СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе нового образовательного стандарта ФГОС НОО с указанием предметных, метапредметных и личностных результатов. По данной программе уже отработан учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС»

Комитет по образованию города Барнаула


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Принято»

Заведующая кафедрой


_________/А.А. Приходько/


Протокол № ___

от «__»_____20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия №45»

____________/С.П. Журавлева/


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №45»

________________/О.А. Гайн/

ФИО

Приказ № ___

от «__»_______20___г.

«Гимназия №45» г. Барнаула





Рабочая программа

по географии


5 класс

базовый уровень



на 2015–2016 учебный год


Рабочая программа составлена на основе авторской основной образовательной программы основного общего образования по географии 5 – 9 класс. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин





Составитель: Макушина

Ольга Александровна

учитель географии

_______________________

(квалификационная категория)





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20__ г.






Барнаул 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «География. Начальный курс. 5 класс» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

  • Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования

  • Авторской основной образовательной программы основного общего образования по географии 5 – 9 класс. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин

  • в соответствии с учебным планом и положением о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия 45».


1. Цели и задачи курса.

Основными целями курса являются:

- познакомить с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, со взаимодействием природы и человека;

- пробудить интерес к естественным наукам и географии в частности;

- сформировать умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении данного предмета решаются следующие задачи:

- знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;

- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.


2. Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс. 5 класс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Предусмотрено выполнение в данном курсе четырех обязательных практических работ:

- Географические открытия древности и Средневековья

- Важнейшие географические открытия

- Ориентирование по компасу

- Составление простейшего плана местности.

«География. Начальный курс. 5 класс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения - 35 (1 час в неделю), из них 2 часа – резервное время.


3. Место учебного курса «География. Начальный курс. 5 класс» в учебном плане.

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 – 6 классах по 35 часов (1 час в неделю), в 7, 8 и 9 классах – по 70 и 68 часов (2 часа в неделю).

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «География. Начальный курс. 5 класс».


4.1. Личностные результаты.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии в 5 классе:

- гуманистические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

        

4.2. Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс 5 класс», основаны на формировании универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Учащийся должен уметь:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Учащийся должен уметь:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений,

- производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД.

Учащийся должен уметь:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


4.3. Предметные результаты.

1) Осознание роли географии в познании окружающего мира.

Учащийся должен уметь объяснять роль различных источников географической информации.

2) Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира.

Учащийся должен уметь:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3) Использование географических умений.

Учащийся должен уметь:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4) Использование карт как моделей.

Учащийся должен уметь определять на карте местоположение географических объектов.

5) Понимание смысла собственной действительности.

Учащийся должен уметь:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


5. Формы и методы обучения.

При проведении урока, с учетом его типа, используются следующие формы работы:

- индивидуальная;

- парная;

- групповая,

- дифференцированная,

- проектная.

Также на уроках используются методы:

- работа с различными источникам информации (карты, схемы, таблицы и т.д.) и дидактическим материалом;

- использование ТСО и демонстрация презентаций, кинофильмов;

- проектный и проблемный (анализ проблем и пути выхода из них);

- решение дискуссионных вопросов с учетом социального опыта обучающихся и теоретических знаний.


6. Содержание курса «География. Начальный курс.5 класс»


6.1. Содержание программы.

Тема 1: Что изучает география (5 часов)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».


Тема 2: Как люди открывали Землю (5 часов)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Практическая работа № 1: Важнейшие открытия древности и Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практическая работа № 2: Как люди открывали Землю.

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю».


Тема 3: Земля во Вселенной (9 часов)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю.А.Гагарин.

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».


Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 часа)

Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.

Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практическая работа № 4: Составление простейшего плана местности.

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли».


Тема 5: Природа Земли (10 часов)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».


Повторение и обобщение (2 часа).

Повторение материала курса «География. Начальный курс. 5 класс»

Обобщение знаний по курсу «География. Начальный курс. 5 класс»


6.2. Перечень обязательной географической номенклатуры:

Планеты и их спутники: Меркурий, Венера, Земля (Луна), Марс (Деймос, Фобос), Юпитер (63 спутника: Каллисто, Ганимед, Европа, Ио), Сатурн (60 спутников: Титан), Уран (27 спутников: Титания), Нептун (13 спутников: Тритон).

Параллели: Экватор,

Меридианы: Начальный (Нулевой, Гринвичский) меридиан;

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида;

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный

Моря: Средиземное, Баренцево, Карское, Филиппинское, Аравийское, Коралловое

Острова: Азорские, Канарские, Новая Гвинея, Шпицберген, Новая Земля, Алеутские, Командорские, Курильские, Гренландия, Сахалин

Архипелаги: Северная Земля, Земля Франца-Иосифа, в составе Океании

Полуострова: Кольский, Аляска, Камчатка;

Реки: Нил, Печора, Иртыш, Обь, Колыма, Анадырь, Тигр, Евфрат, Янцзы, Миссисипи, Амазонка, Муррей

Озера: Байкал, Великие озера: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио, Эйр

Горы: Уральские, Гималаи, Кордильеры, Анды, Памир, Тянь-Шань

Вершины: Джомолунгма (Эверест) – 8848 м, Килиманджаро – 5895 м, Мак-Кинли – 6193 м,

Равнины: Западно-Сибирская, Восточно-Европейская

Мысы: Доброй Надежды

Вулканы: Везувий, лаки, Унсен, Тамбора, Кракатау

Проливы:  Берингов;

Пустыни: Сахара

Водопады: Виктория, Анхель, Ниагарский;

Страны: Египет, Испания, Фпанция, Ирландия, Великобритания, Индия, Китай, Куба, Греция, Португалия, Италия, США, Япония, Бразилия, Канада, Индонезия, Филиппины


6.3. Распределение учебного материала в 5 классе.

№ п/п

Раздел (тема)

Кол-во

Часов

Кол-во

Практ/работ

1

Что изучает география

5


2

Как люди открывали Землю

5

2

3

Земля во Вселенной

9


4

Виды изображений поверхности Земли

4

2

5

Природа Земли

10


6

Повторение и обобщение

2



ИТОГО

35

4



7. Тематическое планирование курса «География. Начальный курс. 5 класс»


урока

Раздел, тема

кол-во часов

Урок

Виды деятельности обучающихся

1

Тема 1: Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем


Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций

2


Науки о природе

Работа с учебником и электронным приложением

3


География – наука о земле

Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией

4


Методы географических исследований

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

5


Обобщение знаний по теме «Что изучает география»

Выполнение индивидуальных заданий. Работа атласом и учебником

6

Тема 2: Как люди открывали Землю (5 часов)

Географические открытия древности и Средневековья

Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника

7


Важнейшие географические открытия

Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентаций.

8


Открытия русских путешественников

Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников»

9


Открытия русских путешественников (продолжение)

10


Обобщение знаний по теме «Как люди открывали Землю»

Выполнение индивидуальных заданий. Работа атласом и учебником

11

Тема 3: Земля во Вселенной (9 часов)

Как древние люди представляли себе Вселенную

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя

12


Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир»

13


Соседи Солнца

Работа с текстами и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя.

14


Планеты-гиганты и маленький Плутон

Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника.

15


Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника.

16


Мир звезд

Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел.

17


Уникальная планета — Земля

Сравнение особенностей планет земной группы.

18


Современные исследования космоса

Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В.В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А.А. Леонов)

19


Обобщение знаний по теме «Земля во Вселенной»

Выполнение индивидуальных заданий, работа с атласом и учебником.

20

Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 часа)

Стороны горизонта

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.

21


Ориентирование

Ориентирование по компасу и местным признакам

22


План местности и географическая карта

Отработка знания условных знаков плана. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности.

23


Обобщение знаний по теме «Виды изображений поверхности Земли».

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме

24

Тема 5: Природа Земли (10 часов)

Как возникла Земля

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя.

25


Внутреннее строение Земли

Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя

26


Землетрясения и вулканы

Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов.

27


Путешествие по материкам

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли

28


Вода на Земле

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

29


Воздушная одежда Земли

Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока.

30


Живая оболочка Земли

Работа с учебником и электронным приложением

31


Почва — особое природное тело

Анализ текста учебника, работа с электронным приложением

32


Человек и природа

Выполнение тестовых заданий, работа с картами, повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант)

33


Обобщение знаний по теме «Природа Земли»

Выполнение заданий учителя, работа с учебником и атласом

34

Обобщение и повторение (2 часа)

Повторение знаний по курсу «География. Начальный курс. 5 класс»

Работа с учебником, атласом, электронным приложением. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант)

35


Обобщение знаний по курсу «География. Начальный курс. 5 класс»

Выполнение тестовых заданий, работа с атласом и картами




8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.


8.1. Учебно-методическое обеспечение.


№ п/п

Название

Авторы /издательство

Наличие электронного приложения


8.1.1. Учебники

1

География. Начальный курс. 5 класс

И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

ДА


8.1.2. Учебно-методические пособия

1

География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие

И.И. Баринова, Т.А. Карташева

НЕТ

2

География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь.

Н.И. Сонин, С.В. Курчина

НЕТ


8.1.3. Дополнительная литература для учителя

1

Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы.

И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин

НЕТ

2

Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя

Издательство «Первое сентября», 2002

НЕТ


8.1.4. Дополнительная литература для обучающихся

1

Атлас. Начальный курс географии 6 класс с комплектом контурных карт.

Новосибирская картографическая фабрика

НЕТ

2

Большой географический атлас

Олма-Пресс, 2002

НЕТ

3

Атлас Солнечной системы

Издательство «Просвещение», 2007

НЕТ

4

Энциклопедия для детей: география

Издательство «Аванта-плюс», 2000

НЕТ

5

Энциклопедия для детей: астрономия

Издательство «Аванта-плюс», 2000

НЕТ







8.2. Материально-техническое обеспечение.


8.2.1. Учебное оборудование и компьютерная техника


№ п/п

Наименование учебного оборудования

Темы, в изучении которых применяется данное оборудование


8.2.1.1. Учебное оборудование

1

Географические карты

Все темы курса

2

Тематические таблицы

Все темы курса

3

Портреты выдающихся географов и путешественников

№№ 6 - 10

4

Компас

№№ 20 - 24


8.2.1.2. Компьютерная техника и интерактивное оборудование

1

Компьютер

Все темы курса

2

Мультимедиапроектор

Все темы курса

3

Интерактивная доска

Все темы курса

4

Интерактивное наглядное пособие «Великие географические открытия»

№№ 6 - 10

5

Интерактивное наглядное пособие «План и карта»

№№ 20 - 24

6

Интерактивное наглядное пособие «Земля во Вселенной»

№№ 11 – 19

7

Интерактивная модель Солнечной системы

№ 13


8.2.2. Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении курса.


№ п/п

Наименование образовательного ресурса, доступ для скачивания

Темы, в изучении которых применяются данные образовательные ресурсы


8.2.2.1. Электронные образовательные ресурсы

1

География. Начальный курс 5 класс. Электронное приложение к учебнику (доступно для скачивания на сайте издательства «Дрофа» WWW. Drofa. ru).

Все темы курса


8.2.2.2. Свободные образовательные Интернет-ресурсы

1

Видео-уроки по предметам школьной программы (доступны для просмотра на сайте Interneturok.ru)

Все темы курса

2

Интернет-ресурсы (доступны для скачивания и использования на сайтах http://www.youtube.com/; http://www,openclass.ru/node; my-geography.ru; http: //www.national-geographic.ru)

Все темы курса

9. Планируемы результаты изучения курса «География. Начальный курс 5 класс»


Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;



- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;


9.1. Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты - гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности.


9.2. Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описания объектов;

- составлять простой план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- оценивать работу одноклассников.


9.3. Личностные результаты

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

- общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- основами экологической культуры.


10. Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.


10.1. Устный ответ.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

Ученик:

- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

- показывает хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач

«4»

Ученик:

- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины

  1. - Ответ самостоятельный;

  2. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  3. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  4. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  5. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  6. Понимание основных географических взаимосвязей;

  7. Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки

«3»

Ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

«2»

Ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

«1»

Ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


10.2. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

Ученик:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

«4»

Ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета

- не более двух недочетов

«3»

Ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок

- не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета

- не более двух-трех негрубых ошибок

- не более одной негрубой ошибки и трех недочетов

Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

«2»

Ученик:

- допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»

- если правильно выполнил менее половины работы

«1»

Ученик:

- не приступал к выполнению работы

- правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


Примечание.

1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается

работа над ошибками, устранение пробелов.


10.3. Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Количество вопросов в тесте

Время выполнения

Критерии оценивания

10 вопросов

10 – 15 минут

«5» - 10 правильных ответов

«4» - 7 – 9 правильных ответов

«3» - 5 – 6 правильных ответов

«2» - менее 5 правильных ответов

20 вопросов

30 – 40 минут

«5» - 18 – 20 правильных ответов

«4» - 14 – 17 правильных ответов

«3» - 10 – 13 правильных ответов

«2» - менее 10 правильных ответов


10.4. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

«4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение

умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

«3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже

выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

«2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные

результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


10.5. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4»

правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3»

правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

«2»

неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

«1»

полное неумение использовать карту и источники знаний


10.6. Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

2) незнание наименований единиц измерения;

3) неумение выделить в ответе главное;

4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

5) неумение делать выводы и обобщения;

6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

9) нарушение техники безопасности;

10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

2) ошибки в вычислениях;

3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

4) орфографические и пунктуационные ошибки.


10.7. Требования к работе в контурных картах:

-      Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу обучающийся ставит свою фамилию и класс.

-      При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

-      Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор распола­гают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

-      Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

-      Если того требует задание, карту раскрашивают цветными ка­рандашами, а затем уже подписывают географические названия.

-      В начале учебного года все работы в контурных картах вы­полняются простыми карандашами, потому что навыки рабо­ты с контурными картами слабы, и обучающиеся делают ошибки.