СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 9 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на использование учебно-методического комплекта:базовый учебник для общеобразовательных организаций «География 9 класс».,(авт. А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина),серия  «Полярная звезда».М.Просвещение,2014 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 9 класса»

МБОУ СОШ № 2 ПГТ ЛЕНИНО



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

О.А. Левина

_______________20___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 2 пгт Ленино

А.И .Шляхова


Рабочая программа

ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 9 КЛАССА

учителя Макогоненко Юлии Александровны

на 2016-2017 учебный год




Количество часов по учебному плану: 68/год; 2/нед




















Рассмотрено

на заседании предметно-цикловой кафедры общественно-гуманитарных дисциплин

Протокол №___от «___»______ 20___

Председатель кафедры Ю.А.Макогоненко



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденный Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089

- Примерной программы основного общего образования по географии

- Авторская программа : География. 6-9 классы. Авт.: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, линия «Полярная звезда», М., «Просвещение», 2013 г.

- Методические рекомендации о преподавании предмета «География» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016 - 2017 учебном году

- Учебного плана МБОУ СОШ№ 2 пгт.Ленино на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.



В учебной программе на изучение курса географии отводится 68 часов, из которых 14 часов – резервное время. Считаю необходимым часы резервного времени отвести на изучение тем: географическое положение как фактор развития хозяйства (3часа), природно – ресурсный потенциал России (7 ч.) в начале учебного года с целью актуализации знаний курса «География России», изучаемого в 9 классе. Программа рассчитана на использование учебно-методического комплекта:базовый учебник для общеобразовательных организаций «География 9 класс».,(авт. А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина),серия «Полярная звезда».М.Просвещение,2014

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Содержание учебного предмета

Регионы России

Понятия «район» и «районирование». Подходы к райо¬нированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Ба¬ранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хо¬зяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Евро¬пейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.

Особенности природных регионов России. Восточно-Ев¬ропейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйствен¬ную деятельность людей. Экологическая безопасность России.

Европейская Россия

Тема 1. Центральная Россия

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского госу¬дарства. Освоение территории и степень заселенности. Спе¬цифика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памят¬ники Всемирного природного и культурного наследия. Со¬временные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Осо¬бенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города на¬уки. Проблемы сельской местности.

Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Центрально-Черноземный район. Особенности и проб¬лемы. Специализация хозяйства.

Тема 2. Северо-Запад

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.

Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.

Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промыш¬ленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.

Особенности географического положения Калининград¬ской области. Анклав. Влияние природных условий и ре¬сурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Тема 3. Европейский Север

Географическое положение. Состав и соседи района. Оцен¬ка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных эта¬пах развития района. Деревянная архитектура, художест¬венные промыслы.

Население. Традиции и быт населения. Коренные жи¬тели. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Тема 4. Северный Кавказ (

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная пояс¬ность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность райо¬на. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавка¬за. Быт, традиции, занятия населения.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Тема 5. Поволжье

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяй¬ственная ось района.

Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специ¬ализации. Экологические проблемы и перспективы разви¬тия Поволжья.

Тема 6. Урал

Своеобразие географического положения. Состав и сосе¬ди района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископае¬мые. Ильменский заповедник.

Население. Национальный состав. Быт и традиции на¬родов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Ура¬ла: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.

Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горно¬промышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Урал — экологически неблагополучный район. Источ¬ники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перс¬пективы развития Урала.

Итоговый урок

Азиатская Россия

Тема 7. Сибирь

Пространство Сибири. Состав территории. Географичес¬кое положение. Природные условия и ресурсы. Особеннос¬ти речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская маги¬страль. Хозяйство. Отрасли специализации.

Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Но¬восибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы раз¬вития.

Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресур¬сов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного на-следия.

Норильский промышленный район. Постиндустриаль¬ная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Крас¬ноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.

Тема 8. Дальний Восток

Уникальность географического положения. Состав и со¬седи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмич¬ность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие расти¬тельного и животного мира. Уссурийская тайга — уни¬кальный природный комплекс. Охрана природы.

Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.

Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеан¬ский фасад» России? Внешние связи региона.


Заключение

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Повторение





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


Название тем

Общее кол-во часов по примерной программе

Общее кол-во часов по рабочей программе

Практикум по примерной программе

Практикум по рабочей программе


ПОВТОРЕНИЕ


10




Введение


1




Географическое положение России

2

2

1

1


Природно-ресурсный потенциал России


6

7



1

РЕГИОНЫ РОССИИ

42

9

4

2


ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ


29


6

2

Центральная Россия


8


2

3

Северо-Запад


5



4

Европейский Север


3


1

5

Европейский Юг


4


1

6

Поволжье


4


1

7

 Урал


5


1


АЗИАТСКАЯ РОССИЯ


11


2

8

Сибирь


6


1

9

Дальний Восток


5



10

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

4

6


1

11

резерв

14

3




всего

68

68

5

11

В рабочей программе увеличено количество часов в теме «Регионы России» за счет расширения практической части программы. При составлении Рабочей программы и календарно-тематического планирования внесены изменения в названия и количество практических работ. Все изменения внесены в соотсетствии с Методическими рекомендациями о преподавании предмета «География» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016 - 2017 учебном году В программу внесены все практические работы, которые рекомендуется по ключевым темам предмета.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»9 КЛАСС

( 68 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

Кор.

№п/п

Тема

Дата

Коррекция

даты



ПОВТОРЕНИЕ (10 ч.)



Географическое положение как фактор развития хозяйства

1


Введение. Предмет изучения экономической географии России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.



2


Экономико – географическое положение России и его особенности. Влияние на хозяйство транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения России



3


Практическая работа № 1(обучающая) «Определение положительных и отрицательных черт ГП России»





Природно – ресурсный потенциал России



4


Геологическое строение и рельеф России.



5


Ресурсы земной коры.



6


Климатические пояса России.



7


Наши моря



8


Наши реки.



9


Почва-особое природное тело.



10


Обобщение знаний по темам: «Географическое положение как фактор развития хозяйства» и « Природно – ресурсный потенциал России».(тестирование)





Регионы России (9 ч.)



11


Районирование России



12


Практическая работа № 2(обучающая) «Обозначение на контурной карте элементов районирования России»



13


Особенности природных районов: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины



14


Урал и горы Южной Сибири



15.


Восточная и Северо-Восточная Сибирь



16


Экзотика России: северный Кавказ и Дальний Восток



17


Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России




18


Практическая работа № 3(итоговая) «Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных регионов России.» Оценить всех



19


Контрольная работа по теме «Регионы России».





Европейская Россия (29 ч.)




20


Центральная Россия: пространство



21


Центральная Россия: освоение и население территории



22


Центральный район



23


Волго-Вятский район: своеобразие района



24


Центрально-Черноземный район.



25


Практическая работа № 4(обучающая) « Составление сравнительной характеристики экономических районов Центральной России.»



26


Учимся с Полярной звездой «Работаем с текстом»



27


Москва и Подмосковье



28


Северо-Запад: пространство Северо-Западного района



29


Северо-Запад: «окно в Европу»



30


Северо- Запад: хозяйство



31


Санкт-Петербург- вторая столица России



32


Практическая работа № 5(обучающая) Составление характеристики одного из крупнейших городов России (Москва, Санкт-Петербург) (по выбору в виде презентации или описания).



33


Европейский Север: пространство



34


Европейский Север: освоение территории и население



35


Европейский Север: хозяйство и проблемы



36


Практическая работа № 6(обучающая) «Составление комплексной характеристики лесной промышленности Европейского Севера»



37


Европейский Юг: пространство



38


Европейский Юг: население



39


Европейский Юг: хозяйство и проблемы. Практическая работа № 7(обучающая) «Нанесение на контурную карту размещения основных сельскохозяйственных культур Европейского Юга России»



40


Поволжье: пространство Поволжья.



41


Поволжье: освоение территории и население



42


Поволжье : хозяйство и проблемы.




43


Практическая работа №8(обучающая) «Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья»



44


Урал: пространство Урала



45


Урал: освоение территории и хозяйство



46


Урал: население и города




47


Практическая работа №9(обучающая), с.160 «Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.»



48


Конторольная работа по теме «Регионы России. Европейская Россия».





Азиатская Россия (11 ч.)



49


Пространство Сибири



50


Сибирь: освоение территории и население



51


Сибирь: хозяйство



52


Западная Сибирь



53


Восточная Сибирь



54


Практическая работа №10( итоговая) «Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири.» Оценить всех.



55


Дальний Восток: пространство



56


Дальний Восток: освоение территории и население(1)



57


Дальний Восток: освоение территории и население (2)



58


Дальний Восток: хозяйство



59


Итоговый урок по теме «Азиатская Россия».Экспресс-контроль





Россия в современном мире (6 ч.)



60


Соседи России



61


Сфера влияния России: геополитическое влияние



62


Экономическое влияние России.



63


Практическая работа №11«Анализ внешнеэкономических связей России.»

(обучающая)



64


Практикум учимся с «Полярной звездой». Готовим реферат.



65


Защита рефератов





Резерв ( 3 ч.)



66


Резерв



67


Резерв



68


Резерв



Красным цветом выделены практические работы внесенные в связи с Методическими рекомендациями о преподавании предмета «География» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016 - 2017 учебном году В программу внесены все практические работы, которые рекомендуется по ключевым темам предмета.В программу внесены все практические работы, которые рекомендуется по ключевым темам предмета. Зеленым - Практикумы Учимся с «Полярной звездой».