Основными задачами обучения чтению в 5 классе являются: учить правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения и читать «про себя», учить понимать прочитанное, выделять главную мысль всего произведения и его частей, определять основные черты характера действующих лиц.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В. Воронковой.
В программе на каждый год обучения даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью вопросов учителя разбираться в содержании прочитанного. Выделяются непонятные слова, подбираются слова со сходным и противоположным значением, объясняются образные выражения, данные в переносном значении.
На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Учащиеся учатся делить текст на части, составлять под руководством учителя план и пересказывать прочитанное по составленному плану.
С целью коррекции памяти учащимся предлагаются стихи для заучивания. Внеклассное чтение ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Прочитанные произведения обсуждаются, называются главные действующие лица, выявляется отношение к прочитанному.
наизусть 6-10 стихотворений.
Основной учебник «Чтение» - учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель: З. Ф. Малышева
№ урока |
Изучаемый раздел, тема учебного материала |
Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
І | Устное народное творчество | | | |
1-2 | День Знаний. Устное народное творчество. Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | 2 | 01.09. 04.09. | |
3 | Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Пословицы и поговорки и Загадки. | 1 | 06.09. | |
4 | Русская народная сказка «Никита Кожемяка». Народные идеалы в сюжете и образах сказки. | 1 | 07.09. | |
5 | Тофаларская сказка «Как наказали медведя». Работа с текстом. | 1 | 08.09. | |
6 | Башкирская сказка «Золотые руки». Работа с текстом. | 1 | 11.09. | |
7 | Русская народная сказка «Морозко». Деление сказки на части. | 1 | 13.09. | |
8 | Работа с текстом сказки «Морозко». | 1 | 14.09. | |
9 | Работа с текстом русской народной сказки «Два Мороза». Обсуждение сюжета и героев. | 1 | 15.09. | |
10 | Татарская сказка «Три дочери». Работа с текстом. | 1 | 18.09. | |
11 | Работа с текстом А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | 1 | 20.09. | |
12 | Основные образы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» | 1 | 21.09. | |
13 | Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» | 1 | 22.09. | |
14 | Работа с текстом А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | 1 | 25.09. | |
15 | Выразительное чтение отрывков А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | 1 | 27.09. | |
16 | Чтение наизусть отрывков А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | 1 | 28.09. | |
17 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Пересказ отрывка о поздней осени по плану. | 1 | 29.09. | |
18 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом. | 1 | 02.10. | |
19 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом 3 главы. | 1 | 04.10. | |
20 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом 4 главы. | 1 | 05.10. | |
21 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом 5 главы. | 1 | 06.10. | |
22 | Внеклассное чтение. Народные сказки. | 1 | 09.10. | |
23 | Обобщение по теме «Устное народное творчество». | 1 | 11.10. | |
ІІ | Картины родной природы. Лето. | | | |
24 | Г. Скребицкий «Июнь». Работа с текстом. | 1 | 12.10. | |
25 | И. Суриков «Ярко солнце светит» Выразительное чтение наизусть. | 1 | 13.10. | |
26 | А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом 1 главы. | 1 | 16.10. | |
27 | А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом 2 главы. | 1 | 18.10. | |
28 | А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом 3 главы. | 1 | 19.10. | |
29 | А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом 4 главы. | 1 | 20.10. | |
30 | Чувства поэта А. Прокофьева в стихотворении «Берёзка». | 1 | 23.10. | |
31 | Образ Родины в стихотворении Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату». | 1 | 25.10. | |
32 | Развитие речи. Рассказ о летнем отдыхе. | 1 | 26.10. | |
33 | Обобщение по теме «Лето». | 1 | 27.10. | |
ІІІ | Осень | | | |
34 | Приметы осени в рассказе Г. Скребицкого «Сентябрь». | 1 | 06.11. | |
35 | И. Соколов-Микитов «Золотая осень». Пересказ по плану. | 1 | 08.11. | |
36 | К. Бальмонт «Осень». Отработка выразительного чтения. | 1 | 09.11. | |
37 | Г. Скребицкий «Добро пожаловать!» Деление текста на части. | 1 | 10.11. | |
38 | В. Астафьев «Осенние грусти». Осенние заботы сибирской деревни. | 1 | 13.11. | |
39 | Смена настроения в стихотворении И. Бунина «Первый снег». | 1 | 15.11. | |
40 | Внеклассное чтение. Осень в стихах русских поэтов | 1 | 16.11. | |
41 | Обобщение по теме «Осень». | 1 | 17.11. | |
ІV | О друзьях-товарищах | | | |
42 | Ю. Яковлев «Колючка». Работа с текстом 1 главы. | 1 | 20.11. | |
43 | Ю. Яковлев «Колючка». Работа с текстом 2 главы. | 1 | 22.11. | |
44 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Развитие речи. Составление плана пересказа. | 1 | 23.11. | |
45 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Работа с текстом. | 1 | 24.11. | |
46 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Чтение по ролям. | 1 | 27.11. | |
47 | В. Медведев «Фосфорический мальчик». Работа над кратким пересказом. | 1 | 29.11. | |
48 | Л. Воронкова «Дорогой подарок». Работа с текстом 1 главы. | 1 | 30.11. | |
49 | Л. Воронкова «Дорогой подарок». Работа с текстом 2 главы. | 1 | 0.12. | |
50 | Л. Воронкова «Дорогой подарок». Работа с текстом 3 главы. | 1 | 04.12. | |
51 | Я. Аким «Твой друг». Выразительное чтение. | 1 | 06.12. | |
52 | Обобщение по теме «О друзьях-товарищах». | 1 | 07.12. | |
V | Басни И. А. Крылова. | | | |
53 | Жанр басни. И. Крылов «Ворона и Лисица». | 1 | 08.12. | |
54 | Мораль в басне И. Крылова «Щука и Кот». | 1 | 11.12. | |
55 | Мораль в басне И. Крылова «Квартет». | 1 | 13.12. | |
56 | Обобщение по теме «Басни И. А. Крылова». | 1 | 14.12. | |
57 | Внеклассное чтение. Басни И. А. Крылова. | 1 | 15.12. | |
VІ | Спешите делать добро | | | |
58 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Работа с текстом. | 1 | 18.12. | |
59 | О. Бондарчук «Слепой домик». Работа с текстом. | 1 | 20.12. | |
60 | В. Осеева «Бабка». Работа с текстом. | 1 | 21.12. | |
61 | В. Осеева «Бабка». Работа с текстом. | 1 | 22.12. | |
62 | В. Осеева «Бабка». Работа с текстом. | 1 | 25.12. | |
63 | Нравственные ориентиры в рассказе В. Осеевой «Бабка». | 1 | 27.12. | |
64 | А. Платонов «Сухой хлеб». Работа с текстом. | 1 | 28.12. | |
65 | А. Платонов «Сухой хлеб». Работа с текстом. | 1 | 29.12. | |
66 | А. Платонов «Сухой хлеб». Развитие речи. Моё отношение к главному герою. | 1 | 15.01. | |
67 | В. Распутин «Люся». Работа с текстом. | 1 | 17.01. | |
68 | В. Брюсов «Труд». Отработка выразительного чтения. | 1 | 18.01. | |
69 | Р. Рождественский «Огромное небо». Отработка выразительного чтения. | 1 | 19.01. | |
70 | Внеклассное чтение. Рассказы о труде. | 1 | 22.01. | |
71 | Обобщение по теме «Спешите делать добро». | 1 | 24.01. | |
VІІ | Картины родной природы. Зима. | | | |
72 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Отработка выразительного чтения. | 1 | 25.01. | |
73 | Г. Скребицкий «Декабрь». Работа с текстом. | 1 | 26.01. | |
74 | К. Бальмонт «К зиме». Отработка выразительного чтения. | 1 | 29.01. | |
75-76 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Работа с текстом. | 2 | 31.01. 01.02 | |
77 | С. Есенин «Поёт зима-аукает». Отработка выразительного чтения. | 1 | 02.02. | |
78 | С. Есенин «Берёза». Отработка выразительного чтения. | 1 | 05.02. | |
79-80 | А. Пушкин «Зимняя дорога». Отработка выразительного чтения. Обобщение по теме «Зима». | 2 | 07.02. 08.02. | |
VІІІ | Весна | | | |
81 | Г. Скребицкий «Март». Работа с текстом. | 1 | 09.02. | |
82 | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает». Отработка выразительного чтения. | 1 | 12.02. | |
83 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой весны». Работа с текстом. | 1 | 14.02. | |
84 | Г. Скребицкий «Весна-красна». Работа с текстом. | 1 | 15.02. | |
85 | Г. Скребицкий «Грачи прилетели». Работа с текстом. | 1 | 16.02. | |
86 | Г. Скребицкий «Заветный кораблик». Работа с текстом. | 1 | 19.02. | |
87 | Г. Скребицкий «В весеннем лесу». Работа с текстом. | 1 | 21.02. | |
88 | А. Толстой «Весенние ручьи». Отработка выразительного чтения. | 1 | 22.02. | |
89 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами». Отработка выразительного чтения. | 1 | 26.02. | |
90 | А. Блок «Ворона». Отработка выразительного чтения. | 1 | 28.02. | |
91 | Е. Серова «Подснежник». Отработка выразительного чтения. | 1 | 01.03. | |
92 | И. Соколов-Микитов «Весна». Работа с текстом. | 1 | 02.03. | |
93 | И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном». Отработка выразительного чтения. | 1 | 05.03. | |
94 | Родина и родная природа в стихотворении С. Есенина «Черёмуха». | 1 | 07.03. | |
95 | Я. Аким «Весна, весною, о весне». Отработка выразительного чтения. | 1 | 09.03. | |
96-97 | Обобщение по теме «Весна». Внеклассное чтение. Весна в русской поэзии. | 2 | 12.03. 14.03 | |
ІХ | О животных | | | |
98 | Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Работа с текстом. | 1 | 15.03. | |
99 | Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Характер героя. | 1 | 16.03. | |
100 | А. Толстой «Желтухин». Работа с текстом. | 1 | 26.03. | |
101 | А. Толстой «Желтухин». Работа с текстом. | 1 | 28.03. | |
102 | А. Толстой «Желтухин». Работа с текстом. | 1 | 29.03. | |
103 | Юмор ситуации в рассказе К. Паустовского «Кот Ворюга». | 1 | 30.03. | |
104 | Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом. | 1 | 02.04. | |
105 | Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом. | 1 | 04.04. | |
106 | Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом. | 1 | 05.04. | |
107 | Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом. | 1 | 06.04 | |
108 | Э. Асадов «Дачники». Выразительное чтение. | 1 | 09.04. | |
109 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» Развитие речи « Моя помощь диким животным» | 1 | 11.04. | |
110 | С. Михалков «Будь человеком». Выразительное чтение. | 1 | 12.04. | |
111 | Обобщение по теме «О животных» | 1 | 13.04 | |
Х | Из прошлого нашего народа | | | |
112 | О. Тихомиров «На поле Куликовом». Работа с текстом. | 1 | 16.04. | |
113 | О. Тихомиров «Куликовская битва». Работа с текстом. | 1 | 18.04. | |
114 | О. Тихомиров «Слава героям». Работа с текстом. | 1 | 19.04. | |
115 | С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года». Работа с текстом. | 1 | 20.04. | |
116 | Поэтический образ женщины в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос». | 1 | 18.04. | |
117-118 | А. Куприн «Белый пудель». Работа с текстом. | 2 | 23.04. 25.04 | |
119 | А. Куприн «Белый пудель». Работа с текстом. | 1 | 26.04 | |
120 | А. Куприн «Белый пудель». Работа с текстом. Характеристика героев. | 1 | 27.04. | |
121 | Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!» Выразительное чтение. | 1 | 30.04. | |
122 | Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» Выразительное чтение. | 1 | 02.05. | |
123 | Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа». | 1 | 03.05. | |
124 | Внеклассное чтение. Произведения о войне. | 1 | 04.05. | |
ХІ | Из произведений зарубежных писателей | | | |
125 | В. Гюго «Гаврош» Характер героя, умение выстоять в любых жизненных ситуациях. | 1 | 07.05. | |
126 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Работа с текстом. | 1 | 08.05. | |
127 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Работа с текстом. | 1 | 10.05. | |
128-129 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характер героя, умение выстоять в любых жизненных ситуациях. | 2 | 11.05. 14.05. | |
130-131 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Работа с текстом. | 2 | 16.05. 17.05 | |
132 | Мудрость и мораль в сказке С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | 18.05. | |
133 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Работа с текстом. | 1 | 21.05. | |
134-135 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Работа с текстом. | 2 | 23.05. 24.05. | |
136 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Жертвенность Русалочки. | 1 | 25.05. | |
137 | Внеклассное чтение. Сказки Г. Х. Андерсена. | 1 | 28.05. | |
138 | Обобщение по теме «Из произведений зарубежных писателей» | 1 | 30.05. | |
139 | Внеклассное чтение. Что читать на каникулах. | 1 | 31.05. | |