СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа «История России. 7 класс» составлена в соответствии с  Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, Базисного учебного плана 2004 г., утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г. и на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по истории.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 7 класс»


Пояснительная записка


Курс «История России» 7 классе охватывает исторический период – с XVII до конца XVIII века. Таким образом, в программу курса входит изложение начала истории России Нового времени.

Настоящая рабочая программа «История России. 7 класс» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, Базисного учебного плана 2004 г., утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г. и на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по истории.

Она рассчитана на преподавание в 7 классе по учебнику: «Пчелов Е. В. История России. XVII – XVIII века. М.: Русское слово». Данная программа разработана на 44 часа, по 2 часа в неделю на основе примерной программы Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до конца XVIII века».

Главная цель данной рабочей программы: формирование у обучающихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщение их к культурным до­стижениям и национальным традициям России, воспитание патриотизма, гордости за свою страну и уважения её историчес­кого прошлого.

В рамках этой цели в процессе обучения обучающиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знако­мятся с новыми историческими понятиями и терминами, полу­чают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также и развитию гуманитарной культуры обучающихся, росту их гражданского само­сознания, повышению общеобразовательного уровня.

В основу данной программы положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Не выделяется какая - либо из сторон жизни общества, а рассматриваются, по возможности, все они в совокупности.

Большое внимание при изучении по настоящей программе уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами. Именно поэтому, с одной стороны, внимание сосредо­точено на личностях российских правителей и их конкретной де­ятельности, а с другой, выделены не только та­кие «традиционные» вопросы истории культуры, как литература, архитектура, живопись и т.д., но и повседневная, бытовая жизнь человека Российской империи, а также, как важнейший аспект, история церкви, духовной жизни. При этом говорится не только о православной церкви, существование которой является одной из существеннейших основ российской цивилизации. Уделено внимание также дру­гим религиям народов нашей страны. В раздел «Национально-региональный компонент» включен материал краеведческого характера, позволяющий глубже раскрыть тему урока на наглядном примере из исторического прошлого родного края. Очень важно во время учебного процесса развивать школьника, воспитывать у него патриотизм, формировать умения, помогающие ему понять историю.

История нашей страны рассматривается в контексте обще­мирового исторического процесса. Подчёркиваются междуна­родные связи России, даются сопоставления с событиями дру­гих стран, поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей.

При рассмотрении истории XVII века показывается связь событий России с другими странами, и, прежде всего с Речью Посполитой, а по XVIII веку со Швецией и Османской империей.








Структура курса







Название раздела


Количество часов по программе



Количество часов по рабочей программе


Контрольные работы


Проверочные работы



Проекты



Введение



1


1





1


Смутное время



7


7



1



2


Россия при первых Романовых



10


10


1


Информационно-творческий проект: Бунташный век


3


Эпоха реформ Петра I



11


11


1


Информационно-творческий проект: Петр I – кто он? Великий реформатор или тиран?


4


Россия после Петра Великого



15


15


1


Информационно-творческие проекты: Брауншвейгское семейство.

Екатерина II: личность и эпоха

Взаимоотношения Екатерины II и Павла I


Итого



44


44


3


1




Тематическое планирование






Тема урока




Кол-во часов



Цели и задачи урока




Даты, имена, понятия


Национальн-региональный компонент



ОР

Творческая и исследо-вательская деятельность



Д / з


1

Введение

1

Выявить главные факто-ры своеобразия истори-ческого развития России; определить место истории среди других учебных предметов; вызвать интерес к предмету; познакомить обучающихся с хронологическими рамками истории.

Отечество. Россия.

Калмыки в

ХVII столетии.

Первые шерти.






Блок I. Смутное время – 7 часов

2

В преддверии Смуты

1

Охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годуно-ва; определить причины Смуты; способствовать развитию мыслительной деятельности, творчес-кого и аналитического мышления.

Фёдор Ианнович (1584-1598),Борис Годунов (1598-1605), урочные лета, заповедные годы, патриарх.

Первые шерти.


http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Skaski/Skaski.htm/Документы к истории смутного времени


§1

3

Лжедмитрий I (1605 – 1606)

1

Охарактеризовать прав-ление Лжедмитрия I;

рассказать о продолжении Смуты, её этапах; учить школьников анализировать, сравнивать и обобщать.

Самозванство, семибоярщина, марионетка, шляхта, восстание Хлопка, интервенция, гетман.


Добровольное принятие калмыками русского подданства.


http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Skaski/Skaski.htm/Документы к истории смутного времени


§2

4

Царь Василий Шуйский (1606 – 1610)

1

Дать оценку событиям после смерти Лжедмитрия I; раскрыть сущность правления бояр во главе с Шуйским; охарактеризовать противоборствующие группировки.

Гражданская война, интервенция, крестоцеловальная запись.

Василий Шуйский, восстание

И. И. Болотникова


Хозяйство и быт калмыков.


http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке)


§3

5

Лжедмитрий II

1

Дать оценку действиям второго Лжедмитрия и осветить ход борьбы с польско – литовскими интервентами.

Гражданская война, интервенция, Лжедмитрий II (1607-1610)- «тушинский вор», самозванство.

Образование народности.




§4

6

Междуцарствие (1610 – 1612)

1

Охарактеризовать период семибоярщины, противоборствующие группировки- их состав, преследуемые цели, действия; рассказать об иностранной интервенции и действиях русских патриотов.

Семибоярщина, Великое посольство, Первое ополчение1611, «Совет всей земли», «Приговор всей земли», Лжедмитрий III - «псковский вор», самозванство.

Общественный строй и хозяйство калмыков.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§5

7

Второе ополчение и освобождение Москвы

1

Рассказать о подъёме национального самосоз-нания русского народа и патриотического движения, об этапах освобождения страны от захватчиков, о значении для России воцарения новой династии; выявить итоги и последствия Смуты, развитие государства в ХVII в.

Ополчение, национальное самосознание.

Второе ополчение 1612 г.

Лето-осень1612г. -осада Москвы,

1613г.- Земский собор,

1613-1645 – царствование Михаила Романова


Общественный строй и хозяйство калмыков.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§6

8

Проверочная работа «Смутное время»


1

Повторить, обобщить и закрепить учебный материал раздела, проконтролировать и оценить знания, умения и навыки учащихся.







Блок II. Россия при первых Романовых – 10 часов

9

Правление царя Михаила Фёдоровича (1613 – 1645)

1

Охарактеризовать правление Михаила Романова; рассказать о внутренней и внешней политике; отметить, что при его правлении начался постепенный выход России из кризиса.

Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги.

Михаил Романов (янв. 1613-1645)

Смоленская война(1632-1634)

Взятие Азова-1637г.

Пути и распутья на запад.

Жалованная грамота М.Ф. Далай-Батыру от14.04.1618г. о принятии его в русское подданство.

http://www.kuluar.ru/Moscow/moscow11.htm/Москва в царствование М. Ф. Романова


§7

10

Царь Алексей Михайлович (1645 – 1676)


1

Охарактеризовать внутреннюю политику первых Романовых; рассказать о реформах государственного управления и о сословиях российского государства, их правах.

Соборное уложение 1649 г. Алексея Михайловича, абсолютизм, Земский собор, сословия, самодержавие, Соляной бунт.



«Монголо-ойрат- ские законы 1640г.»

Освоение калмыками степей от Яика до Дона и от Кумы до Самары.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm/ Соборное уложение 1649 г.

Информационно-творческий проект: Бунташный век

§8

11

Россия в XVII в.


1

Дать представление о территории и сословной структуре российского общества в данный период; охарактеризовать динамику развития российской экономики.

Крепостное право, Боярская дума, приказы, приказные люди, полки нового (иноземного) строя, мануфактура, товарное производство, единый всероссийский рынок.

Изменение поли тики правитель-ства в пользу калмыков (осло-жнение внешне-политического положения Рос-сии)

http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке)


§9

12

Присоединение Украины к России


1

Описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней и внутренней политики и оценить значение присоединения Украины к России; ознакомить с историей и географией расширения России на восток; охарак теризовать процесс осво-ения новых территорий будущей империи.

Люблинская уния, гетман, реестр, Запорожская Сечь, Зборовский мир, Белоцерковский мир, Переяславская Рада – 8 янв.1654г., русско-польская война 1654-1667гг., русско-шведская война (1656 – 1658)


Шерти 4.02. 1655 г. и 30.03.1657г. –юридическое завершение про-цесса доброволь-ного вхождения в состав России. Прочное освое-ние степных просторов правобережья Волги и Предкавказья.

http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html/Династия Романовых: виртуальная экскурсия


§10

13

Раскол в Русской Православной церкви


1

Охарактеризовать причины и сущность раскола в России, рассказать о противостоянии царя и патриарха; выявить уровень развития хозяйства и торговли, дать представление о сословной структуре общества, иерархии сословий, особенностях каждого из них.

Раскол, раскольники, старообрядчество, патриарх, еретики, ересь, теократия, реформы Никона, Аввакум.


Буддизм в калмыцких степях.


http://www.istorya.ru/person/nikon.php/Патриарх Никон


§11

14

Народные волнения в 1660 – 1670-е гг.


1

Дать характеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича, рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина, понять, что, несмотря на поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение в то время: наносили ощутимые удары по феодальному строю.

« Медный бунт », «соляной бунт», «прелестные» письма.

Поход за зипунами, атаман, голытьба, домовитые казаки.

Степан Разин(1667-1671гг.- восстание)


Признание царским правительством (1664) существования ханства.

Междоусобные столкновения.


http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке)


§12

15

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке



1

Подвести краткие итоги правления Алексея Михайловича, рассказать об освоении русскими Сибири и присоединении новых территорий , охарактеризовать землепроходцев и их открытия; развивать умение общаться, излагать свои мысли.


Острог, ясак, кочи , мягкая рухлядь.

И.Ю.Москвитин, С.И.Дежнёв, Ф.А.Попов, В.В.Атласов,

В.Д.Поярков,

Е.П.Хабаров.


Калмыки во второй половине

ХVII века.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§13

16

Просвещение, литература и театр в XVII веке


1

Познакомить с основны-ми фактами развития просвещения и литерату-ры ХVIIв.; описать общие тенденции; охарактери-зовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре

Вирши, азбуковники, Псалтири и Часослову, Славяно-греко-латинское училище, летописи, исторические сказания и повести, первая газета «Куранты», комедия, балет

Культура и быт калмыков в

ХVII в.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§14

17

Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке


1

Познакомить обучающих-ся с основными фактами истории культуры России ХVII в.; описать общие тенденции ее развития; пони мать и показывать связь исторических событий, социально-экономической и политической ситуации в стране с развитием куль-туры и быта; проследить и оценить связь русской культуры с зарубежной.

«Нарышкинское»(московское) барокко, узоречье, зодчество, Преображенский храм на острове Кижи, иконопись, парсуна, секуляризация (обмирщение) культуры, реализм, фольклор, православная вера,

зеркала и часы, золотное платье.


Культура и быт калмыков в

ХVII в.




§15

18

Контрольная работа «Россия при первых Романовых»


1

Повторить, обобщить и закрепить учебный материал раздела, проконтролировать и оценить знания, умения и навыки учащихся.

1.Контрольное тестирование.

2. Исторические задачи.






Блок III. Эпоха реформ Петра I – 11 часов

19

Наследники Алексея Михайловича


1

Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен.


Царь Фёдор Алексеевич (1661-1682)

Регентство царевны Софьи.

Гвардия, медаль, волонтёр, верфь.

Чигиринский поход (1677), Бахчисарайское перемирие - янв.1681г., первый стрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой (1686).

Аюка-хан и царское правительство.


http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/Династия Романовых


§16

20

Начало правления Петра I


1

Дать представление о молодости Петра, начале его правления и первых преобразованиях; обос-новать, что преобразова-ния, проведенные в царствование Петра I, были в значительной степени обусловлены предшествующим развитием страны; развивать навыки самостоятельной работы с книгой, логическое мышление обучающихся.


Потешные полки, Великое посольство, ратуша, земская изба, модернизация, реформа.

1695- I Азовский поход, 1696-II Азовский поход, 1697-98гг. - Великое посольство

лето1698г.-стрелецкое восстание,

19.12.1699-начало нового летоисчисления, 1699-начало городской реформы

Изменение отношений из-за планов Петра по овладению Азова (расчет на калмыцкую конницу)

http://lichm.narod.ru/Part4/411.htm/Эпоха Петровских преобразований

Информационно-творческий проект: Петр I – кто он? Великий реформатор или тиран?


§17

21

Начало Северной войны











1

Охарактеризовать между-народную обстановку, в которой оказалась Россия к началу 18 столетия, рассказать о начале Се-верной войны, создании в России армии нового об-разца и её превращении в европейскую супердержаву; воспитывать гордость за славу российского оружия и героизм россиян.


Империя, император, регулярная армия, рекруты.

1700-1721гг. - Северная война

1700г. - поражение под Нарвой

1701г. - взятие Нотебурга

(Шлиссельбурга)

16.05.1703г.- основание

Санкт-Петербурга

Карл ХII, Б.П.Шереметев.

Участие калмыков в Северной войне.


http://www.world-history.ru/events/1347.html/Северная война


§18

22

Перелом в Северной войне


1

Охарактеризовать ход Северной войны, показать нарастание мощи российской армии и постепенную подготовку перелома в войне; воспитывать гордость за славу российского оружия и героизм россиян.


Генеральное сражение, редут, янычары.

1704г.- взятие Нарвы и Дерпта

27.06.1709г.- Полтавская битва

1711г.- Прутский поход


Политика правительства России по отношению к ханской власти. Встречи Аюки-хана и Петра I.


http://www.world-history.ru/events/1347.html/Северная война


§19

23

Конец Северной войны


1

Охарактеризовать становление морского могущества России и роль морских побед в завершении войны, её превращение в европейскую супердержаву; рассказать о продолжении восточной политики ПетраI; воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу российского оружия и героизм россиян.

Линейный корабль, фрегат, эскадра, десант.

27.07.1714г.- Гангутское сражение

1720г.- победа русского флота при Гренгаме

1721г.-Ништадтский мир

1772-1723гг.-Каспийский поход


Калмыки в Северной войне.


http://www.world-history.ru/events/1347.html/Северная война


§20

24

Государственные преобразования Петра I



1

Охарактеризовать модернизацию государственной системы России, сравнить новое устройство России с государственными системами западных стран


Коллегия, сенат, синод, провинция, дистрикт, генерал-прокурор, фискал, абсолютизм, бюрократия, протекционизм, Табель о рангах, Генеральный регламент,

регулярное государство

1708г.-реформа местного управления

1711г.- Сенат

1718-1720гг.- введение коллегий

1721г.- Синод

1722г.- должность генерал-прокурора

Политика правительства России по отношению к ханской власти. Встречи Аюки-хана и Петра I.


http://lichm.narod.ru/Part4/411.htm/Эпоха Петровских преобразований


§21

25

Экономика при Петре I


1

Рассказать о хозяйственной политике ПетраI на фоне его внешней и внутренней политики, а также в связи с новыми европейскими экономическими теориями; охарактеризовать экономическое состояние России в его правление; дать представление о перестройке экономической структуры страны; сделать вывод о том, что созданное Петром «регулярное» государство повысило эффективность государственного управления и модернизацию.

Посессионные рабочие, экспорт, импорт, прибыльщики, ревизия, подушная подать, майорат, политика протекционизма, челобитная.

1709г.- объявление Берг - привилегии

1714г.-поместье приравнено к вотчине

1718г.-начало поименной переписи податного населения

1724г.-введение подушной подати, Таможенный тариф


Неурегулирован-ность территориальных, хозяйственных, торговых и иных проблем.


http://lichm.narod.ru/Part4/411.htm/Эпоха Петровских преобразований


§22

26

Народные движения при Петре I


1

Охарактеризовать повышение внутренней нестабильности в стране в период петрова царствования; рассказать, что вся социально-экономическая политика Петра и постоянные войны основывались на непомерных тяготах со стороны крестьянства и работного люда; указать на культурные противоречия с традициями и национальной культурой народа, насаждение чужого, европейского.

1705-1706гг.-Астрахан-ское восстание

Круг, атаман Б.П.Шереметев.

1707-1708гг.-восстание под предводительством К.Булавина

Князь Ю.В.Долгорукий

прелестные письма

В.В.Долгорукий

домовитые казаки

восстание нерусских народов Поволжья


Колонизационная политика царизма.

Её последствия.


http://hronos.km.ru/sobyt/bulavina1707.html/Восстание К. Булавина


§23

27

Преобразования в области культуры и быта


1

Рассказать о кардиналь-ном изменении всей культурной жизни страны и оценить новшества в области просвещения и образования, а также быта, введённые

Петром I; развивать умение общаться, излагать свои мысли.

Европейское летосчисление, барокко, лексикон, ассамблеи.

1701г.-открытие в Москве школы математических и навигационных наук

1707г.-медицинское училище, 1714г.- публичная библиотека, церковь в Кижах, 1719г.- Кунст-камера, 1725г.- Академия наук

Культура, духовная жизнь и быт калмыков.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§24

28

Династия Романовых в первой четверти XVIII вв.


1


Расширить знания о периоде правления Петра Первого, подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра I, оценить масштаб личности самого царя; продолжать форми рование мировоззрения; развивать умение работать в группе.

«Дело» царевича Алексея.

( 1690-26.06.1718)

1712г.- венчание с Екатериной Алексеевной

1711г.- женитьба Алексея на Шарлоте Софии, немецкой принцессе

Устав о наследии престола (февр.1722г.)

Калмыцкая степь в первой четверти ХVIII века.


http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/Династия Романовых


§25

29

Контрольная работа «Эпоха реформ Петра I»


1

Повторить, обобщить и закрепить учебный материал раздела, выделить главные события и понятия, проконтролировать и оценить знания, умения и навыки обучающихся.

Царь Фёдор Алексеевич (1661-1682)

Регентство царевны Софьи.

Гвардия, медаль, волонтёр, верфь.

Чигиринский поход (1677), Бахчисарайское перемирие - янв.1681г., первый стрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой (1686).






Блок IV. Россия после Петра Великого – 15 часов

30

Наследники Петра I


1

Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников ПетраI; дать представление о насущных общественных проблемах, почему этот период истории назван «эпохой дворцовых переворотов»; определить причины этих переворотов, какое влияние на развитие России они оказали; воспитывать чувство гордости за славу российского оружия и героизм россиян.

Птенцы гнезда Петрова,

Верховный тайный совет (1726),

гвардейцы,

кондиции (условия).

1725-1727гг.-правление ЕкатериныI

1727-1730гг. - Пётр II

Андрей Иванович Остерман


Калмыцкое ханство в первой четверти ХVIII века.


http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html/Династия Романовых: виртуальная экскурсия

Информационно-творческий проект: Брауншвейгское семейство.

§26

31

Правление Анны Иоанновны (1730 – 1740)


1

Рассказать о внутренней и внешней политике Анны Иоанновны; охарактеризовать период «бироновщины», личность Анны Иоанновны и её роль в истории России; проследить связь внешней политики с внутренней; продолжать учить анализировать, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения.

1730-1740гг.- царствование Анны Иоанновны,

Обер-камергер Эрнст Иоганн Бирон,

вице-канцлер А.И.Остерман,

генерал-фельдмаршал Б.Х.Миних, регентша, дворцовый переворот.

1740-1741гг.- Иван IV

Русско-турецкая война 1735-1739гг.

Русско-шведская война

1741-1743гг.


Дондук-Омбо управлял Калмыкией с 1735 по 1741 гг., в 1737 г. царской властью ему был пожалован титул хана. Под его правлением калмыки активно участвовали в войнах, которые вела Россия, что сказалось на ухудшении положении простых кочевников.

http://www.hrono.ru – исторический портал


§27

32

Императрица Елизавета Петровна (1741 – 1761)


1

Рассказать о внутренней политике России в период правления Елизаветы Петровны, проследить связь внешней политики с внутренней; охарактеризовать основные цели и направления, итоги политики Елизаветы Петровны; воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу оружия.

1754г.-отмена внутренних таможен

1762г.-Манифест о вольности дворянства

1762 и 1764гг.- указы, освободившие дворян от обязательной службы

1756-1763-Семилетняя война

19 авг. 1757г.- у деревни Гросс - Егерсдорф

янв.1758г.- взятие Кёнигсберга

14авг.1758г.-сражение у д. Цорндорф

сент.1760г.-взятие Берлина

1761г.-захват Кольберга

Калмыцкое ханство в середине ХVIII века.

Административно-управленческая система Калмыцкого ханства.


http://syw-cwg.narod.ru/Семилетняя война


§28

33

Наука, просвещение и культура России в середине XVIII в.


1

Рассказать о социально-экономическом развитии России, об основных достижениях и направлениях развития науки, просвещения и культуры в ХVIII в.; способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления обучающихся.

Академия наук, гимназия, университет.

12.01.1755г.-указ об учреждении Московского университета

I Камчатская экспедиция (1725-1730)

II Камчатская экспедиция (1733-1741)

Великая Северная экспедиция (1733-1743). Ода, барокко, классицизм.

Ликвидировал Тайную канцелярию, Указ о секуляризации церковно-монастырских владений, Манифест о вольности дворянства-1762г.

Культура, духовная жизнь и быт калмыков в ХVIII в.

Новые хозяйственные явления.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§29

34

Император Пётр III (1761 – 1762)


1

Охарактеризовать царствование Пётра III, переворот 1762 г., основ-ные перемены в государ-ственном управлении, в положении дворянства; развивать умение анна-лизировать исторические факты; создавать условия для развития творческих способностей.

1761-1762гг.- Пётр III


Поворот в характере русско - калмыцких отношений.


http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/Династия Романовых

Информационно-творческий проект: Екатерина II: личность и эпоха

§30

35

Екатерина II: личность и эпоха


1

Рассказать о внутренней политике Екатерины II; раскрыть процесс разложения крепостного хозяйства и развития капиталистических отношений, охарактеризовать период просвещенного абсолютизма, Екатерину II и её роль в истории России; продолжать учить анализировать, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения.

1762 - 1796 гг.- Екатерина II

Просвещённый абсолютизм, городская дума, Уложенная комиссия, «Жалованная грамота городам»

05.01.1771г. калмыцкий народ раскололся на две части.

В 1771 г. Убаши-хан принял решение об откочевке назад в Джунгарию, находившуюся в это время под властью Китая. Это принесло много страданий калмыцкому народу. 1/3 - осталась в России, 2/3 - ушли в Китай

http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке)


§31

36

Внешняя политика при Екатерине II


1

Рассказать о внешней политике России в 18 в., проследить связь внешней политики с внутренней; охарактеризовать основные цели и направления, итоги политики Екатерины II, отметить её европейский и даже мировой размах, подчеркнуть важность присоединения к России древнерусских (украинско-белорусских земель); воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу оружия; развивать умение общаться, излагать свои мысли.


Разделы Польши: 1772г., 1793г., 1795г..

Русско-турецкие войны

1768-1774, 1787-1791гг.

В июле 1788г.-нападение Швеции, а спустя 2 года им пришлось пойти на мир.

1787г., 1788г.-пер-вые победы Черноморского флота.

1789г.-Рымникское сражение, 10.12.1790г.-штурм Измаила

1791г.-Ясским мирным договором Россия окончательно закрепилась на Чёрном море, право России на Крым.1791г.-союз со Швецией и Англией против Франции, участие России в морской блокаде Франции.


Роковая развилка.

Участие калмыков в войнах России.


http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке)


§32

37

Восстание Е. И. Пугачева 1773 – 1774гг.


1

Дать представление о положении дворянства и крестьянства в России, об усилении крепостного гнёта; показать связь между ухудшением положения крестьянства и восстанием Пугачева; дать определение крестьянской войне; развивать интерес к истории своего государства, своего народа; воспитывать чувство гордости, любви к родной земле.



Вольные люди, манифесты Пугачёва,

Казанская помещица.

Участие калмыков в восстании Е. И. Пугачева.



http://www.hrono.ru – исторический портал


§33

38

Внутренняя политика Екатерины II


1

Охарактеризовать внутреннюю политику правительства Екатерины II, реформы её царствования, рассказать о личности Екатерины и роли в русской истории; познакомить обучающихся с её попытками провести политику «просвещенного абсолютизма», продолжить формирование мировоззрения школьников; развивать речь, мышление обучающихся.

Преобразования, губернская реформа, генерал-губернатор, губернское правление, казённая палата, приказ общественного призрения, городничий, судебные органы, Сенат, Жалованные грамоты: дворянству и городам.

Голова – шестигласная дума - городская дума.

Барщина, оброк, отходничество.

Мануфактуры, капитал, капиталистые (крепостные крестьяне)

Таможенный тариф 1767г.


Указ Екатерины II от 19.10. 1771 г. по поводу дальнейшего положения

калм. народа.

Ликвидация автономии,

сокращение численности, снижение экономического потенциала, военной активности, моральные и культурные потери.

http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке)

Информационно-творческий проект: Взаимоотношения Екатерины II и Павла I

§34

39

Правление Павла I (!796 – 1801)


1

Охарактеризовать особенности внутренней и внешней политики Павла I (в сравнении с политикой Екатерины II); дать представление о большом влиянии личных понятий и пристрастий монарха в России на всю внутреннюю и внешнюю политику.

Павел I (1754-1801)

1797г.- Акт о престолонаследии

Указ о трёхдневной барщине

1798г.- антифранцузская коалиция (Россия, Англия, Австрия, Турция)

Война с Францией 1798-1799 гг.

Февр.1799г.-взятие крепости о. Корфу.

Победа в сражениях у реки Треббии, г. Нови. Переход через Альпы.

А.В.Суворов умер в 1800г.

Калмыцкая степь на рубеже

ХVIII века.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§35

40

Просвещение и наука во второй половине XVIII века


1

Рассказать о развитии науки и образования во второй половине ХVIII в., о реформе системы образования; дать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; воспитывать патриотизм, чувство гордости за великую русскую культуру, сознание того, что служение науке, искусству неразрывно связано со служением своему народу, многонациональной России, всему человечеству.

И.И.Бецкой - инициатор создания и реформирования системы учебно-воспитательных учреждений. 1786г.- Устав народных училищ.

Народные училища, воспитательные дома, солдатские школы, горные и мореходные школы, 1764г.- Смольный институт (институт благородных девиц)

1768г.-началось прививание от оспы (С.Г.Зыбелин). 1789г.- аптекарский устав, И.И.Ползунов -паровая машина, И.П.Кулибин- часовые механизмы и серию удивительных изобретений.

Культура, духовная жизнь и быт калмыков в ХVIII в.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§36

41

Литература и искусство во второй половине XVIII века


1

Охарактеризовать основ-ные направления разви-тия архитектуры, изобра- зительного искусства, драматургии, музыки, журналистики; дать пред-ставление о наиболее значительных достижени-ях и наиболее видных деятелях русской культу-ры второй половины 18 столетия; продолжить формирование понятия о культу ре как важной сос-тавной части материаль-ной и духовной жизни общества; воспитывать чувство гордости за великую культуру России, её преемственность.

Оды, комедии, басни, рационализм, классицизм, Просвещение, сентиментализм, духовная музыка, театр, искусство портрета, школа пейзажей, барокко (нарышкинское барокко).

1783г.-Российская академия

«Славяно-российский словарь»

Академия художеств

Эрмитаж для всех-1852г

Место Калмыцкой степи в многонациональном характере России. Благотворное влияние взаимодействия разных народов друг на друга.


http://www.hrono.ru – исторический портал


§37

42 – 44

Повторение и обобщение.

Контрольная работа «Россия после Петра Великого»


3

Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал, определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, степень усвоения.

1.Контрольное тестирование.

2. Исторические задачи.



Защита проектов.

Обсуждение проектов.





ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под рук. учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI-XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Литература для учителя:


1. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах.

2. Батмаев М.М. Калмыки в ХVII – ХVIII вв.- Э., 1993.

3. Дидактические материалы. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа.

4. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Мир и Россия в новое время: 7 класс: Краткие конспекты уроков для учителя истории.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.

5. История России с древнейших времен до конца ХVIII века. Тесты. 6-7, 10 классы.

6. История в таблицах и схемах – СПб, 2008.

7. Моисеев А.И., Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа. ХVII – ХVIII вв.- Э., 2002.

8. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. – М.: Норма, 2004.

9. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период - М.,1967.

10. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. 6 – 7 классы.- М.: Просвещение, 2009.

11. Пчелов Е.В. Методические рекомендации по курсу « История России с древнейших времен до конца ХVIII века». 6 - 7 классы – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

12. Пчелов Е.В. Программа курсов. История России с древнейших времен до конца ХVIII века. 6 - 7 классы – Москва: « РС».

13. Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца ХVI до конца ХVIII века. 7 класс – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС».


Литература для обучающихся:


1. История в схемах и таблицах / авт.-сост. Северинов К.М. – СПб: Тригон, 2009.

2. Пчелов Е.В. История России. ХVII - ХVIII века. 7 класс – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:


▪ http://www.hrono.ru – исторический портал.

▪ http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Skaski/Skaski.htm/Документы к истории смутного времени.

▪ http://www.kuluar.ru/Moscow/moscow11.htm/Москва в царствование М. Ф. Романова.

▪ http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html/Династия Романовых: виртуальная экскурсия.

▪ http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/Династия Романовых.

▪ http://www.istorya.ru/person/nikon.php/Патриарх Никон.

▪ http://solovki.info/?action=archive&id=283/Соловецкое восстание.

▪ http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm/ Соборное уложение 1649 г.

▪ http://www.hronos.km.ru/1700ru.html/Хронологическая таблица (Россия в XVIII веке).

▪ http://lichm.narod.ru/Part4/411.htm/Эпоха Петровских преобразований.

▪ http://www.world-history.ru/events/1347.html/Северная война.

▪ http://hronos.km.ru/sobyt/bulavina1707.html/Восстание К. Булавина.

▪ http://syw-cwg.narod.ru/Семилетняя война.