Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»
города Рыльска Курской области.
Принято на заседании педагогического совета протокол №_______________ от «___» _____________2016г. | | Утверждено: приказ №_____________________ от «___» _________________2016г. Директор школы ___________( В.В. Милонов) |
Рабочая программа
по истории России
7 класс
Составитель:
Л.В. Коренская,
учитель истории
2016-2017 учебный год
Структура рабочей программы
Пояснительная записка
Учебно - тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учебно – методическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории составлена на основании Государственного Федерального стандарта основного образования, принятого17.12.2010г,Федерального базисного учебного плана 2004г, Примерной программы основного общего образования по истории.
Цели: учащиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших мире за 200 лет.
Задачи:
- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы.
Отличительные особенности рабочей учебной программы по сравнению с примерной программой, в том, что она составлена в соответствии со структурой учебника, предполагает проведение повторительно-обобщающих уроков по четвертям.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 7 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 32 часа и на историю России – 38 часов.
В Рабочей программе учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы (при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи. Методы обучения, предусмотренные программой: наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана), видеометод. Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение.
Учебники рекомендованные (допущенные) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год:
· Юдовская А.Я Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2014.
· Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XIIIвв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.-5 изд. – М.: Просвещение, 2014.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы: в разработках уроков используются различные методики проведения уроков с учетом возрастных особенностей учащихся; большое внимание уделено системе работы по формированию сложных понятий, самостоятельной работе учащихся; контрольные задания, разноуровневые тесты, разнообразные кроссворды помогают оперативно осуществлять проверку знаний учащихся; материал подобран таким образом, чтобы учитель мог дифференцированно выбрать соответствующие задания с учетом уровня подготовленности учащихся.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования имеет следующие особенности:
- знакомство со спецификой культур изучаемых стран используется для формирования толерантного отношения обучающихся к другим народам, адекватного восприятия поликультурной картины мира;
- при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности учащихся;
Учебно – тематическое планирование по история России 7 класс.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) |
Лабораторные работы, практические работы | Экскурсии | Проверочные работы |
1 | Введение. | 1 | | | |
2 | Россия на рубеже XVII – XVIIIвв. | 4 | | | |
3 | Россия в XVIIв. | 9 | | | |
4 | Россия в первой четверти XVIIIв. | 9 | | | |
5 | Россия в 1725-1762гг. | 5 | | | |
6 | Россия в 1762-1800гг. | 10 | | | |
Итого: | 38 | | | |
Календарно-тематическое планирование по истории России 7 класс
№ | Тема урока. | Количество часов. | Д./ З. | Дата проведения |
план | факт |
1 | Введение. | 1 | | 02.09 | |
2 | Политика Бориса Годунова. | 1 | § 1, вопросы 1,3,4 | 08.09 | |
3 | Смута. | 1 | § 2, работа с документом | 09.09 | |
4 | Окончание Смутного времени. | 1 | § 3. знать даты, понятия | 13.09 | |
5 | Обобщающий урок. | 1 | | 16.09 | |
6 | Новые явления в экономике. | 1 | § 4, работа с документами | 20.09 | |
7 | Основные сословия российского общества. | 1 | § 5, знать новые понятия | 23.09 | |
8 | Политическое развитие страны. | 1 | § 6. работа с документом | 27.09 | |
9 | Власть и церковь. Церковный раскол. | 1 | § 7. сообщения | 30.09 | |
10 | Народные движения | 1 | § 8 сост. рассказ по табл. | 04.10 | |
11 | Внешняя политика. | 1 | § 9. | 07.10 | |
12 | Образование и культура в XVII веке. | 1 | § 10. индив. задания | 11.10 | |
13 | Сословный быт. Обычаи и нравы. | 1 | § 11. сообщения | 14.10 | |
14 | Россия в XVII веке. Повторение. | 1 | Повторить материал | 18.10 | |
15 | Предпосылки петровских преобразований. | 1 | § 12, работа с документом | 21.10 | |
16 | Петр I. Россия на рубеже веков. | 1 | § 13. сост. вопр. по сод-ю. | 25.10 | |
17 | Северная война. | 1 | § 14, знать осн. события | 28.10 | |
18 | Реформы Петра I. | 1 | § 15. сост. р-з о реформах | 08.11 | |
19 | Экономика России в первой четверти XVIII века. | 1 | § 16, индив. задания | 11.11 | |
20 | Народные движения. | 1 | § 17 сост. р-з по табл. | 15.11 | |
21 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. | 1 | § 18, инд. задания | 18.11 | |
22 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. | 1 | § 19, инд. задания | 22.11 | |
23 | Повторительно – обобщающий урок. | 1 | | 25.11 | |
24 | Дворцовые перевороты. | 1 | § 20-21, сообщения | 29.11 | |
25 | Дворцовые перевороты | 1 | § 21 | 02.12 | |
26 | Внутренняя политика в 1725-1762 годах | 1 | § 22, сост. вопр. по содержанию | 06.12 | |
27 | Внешняя политика России в 1725-1762 годах. | 1 | § 23, раб. с табл. | 09.12 | |
28 | Повторно-обобщающий урок. | 1 | Повторить П. 12-23 | 13.12 | |
29 | Внутренняя политика Екатерины II. | 1 | §24. отв. на вопросы | 16.12 | |
30 | Крестьянская война. | 1 | § 25 р-з по табл. | 20.12 | |
31 | Экономическое развитие. | 1 | § 26 | 23.12 | |
32 | Внешняя политика Екатерины II. | 1 | § 27-28, заполнить таблицу | 10.01 | |
33 | Россия при Павле I. | 1 | § 29. отв. на вопросы | 13.01 | |
34 | Наука и образование. | 1 | §30,сообщения | 17.01 | |
35 | Художественная культура. | 1 | § 31-32, сообщения | 20.01 | |
36 | Быт и обычаи. | 1 | §33. индивидуальное зад. | 24.01 | |
37 | Быт и обычаи | 1 | §33. индивидуальное зад. | 27.01 | |
38 | Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. | 1 | | 31.01 | |
Требования к уровню подготовки семиклассников по истории
Обучающиеся должны знать и уметь:
1. Хронологические знания, умения работать с хронологией:
- называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов,
- составлять хронологические и синхронистические таблицы,
- характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.
2. Знания фактов, работа с фактами:
- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду,
- использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории,
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках,
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках,
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников,
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности,
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.
5. Анализ, объяснение:
- соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы,
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений,
- называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений,
- классифицировать исторические события и явления по указанному признаку,
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий,
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия,
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий,
- объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
6. Версии, оценки:
- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе,
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Учебно – методическое обеспечение
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России. 7 класс – М.: Просвещение, 2014г.
Рабочая тетрадь к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2014г.
Атлас по истории России.
Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей для общеобразоват. Учреждений; под ред. Е. В. Колганов, Н. В. Сумакова; - М.: Просвещение, 2011г.
Рабочая программа
по Всеобщей истории
7 класс
Составитель:
Л.В. Коренская,
учитель истории
2015-2016 учебный год
Структура:
Пояснительная записка
Учебно - тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учебно – методическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование по Новой истории для 7 класса составлено на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Базисного учебного плана 2010 года и Государственных программ по истории.
На изучение Новой истории в 7 классе отводится 32 часа, т. е. 2 часа в неделю.
В результате изучения курса новой истории учащиеся 7 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XVI по XIX в.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
В процессе изучения новой истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
4. Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.
Гуманизация при изучении данного курса
Она прослеживается:
— в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
— в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
— в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);
— в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
— в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории — то, что развивает способность понимания исторических эпох;
— в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;
— в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).
Учебно – тематическое планирование по новой истории
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | Из них (количество часов) |
Лабораторные работы, практические работы | Экскурсии | Проверочные работы |
1 | Мир в начале нового времени | 12 | | | |
2 | Ранние буржуазные революции. | 5 | | | |
3 | Эпоха просвещения. Время преобразований. | 9 | | | |
4 | Колониальный период в Латинской Америке. | 6 | | | |
Итого: | 32 | | | |
Календарно – тематическое планирование по новой истории 7 класс
№ | Название темы урока. | Дом. задание | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Мир в начале нового времени. (12 ч) |
1. | Введение. Технические открытия и выход к мировому океану. | §1 | 1 | 03.02 | |
2. | Великие географические открытия. | §2 | 1 | 07.02 | |
3. | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. | §3 | 1 | 10.02 | |
4. | Дух предпринимательства преобразует экономику. | §4 | 1 | 14.02 | |
5. | Новые ценности преобразуют общество. | §5 | 1 | 17.02 | |
6. | Повседневная жизнь. | §6 | 1 | 21.02 | |
7. | Высокое Возрождение. | §7-9 | 1 | 24.02 | |
8. | Рождение новой европейской науки. | §10 | 1 | 28.02 | |
9. | Начало Реформации в Европе. | §11 | 1 | 03.03 | |
10. | Распространение Реформации в Европе. | §12 | 1 | 07.03 | |
11. | Королевская власть и Реформация. | §13 | 1 | 10.03 | |
12. | Религиозные войны во Франции. | §14 | 1 | 14.03 | |
Ранние буржуазные революции. (5 ч) |
13. | Нидерландская революция. | §15 | 1 | 17.03 | |
14. | Начало революции в Англии. | §16 | 1 | 21.03 | |
15. | Революция в Англии. | §17 | 1 | 04.04 | |
16. | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | §18 | 1 | 07.04 | |
17 | Первый период Нового времени. | | 1 | 11.04 | |
Эпоха просвещения. Время преобразований. (9 ч) |
18. | Век Просвещения. | §19 | 1 | 14.04 | |
19. | Художественная культура Европы. | §20 | 1 | 18.04 | |
20. | Промышленный переворот в Англии. | §21 | 1 | 21.04 | |
21. | Английские колонии в Северной Америке. | §22 | 1 | 25.04 | |
22. | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. | §23 | 1 | 28.04 | |
23. | Начало Великой французской революции. | §24 | 1 | 02.05 | |
24. | От монархии к республике. | §25 | 1 | 05.05 | |
25. | От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | §26 | 1 | 12.05 | |
26. | Время преобразований. Урок повторение. | | 1 | 16.05 | |
Колониальный период в Латинской Америке. (6 ч) |
27. | Колониальный период в Латинской Америке. | §27 | 1 | 19.05 | |
28. | Государства Востока в раннее Новое время. | §28 | 1 | 23.05 | |
29. | Начало европейской колонизации. | §29 | 1 | 26.05 | |
30. | Европейская колонизация. | § 30 | 1 | 29.05 | |
31. | Обобщающий урок. | | 1 | 30.05 | |
32 | Повторение. | | 1 | 31.05 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать и уметь:
1. Хронологические знания, умения работать с хронологией:
- называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов,
- составлять хронологические и синхронистические таблицы,
- характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.
2. Знания фактов, работа с фактами:
- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду,
- использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории,
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках,
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках,
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников,
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности,
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.
5. Анализ, объяснение:
- соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы,
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений,
- называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений,
- классифицировать исторические события и явления по указанному признаку,
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий,
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия,
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий,
- объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
6. Версии, оценки:
- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе,
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Учебно – методическое обеспечение
Учебник Юдовская А.Я. и др. «Новая история 1500-1800гг.». 7кл., М.: «Просвещение», 2014г.
Рабочая тетрадь по новой истории. 1500—1800гг. (авторы А. Я. Юдовская и др.). Рабочая тетрадь по структуре соответствует учебнику.
Атлас по Новой истории. 7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2014г.
4.Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история», 7класс. М., «Просвещение», 2012г..Соловьев К.А. 5.Поурочные разработки по новой истории. 7класс. М., «ВАКО», 2010г.