УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ имени А.М.Горького» ___________Т.Н.Литвиненко Приказ № от«_____»_____________20_ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________________ «_____»______________20_ г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ____________________ протокол №____от_______20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Составил: учитель ОБЖ
и физкультуры Костин
Александр Владимирович
г. Карачев
2016-2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Физическая культура» разработана на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312);
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889);
3. Основной общеобразовательной программы общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»;
4. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012;
Учебник: Лях В.И., Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.
Количество часов: 105.
Цель школьного образования по физической культуре – формирование физически разносторонне развитой личности средствами и методами физической культуры, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, овладения универсальными жизненно важными двигательными действиями и навыками, познания окружающего мира, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Курс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у школьников представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомления с основными положениями науки в области физической культуры. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенций учащихся в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области физической культуры и предназначена для учащихся основной школы (8 класса).
При составлении рабочей программы учитывался базисный учебный план школы, в соответствие с которым, на изучение курса физической культуры в 8 классе отводится 105 часов в год (3 часа в неделю).
Замечания: в связи с особенностями климатических условий, количество часов на лыжную подготовку уменьшено до 13 часов. Оставшиеся часы распределены на спортивные игры и лёгкую атлетику.
II. Содержание предмета из ФГОС
Основы физической культуры и здорового образа жизни.
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивной подготовки.
Олимпийские игры древности и современности. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития физической культуры в России.
Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдение режимов физической нагрузки.
Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений.
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности.
Правила соревнований по одному из базовых видов спорта.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.
Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.
Основы туристской подготовки.
Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).
Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки).
Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения.
Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание малого мяча.
Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.
Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе, волейболе, футболе, мини футболе.
Основные способы плавания: кроль на спине и груди, брасс.
III. Планируемые предметные результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физический нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и коррегирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умение использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны:
называть, описывать, раскрывать, объяснять:
■ роль физической культуры в истории человечества и в современном обществе;
■ связь между спортом и военной деятельностью;
■ краткую мировую историю Олимпийских игр и олимпийского движения, историю развития олимпизма в России;
■ олимпийские виды спорта, виды соревнований, проводимых в нашей стране, спортивные традиции, поддерживаемые в России, имена выдающихся отечественных спортсменов;
■ значение физического воспитания для современного человека;
■ принципы и значение здорового образа жизни и активного отдыха для подростка;
■ технику выполнения двигательных действий и приёмы, изучаемые в соответствии с учебной программой (организационные команды и приёмы, техника ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания, передвижения на лыжах);
■ способы выбора упражнений для развития тех или иных двигательных качеств;
■ способы регулирования физической нагрузки;
■ способы оценки физической подготовленности, типа телосложения;
■ признаки крепкого здоровья, правильной осанки;
■ правила техники безопасности во время занятий физическими упражнениями;
■ основные меры профилактики травматизма;
■ приёмы оказания доврачебной помощи при травмах;
■ правила закаливания организма и основные способы массажа;
■ способы организации досуга в закрытых помещениях и на открытом воздухе средствами физической культуры;
■ значение физической подготовки с прикладной направленностью в обычной жизни;
уметь:
■ выполнять упражнения для профилактики и коррекций нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
■ выполнять упражнения утренней гигиенической гимнастики;
■ выполнять упражнения физкультминуток;
■ выполнять упражнения дыхательной гимнастики, для концентрации внимания, психорегуляции;
■ составлять и варьировать комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток с учётом индивидуальных особенностей и потребностей для развития двигательных качеств;
■ выполнять основные акробатические, гимнастические и легкоатлетические упражнения и их комбинации;
■ выполнять упражнения на лыжах (при наличии снежного покрова в зимний период в месте проживания);
■ выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе;
■ оказывать доврачебную помощь при травмах;
■ оценивать развитие и состояние организма по основным физическим показателям здоровья (масса и длина тела, окружность грудной клетки, осанка, частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений) и с помощью функциональных проб;
■ оценивать собственную физическую подготовку с помощью двигательных тестов;
■ пользоваться приёмами самонаблюдения, самоконтроля для мониторинга развития основных двигательных качеств;
■ организовывать досуг средствами физической культуры;
■ организовывать и проводить спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу среди школьников.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы.
IV. Тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения урока | Виды, формы контроля. | Тип урока | Примечание |
планируемая | фактически |
| Раздел 1. Основы физической культуры и здорового образа жизни | 3 | | | | | |
1 | Техника безопасности: вводный инструктаж, первичный инструктаж, правила безопасного поведения при занятиях на улице, в спортивном зале. | 1 | | | лекция | | |
2,3 | Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни | 2 | | | лекция | | |
| Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность | 93 | | | | | |
| 2.1 Лёгкая атлетика | 28 | | | | | |
4,5 | Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон | 2 | | | Комбиниров. | | |
6,7 | Низкий старт | 2 | | | Комбиниров. | | |
8,9 | Финальное усилие. Эстафетный бег | 2 | | | Комбиниров. | | |
10 | Развитие скоростных способностей | 1 | | | Комбиниров. | | |
11,12 | Развитие скоростной выносливости | 2 | | | Комбиниров. | | |
13,14 | Развитие скоростно-силовых способностей в метании. | 2 | | | Комбиниров. | | |
15 | Метание мяча на дальность | 1 | | | Комбиниров. | | |
16 | Метание мяча на дальность | 1 | | | Комбиниров. | | |
17,18 | Развитие силовых и координационных способностей в прыжках | 2 | | | Комбиниров. | | |
19 | Прыжок в длину с разбега | 1 | | | Комбиниров. | | |
20 | Прыжок в длину с разбега | 1 | | | Комбиниров. | | |
21,22 | Развитие выносливости | 2 | | | Комбиниров. | | |
23,24 | Развитие силовой выносливости | 2 | | | Комбиниров. | | |
25,26 | Преодоление горизонтальных препятствий | 2 | | | Комбиниров. | | |
27,28 | Переменный бег | 2 | | | Комбиниров. | | |
29 | Гладкий бег | 1 | | | Комбиниров. | | |
30,31 | Кроссовая подготовка | 2 | | | Комбиниров. | | |
| 2.2 Баскетбол | 17 | | | | | |
32,33 | Стойки и передвижения, повороты, остановки в баскетболе | 2 | | | Комбиниров. | | |
34,35 | Ловля и передача мяча | 2 | | | Комбиниров. | | |
36,37 | Ведение мяча | 2 | | | Комбиниров. | | |
38,39 | Бросок мяча | 2 | | | Комбиниров. | | |
40,41 | Бросок мяча в движении | 2 | | | Комбиниров. | | |
42,43 | Штрафной бросок | 2 | | | Комбиниров. | | |
44,45 | Индивидуальная техника защиты | 2 | | | Комбиниров. | | |
46,47 | Тактика игры | 2 | | | Комбиниров. | | |
48 | Развитие кондиционных и координационных способностей | 1 | | | Комбиниров. | | |
| 2.3 Лыжная подготовка | 13 | | | | | |
49 | Охрана труда на уроках лыжной подготовки | 1 | | | Комбиниров. | | |
50,51 | Совершенствование техники попеременного и одновременного лыжных ходов | 2 | | | Комбиниров. | | |
52 | Совершенствование техники подъемов и спусков на склонах. Торможение плугом | 1 | | | Комбиниров. | | |
53 | Совершенствование техники подъемов и спусков на склонах. Поворот плугом | 1 | | | Комбиниров. | | |
54 | Совершенствование техники лыжных ходов во время прохождения дистанции 2 км | 1 | | | Комбиниров. | | |
55 | Дистанция 3 км со средней скоростью со сменой ходов по рельефу местности | 1 | | | Комбиниров. | | |
56 | Прохождение дистанции 3 км со средней скоростью по пересеченной местности | 1 | | | Комбиниров. | | |
57 | Контрольная гонка 2 км | 1 | | | Комбиниров. | | |
58 | Прохождение дистанции 3 км со средней скоростью | 1 | | | Комбиниров. | | |
59 | Контрольный урок на дистанцию 3 км | 1 | | | Комбиниров. | | |
60,61 | Совершенствование навыков катания с горок | 2 | | | Комбиниров. | | |
| 2.4 Волейбол | 14 | | | | | |
62,63 | Стойки и передвижения, повороты, остановки в волейболе | 2 | | | Комбиниров. | | |
64,65 | Прием и передача мяча | 2 | | | Комбиниров. | | |
66,67 | Прием мяча после подачи | 2 | | | Комбиниров. | | |
68,69 | Подача мяча | 2 | | | Комбиниров. | | |
70,71 | Нападающий удар | 2 | | | Комбиниров. | | |
72,73 | Развитие координационных способностей | 2 | | | Комбиниров. | | |
74,75 | Тактика игры | 2 | | | Комбиниров. | | |
| 2.5 Гимнастика с основами акробатики | 21 | | | | | |
76,77 | Инструктаж по ТБ. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Гимнастика как вид спорта, краткая историческая справка становления и развития. Организующие команды и приёмы. Перестроение в движении. | 2 | | | Комбиниров. | | |
78,79 | Акробатика как вид спорта, краткая историческая справка становления и развития. | 2 | | | Комбиниров. | | |
80, 81, 82 | Развитие силовых способностей. Связь формирования стройной фигуры с формированием правильной осанки и развитием основных физических качеств. | 3 | | | Комбиниров. | | |
83,84 | Комплекс упражнений с предметами для формирования правильной осанки. Опорные прыжки. | 2 | | | Комбиниров. | | |
85,86 | Контрольное упражнение на гибкость – наклон вперёд из положения сидя. Опорные прыжки. Висы. | 2 | | | Комбиниров. | | |
87,88 | Гибкость как физическое качество. Роль и значение развития гибкости для укрепления здоровья и жизнедеятельности человека. | 2 | | | Комбиниров. | | |
89,90 | Строевой шаг. Повороты на месте. | 2 | | | Комбиниров. | | |
91,92 | Дыхательная гимнастика, её значение в укреплении здоровья, профилактике утомления. | 2 | | | Комбиниров. | | |
93,94 | Лазание по канату в два приёма. | 2 | | | Комбиниров. | | |
95,96 | Эстафеты с предметами и без | 2 | | | Комбиниров. | | |
| Раздел 3. Физкультурно-оздоровительная деятельность | 8 | | | Комбиниров. | | |
97,98 | Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры. | 2 | | | Комбиниров. | | |
99, 100 | Основы туристской подготовки. | 2 | | | Комбиниров. | | |
101, 102 | Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа | 2 | | | Комбиниров. | | |
103, 104 | Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. | 2 | | | Комбиниров. | | |
105 | Итоговое занятие | 1 | | | Комбиниров. | | |
| | 105 | | | | | |
V. Литература и средства обучения
1.Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов, - М., «Просвещение», 2014г.
2. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. – М.: «Просвещение», 2005.
3. Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. Физическая культура 5-9 классы. Программа. : – М: «Вентана – Граф», 2015
4. Лях В,И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях М.: ООО Фирма « Издательство АСТ», 1998.
5. Примерные программы по физической культуре. 1-11 классы, под редакцией В. И. Лях, А. А. Зданевич. - Москва: Просвещение, 2012 г.
6. Физическая культура: учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. Ред. В. И. Ляха. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012.