ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Методических рекомендаций по формированию учебных планов дляорганизации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МКОУ Городокской СОШ № 2;
Авторской программы И.А. Грошенкова «Изобразительное искусство» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Изобразительное искусство». М.: «Просвещение», 2010 г.)
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цели и задачи обучения
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Изобразительное искусство как учебный предмет несет в себе огромный коррекционный потенциал. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки развития наглядного мышления. Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно - двигательной координации.
Основные направления коррекционной работы:
Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать умение сравнивать и обобщать
Развивать речь, владение техникой речи с опорой на изобразительную деятельность
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Формировать навыки самоконтроля
Создавать условия для развития мыслительных операций : анализ, синтез, классификация, обобщение
Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение и другие качества мышления, оптимально формируемых средствами изобразительной деятельности
Для реализации целей и задач курса «Изобразительное искусство» программой предусмотрено использование различных графических упражнений и дидактических игр:
Для развития навыка раскрашивания - штриховка контурных изображений;
Для развития двигательной координации руки - рисование на бумаге в клетку, рисование по опорным точкам, упражнения с различными мелкими предметами (составление из мозаики несложных орнаментов и т.п.);
Для формирования и развития навыка использования осевых линий - упражнение на дорисовывание симметричных изображений;
Для развития навыка чередования элементов в орнаменте - дидактическая игра «Составь орнамент», «Закончи орнамент»);
Для развития связной устной речи - план с опорными словами для рассказ по иллюстрации;
Для развитие пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги, формирования композиционных навыков - графические диктанты;
Для развития навыка последовательного построения рисунка - использование таблиц последовательного построения рисунка, педагогический рисунок на доске с прорисовыванием отдельных деталей;
Для развития умения выделить главное в содержании картины, рассказывать о содержании произведений искусства - дидактические игры «В картинной галерее», «Найди главного героя по описанию», «Дополни меня», «Времена года», «В музее осени(весны, зимы, лета)», «Аукцион картин»;
Для усвоения искусствоведческих терминов, основ цветоведения, особенностей видов изобразительного искусства - дидактические игры «Цепочка», «Я знаю….».
Место предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане школы.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии базисным учебным планом и учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 уч. год (34 недели) на 34 часа, 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Декоративное рисование
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Количество часов |
-
| Декоративное рисование | 13 |
-
| Рисование с натуры | 13 |
-
| Тематическое рисование | 8 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Название раздела, темы урока | Наглядный и дидактический материал |
-
| | Рисование с натуры овощей и фруктов | Муляжи. |
-
| | Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор) | Таблица: съедобные и несъедобные грибы, муляжи |
-
| | Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу) | Образец, картинки рябины, калины, др. ягод |
-
| | Самостоятельное составление узора в полосе | Картинки ягод, листьев разной формы |
-
| | Рисование геометрического орнамента в квадрате | Геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник |
-
| | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками | Квадрат, веточки с листочками |
-
| | Рисование на тему «Деревья осенью». Беседа по картине «Осень». | Картина «Осень», картинки деревьев |
-
| | Рисование с натуры знакомых предметов (линейка, треугольник, пенал) | Линейка, треугольник, пенал |
-
| | Декоративное рисование плаката ко Дню согласия и примирения | Образцы рисунков |
-
| | Рисование геометрического орнамента по образцу в прямоугольнике | Геометрические фигуры |
-
| | Декоративное рисование орнамента в квадрате. Беседа по картине Васнецова «Алёнушка» | Квадрат, картина Васнецова «Алёнушка» |
-
| | Рисование в квадрате узора из веточек ели | Веточки ели, квадрат |
-
| | Рисование с натуры ветки ели | Веточка ели |
-
| | Рисование с натуры праздничных флажков | Флажки |
-
| | Рисование с натуры елочных украшений | Елочные украшения |
-
| | Рисование на тему: «Ветка с елочными игрушками» | Веточка ели с елочными украшениями |
-
| | Рисование узора из снежинок для шарфа | Шарф, образец |
-
| | Рисование на тему «Снеговик» | Образец, круги, иллюстрация снеговика |
-
| | Рисование с натуры рамки для картины | Рамка для картины, образец |
| | Рисование с натуры игрушки рыбки | Игрушка- рыбка, картинки рыбок |
-
| | Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» | Картинки рыбок, аквариум, образец |
-
| | Рисование открытки ко Дню защитника Отечества | Открытки, образцы |
-
| | Рисование с натуры портфеля | Портфель |
-
| | Декоративное рисование узора для косынки | Косынка, образцы узоров |
-
| | Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!» | Картинка дорожного знака «Впереди опасность!» |
-
| | Рисование геометрических форм | Геометрические фигуры, образец |
-
| | Рисование в полосе узоров из квадратов с чередующимися геометрическими элементами | Геометрические фигуры, образец |
-
| | Рисование на тему: «Первый спутник» | Образец, картинки спутников |
-
| | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала | Строительный конструктор |
-
| | Рисование с натуры воздушных шаров. | Воздушные шарики |
-
| | Рисование на тему: «1 мая» (дом, украшенный флажками и огоньками) | Сюжетные картинки «1 мая», образец |
-
| | Рисование узора в полосе | Образцы природных и геометрических узоров |
-
| | Рисование узора в круге | Образцы природных и геометрических узоров |
-
| | Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам (народные сказки) | Картинки цветов, книги со сказками, иллюстрации |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Книгопечатная продукция
Программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2010.
Демонстрационные плакаты
Иллюстрации к сказкам
Таблицы по изобразительному искусству
Традиционные средства обучения
Образцы изделий
Муляжи фруктов, овощей, грибов
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Тематические презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru