Рассмотрено на заседании методического совета протокол № от ______________ Согласованно с заместителем директора по УВР____________ Русинова Т.П. | УТВЕРЖДЕНО: директор______________Болгова В.Ф. приказ № от ______________________ |
Пермский муниципальный район Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Платошинская средняя школа»
Рабочая программа по геометрии для 7 класса
на 2015-2016 учебный год
Мелехина Галина Васильевна
учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории
Платошино, 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 класс», изд. «Просвещение», 2009 г. Количество часов – 50 (2 часа в неделю), второй вариант программы.
Целью изучения курса геометрии в 7 классе является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала.
Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач, систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе.
Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Содержание обучения
1. Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые.
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий-понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Данной программой предусмотрено, чтобы в процессе изучения учащиеся овладели системой математических знаний и умений:
-знать, сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура наз. отрезком, лучом, углом;
-уметь обозначать точки, отрезки, лучи, прямые и углы на рис., изображать отрезки, лучи, прямые и углы, возможные случаи взаимного расположения точек, отрезков, лучей и прямых;
-знать, какие геометрические фигуры наз. равными, что наз. серединой отрезка, биссектрисой угла, единицы измерения отрезков и углов, виды углов;
-уметь сравнивать отрезки и углы, находить градусные меры углов с помощью транспортира;
-знать определение и свойства смежных, вертикальных углов, перпендикулярных прямых;
-уметь строить смежные, вертикальные углы, находить их на рис., решать задачи;
-знать определение треугольника и его элементов, равных треугольников, перпендикуляра, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного равностороннего треугольников, формулировки 1,2,3признаков равенства треугольников;
-уметь доказывать 1,2,3 признаки равенства треугольников, теорему о свойствах равнобедренного треугольника, использовать их при решении задач;
-знать определение окружности и её элементов;
-уметь выполнять простейшие построения с помощью циркуля и линейки, применять их при решении задач;
-знать определение параллельных прямых, накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, формулировки признаков параллельности прямых, аксиому параллельных прямых, следствия из неё;
-уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых, свойства параллельных прямых и использовать их при решении задач;
-знать определение внешнего угла, остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольника;
-уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия, теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, т. о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
-знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников;
-уметь доказывать свойства и признаки прямоугольных треугольников, применять их при решении задач;
-знать, что наз. наклонной, расстоянием от точки до прямой и расстоянием между параллельными прямыми;
-уметь доказывать свойство перпендикуляра, решать задачи на построение треугольника по трем элементам.
Программное и учебно - методическое оснащение учебного плана
Количество часов | Всего часов | Реквизиты программы | УМК ученика | УМК учителя |
II - IV четверть – 2 часа | 50 | Программа общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 класс», изд. «Просвящение», 2009 г. | . Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 20-е изд. – М.:Просвящение, 2010 г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. | Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 20-е изд. – М.:Просвящение, 2010 г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Пособие для учителей / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 7-е изд. – М.:Просвящение, 2009.(ЦОР) Тесты по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7 - 9» / А.В. Фарков. М.:Издательство «Экзамен», 2009 г. Серия «Учебно-методический комплект». Рекомендовано Российской Академией Образования. (ЦОР) Рабочая тетрадь. Геометрия. 7 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. 13-е издание. Москва, «Просвящение», 2010 г. (ЦОР) Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – 16-е изд. – М.: Просвящение, 2010. (ЦОР) Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др «Геометрия 7-9» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. Серия «Учебно-методический комплект». Рекомендовано Российской Академией Образования (ЦОР) |
Тематическое планирование «Геометрия 7» Л.С.Атанасян( 2 ч в неделю, всего 50 ч )
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Формы контроля | Дополнительные КИМ |
Тема 1.Начальные геометрические сведения (7 часов) Цель: систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур |
1 2 3 4 5 6 7 | §1. Прямая и отрезок. §2. Луч и угол. §3. Сравнение отрезков и углов. §4. Измерение отрезков. §5. Измерение углов. §6. Перпендикулярные прямые. Контрольная работа № 1. | 1 1 1 1 1 1 1 | | | Сам. работа №1 Сам. работа №2 Сам. работа №3 Сам. работа №4 Сам. работа №5 | Тест 1 |
Тема 2. Треугольники (14 часов) Цель: сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки. |
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | §1. Треугольники Первый признак равенства треугольников. Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. §2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника. Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» §3. Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников. Решение задач на применение второго и третьего признака равенства треугольников. §4. Окружность. Примеры задач на построение. Решение задач на построение. Решение задач на применение признаков равенства треугольников. Контрольная работа № 2 | 3 3 3 4 1 | | | Сам. работа №6 Сам. работа №7 Сам. работа №8 Сам. работа №9 Сам. работа №10 Сам. работа №11 Сам. работа №12 | Тест 2 |
Тема 3. Параллельные прямые (9 часов) Цель: дать систематические сведения о параллельности прямых, первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии, ввести аксиому параллельных прямых. |
22 23 24 25 26 27 28 29 30 | §1. Признаки параллельности прямых Практические способы построения параллельных прямых. Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых». §2. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Решение задач по теме «Параллельные прямые». Решение задач по теме «Параллельные прямые». Контрольная работа № 3. | 3 5 1 | | | Сам. работа №13 Сам. работа №14 Сам. работа №15 Сам. работа №16 | Тест 3 |
Тема 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 часов) Цель: расширить знания учащихся о треугольниках. |
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 | §1. Сумма углов треугольника. Сумма углов треугольника. Решение задач. §2.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Контрольная работа №4 §3. Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник. Решение задач. §4. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. Построение треугольника по трем элементам. Построение треугольника по трем элементам. Решение задач на построение. Контрольная работа № 5 | 2 3 1 4 5 1 | | | Сам. работа №17 Сам. работа №18 Сам. работа №19 Сам. работа №20 Сам. работа №21 Сам. работа №22 Сам. работа №23 Сам. работа №24 Сам. работа №25 | Тест 4 Тест 5 |
Повторение. Решение задач (4 часа) Сам. работа №26 Итоговая контрольная работа (1) |