СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная Рабочая Программа составлена в соответствии с ФГОС для уроков географии 7 класса. В Программе предложены контрольно-измерительные материалы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрянская средняя общеобразовательная школа №5»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей физики, химии, биологии, информатики, истории, ОБЖ, географии Протокол № Руководитель МО_______ Силина И.М. | Утверждено: Директор школы О.Н. Шилкова . |
Рабочая программа
по географии
7 класс
Учитель: Никитина Татьяна Ильинична,
высшая квалификационная категория
г. Добрянка, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для параллели 7 общеобразовательных классов составлена на основе:
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года;
- «Образовательной программы основного общего образования» МБОУ ДСОШ № 5
- «Положения о рабочей программе педагога» МБОУ ДСОШ № 5
- примерной программы по предмету «География» 5-9, М., «Просвещение», 2011;
- программы по географии 5-9 классы, авторы-составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя, М., издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.
- учебника «География. Материки, океаны, народы и страны», авторы Душиа И.В., Смоктунович Т.Л., М. Вентана-Граф. 2015.
Место курса в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «ДООШ №5» на изучение географии в 7 классе отводится 68 часа в год (2 час в неделю).
Цели и задачи курса
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы географических знаний, как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-отвественного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
освоения программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору своей дальнейшей профессиональной траектории в соответствии со своими интересами и способностями.
Кроме того, к метапредметным результатами относятся универсальные способы деятельности, которые формируются в том числе и школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели, задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях граждан, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление ит.п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среды.
Формы, методы, технологии обучения
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
На уроках используются следующие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Применяется следующая классификация методов обучения:
по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
В работе используются следующие технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровниевая, ИКТ, деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии
Для фиксации результатов обучения применяются различные формы проверки и оценки результатов обучения: письменные контрольные работы, устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы, работы на контурных картах,
Литература для учащихся.
И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович, География. Материки, океаны, народы и страны, 7 класс, М., Вентана-Граф, 2014 (учебник)
Атлас «География, земля и люди». Сферы. М., Просвещение. 7 класс.
Литература для учителя:
И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович, География. Материки, океаны, народы и страны, 7 класс, М., Вентана-Граф, 2014 (учебник)
О.В. Крылова, География. Материки и океаны. М., Просвещение , 2007 (учебник для работы в классе, задачник)
Атлас, география, земля и люди. Сферы. М., Просвещение. 7 класс.
Е.А. Беловолова Формирование ключевых компетенций на уроках географии М.:Вентана-Граф, 2010
Е.А. Беловолова Формирование универсальных учебных действий. География 5-9 классы, М., Вентана-граф, 2013
С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская, Развитие критического мышления на уроке, М., Просвещение, 2011
География, активизация познавательной деятельности, Волгоград, изд. «Учитель», 2008
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания (базовые понятия) | Планируемые результаты обучения (ученик научится, ученик получит возможность научиться) | Тип урока | Сроки
|
Введение. Источники географической информации (2 ч)
| |||||
1 | Введение. Страноведение | Что изучают в курсе географии «Страноведение». | Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой. Определять структуру курса по содержанию учебника | Урок изучения нового материала | 1 нед сентября |
2. | Источники географических знаний | Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и характеристики | Составлять перечень источников географической информации. Группировать карты учебника и атласа по разным признакам (охвату территории, масштабу, содержанию). | Урок актуализации знаний и умений | 1 нед сентября |
Современный облик планеты Земля (11 часов) | |||||
3. | Происхождение материков и впадин океанов | Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие «геологическое время», понятие «географическое положение» | Выделять в геологическом времени этапы развития Земли. Объяснять происхождение материков и впадин океанов. Определять географическое положение материков, океанов, частей света. Сравнивать географическое положение этих объектов, устанавливать сходство и различия | Урок изучения нового материала | 2 нед. сентября |
4. | Теория литосферных плит | Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры | Устанавливать связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа. Определять по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Читать карту «Строение земной коры» Объяснять опасные природные явления, происходящие в литосфере. | Урок изучения нового материала | 2 нед. сентября |
5 | Географическая среда – земное окружение человеческого общества | Географическая оболочка (ГО). Понятие «Географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины. | Выявлять различия между географической оболочкой и географической средой. Давать определения этим понятиям. Выявлять основные закономерности (свойства) географической оболочки. | Урок актуализации знаний и умений | 3 нед. сентября |
6 | Природно-территориальные комплексы | Природные комплексы зональные и азональные. ПК суши и океана | Давать определения понятиям темы. Приводить примеры природных комплексов. | Урок актуализации знаний и умений | 3 нед. сентября |
7 | Разнообразие природы Земли
| Понятие зональных и азональных природных комплексов | Давать определения понятиям темы. Выявлять по картам проявления широтной зональности и высотной поясности на материках. | Урок актуализации знаний и умений | 4 нед. сентября |
8 | Широтная зональность и высотная поясность
| Понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность» | Давать определения понятиям темы. Выявлять по картам проявления широтной зональности и высотной поясности на материках. | Урок изучения нового материала | 4 нед сентября |
9 | Расселение людей. Численность населения Земли | Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции | Анализировать графики изменения численности населения во времени. Решать задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения. Приводить примеры исторических и современных миграций. Объяснять причины изменений в численности населения материков и миграций населения. Сравнивать различия в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира | Практический урок | 1 нед. октября |
10 | Особенности расселения людей. Городское и сельское население | Плотность населения Земли. Основные виды поселений, их различия по внешнему облику и занятиям населения. | Давать определение понятия «этнос». Моделировать на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также пути расселения индоевропейских народов. Изучать по карте народов мира территории проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Показывать на карте крупнейшие страны мира, определять по карте основные виды хозяйственной деятельности людей в этих странах. Показывать на карте многонациональные страны | Урок актуализации знаний и умений | 1 нед. октября |
11 | Народы мира и разнообразие стран. | Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население | Приводить примеры крупных и малочисленных народов мира и районов их проживания, народов, относящихся к одним и тем же языковым семьям. Анализировать мировые карты с целью выявления районов распространения мировых религий. | Урок изучения нового материала | 2 нед. октября |
12 | Религии и культура стран мира | Мировые и национальные религии их география. Материальная и духовная культура народа, памятники культурного наследия. | Анализировать карты в целях выявления географии распространения мировых религии. Называть крупные историко-культурные регионы мира, описывать их различия. Готовить и обсуждать презентации и сообщения. |
| 2 нед. октября |
13 | Контрольная работа № 1 по теме «Современный облик планеты Земля» |
| Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Современный облик планеты Земля». Выполнять тестовые задания. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | 3 нед. октября |
Главные особенности природы земли – 15 часов | |||||
14 | Закономерности размещения крупных форм рельефа. | Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре | Устанавливать связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа. Определять по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Читать карту строения земной коры. Объяснять опасные природные явления, происходящие в литосфере.. Описывать рельеф одного из материков. Сравнивать рельеф двух материков, выявлять причины сходства и различий Сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры в целях выявления закономерностей отражения в рельефе особенностей строения земной коры. | Урок изучения нового материала | 3 нед. октября |
15 | Климатообразующие факторы | Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты | Выявлять по картам зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Объяснять влияние на климат характера подстилающей поверхности Составлять характеристику основных типов воздушных масс. Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. | Урок актуализации знаний и умений | 4 нед. октября |
16 | Климатические пояса | Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов | Выявлять главную причину разнообразия климатов Земли и существования климатических поясов. Объяснять размещение климатических поясов согласно закону географической зональности. Устанавливать причины выделения основных и переходных поясов. Выявлять причины выделения климатических областей в пределах климатических поясов. Составлять описание климата одного из поясов. | Урок изучения нового материала | 4 нед. октября |
17 | Человек и климат | Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат | Оценивать роль климата как компонента природы и как важнейшего условия жизни людей. Объяснять значение климатических ресурсов (тепла и влаги) в жизни и деятельности человека. Приводить примеры адаптации людей к климату. Оценивать климатические условия какого-либо материка для жизни населения | Урок актуализации знаний и умений | 2 нед. ноября |
18 | Мировой океан — главная часть гидросферы | Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | Оценивать роль самого большого природного комплекса в жизни Земли. Приводить примеры проявления зональности в распределении поверхностных водных масс, температуры и солёности вод. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Объяснять механизм взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Доказывать роль океана как мощного регулятора многих процессов, происходящих на Земле | Практический урок | 2 нед. ноября |
19 | Воды суши. Закономерности их питания и режима | Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек. Озёра. Болота | Устанавливать по карте географическое положение крупных водных объектов суши. Описывать по карте территории с густой речной сетью, районы распространения ледников, озёр, болот. Выявлять причины их образования. Сопоставлять тематические карты в целях выявления зависимости характера, питания и режима рек от рельефа и климата. Составлять характеристику зональных типов рек. Сравнивать внутренние воды материков | Практический урок | 3 нед. ноября |
20 | Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности | Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши | Сравнивать и оценивать обеспеченность материков внутренними водами. Приводить примеры использования человеком вод суши и их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Обсуждать проблемы рационального и нерационального использования водных ресурсов. Приводить примеры неблагоприятных и опасных для человека явлений, связанных с водами суши. Называть и показывать на карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши | Урок актуализации знаний и умений | 3 нед. ноября |
21 | Важнейшие природные зоны жаркого пояса | Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания. Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон | Давать определение понятия «природная зона». Составлять характеристику экваториальных лесов, саванн, пустынь тропического пояса с установлением связей между компонентами зоны. Называть нескольких представителей растительного и животного мира зоны. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира зон | Практический урок | 4 нед. ноября |
22 | Природные зоны субтропических поясов | Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь | Устанавливать климатические различия и их причины в субтропических климатических поясах. Показывать на карте природные зоны субтропических поясов. Называть наиболее характерных представителей органического мира каждой зоны. Подготавливать и обсуждать презентации о какой-либо зоне субтропического пояса | Практический урок | 4 нед. ноября |
23 | Природные зоны умеренных поясов и холодных поясов | Географическое положение зон. Особенности природы : климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания. Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон | Устанавливать климатические различия и их причины в умеренных и холодных климатических поясах. Показывать на карте природные зоны. Составлять краткие описания природы основных зон этих поясов по различным источникам информации. Называть наиболее характерных представителей органического мира каждой зоны. Выявлять природные богатства зон и возможности их использования в хозяйственной деятельности людей. Оценивать степень изменения природы зон под влиянием человека. Подготавливать и обсуждать презентации о какой-либо зоне. | Практический урок | 5 нед. ноября |
24 | Контрольная работа № 2 по теме «Главные особенности природы Земли»
|
|
| Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | 1 нед декабря |
25 | Природа Тихого и Индийского океана. Виды хозяйственной деятельности | Географическое положение и особенности природы океана. Природные богатства океана. Основные виды хозяйственной деятельности в океане. Охрана океана от загрязнения | Объяснять по картам особенности географического положения океанов. Составлять описания и характерис-тики основных компонентов природы каждого из океанов. Устанавливать по картам основные поверхностные течения, взаимодействие океана с окружающей его сушей. Моделировать на контурной карте транспортную, промысловую, сырьевую, рекреационную и другие функции одного из океанов | Урок актуализации знаний и умений | 1 нед. декабря |
26 | Природа Атлантического океана. Виды хозяйственной деятельности | Географическое положение и особенности природы океана. Природные богатства океана. Основные виды хозяйственной деятельности в океане. Охрана океана от загрязнения | Объяснять по картам особенности географического положения океанов. Составлять описания и характерис-тики основных компонентов природы каждого из океанов. Устанавливать по картам основные поверхностные течения, взаимодействие океана с окружающей его сушей. Моделировать на контурной карте транспортную, промысловую, сырьевую, рекреационную и другие функции одного из океанов | Урок актуализации знаний и умений | 2 нед. декабря |
27 | Природа Северного Ледовитого океана. Виды хозяйственной деятельности в океанах | Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения | Изучать по карте географическое положение океанов. Сравнивать компоненты природы двух океанов, объяснять причины установленных фактов. Устанавливать по картам систему течений в океанах. Оценивать роль океанов в хозяйственной деятельности людей. Подготавливать и обсуждать презентации об одном из океанов. Устанавливать степень загрязнения океанов и выявлять меры по охране их природы | Практический урок | 2 нед. декабря |
28 | Защита проекта «Мой океан» | Сравнение географического положения и особенностей природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения | Находить дополнительную. Информацию по заданной теме. Взаимодействовать с людьми, работать в коллективе. | Урок актуализации знаний и умений | 3 нед. декабря
|
Континенты и страны (40 ч) | |||||
29 | Особенности природы и населения южных материков | Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных материков | Определять сходство и различия в географическом положении материков, в рельефе, климате и других компонентах природы. Объяснять причины установленных фактов. Оценивать природные богатства материков.
| Урок изучения нового материала | 3 нед. декабря |
Африка (8 ч) | |||||
30 | Африка. Географическое положение и береговая линия. | Географическое положение материка. Крайние точки материка | Определять географическое положение материка и влияние его на природу. Определять координаты крайних точек Африки.
| Урок изучения нового материала | 4 нед. декабря |
31 | Особенности природы Африки | Краткая история исследования материка. Общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной зональности в природе материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы. | Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять преобладание в рельефе высоких равнин, размещение месторождений полезных ископаемых. Объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка. Составлять характеристику климата одной из территорий. Читать климатограммы. Объяснять зависимость рек от рельефа и климата. Объяснять особенности размещения природных зон. Оценивать природные богатства Африки. Обсуждать проблемы неумеренного использования природных богатств материка и меры по сохранению природы континента | Урок изучения нового материала | 4 нед. декабря |
32 | Население и политическая карта Африки | Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка на природные и культурно-исторические регионы | Объяснять преобладание в рельефе высоких равнин, размещение месторождений полезных ископаемых Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель. Определять по карте плотности населения особенности размещения, по карте народов — этнический состав населения Африки, по статистическим показателям — соотношение городского и сельского населения. Различать города материка по их функции. Группировать страны Африки по различным признакам. Различать природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Африки. Объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка. Составлять характеристику климата одной из территорий. Читать климатограммы. Объяснять зависимость рек от рельефа и климата. | Урок изучения нового материала | 5 нед. декабря |
33 | Северная Африка. Египет | Историко-культурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная характеристика Египта | Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах. Выявлять общие черты природы, природных богатств, этнического и религиозного состава населения и его хозяйственной деятельности. Составлять описания и характеристики отдельных стран региона, крупных городов. Анализировать экологическую карту, выявлять районы с нарушенной природой. Создавать географический образ Египта. Называть памятники культурного наследия человечества. Подготавливать и обсуждать презентации о странах Северной Африки | Урок актуализации знаний и умений | 2 нед. января |
34 | Западная и Центральная Африка. Нигерия | Историко-культурный регион «Африка к югу от Сахары». Состав территории. Общая характеристика региона. Особенности материальной и духовной культуры. Комплексная характеристика Нигерии | Изучать по карте географическое положение и состав региона. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства, этнический состав населения, памятники культурного наследия человечества. Составлять по картам и тексту учебника характеристику Нигерии и какой-либо другой страны (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации о странах. Устанавливать причины большого разнообразия расового и этнического состава населения. Определять степень изменения природы материков под влиянием человека | Урок актуализации знаний и умений | 2 нед. января |
35 | Восточная Африка. Эфиопия | Географическое положение и состав территории. Общая характеристика природы и населения региона. Комплексная характеристика Эфиопии. Заповедники на территории региона | Выявлять особенности компонентов природы и природных богатств региона. Устанавливать отличия природы Восточной Африки от других регионов материка. Составлять по картам и тексту учебника характеристику страны, выявлять в ней черты, характерные для всего региона. Составлять комплексную характеристику Эфиопии. Объяснять по картам особенности распространения на территории Африки районов стихийных бедствий. Анализировать экологическую карту материка. Подготавливать презентации о заповедниках Восточной Африки | Практический урок | 3 нед. января |
36 | Южная Африка. ЮАР | Географическое положение и состав региона. Особенности природы и состава населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика ЮАР | Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах. Выявлять общие черты природы, населения и его хозяйственной деятельности в Южной Африке. Определять природные богатства стран региона и виды деятельности, связанные с их использованием. Составлять комплексную характеристику ЮАР. Выявлять по карте экологические проблемы региона | Практический урок | 3 нед. января |
37 | Контрольная работа № 3 по теме: «Африки: природа, население и страны» |
| Составлять комплексную характеристику страны по картам атласа. Отвечать на вопросы по особенностям природы материка. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | 4 нед. января |
Австралия и Океания (3 ч) | |||||
38 | Австралия. Географическое положение материка. | Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка. | Изучать по карте географическое положение материка. Сравнивать особенности ГП Африки и Австралии | Урок изучения нового материала | 4 нед. января |
39 | Особенности природы Австралии. | Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы | Устанавливать причины выровненного рельефа, сухости климата на большей части территории, бедности поверхностными водами, особенностей размещения природных зон. Читать климатограммы. Оценивать природные богатства Австралии. Объяснять причины эндемичности органического мира. Определять по экологической карте примеры изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности людей. Сравнивать компоненты природы Австралии и Африки, делать выводы по результатам сравнения | Урок изучения нового материала | 1 нед. февраля |
40 | Австралийский Союз (Австралия) | Австралия — страна-материк. Коренное и пришлое население. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Изменения природы страны | Составлять характеристику населения страны. Сравнивать население Австралии и Африки, объяснять результаты сравнения. Читать карту хозяйственной деятельности. Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности и сельского хозяйства. Показывать на карте города Австралии, различать их функции. Подготавливать и обсуждать презентации о заповедниках страны. Выявлять причины изменения природы материка. Составлять характеристику природы, населения и его хозяйственной деятельности одного из регионов Австралии (по выбору) | Урок актуализации знаний и умений | 1 нед. февраля |
Южная Америка (5 ч) | |||||
41 | Южная Америка. Географическое положение и особенности природы | Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования. Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень сохранения природы | Изучать по карте географическое положение материка и предполагать отражение его в природе материка. Объяснять причины контрастов в строении рельефа, преобладания влажных типов климата, своеобразия органического мира. Читать и анализировать климатограммы. Сравнивать природу Южной Америки с природой Африки и Австралии. Оценивать природные ресурсы материка. Определять по экологической карте примеры изменений природы континента | Урок изучения нового материала | 2 нед. февраля |
42 | Население и политическая карта Южной Америки. | История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы | Объяснять причины контрастов в строении рельефа, преобладания влажных типов климата, своеобразия органического мира. Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель. Давать характеристику географического положения историко-культурного региона. Выявлять общие черты материальной и духовной культуры народов Латинской Америки. Называть объекты древних индейских цивилизаций. Сравнивать численность населения Южной Америки и Африки. Определять по карте плотности населения особенности размещения, а по карте народов — этнический состав населения. Различать города материка по их функциям. Группировать страны по различным признакам. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран региона (по выбору) | Урок изучения нового материала | 2 нед. февраля |
43 | Внеандийский Восток. Бразилия, Аргентина | Общая характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии. Разнообразие природы страны и природных ресурсов. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Города. Сравнение Аргентины и Бразилии | Изучать по карте географическое положение страны. Объяснять особенности компонентов её природы. Выявлять по картам природные богатства и оценивать их. Выявлять особенности расового и этнического состава населения страны. Находить на карте и называть памятники культурного наследия человечества. Составлять по карте хозяйственной деятельности и тексту учебника описание видов хозяйственной деятельности населения Бразилии. Определять по картам районы освоения внутренних территорий. Подготавливать и обсуждать презентации о заповедниках страны, памятниках всемирного наследия, городах Оценивать географическое положение столицы, называть её функции | Урок актуализации знаний и умений | 3 нед. февраля |
44 | Андийский Запад. Перу. Чили. Венесуэла | Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение каждой из стран региона. Особенности природы и населения каждой страны. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трёх стран | Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель. Давать характеристику географического положения историко-культурного региона. Выявлять общие черты материальной и духовной культуры народов Латинской Америки. Называть объекты древних индейских цивилизаций. Читать карту хозяйственной деятельности материка, определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием. Составлять географический образ Перу, Чили и Венесуэлы. Анализировать экологическую карту материка, устанавливать районы нарушения природы. Называть памятники культурного наследия человечества в пределах изучаемых стран | Урок актуализации знаний и умений | 3 нед. февраля |
45 | Урок-игра по теме «Южная Америка». |
| Составлять комплексную характеристику страны по картам атласа. Отвечать на вопросы по особенностям природы материка | Урок актуализации знаний и умений | 4 нед. февраля |
Антарктида (2 ч) | |||||
46 | Географическое положение Антарктиды | Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Международный статус Антарктиды | Выявлять своеобразие географического положения Антарктиды и объяснять его влияние на природу. Показывать на карте научные станции. Устанавливать причины особенностей рельефа, климата и других компонентов природы. Объяснять важность международного статуса Антарктиды. Определять цели изучения южной полярной области Земли. Составлять проекты использования её природных богатств в будущем. Подготавливать и обсуждать презентации о современных исследованиях Антарктики | Урок изучения нового материала | 4 нед. февраля |
47 | Особенности природы Антарктиды. | Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на природу всей Земли. | Анализировать климатограммы. Составлять описания климата внутренних и прибрежных районов материка. Объяснять влияние Антарктиды на природу Земли. Оценивать природные богатства материка.
| Урок изучения нового материала | 1 нед. марта |
Северная Америка (5 ч) | |||||
48 | Географическое положение Северной Америки | Географическое положение. Краткая история исследования. Особенности береговой линии | Оценивать влияние географического положения на природу материка.
| Урок изучения нового материала | 1 нед. марта |
49 | Природа материка Северная Америка. | Основные черты компонентов природы Северной Америки. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка | Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять причины контрастов в строении рельефа, разнообразия климатов, в расположении природных зон. Читать климатограммы. Определять закономерности размещения на материке основных природных богатств. | Урок изучения нового материала | 2 нед. марта |
50 | Соединённые Штаты Америки. | Историко-культурный регион «Англо-Америка». Особенности географического положения страны. Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США. Города | Давать оценку географического положения США. Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения. Выявлять специфику этнического состава населения. Выявлять причины особенностей материальной и духовной культуры. Устанавливать по карте размещение населения. Показывать на карте большие города и описывать их географическое положение, планировку и внешний облик. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории страны. Определять изменения природы по экологической карте | Урок актуализации знаний и умений | 2 нед. марта |
51 | Мексика, Канада | Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики | Оценивать географическое положение стран региона. Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения. Выявлять специфику этнического состава населения. Называть и показывать на карте памятники индейской культуры. Устанавливать по карте размещение населения страны. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории страны. Показывать на карте большие города. Составлять по картам и другим источникам информации описание одной из стран Центральной Америки и стран Карибского моря | Урок актуализации знаний и умений | 3 нед. марта |
52 | Контрольная работа № 4 по теме «Природа и население Южной и Северной Америки» |
|
| Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | 3 нед. марта |
Евразия (13 ч) | |||||
53 | Географическое положение и береговая линия Евразии. | Географическое положение, береговая линия. История исследований материка. | Оценивать влияние географического положения на природу материка. | Урок изучения нового материала | 1 нед. апреля |
54 | Природа Евразии. Рельеф, климат. | Основные черты компонентов природы Евразии. Основные черты рельефа, климата. | Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять особенности каждого компонента. Оценивать природные богатства континента.
| Урок изучения нового материала | 1 нед. апреля |
55 | Природа Евразии: внутренние воды, природные зоны. | Основные черты компонентов природы Евразии. Основные черты внутренних вод и природных зон Евразии. | Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять особенности каждого компонента. Оценивать природные богатства континента | Урок актуализации знаний и умений | 2 нед. апреля |
56 | Население материка Евразия. | Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии | Устанавливать особенности расового и этнического состава населения. Анализировать карту народов Евразии, показывать на ней места проживания больших по численности и малых народов. Составлять «каталог» народов Евразии по языковым группам. Называть и показывать на карте природные и историко-культурные регионы материка | Урок изучения нового материала | 2 нед. апреля |
57 | Северная и Западная Европа. | Историко-культурный регион «Северная Европа». Общая характеристика региона. Комплексная характеристика стран в его пределах. Историко-культурный регион «Западная Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции. Памятники Всемирного наследия человечества | Изучать по карте географическое положение и состав региона. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства, этнический состав населения, памятники культурного наследия человечества. Описывать виды хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанной с работой в океане. Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран региона (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран Давать по карте оценку ГП одной из двух стран. Сравнивать и оценивать природу, природные богатства стран. Выявлять черты сходства и различия в численности и этническом составе населения. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории стран. Показывать на карте большие города, определять их функции. Называть памятники культурного наследия | Урок актуализации знаний и умений | 3 нед. апреля |
58 | Восточная Европа. | Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества | Показывать на карте страны региона. Определять географическое положение стран, сравнивать его и оценивать. Выявлять общие черты природы стран. Устанавливать различия в численности и составе населения. Определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием. Давать по карте оценку географического положения каждой из стран. Сравнивать природу и природные богатства Белоруссии и Украины. Выявлять черты сходства и различия в численности и размещении населения. По карте хозяйственной деятельности Устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории стран. Показывать на карте большие города, определять их функции. Называть памятники культурного наследия | Урок актуализации знаний и умений | 3 нед. апреля |
59 | Южная Европа. | Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Италии и Греции. Памятники Всемирного наследия человечества | Изучать по карте географическое положение стран. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства стран и виды хозяйственной деятельности населения. Показывать крупные города, называть их функции. Называть памятники культурного наследия человечества. Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран региона (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору) | Практический урок | 4 нед. апреля |
60 | Юго-Западная Азия Турция и страны Закавказья. | Историко-культурный мир региона. Общая характеристика природы региона. Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения. Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции | Объяснять историко-культурные особенности стран региона. Оценивать их географическое положение. Группировать страны Юго-Западной Азии по различным признакам. Выявлять своеобразие природы отдельных стран. Устанавливать главные природные богатства стран. Характеризовать этнический и религиозный состав населения и его влияние на материальную и духовную культуру. Устанавливать по карте виды хозяйственной деятельности. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран Юго-Западной Азии, о памятниках культурного наследия | Урок актуализации знаний и умений | 4 нед. апреля |
61 | Юго-Западная Азия. Израиль. Иран. | Географическое положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический и религиозный состав населения | Показывать на карте и определять географическое положение стран. Выявлять общие черты их природы. Устанавливать различия в численности и составе населения. Определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием. Составлять географический образ Израиля, Ирана и одной из арабских стран. Называть памятники культурного наследия человечества в пределах этих стран | Урок актуализации знаний и умений | 5 нед. апреля |
62 | Южная Азия. Индия | Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии | Определять особенности географического положения региона и стран в его пределах. Выявлять особенности компонентов природы и природные богатства, их влияние на развитие хозяйства стран. Составлять по картам и тексту учебника комплексную характеристику Индии. Выделять главные отрасли хозяйства. Показывать на карте крупные города и памятники культурного наследия | Практический урок | 1 нед. мая |
63 | Восточная Азия. Китай | Историко-культурный регион «Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика Китая | Определять особенности географического положения Китая, оценивать его для развития хозяйства. Составлять характеристику компонентов природы и природных богатств Китая, степень антропогенных изменений природы. Устанавливать по карте связи отраслей хозяйства с природными богатствами. Выявлять особенности населения (численность, плотность, размещение по территории, этнический состав). Моделировать на контурной карте виды хозяйственной деятельности, размещение крупных городов, описывать их географическое положение и функции. Объяснять вклад Китая в развитие мировой цивилизации, называть памятники культурного наследия | Практический урок | 1 нед. мая |
64 | Восточная Азия. Япония | Комплексная характеристика страны | Оценивать географическое положение страны, своеобразие компонентов её природы и природных богатств. Объяснять роль моря в жизни населения. Составлять характеристику населения и отраслей хозяйства страны. Подготавливать и обсуждать презентации о стране, о памятниках культурного наследия человечества | Практический урок | 2 нед. мая |
65 | Контрольная работа № 5 по теме «Евразия» |
|
| Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | 3 нед. мая |
Природа Земли и человек (2 ч) | |||||
66 | Природа — основа жизни людей | Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение природного равновесия | Объяснять причины изменений характера взаимодействия человека и природы по мере развития человечества. Различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы». Приводить примеры неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов. Характеризовать виды ресурсов по происхождению и принадлежности к какому-либо компоненту природы | Урок актуализации знаний и умений | 3 нед. мая |
67 | Изменение природы человеком. | Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды Изменение задач географической науки во времени. Методы географической науки | Давать определение понятия «природопользование». Приводить примеры рационального и нерационального природопользования на материках и в странах мира. Доказывать необходимость международного сотрудничества всех стран мира в сохранении природы, а также памятников природного и культурного наследия человечества. . Приводить примеры применения учёными-географами традиционных, новых и новейших методов исследования природы Земли, населения и его хозяйственной деятельности | Урок актуализации знаний и умений | 4 нед. мая |
68 | Итоговый урок. |
|
|
| 4 нед. мая |
Контрольно-измерительные материалы (контрольные работы)
Контрольная работа № 1 по теме «Современный облик планеты Земля»
Работа с терминами.
Дайте определение следующих понятий: природная зона, высотная поясность, этнос, литосферная плита.
Работа с картой.
Используя нужную карту атласа, ответь на следующие вопросы:
А) в каких природных зонах находится Африка?
Б) на каких материках самая протяженная область высотной поясности?
В) на каких материках наибольшее количество природных зон и почему?
Г) в какой природной зоне мы живём?
Тестовая часть
А) В настоящее время численность населения Земли превышает
1) 5 млрд.чел. 2) 6,5 млрд.чел. 3) 10 млрд.чел 4) 6,5 млн. чел.
Б) Кто из русских учёных выявил связь между ритмами активности Солнца и живыми организмами
1) М.В. Ломоносов 2) Б.П. Алисов 3) А.Л. Чижевский 4) В.И. Вернардский
В) Укажите природный комплекс
1) рельеф 2) море 3) растение 4) высота
Г) Как назывался древний единый материк
1) Гондвана 2) Пангея 3) Лавразия 4) Евразия
Д) Укажите имя португальца, который совершил первое кругосветное плаванье
1) Васко да Гама 2) Христофор Колумб 3) Фернан Магеллан 4) Джймс Кук
Е) Укажите ошибочный вариант ответа. По охвату территории карты делятся на
1) мировые 2) материков 4) государств 4) общегеографические
Работа с текстом.
Прочитайте внимательно текст, составьте по тексту схему.
В основе языков итальянцев, французов, испанцев лежит латынь, на которой говорили древние римляне. В основе языка шведов, голландцев, англичан, немцев лежат корни слов германских племен. В яках чехов, поляков. Болгар, русских – славянские корни. Родственные языки объединяются в языковые группы и языковые семьи.
Контрольная работа № 2 по теме «Главные особенности природы Земли»
Тестовая часть.
А) Как называются самые беспокойные, подвижные участки земной коры
складчатые области 2) платформы 3) равнины 4 ) сейсмические пояса
Б) Укажите ошибочный вариант ответа. На климатических картах с помощью условных знаков показаны:
1) стрелками – направление ветров 2) цифрами – угол падения солнечных лучей 3) изотермами – средние температуры 4 )окраской – годовое количество осадков
В) Какие ветры относят к постоянным
1) пассаты и муссоны 2) пассаты и западные 3) западные и муссоны 4) муссоны и бирзы
Г) Укажите правильный вариант ответа. Температура поверхностных вод океана
1) одинакова везде 2) неодинакова и зависит от широты 3) изменяется только с глубиной
Д) Как называются природные комплексы, созданные человеком
1) антропогенные 2) таёжные 3) лесные 4) пустынные
Работа с текстом.
Прочитай текст внимательно. Определи о каком климатическом поясе идёт речь.
Какая или какие воздушные массы господствуют в этом поясе?
Приведи в пример 2-3 государства, в которых присутствует это климатический пояс.
Полярные области Земли находятся в холодном поясе освещенности, где наблюдается полярный день и полярная ночь. На 70 с.ш. в полярную ночь Солнце 60 суток не выходит из-за горизонта. Средняя температура января до – 40 градусов, нередки температуры до -70 градусов. Лето сырое и холодное, температура июля редко поднимается выше 0 градусов. Часты моросящие дожди. В августе уже ложится снег.
Работа с таблицами
Распредели перечисленные ниже природные зоны в таблицу по поясам освещенности.
Тайга, джунгли, саванна, арктическая пустыня, тундра, степь, широколиственные леса, тропические пустыни.
Жаркий пояс | Умеренный пояс | Полярный пояс |
Контрольная работа № 3 по теме «Африка: природа, население и страны»
Работа с картами:
Дайте характеристику страны Марокко
Обозначьте на контурной карте следующие страны Африки: Ливия, Чад, Замбия, Ангола.
Тестовая часть
Установите соответствие
А) самая развитая в Африке I) Египет
Б) христианская II) Марокко
В) на двух материках III)Мадагаскар
Г) островное государство VI) ЮАР
Д) горы Атлас V) Эфиопия
Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова.
Африка занимает ________ место среди всех материков Земли. Рельеф Африки в основном_______. Самыми глубокими озерами на территории Африки являются ______ и ________. Они такие глубокие потому что _______________ . Самый высокий водопад Африки находится на реке______ и называется ______. Его открыл и назвал английский исследователь внутренних районов Африки___________ . Самая высокая точка Африки _______ . На территории материка присутствуют следующие климатические пояса: _________ , ________ , _________ .
Контрольная работа № 4 по теме «Северная Америка».
Объясните смысл каждого слова: карст, Ньюфаундленд, Г.И. Шелихов, секвойя, прерия, Ванкувер, метис, торнадо, иглу, Юкатан.
Обозначьте на контурной карте следующие объекты: Мексиканский залив, остров Гренландия, мыс Мерчисон, озеро Эри, полуостров Флорида, реку Миссисипи с притоками Миссури и Огайо, остров Куба.
Закрасьте на контурной карте и подпишите горы Кордильеры (с вершиной) и горы Аппалачи (с вершиной), Примексиканскую низменность.
Спишите набор слов в каждой строке. Найдите в каждой строке «лишнее слово», подчеркните его, объясните почему оно «лишнее»?
А) тайга, экваториальный лес, пустыня, прерия, тундра.
Б) Онтарио, Эри, Виннипег, Мичиган, Гурон
Спишите текст, заполнив пропуски: «Природные зоны в Северной Америке расположены необычно. На севере материка , согласно закону _________ они вытянуты полосами с запада на восток, а центральной и южной части материка имеют ______________ направление. Такое расположение зон – особенность континента, которая определяется главным образом рельефом, __________ и _______ .»
Перечислите три крупных государства Северной Америки (со столицами).
Контрольная работа № 5 по теме «Евразия».
1. Выберите из списка реки Евразии, Африки и Южной Америки. Распределите реки по столбикам таблицы.
Реки Евразии | Реки Африки | Реки Южной Америки |
|
|
|
Волга, Замбези, Кама, Конго, Амазонка, Парана, Лена, Енисей, Обь, Нил, Иртыш, Ангара
2. Распределите животных и растения по материкам.
Африка | Австралия | Южная Америка |
|
|
|
Колибри, слон, жираф, кенгуру, муравьед, утконос, эвкалипт, бутылочное дерево, какао, тапир, красное дерево, ягуар, баобаб, ехидна, сейба, виктория регия, орхидеи, львы, коала.
3. Работая с картой мира запишите:
1. Материки, которые пересекает экватор_____________________________________
2. Материки, которые омываются Северным Ледовитым океаном_________________
3. Материк, который пересекает Южный полярный круг________________________
4. Материки, которые омывает Атлантический океан___________________________
5. Материки, которые пересекает Северный тропик_____________________________
6. Материк, который состоит из двух частей света______________________
7. Материки, которые образуют одну часть света._______________________
8. Самый южный материк_______________
9. Самый северный океан________________________
4. Подпишите географические объекты: что такое и на каком материке:
Килиманджаро, Огненная Земля, Мадагаскар, Титикака, Маракайбо, Мак-Кинли, Замбези, Байкал, Атласские, Амазонская, Оринокская, Танганьика, Нил, Сомали, Кордильеры.
5. По политической карте мира определите страна-столица: Китай, Австралия, Индия, Египет, Франция, США, Япония.
Пояс не протягивается через весь материк, а занимает только его ю-з часть.
Пояс имеет наибольшую протяженность с С на Ю.
Располагается на крайнем севере материка.
Летом господствуют умеренные ВМ, а зимой – арктические.
В поясе располагаются преимущественно южные о-ва Евразии.
Весь год преобладают ЭВМ, высокие температуры, осадки.
Преобладают западные ветры.
Летом преобладают тропические, зимой – УВМ.
Зимой выпадают осадки, лето сухое.
Климат тропических муссонов.
Летом – ЭВМ, зимой – ТВМ.