«Рассмотрено» Руководитель МО __________ /___________/ Протокол №____ от «___» _________ 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 73 _____ __/_____________/ «___» _________ 2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 73 _____ _____Н.Е. Ермолина Приказ № ______ от «___» _________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Гилязовой Елены Николаевны
учителя первой квалификационной категории
по изобразительному искусству в 9 «А», 9 «Б» классах
Принято на заседании
методического совета
протокол № ______ от
«____» ________ 20 г.
МБОУ СШ № 73
2016 - 2017 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для VIII класса создана на основе авторской программы по изобразительному искусству для VIII-IX классов составленной с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В 9 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2016/2017 учебном году закончить программу общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство 5-9 классы» Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, В.И. Колякина, Л.В. Неретина, Г.А. Покровская. – Москва: Просвещение, 2007 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Цель программы:
формирование восприятия произведений пластических искусств как памятников материальной и духовном культуры народов мира, хранящих на протяжении веков научные и эстетические представления человека о нем самом и окружающем его мире;
постижение нравственно-эстетических идеалов в пространстве культуры;
развитие творческой активности учащихся в процессе посильного самостоятельного создания художественных композиций и поисковой работы;
формирование понимания места и. значения художественного наследия России в мировом культурном процессе;
воспитание чувства ответственности за сохранение и приумножение отечественного культурного богатства своего народа и Отечества;
обогащение опыта художественно-творческой деятельности учащихся.
Задачи программы:
продолжать воспитывать интерес и уважительное отношение к отечественному искусству и искусству народов мира, ориентировать на постижение духовно-нравственных ценностей в произведениях пластических искусств;
давать представление об актуальности художественного наследия в рамках разных эпох;
развивать умение выделять национальный идеал в художественном произведении;
формировать зрительскую компетентность на основе углубления знаний об историческом и бытовом жанрах, портрете и автопортрете, натюрморте, скульптуре и архитектуре, синтезе искусств, раскрытии значения творческой индивидуальности
художника;
создавать условия для решения разнообразных художественнотворческих задач изображения человека (с натуры, по памяти,
по представлению) с целью передачи состояния портретируемого; скульптурного портрета-аллегории; образа-символа по мотивам народного творчества;
развивать творческую активность в работе над композицией, в поиске художественного образа и выразительных средств его
передачи в изобразительном материале в серии художественно-творческих заданий, отражающих стилистику авангардного искусства начала XX в. и экспрессию образа в современной пластике, использовать приемы художественного конструирования;
знакомить с архитектурными стилями в русском зодчестве XVIII-XX ВВ. и развивать умение и навыки передачи в зарисовках примечательных архитектурных объемов, стилистических особенностей времени их создания;
знакомить с традициями народного семейно-бытового праздника на примере свадебного обряда Архангельской губернии
и отображения его в искусстве и в собственном творчестве учащихся с использованием элементов художественного конструирования;
развивать коммуникативные качества личности в процессе разных видов коллективной художественно-творческой деятельности и поисковой работы в искусствоведческих группах;
активизировать действия учащихся в эстетическом преобразовании среды, углублять эмоционально-эстетические оценки их
высказываний о мире прекрасного и способности выразить эти оценки в пластических образах своих художественных композиций;
формировать устойчивую потребность учащихся в контактах с искусством и в собственной художественно-творческой деятельности;
воспитывать умение отдавать предпочтение произведениям искусства, проникнутым гуманистической направленностью, раз- вивать и углублять зрительский опыт учащихся;
углублять представление о духовном начале искусства на примере православного храмового зодчества и иконописи Русского Севера;
дать представление о триумфе русской культуры в Европе Русские сезоны в Париже, активизировать творчество учащихся по созданию макета декораций и костюмов к опере с использованием элементов художественного конструирования;
раскрывать изящество садово-парковых стилей в русских садово-парковых ансамблях XVIII-XIX вв. и создавать условия для
решения разнообразных художественно-творческих задач с целью изображения (зарисовок уголка парка или сада; эскизов орнаментов в декоре, архитектурного сооружения; лепки аллегорической парковой скульптуры);
углублять и закреплять знания о линейной и воздушной перспективе при изображении глубины и многоплановости парка;
развивать умение обобщать формы и стилизовать изображение с учетом изобразительного материала и назначения изделия,
элементов графического дизайна (театральный костюм, афиша, плакат, эмблема, фирменный знак);
развивать умения работать в различных техниках и материалах, проявляя творческую активность и свободу при выборе средств
изображения;
совершенствовать коммуникативные способности в процессе коллективного творчества и поисковой работы, направленной на
изучение искусства и культуры региона;
реализовать нравственно-духовный потенциал отечественного культурного и художественного наследия как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности гражданина России, воспитания любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим и национально-культурным традициям народов России.
Рабочая программа включает следующие виды художественно-творческой деятельности:
ЦОКД – ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
ИД – изобразительная деятельность – графика, живопись, скульптура;
ДПД – декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
ХКД – художественно-конструкторская деятельность;
ХТД – художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования,
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане МБОУ СШ № 73. Школьный учебный план предусматривает изучение изобразительного искусства в IX классе в объёме 17 часов (0,5 часа в неделю).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по изобразительному искусству, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ЦОКД | ИД | ДПД | ХКД | ХТД | Р/К |
1 | Духовная культура Древней Руси и современное искусство. Традиции и новаторство в отечественном искусстве. | 4 | 4 | 2 | 2 | | | 4 |
2 | Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии синтетических видов искусства. | 4 | 4 | | 4 | | | 1 |
3 | Искусство и среда. Садово-парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры. | 5 | 5 | | 2 | | 3 | - |
4 | Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала человека и культуры. | 4 | 4 | 1 | | 3 | | 4 |
| ИТОГО | 17 | 17 | 3 | 8 | 3 | 3 | 9 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. «Духовная культура Древней Руси и современное искусство. Традиции и новаторство в отечественном искусстве» 4 ч.
Духовный лик России и философское осмысление бытия в пейзажной живописи XIX в. Гармония культовых построек с пейзажем.
Этюд пейзажа с храмом по памяти, представлению. Передача пространства средствами воздушной и линейной перспективы. Использование возможности колорита в передаче эмоционального состояния в пейзаже. Зарисовка архитектурных особенностей храмов и церквей Архангельского региона.
Храм как синтез искусств. Виды культовой архитектуры в России. Влияние стилей светской архитектуры на культовую архитектуру. Региональные особенности архитектуры соборов и церквей на территории России. Интерьер храма и его внутреннее убранство. Иконостас. Композиционные особенности расположения икон в иконостасе. Иконописные школы России. Образы и сюжеты древнерусской живописи.
Зарисовки схемы древнерусского иконостаса.
Раздел 2. «Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии синтетических видов искусства» 4 ч.
Русские сезоны в Париже - триумф русской культуры в Европе. Обращение русских композиторов на рубеже XIX и XX вв. отечественной истории и русскому былинному эпосу. Роль художника в постановке оперы и балета. Театральный костюм – творческая импровизация художника на тему исторического костюма. Искусство грима. Театральные декорации как декоративная живопись.
Условность декоративно-театральной живописи. Эскиз и макет как первоначальное решение художественного образа спектакля. Творческая импровизация художника театра на тему исторической архитектуры, создание фантастического мира сказки.
Подготовительные зарисовки для создания декораций к сценам спектакля. Разработка проекта декораций. Выполнение декорации в объеме-макете.
Особенности сценического костюма. Зарисовки элементов русского костюма.
Раздел 3. «Искусство и среда. Садово-парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры» 5 ч.
У истоков: от красных огородов к верховым садам. Синтез архитектуры и среды в садово-парковом искусстве. Виды и стили парков XVIII-XIX вв. в Европе и России. Единство природы, ландшафтной архитектуры и скульптуры в русских садово-парковых ансамблях XVIII-XIX вв.
Зарисовки по памяти, представлению, описанию уголка парка или сада с целью передачи с помощью цвета, линии, пятна своего отношения к организованному уголку природы.
Художественный металл в архитектуре. Стили орнаментов в декоре памятников архитектуры. Разнообразие изделий из литого и кованого металла в ландшафтной архитектуре парков: скамейки, фонари, мостики, беседки.
Повтор элементов орнаментов разных стилей (ампир, классика, модерн). Выполнение эскиза одного элемента (ограды) или ансамбля изделий из металла для парка (групповая работа).
Мифологические герои и аллегория явлений природы - основные темы в парковой скульптуре XVIII- XIX вв. Пропорции фигуры человека в классической скульптуре. Скульптура Летнего сада.
Выполнение эскиза аллегорической парковой скульптуры. Передача пропорций, характера движения фигуры и раскрытие образа аллегории через одежду, декор и детали скульптуры.
Раздел 4. «Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала человека и культуры» 4 ч.
История фестивального движения. Виды фестивалей. Фестиваль народной культуры России. Организация работы фестиваля. Программа фестиваля и его эмблема. Направления поисковой деятельности творческих групп 'в рамках подготовки фестиваля искусств народов России:
- выбор национальной культуры и искусства одного из народов, проживающих на территории России, с последующим их исследованием;
- выполнение театральной куклы в национальном костюме;
- разработка графического дизайна фестиваля.
Типы кукольных театров и виды театральной куклы. Конструкция театральных кукол. Особенности конструкции тростевой куклы. Сообщения творческих поисковых групп.
Выполнение тростевых кукол в народных костюмах разных регионов России (коллективная работа). Разработка проекта модели театральной тростевой куклы. Поиск образа куклы, передающего характерные этнические черты в лице и прическе. Разработка национальной одежды для куклы как импровизация по мотивам костюма народов России (по выбору творческой группы). Выполнение национального костюма для куклы в материале.
Символика фестиваля народной культуры. Эмблема фестиваля. Виды печатной продукции, сопутствующей работе фестиваля: программа, афиша, приглашения. Единство стиля в оформлении графической продукции: шрифт, декор, символика, цвет.
Выполнение эмблемы и афиши фестиваля, эскиза оформления про граммы фестиваля, приглашений на фестиваль и его мероприятия (работа в творческих группах).
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны знать:
исторический и бытовой жанр, портрет и автопортрет, натюрморт;
основные стили архитектуры и направления в изобразительном искусстве;
особенности аллегорического и символического изображения в искусстве;
монументальную и мемориальную скульптуру; памятники, воплощающие эстетические и духовные идеалы общества;
основные течения в изобразительном искусстве начала XX в., для которых свойственно активное взаимопроникновение выразительных средств разных видов искусства, синтез искусств, углубление метафоричности, символики, ироничности, интимной разговорности, камерности художественного творчества;
значение синтеза искусств в традициях национального семейно-бытового праздника на примере свадебного обряда (региональный компонент), а также на примере искусства интерьера;
значение синтеза искусств в передаче духовно-ценностных идеалов и религиозных символов в православном храмовом зодчестве и иконописи России;
своеобразие древнерусской живописи;
особенности взаимопроникновения и синтеза различных искусств на примере оперы и балета, народных Гуляний;
искусство архитектурно-паркового ансамбля как синтез искусств;
единство эстетического и функционального в архитектуре и дизайне как основной принцип архитектурного и дизайнерского проектирования;
место высочайшей духовности отечественной культуры и искусства как вклад в мировую художественную культуру;
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны уметь:
анализировать произведения пластических искусств, обосновывать свои суждения;
различать стили архитектуры и костюма разных эпох;
определять, к какому направлению относится то или иное произведение искусства;
изображать человека с натуры и по представлению, выполнять многофигурные композиции с передачей движения фигур или групповой портрет;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: линию, пятно, тон, цвет, композицию и др. - в работе над тематической композицией и натюрмортом;
различать стилистические особенности народных росписей и вышивок разных регионов России;
рисовать с натуры натюрморт, используя разные приемы обобщения;
создавать шрифтовые композиции в едином стиле с декором в иллюстрации книги, в композиции плаката;
разрабатывать проекты и выполнять изделия в. материале, используя приемы художественного конструирования;
вести поисковую работу в группе, выполют записи и зарисовки по теме исследования костюма определенной эпохи;
передавать эмоциональное отношение к изображаемому в своих творческих и исследовательских работах;
свободно выбирать и пользоваться разными художественными материалами для выполнения творческой работы;
выполнять зарисовки с натуры, по памяти и представлению фрагмента здания и его декора;
вести поисковую работу в искусствоведческих группах, направленную на изучение основных течений в изобразительном искусстве начала XX в.;
выделять национальный идеал в народном и профессиональном искусстве; народную точку зрения на мир, величие человека и природы, их согласие;
изображать в перспективе пространство регулярного парка (аллея, ограда, цветники и др.);
изображать фигуру человека в движении;
разрабатывать проекты объектов для выполнения изделий в разном материале (макет сцены, декораций, конструирование
тростевой куклы, образцы печатной продукции);
конструировать театральную куклу и ее костюм на материале этнических особенностей народов России, используя смешанную
технику и навыки работы с разными материалами;
различать особенности национальных орнаментов народов России;
выполнять шрифтовую' композицию;
работать в группе и создавать коллективные композиции;
вести поисковую работу в группе, выполняя записи и зарисовки по теме исследования.
применять полученные знания и умения в nрактuческой деятельности и повседневной жизни:
проявлять компетентность зрителя, умение убедительно высказывать свои суждения о духовно-нравственном содержании, художественной выразительности замысла художника, народного мастера;
активно участвовать в культурной жизни школы, города, своего региона;
проявлять позицию гражданина своего Отечества в уважительном отношении к искусству и культуре многочисленных народностей России и мира;
проявлять компетентность зрителя, понимающего непреходящие духовно-нравственные ценности искусства России и народов мира;
быть активным проводником идей экологии природы и культуры, а также культуры межнационального общения посредством искусства через изучение художественных традиций народов России;
проявлять потребность в самостоятельной художественной деятельности и восприятии этой деятельности как неотъемлемой
части своей жизни.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Искусство 8-9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2011. – 191 с.
Учебник Т.Я. Шпикалова. «Изобразительное искусство. 5 класс», Москва, «Просвещение», 2009 год.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: 7 класс: методическое пособие/- Москва, «Просвещение», 2008 год.
Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191
Изобразительное искусство. Музыка. - М.: Современник, 1997. (Словари школьника).
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г
Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М : Агар. 1997г.
Соколшьникова В.С., Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Учебники для учащихся 5-8 классов в 4-х частях («Рисунок», «Композиция», «Живопись», «Краткий словарь художественных терминов»), Титул, 1996г
Раздел VI.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | дата | ТЕМА УРОКА | ТИП УРОКА | ПОНЯТИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ НА УРОКЕ | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | Примечание |
I четверть 9 уроков ЦОКД – 9 ИД – 2 ДПД – 7 Р/К - 5 |
ТЕМА № 1. «Духовная культура Древней Руси и современное искусство. Традиции и новаторство в отечественном искусстве» (4 часа) |
1 Р/К | | Этюд пейзажа с храмом в карандаше | Комбинированный | Этюд пейзажа с храмом по памяти, представлению. Передача пространства средствами воздушной и линейной перспективы. Использование возможности колорита в передаче эмоционального состояния в пейзаже. | Акварель Стр. 116 | Р/К ИД |
2 Р/К | | Выполнение этюда в цвете | Комбинированный | Зарисовка архитектурных особенностей храмов и церквей Архангельского региона. | Цветная бумага, клей. Стр. 116 | Р/К ИД |
3 Р/К | | Декоративное панно «Русское храмовое зодчество» | Урок-проект | Духовный лик России и философское осмысление бытия в пейзажной живописи XIX в. Гармония культовых построек с пейзажем. | Бумага, карандаш Стр. 116 | Р/К ДПД |
4 Р/К | | Зарисовка схемы иконостаса | Комбинированный | Интерьер храма и его внутреннее убранство. Иконостас. Композиционные особенности расположения икон в иконостасе. Иконописные школы России. Образы и сюжеты древнерусской живописи. Зарисовки схемы древнерусского иконостаса.
| Бумага, карандаш Стр. 116 | Р/К ДПД |
ТЕМА № 2. «Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии синтетических видов искусства» (4 часа) |
1(5) | | Эскиз театральной декорации | Комбинированный | Русские сезоны в Париже - триумф русской культуры в Европе. Обращение русских композиторов на рубеже XIX и XX вв. отечественной истории и русскому былинному эпосу. Роль художника в постановке оперы и балета. Театральные декорации как декоративная живопись. | Цветная бумага, клей, краски. Стр. 120 | ДПД |
2(6) Р/К | | Макет спектакля «Снежная королева» Архангельского драматического театра | Урок-проект | Творческая импровизация художника театра на тему исторической архитектуры, создание фантастического мира сказки. Эскиз и макет как первоначальное решение художественного образа спектакля. Подготовительные зарисовки для создания декораций к сценам спектакля. Разработка проекта декораций. | Цветная бумага, клей, краски. Стр. 120 | Р/К ДПД |
3(7) | | Выполнение макета, сборка | Урок-проект | Условность декоративно-театральной живописи. Выполнение декорации в объеме-макете. | Гуашь Стр. 120 | ДПД |
4(8) | | Эскиз сценического костюма «Золотой петушок» | Комбинированный | Театральный костюм – творческая импровизация художника на тему исторического костюма. Искусство грима. Особенности сценического костюма. Зарисовки элементов русского костюма. | Тушь, карандаш Стр. 120 | ДПД |
ТЕМА № 3. «Искусство и среда. Садово-парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры» (5 часов) |
1(9) | | Зарисовка уголка парка Версаля | Комбинированный | Зарисовки по памяти, представлению, описанию уголка парка или сада с целью передачи с помощью цвета, линии, пятна своего отношения к организованному уголку природы. | Чёрная бумага, ножницы Стр. 136 | ДПД |
II четверть 7 уроков ЦОКД – 7 ХКД – 3 ХТД - 3 ДПД – 1 Р/К - 3 |
2(10) | | Элементы орнаментов ограды | Комбинированный | Художественный металл в архитектуре. Стили орнаментов в декоре памятников архитектуры. Разнообразие изделий из литого и кованого металла в ландшафтной архитектуре парков: скамейки, фонари, мостики, беседки. Повтор элементов орнаментов разных стилей (ампир, классика, модерн). | Проволока, бумага Стр. 136 | ДПД |
3(11) | | Выполнение ансамбля изделий для парка | Урок-проект | Выполнение эскиза одного элемента (ограды) или ансамбля изделий из металла для парка (групповая работа). | Пластилин Стр. 136 | ХКД |
4(12) | | Эскиз парковой скульптуры «Летнего сада» | Комбинированный | Мифологические герои и аллегория явлений природы - основные темы в парковой скульптуре XVIII- XIX вв. Пропорции фигуры человека в классической скульптуре. Скульптура Летнего сада. | Пластилин Стр. 136 | ХКД |
5(13) | | Выполнение эскиза скульптуры | Комбинированный | Выполнение эскиза аллегорической парковой скульптуры. Передача пропорций, характера движения фигуры и раскрытие образа аллегории через одежду, декор и детали скульптуры. | Тушь, гуашь Стр. 136 | ХКД |
ТЕМА № 4. «Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала человека и культуры» (4 часа) |
1(14) Р/К | | Фестиваль искусств | Урок с элементами лекции | История фестивального движения. Виды фестивалей. Фестиваль народной культуры России. Организация работы фестиваля. Программа фестиваля и его эмблема. | Картон, ткань Стр. 166 | ХТД |
2(15) Р/К | | Разработка эскиза театральной куклы | Комбинированный | Выполнение тростевых кукол в народных костюмах разных регионов России (коллективная работа). Разработка проекта модели театральной тростевой куклы. Поиск образа куклы, передающего характерные этнические черты в лице и прическе. Разработка национальной одежды для куклы как импровизация по мотивам костюма народов России (по выбору творческой группы). | Тушь, гуашь Стр. 166 | ХТД |
3(16) Р/К | | Выполнение театральной куклы в национальном костюме | Комбинированный | Выполнение национального костюма для куклы в материале. | Картон, ткань Стр. 166 | ХТД |
III четверть 1 урок ЦОКД – 1 ИД – 1 Р/К - нет |
4(17) Р/К | | Разработка и выполнение эмблемы фестиваля | Урок-проект | Символика фестиваля народной культуры. Эмблема фестиваля. Виды печатной продукции, сопутствующей работе фестиваля: программа, афиша, приглашения. Единство стиля в оформлении графической продукции: шрифт, декор, символика, цвет. Выполнение эмблемы и афиши фестиваля, эскиза оформления про граммы фестиваля, приглашений на фестиваль и его мероприятия (работа в творческих группах). | Стр. 166 | ИД |
Перечень произведений искусства:
Леонардо да Винчи. «Битва при Ангиари», «Сражение при Альба», «Автопортрет»;
Ф. Гойя. Офорты «Бедствия войны»;
Дж. Беллини. «Процессия святого Креста на площади Сан-Марко»;
П. Уччелло. «Битва при Сан-Романс»;
Веласкес. «Сдача Бреды», «Портрет папы Иннокентия Х»;
Ж. Л. Давид. «Клятва Горациев»;
Э. Делакруа. «Свобода на баррикадах»;
Ф. Гойя. «Восстание 2 мая 1808 года», «Портрет семьи короля Карла IV»;
М. Ломоносов. «Полтавский бой»;
А. Лосенко. «Рогнеда перед Владимиром»;
К. Брюллов. «Последний день Помпеи»;
Н. Ге. «Допрос царевича Алексея Петром 1»;
И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»;
В. Суриков. «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы»;
В. Васнецов. «Царь Иван 'Грозный», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Гусляр»;
Н. Рерих. «Заморские гости»;
С. Малютин. «Садко»;
М. Врубель. «Богатырь»;
В. Серов. «Портрет Ф. И. Шаляпина», «Портрет М. Врубеля»;
К. Сомов. «Портрет А. Блока»;
С. Боттичелли. «Портрет Лоренцо Лоренцано»;
Н. Пуссен. «Автопортрет»;
Рембрандт. «Автопортрет», «Портрет старика в красном», «Портрет матери»;
Д. Левицкий. «Портрет Демидова»; о. Кипренский. «Портрет мальчика Челищева», «Автопортрет», «Автопортрет в полосатом
халате», «Портрет А С. Пушкина»;
К. Брюллов. «Всадница», «Автопортрет»;
В. Тропинин. «Портрет сына», «Автопортрет»;
В. Перов. «Портрет Ф. Достоевского»;
И. Крамской «Неизвестная»;
И. Репин. «Портрет Стрепетовой», «Портрет Морозова»
П. Сезанн. «Яблоки и апельсины», «В парке Шато Нуар»;
П. Пикассо. «Тореадор», «Женщина С веером», «Герника»;
А. Матисс. «Танец», «Улитка»;
С. Дали. «Постоянство памяти»;
Э. Мунк. «Крик»;
В. Кандинский. «Пейзаж с всадником на мосту», «Корова».
храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, Успенский собор в
Московском Кремле, церковь Вознесения в Коломенском, собор Василия Блаженного в Москве, Казанский собор в Санкт- Петербурге, Исаакиевский собор, храм Спаса на Крови, храм Христа Спасителя; иконопись - икона «Богоматерь Владимирская»; фрески и иконопись локальных школ России, работы Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия, Г. Никитина, Н. Гурьева, С. Ушакова, современных иконописцев;
И. Левитан. «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Золотой плес»;
Н. Рерих. Серия этюдов, посвященных архитектуре Великого Новгорода;
М. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»,' «Молчание», «Под благовест», «Святая Русь», «На Руси (Душа народа)»