СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2  класса 

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО»















Рабочая программа


по изобразительному искусству для 2 класса























Составитель:






Пояснительная записка


Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.


Задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-

ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой –азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального на-

рода Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными

материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.


Нормативно-правовая база

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой «Изобразительное искусство», Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с требованиями «Закона об образовании» и основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014

«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

• Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

• Учебный план образовательного учреждения на 2014/ 2015 учебный год;

• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).


Сведения о программе

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; контроль; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.

Для разработки рабочей программы была выбрана авторская программа, так как она отвечает требованиям образовательного стандарта, содержит общую характеристику особенностей курса, его задач и содержания обучения и полностью соответствует ведущим идеям УМК «Перспектива».

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели.

Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:

– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);

– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ;

– участие в организации и проведении интегративных занятий и праздников искусств,

-участие в проектной интегративной деятельности.

– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества.

Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового.

Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика.

Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника.

Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в системе начального обучения. По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.


Место предмета в школьном учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях начального образования и изучается во 2 классе на базовом уровне в объёме 35 ч в год (1 ч в неделю).



Форма организации образовательного процесса: урок.

Типы уроков: урок изучения нового материала; урок повторения и обобщения, урок закрепления, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-концерт, урок-загадка.


Технологии обучения: учебное сотрудничество, игровые технологии, ИКТ.

Для формирования ключевых компетенций обучающихся учитель должен использовать компетентностный подход к обучению.


Виды контроля: текущий – контроль в процессе изучения темы

Формы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа.



Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Программа по изобразительному искусству ставит общую цель - развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и произведениям искусства, воображения и творческих способностей. Формирование навыков и умений в области изобразительного искусства. Основой программы по ИЗО остается урок, который служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у учащихся необходимых знаний, умений, качеств и навыков. Содержание обучения изобразительному искусству структурировано на основе компетентностного подхода. В связи с этим во 2 классе формируются и развиваются коммуникативная, художественно-эстетическая компетенции.




Информация об используемом учебнике


1. Шпикалова Т. Я. ,Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.

2. Шпикалова Т. Я.и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2013.











Планируемые результаты изучения курса «Изобразительное искусство»


Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами обучающихся являются:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).


Содержание курса


Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».


Мир изобразительных (пластических) искусств

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря, ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.


Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.


Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.



В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная


Сюжетная композиция "Мой отдых летом". Композиционный центр. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. Декоративная композиция: ритм. симметрия, цвет, нюансы. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Натюрморт: композиция, светотень, линия, пятно. штрих. Графическая композиция: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. Цветовой круг: основные и составные цвета. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. Натюрморт: расположение предметов на плоскости, композиция, цвет. Графика: линия, силуэт и симметрия. Фотография.


В гостях у чародейки зимы

Русская керамика: форма изделия и декор. Кистевой мазок. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы и цвет. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. Архитектура: объёмы, пропорции, симметрия, ритм. Зодчество. Храм, церковь. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам русских народных сказок. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Народный орнамент. Узоры - символы возрождения природы: импровизация. Перспектива.


Весна - красна! Что ты нам принесла?

Русский народный костюм: импровизация. Палех. Сюжетная композиция на тему литературной сказки. Миниатюра. Колорит весеннего пейзажа. Реальное и символическое изображение. Пейзаж в графике: монотипия.



В гостях у солнечного лета


Народная роспись. Полховский Майдан. Прорезные рисунки с печатных досок. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Проект: "Доброе дело само себя хвалит"



Учебно-тематический план

Наименование раздела

Общее

количество часов

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная

11

В гостях у чародейки зимы

12

Весна - красна! Что ты нам принесла?


5

В гостях у солнечного лета


4

Резерв


3

Итого

35







Литература и средства обучения


1. Литература для учителя

1. Кубышкина Э. И. Учимся лепить и рисовать.- М.: Дрофа, 2007.

2. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 2 класс: система уроков по учебнику Т.Я.

Шпикаловой, Л.В. Ершовой. – Волгоград: Учитель, 2012.



2. Интернет-ресурсы.

1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа:

http://www.4stupeni.ru

3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа:

http://www.pedsovet.su

4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа:

http://pedsovet.org

5. Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа:

http://festival.1september.ru


3. Технические средства обучения.

Компьютер.

Проекционный экран.

мультимедийный проектор.