Управление образования и науки Тамбовской области.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Котовский индустриальный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ 01 «Основы философии»
Котовск, 2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО):
- 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящая в укрупненную группу 080000 «Экономика и управление», по направлению 080100 «Экономика»;
- 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», входящая укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»;
- 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящая в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование»;
- 230111 «Компьютерные сети», входящая в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящая в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящая в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнология», по направлению 240100 «Химическая технология».
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Котовский индустриальный техникум (ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»)
Разработчик:
Подхватилина Н.В. преподаватель дисциплин ОГСЭ
________________
Рассмотрено на заседании ПЦК 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 28 августа 2012 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2012г, протокол №1, утверждена зам. директора по УР Г.И.Мовчко.
Председатель ПЦК _______________ Т.В.Третьякова
Зам. директора _______________ Г.И.Мовчко
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации примерной программы учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 9 |
1. паспорт ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения программы
Рабочаяпрограмма учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
- 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 080000 «Экономика и управление», по направлению 080100 «Экономика»;
- 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», входящих укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»;
- 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование»;
- 230111 «Компьютерные сети», входящих в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящих в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящих в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнология», по направлению 240100 «Химическая технология».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы философии» входит в цикл ОГСЕ.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 0 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
работа с первоисточниками | 4 |
подготовка к семинарам | 6 |
написание рефератов | 8 |
домашние работы | 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Философия и мировоззрение. От мифа к Логосу: становление философии. Специфика философского отношения к миру. Философия, как наука и любовь к мудрости. Функции философии. Назначение философии. |
Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени | | 18 | |
Тема 1.1. Великие философы мира. Конфуций. Лао-Цзы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Древнекитайская философия и ее место в мировой философии. Концепция идеального человека у Конфуция. Концепция недеяния в философии Лао-Цзы (даосизм). |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций по теме | 1 |
Тема 1 2. Древнеиндийская философия. Буддизм. | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные положения древнеиндийской философии. Учение о четырех благородных истинах. Путь познания. Нирвана, как идеальное состояние личности. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию рефератов | 1 |
Тема 1.3. Античные философы, как учители человечества (милетская школа, Сократ, Платон, Аристотель) | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Пифагор и его учение о числах. Сократ: принцип сомнения и Сократовская ирония. Философские системы Платона и Аристотеля. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару | 1 |
Тема 1.4. Средневековая философия. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в средние века. |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с первоисточниками | 1 |
Тема 1.5. Философы-ученые Нового времени. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Философия нового времени и ее особенности. Спор эмпириков и рационалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б Спиноза и др.). |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию рефератов | 1 |
Тема 1.6. Немецкая классическая философия. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
И.Кант – титан философской мысли: докритический и критический период его деятельности. Этика и категорический императив Канта. Диалектика Гегеля. Шопенгауэр – воля, как основа мира Ницше, его учение о сверхчеловеке. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию рефератов | 1 |
Тема 1.7. Русская философия конца 19 начала 20 века. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Особенности русской философии. Славянофилы и западники. В.Соловьев и его философия всеединства |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару | 1 |
Тема 1.8. Н.А. Бердяев, марксизм в России. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Русский космизм. Творчество М.А. Бердяева, как нравственный долг личности и прорыв к свободе. Марксизм в России. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка плана-конспекта | 1 |
Тема 1.9. Современная философия. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Позитивизм и неопозитивизм. Экзистенциализм и аналитическая философия. К. Ясперс, П.Сартр, М. Хайдеггер. Феноменология, Э. Гуссерль. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию рефератов | 1 |
Раздел 2. Основные проблемы философии бытия. | | 4 | |
Тема 2.1. Основные проблемы философии бытия. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие «бытие» в философии. Виды бытия. Субстанция, пространство, время, движение. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов | 1 |
Тема 2.2. Философия и научная картина мира. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Взаимосвязь явлений и процессов в природе. Структурные связи. Понятие о детерминизме и индетерминизме. Научная картина мира. Философские представления о жизни и месте человека в космосе. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару | 1 |
Раздел 3. Человек – сознание – познание. | | 10 | |
Тема 3.1. Человек, как главная философская проблема. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Философия о природе и сущности человека. Основные отношения человека: к самому себе, другим, к обществу, к культуре, к природе. Проблема «Я», образ «Я». |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка плана-конспекта | 1 |
Тема 3.2. Основополагающие категории человеческого бытия. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Свобода – необходимое условие человеческого существования. Творчество, гениальность и талант. Любовь, как путь реализации личности. Смысл жизни человека. Жизнь и смерть. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару | 2 |
Тема 3.3. Проблема сознания. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Философия о происхождении и сущности сознания. Сознание, мышление, язык. Сознательное и бессознательное. Три стороны сознания. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений | 1 |
Тема 3.4. Сознание и бессознательное. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Теория психоанализа З. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Сознание и бессознательное. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию рефератов | 1 |
Тема 3.5. Учение о познании. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Как человек познает окружающий мир. Спор сенсуалистов, реалистов и агностиков, о природе познания. Истина, ее виды и критерии. Методы и формы научного познания. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка плана-конспекта | 1 |
Раздел 4. Духовная жизнь человека. | | 4 | |
Тема 4.1. Философия и религия. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Исторические типы взаимоотношения человеческого и божественного. Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений | 1 |
Тема 4.2. Философия и искусство. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Искусство, как феномен жизни. Кризис современного искусства, дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка плана-конспекта | 1 |
Раздел 5. Социальная жизнь. | | 10 | |
Тема 5.1. Философия и история | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г. Гегель, К.Маркс), концепция многолинейного развития (К. Ясперс, М.Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А И.Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию рефератов | 1 |
Тема 5.2. Философия и культура | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Теории происхождения культуры. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Кризис культуры и пути его преодоления |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка плана-конспекта | 1 |
Тема 5.3. Философия и глобальные проблемы современности | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Кризис современной цивилизации: гибель природы, переноселение, терроризм, духовный кризис. Попытки глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человека. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару | 2 |
Тема 5.4. Философия техники. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Философия техники. Наука и техника и их влияние на будущее человечества. Основные философские концепции развития будущего человечества. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов | 1 |
Тема 5.5. Итоговое повторение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Зачетное занятие |
Всего: | 72 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: учебные столы, учебные стулья
Технические средства обучения: компьютеры, слайд-проектор, интерактивная или маркерная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. М.,2006.
2.Губин В.Д. Основы философии. М., 2008.
3.Изревич П.С. Основы философии М.,2002.
4.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии СПБ., 1995.
5.Канке В.А. Основы философии. М.,2008.
6.Мир философии в 2-т.М.,1991.
7.Хрестоматия по истории философии в 3 томах . М.,2000
Дополнительные источники:
Современная западная философия. Словарь .М.,2000.
Философский энциклопедический словарь. М.,2000.
Аблеев С.Р.Лекции по философии. М., 2005.
4. лосский Н.О. и
стория русской философии. м., 1991.
5. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. М., 2004.
6. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. М, 2005.
7. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.
8. Парасов В. Философия. М., 2000.
9. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2003.
10. Ясперс К. Смысл назначения истории. М., 1991.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, проведения семинарских занятий, выступления с докладами и презентациями, а также выполнение и защиты обучающимися рефератов по дисциплине.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса; - самостоятельной работы; - решение проблемных задач; - тестирования по темам; - написания рефератов и творческих работ; - создания презентаций по выбранной тематике. Оценка: - тестирования по основополагающим понятиям дисциплины - результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы; Рубежный контроль в форме: - защиты рефератов - выступления на семинарах - тестирование по каждому разделу дисциплины Итоговый контроль в форме зачета |