ГБОУСПО ЛНР «Алчевский торгово-кулинарный колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по УР
_________ /____________
(Подпись) (Ф.И.О.)
«____» _________20___ г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
(72 часа)
Рассмотрено и согласовано
на заседании методической комиссии ___________________________________________
(название методической комиссии)
Протокол № ___ от ____________ 20___г.
Председатель м/к _________ (_________________)
(Подпись) (Ф.И.О.)
2017г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Примерной программы учебной дисциплины «Экология» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования
Организация-разработчик:
ГБОУСПО ЛНР «Алчевский торгово-кулинарный коледж»
Разработчики:
Стешенко С.В., преподаватель
ГБОУСПО ЛНР «Алчевский торгово-кулинарный коледж»
| |
СТРУКТУРА РабоЧЕЙ ПРОГРАММЫ - ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- условия реализации учебной дисциплины
| |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью учебного плана по профессии / специальности СПО
19.01.17 «Повар, кондитер»; 43.01.02 «Парикмахер»
указать профессию/ специальность
Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре учебного плана:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Знать/понимать
Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования
Знакомство с предметом изучения социальной экологии.
Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов.
Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды
Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города
Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения.
Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы.
Уметь:
Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере
Умение выделять основные черты среды, окружающей человека
Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду
Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу
Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища.
Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»
Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу
Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. • Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивогоразвития. • Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. • Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости. • Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов. • История и развитие концепции устойчивого развития. • Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему. • Основные экологические приоритеты современного мира. • Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем. • Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы. • Популяция как экологическая единица. • Причины возникновения экологических проблем в городе. • Причины возникновения экологических проблем в сельской местности. • Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России). • Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России. • Проблемы устойчивости лесных экосистем в России. • Система контроля за экологической безопасностью в России. • Современные требования к экологической безопасности продуктов питания. • Среда обитания и среды жизни: сходство и различия. • Структура экологической системы. • Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития. • Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации. • Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости | |
Итоговая аттестация в форме (указать) Дифференцированный зачет в этой строке часы не указываются |
Тематический план учебной дисциплины Экология
№ темы | Кол-во час. на изуч. темы | Название темы | № урока | Название темы урока | Дата |
1 | 2 | Введение | 1. | Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. | |
2. | Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. | |
3. | Значение экологии в освоении профессии и специальности СПО. Входной контроль знаний. | |
Раздел 1. «Экология как научная дисциплина» (14 часов) |
2 | 5 | 1.1 Экология как научная | 4. | Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. | |
5. | Характеристика и структура популяции. | |
6. | Характеристика экосистемы. | |
7. | Биосфера ее структура. | |
9 | 1.2. Социальная экология | 8. | Предмет изучения социальной экологии. | |
9. | Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. | |
10. | Демография и проблемы экологии. | |
11. | Природные ресурсы, используемые человеком. | |
12. | Понятие «загрязнение среды». | |
13. | Экологические проблемы: региональные и глобальные. | |
14. | Причины возникновения глобальных экологических проблем. | |
15. | Практическое занятие №1«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося». | |
16. | Обобщение знаний по разделу: «Экология как научная дисциплина» Контрольная работа №1 | |
Раздел 2. «Среда обитания человека и экологическая безопасность» (24 часа) |
3 | 5 | 2.1. Среда обитания человека | 17. | Окружающая человека среда и ее компоненты. | |
18. | Естественная и искусственная среды обитания человека. | |
19. | Социальная среда. | |
20. | Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. | |
21. | Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. | |
13 | 2.2. Городская среда | 22. | Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. | |
23. | Шум и вибрация в городских условиях. | |
24. | Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. | |
25. | Экологические вопросы строительства в городе. | |
26. | Экологические требования к организации строительства в городе. | |
27. | Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. | |
28. | Практическое занятие №2 «Описание жилища человека как искусственной экосистемы». | |
29. | Дороги и дорожное строительство в городе. | |
30. | Экологические требования к дорожному строительству в городе. | |
31 | Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Контроль за качеством строительства дорог. | |
32. | Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. | |
33 | Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. | |
34. | Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. | |
6 | 2.3 Сельская среда | 35. | Сельская среда. | |
36. | Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. | |
37. | Сельское хозяйство и его экологические проблемы. | |
38. | Пути решения экологических проблем сельского хозяйства | |
39. | Обобщение знаний по теме: «Среда обитания человека и экологическая безопасность». | |
40. | Контрольная работа №2 | |
Раздел 3. «Концепция устойчивого развития» (12 часов) |
4 | 6 | 3.1.Возникновение концепции устойчивого развития | 41. | Возникновение концепции устойчивого развития. | |
42. | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | |
43. | Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». | |
44. | Переход к модели «Устойчивость и развитие». | |
45. | Эволюция взглядов на устойчивое развитие. | |
46. | Переход к модели «Устойчивость и развитие». | |
6 | 3.2. «Устойчивость и развитие» | 47. | Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». | |
48. | Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. | |
49. | Экологические след и индекс человеческого развития. | |
50. | Практическое занятие №3 «Решение экологических задач на устойчивость и развитие». | |
51. | Обобщение знаний по теме: «Концепция устойчивого развития» | |
52 | Контрольная работа №3 | |
Раздел 4. «Охрана природы» (20 часов) |
5 | 7 | 4. 1. Природоохранительная деятельность | 53. | Природоохранная деятельность. | |
54. | История охраны природы в России, ЛНР. | |
55. | Типы организаций, способствующих охране природы. | |
56. | Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. | |
57. | Особо охраняемые природные территории. Законодательный статус природоохранных территорий. | |
58. | Экологические кризисы и экологические ситуации. | |
59. | Экологические проблемы России, ЛНР. | |
13 | 4.2.Природные ресурсы и их охрана | 60. | Природно-территориальные аспекты экологических проблем. | |
61. | Социально-экономические аспекты экологических проблем. | |
62. | Природные ресурсы и способы их охраны | |
63. | Охрана водных ресурсов. | |
64. | Охрана почвенных ресурсов. | |
65. | Охрана лесных ресурсов | |
66. | Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов) | |
67. | Практическое занятие №4 «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы». | |
68. | Обобщение знаний по теме: «Охрана природы» Контрольная работа №4 | |
69. | Повторение тем изученного материала. | |
70. | Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. | |
71. | Подведение итогов. Обобщающий урок. | |
72. | Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося. | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Экология
(указывается наименование)
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);
• информационно-коммуникационные средства;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты, обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения СПО на базе основного общего образования.
Технические средства обучения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п)
3.2. Информационное обеспечение обучения (
Заполняется по мере наполнения)
Основные источники:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Валова В. Д. Экология. — М., 2012.
Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М.,2014.
Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. — М., 2011.
Для преподавателей
Аргунова М. В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и
устойчивое развитие». — М., 2011.
Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого
развития. — М., 2012.
Интернет-ресурсы
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
Дополнительные источники:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)перечисляются все знания и умения, указанные в п.1.3. | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. | Входящий контроль знаний. Оформление справочного материала. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Зачетная работа. Работа по карточкам. Индивидуальная работа. |
Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере Умение выделять основные черты среды, окружающей человека Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу | Работа с учебником. Работа с таблицами Тестовые задания. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Индивидуальная работа. |
Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие» | Работа по карточкам. Индивидуальная работа. |
Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города -
| Тестовые задания. Работа по карточкам. Оценка результатов работы на практических занятиях. Устный опрос. Фронтальный опрос. Контрольная работа. |
Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. | Входящий контроль знаний. Оформление справочного материала. Устный опрос. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. |
Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране | Входящий контроль знаний. Оформление справочного материала. Устный опрос. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. Самостоятельные работы. Фронтальный опрос. Работа с дополнительным материалом. Уроки обобщения и систематизации знаний. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОЦЕНИВАНИЕ УСТНОГО ОТВЕТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ
РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания/Отметка
95% и более - отлично
80-94%% - хорошо
66-79%% - удовлетворительно
менее 66% - неудовлетворительно
Разработчик:
Стешенко О.В., преподаватель
ГБОУСПО ЛНР «Алчевский торгово-кулинарный колледж»
Эксперты:
____________ __________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________ ___________________ __________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________ _____________________ ___________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)