарин-Михайловский | 3 | 2 | 1 |
9. Произведения зарубежных писателей. | 9 | 8 | 1 |
10. Мифы народов мира. | 2 | 2 | |
11. Книги Древней Руси. | 3 | 2 | 1 |
12. Произведения Л.Н. Толстого | 8 | 7 | 1 |
13.Произведения А.А. Блока | 2 | 2 | |
14.Произведения К.Д. Бальмонда | 5 | 4 | 1 |
15.Произведения А.И. Куприна | 6 | 5 | 1 |
16.Произведения А.И. Бунина | 4 | 3 | 1 |
17.Произведения С.Я. Маршака | 10 | 9 | 1 |
18. Стихи Н.А. Заболоцкого | 3 | 3 | |
19.Произведения о детях войны. | 2 | 2 | |
20.Стихи Н.М. Рубцова | 4 | 3 | 1 |
21. Произведения С.В. Михалкова | 6 | 5 | 1 |
22. Юмористические произведения | 6 | 5 | 1 |
23. Путешествия, приключения, фантастика | 4 | 3 | 1 |
Итого: | 102 | 84 | 18 |
4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
При подготовке программы использовался сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века», отражающий содержание обучения по основным предметам начальной школы. Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва: Вентана - Граф, 2011.
Список учебно-методической литературы для учителя:
1. Беседы с учителем. Методика обучения: 2,3,4 класс общеобразовательных учреждений./ Под ред. Л.Е. Журовой.-М.:Вентана – Граф,2010. – 384 с.
2. Ефросиника Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2011.
3.Л.А.Ефросинина, Литературное чтение: 2,3,4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 201 . – 144 с.
4.Ефросинина Л.А. Литературное чтение: уроки слушания: 2,3,4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 201 .- 160 с.
Список учебно-методической литературы для обучающегося:
1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 2,3,4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Вентана-Граф, 2014.- 80 с.
2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: уроки слушания: 2,3,4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2014.- 160 с.
3.Л.А.Ефросинина, Литературное чтение: 2,3,4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2013 . – 144 с.
4.Ефросинина Л.А. Литературное чтение: уроки слушания: 2,3,4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2013 .- 160 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011.
Мультимедийная энциклопедия.
Большая русская биографическая энциклопедия.
Электронное учебное пособие «Литературное чтение. 1-4 классы» (авт. Программы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова) системы учебников «Начальная школа XXI века».
Электронные образовательные ресурсы:
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Технические средства обучения:
-аудиоколонки
-мультимедийный проектор
-персональный компьютер
-принтер
-интерактивная доска