СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена программа по географии для 7 класса коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»




































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ» от 26.12.12., учебным планом СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», на основе примерной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на изучение комплексного учебного курса «География» в 6 классе выделен 2 часа в неделю, итого 68 часа в год.

Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 20015 г. – Сб. 1;


В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическим преобразованием в нашей стране и мире. География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении и хозяйственной деятельности своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила о поведении в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с недостатками в развитии: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, каким являются план и физическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, позволяет правильно употреблять им новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, чтением, русским языком, математикой, изобразительной деятельностью, историей, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" и "Природоведение". Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала. Ряд постепенно усложняется и расширяется от 6 к 11 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с недостатками в психическом развитии.

В программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.

Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 11 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний детей с недостатками в развитии.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:

6 класс – «Начальный курс физической географии»;

7 класс – «География России»;

8 класс – «География материков и океанов»;

9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».

10 класс – «География Смоленской области».

11 класс - «Международный туризм»


Темы программы

Количество часов НРК

1. Особенности природы и хозяйства России

8

2. Лесная зона

3

ИТОГО:

11


Формами включения НРК в урок являются: элементы уроков № 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 31, 33, 35.



Цели и задачи обучения географии:

Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.

выявление и развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся на уроках географии;

создание условий для самореализации способностей обучающихся. 

Задачи:

Образовательные:

Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

Помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:

Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Корреционно - развивающие:



Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

Расширять лексический запас. Развивать связную речь.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) – 11 часа

2. Природные зоны России (2 часов):

3. Зона арктических пустынь – 5 часов

4. Зона тундры – 8 часов

5. Лесная зона – 17 часов

6. Степи – 8 часов

7. Полупустыни и пустыни – 7 часов

8. Субтропики – 2 часа

9. Высотная поясность в горах – 5 часов

10. Уроки повторения – 2 часа

11. Самостоятельная работа «География России» – 1 час


Учащиеся знакомятся с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Значительное внимание уделено экологическим проблемам. Необходимо раскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера. На изучение «Географии России» отведен 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

  1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).

  2. Природные зоны России.

Требуют особого внимания вопросы геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Необходимо разъяснить направления экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.

При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.

При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир; города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.


Практические работы:

Работа с физической картой и картой природных зон России.

Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих причинно-следственные зависимости.

Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.


Тематическое планирование


Особенности природы и хозяйства России (11 часов).

1. Географическое положение России на карте мира. Границы.

2. Европейская и Азиатская части России.

3. Административное деление России. Федеральные округа.

4. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

5. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

6. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

7. Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

8. Численность населения России. Размещение по территории России. Народы России.

9. Промышленность – основа хозяйства, её отрасли. (Урок изучения нового материала, комбинированный.)

10. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

11. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения Экологических проблем.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Нанесение изученных объектов на контурную карту России и надписывание их названий.


Природные зоны России Обзор (2 часа).

12. Природные зоны, закономерности их размещения на терри­тории России.

13. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (5 часов).

14. Положение на карте. Моря и острова.

15. Климат. Особенности природы.

16. Растительный и животный мир.

17. Население и его основные занятия.

18.Северный морской путь.
Зона тундры (8 часов).

19.Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность.
20. Климат. Полезные ископаемые.

21. Особенности природы тундры. Растительный мир.

22. Животные тундры.

23. Хозяйство. Население и его основные занятия.

24. Города: Мурманск, Архангельск.

25. Города: Нарьян–Мар, Норильск, Анадырь.

26. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (17 часов).

27. Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.

28. Климат. Особенности природы.

29. Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

30. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

31. Смешанные леса.

32. Лиственные леса.

33. Животный мир лесной зоны.

34. Пушные звери.

35. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел. Охота.

36. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

37. Города Центральной России.

38. Особенности развития хозяйства Северо–Западной России.

39. Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

40. Западная Сибирь.

41. Восточная Сибирь.

42. Дальний Восток.

43. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

Зона степей (8 часов).

44. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.

45. Растения зоны степей.

46. Животный мир степей.

47. Хозяйство.

48. Население и его основные занятия.

49. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

50. Города степной зоны: Ростов – на - Дону, Ставрополь, Краснодар.

51. Охрана природы зоны степей.

Зона полупустынь и пустынь (7часов).

52. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

53. Климат. Реки. Охрана природы.

54. Растительный мир и его охрана.

55. Животный мир. Охрана животных.

56. Хозяйство. Основные занятия населения.

57. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

58. Повторение раздела «Зона степей, пустынь и полупустынь».

Субтропики (2 часа).

59. Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.

60. Курортное хозяйство. Населения, его основные занятия. Города - курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность (5 часов).

61. Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

62. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

63. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)

64. Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

65. Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.

66. Повторение раздела «Природные зоны России».

67. Самостоятельная работа «География России».

68. Повторение курса «География России».


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промыш­ленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие раститель­ного мира, охрана растений (естествознание).

Города нашей родины (природоведение 5 класс).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом при из­готовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).

Свойства древесины — лесная зона (столярное дело).

Свойства металлов — полезные ископаемые (слесарное дело).

Различение цвета и оттенков (изобразительное искусство).


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

(по теме «Природные зоны России»)

  1. Работа с физической картой и картой природных зон России.

  2. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надпи­сывание их названий.

  3. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

  4. Изготовление из картона условных знаков полезных ископа­емых для работы с магнитной картой (природных зон России).

  5. Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других
    схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

  6. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам, основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе;

расположение географических объектов на территории России, указанных в программе. Учащиеся должны уметь:

показывать границы России на глобусе, карте полушарий, фи­зической карте и природных зон России, давать элементарное опи­сание природы по зонам, пользуясь планом и картами;

показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на­звания на контурную карту;

устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

выполнять простейшие зарисовки географических объектов;

делать несложные макеты изучаемых природных зон;

принимать простейшие меры по охране окружающей среды; пра­вильно вести себя в природе.


Основные формы и методы преподавания учебного курса.


Методы обучения:

Для активизации познавательной деятельности, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, максимального ослабления и преодоления дефектов мыслительной и эмоционально – волевой деятельности на уроках географии используются следующие словесные, наглядные, практические методы обучения: беседа, наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, работа с учебником, с картами, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, практические задания в контурных картах.


Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. 


Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.


Основными видами деятельности учащихся на уроках географии являются:

- наблюдения (ходе изучения курса географии учащиеся наблюдают за погодой, растениями и животными, трудом людей);

- практические упражнения, способствующие развитию способностей анализировать простые закономерности;

- самостоятельные письменные работы, которые способствуют развитию навыков сосредоточения и устойчивости внимания;

- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок

- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

- индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание элементарных географических знаний.


Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с картами, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, практические задания в контурных картах. Наблюдения – один из основных методов. В ходе изучения курса географии учащиеся наблюдают за погодой и ведут дневники наблюдений, за растениями и животными, трудом людей.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(предметные результаты)


Учащиеся должны знать:

Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;

Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

Правила поведения в природе;

Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.

Учащиеся должны уметь:

Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

Делать несложные макеты изучаемых природных зон;

Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая самостоятельная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.


УМК:


Учебно-дидактический материал для учащихся:

  1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2013. – 175 с.: ил.

  2. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. М.: «Просвещение», 2001.

  3. Приложение к учебнику.

  4. Атлас 7 класс.


Методические пособия для учителя:

  1. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания, ключи. М.: «Сфера», 2002.

  2. Е. А. Жижина/Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России, 8 класс, М.: ВАКО, - 2007, 349 с.

  3. Е. А. Жижина / Универсальные поурочные разработки по географии: Население и хозяйство России, 8 класс, М.: ВАКО, - 2007, 287 с.

4. Кондратюк Н. Н. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.( Серия «Игровые методы обучения»)

5. Воробцова Т. Н. География/ тематическое планирование с методическими указаниями 6-8 класс, Изд. «Учитель – АСТ», 2001-134с.

6. Кралова О. В. Интересный урок географии: Кн. для учителя/ 3-е издание.-М.: Просвещение, 2003.-95с.:ил.

7. Сиротин В. И. Сборник заданий и упражнений по географии 6-10 кл.-2-е изд.-М.: Дрофа, 2004.-256с.: ил.

8. Губарев В.К. География мира: Справочник школьника и студента./Ростов н/Дону: Феникс; Донецк: Кредо, 2007.-608с.

9. Блаженов В. А. Приёмы развивающего обучения географии, М.: Дрофа, 2006.- 60с.

10. География в таблицах.-6-10 кл.: справочное пособие/ авт.-сост. О. А. Климанова.-10-е изд., М.: Дрофа 2007.- 158с.

11. Реки, моря, озёра, горы России: Начальная школа/ Сост. И. Ф. Яценко.- М.: ВАКО, 2009.-96с. (Школьный словарик)


Список литературы для реализации НРК на уроках географии:


Учебно-дидактический материал для учащихся:

География Смоленской области: Учебное пособие / Под ред. А. П. Катровского. – Издание четвёртое, переработанное и дополненное. – Смоленск, - 204 с. 2006.

Атлас Смоленской области, М. Издательство «Вентана-Граф», - 36 с. 1997.


Методические пособия для учителя:

Красная книга Смоленской области, Смоленский педагогический институт, Смоленск, - 292 с. 1997.

География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000.

Атлас животных для школьников, М.: ООО «Издательство «Росмэн-Пресс». – 2001. – 96 с.: ил.

Е. А. Жижина / Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России, 8 класс, М.: ВАКО, - 2007, 349 с.

Е. А. Жижина / Универсальные поурочные разработки по географии: Население и хозяйство России, 8 класс, М.: ВАКО, - 2007, 287 с.















15