СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству,3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа,пояснительная записка по изобразительному искусству ,3 класс.УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству,3 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Авторской программы _Б. М. Неменского

Изобразительное искусство 1-4 класс(УМК «Школа России»)___________

Количество учебных часов.

По программе__-34

По учебному плану –_1час_____________ в неделю

По рабочей программе-34



Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 г.)

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования (2012 года), При­мерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для об­разовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно­методический комплект «Школа России»).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По; сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмо­ционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становле­ния интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художествен­ной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироот- ношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой) цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формиро­вания нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческо­го воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания пре­красного, воспитание интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художествен­ной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декора­тивный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, ук­рашение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах дея­тельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмот­рены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),

  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

  • декоративная работа,

  • лепка,

  • аппликация с элементами дизайна,

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие простран-ственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окру­жающий мир.Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навы­ками представлена в следующих направлениях:

  • использование различных художественных материалов, приемов и техник;

  • изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;

  • передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, чело­веку, обществу;

  • выражение настроения художественными средствами;

  • компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;

  • использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;

  • использование знаний графической грамоты;

  • использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;

  • передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (зна­комых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, на­родных традиций;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета

«Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2011.















Содержание программы (34часа)

п/п

Наименование разделов

Количествочасов

Содержание программногоматериала

Универсальные учебные действия

1

Вводный урок

1

В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Учитывать правила в пла­нировании и контроле спосо­ба решения.

2

Искусство в твоём доме

7

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; од­ни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу­щественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Определятьпоследова­тельность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3

Искусство на улицах твоего города

7

Деятельность художника на улице города (или села). Зна­комство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.

Воспринимать, сравнивать, даватьэстетическую оценку объекту. Проектировать из­делие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Умение с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

4

Художник и зрелище

11

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство - необходимая составная часть зрелища.

Анализироватьобразец, определять материалы, кон­тролировать и корректиро­вать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Да­вать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

5

Художник и музей

8

Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.

Участвоватьвобсуждении содержания и выразительных средств. Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с ок­ружающим миром.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамма­тическими и синтаксическими нормами родного языка, со­временных средств коммуни­кации.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются так* носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задача введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носи­телями духовной культуры;

  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

  • понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми кра­соты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

  • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

  • использовать элементарные приемы изображения пространства;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

  • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

  • называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

  • называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

  • называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художест­венной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художествен- но-творческого замысла;

  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произве­дениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать худо­жественные термины и понятия;

  • осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятель­ности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирова­ние на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и ми­ра в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельно­го человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, на­блюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учено-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художествен творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоен учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты \tценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками вразличных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графи скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.



Система оценки достижения планируемых результатов



ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное ис­кусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно­практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе теку­щего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценива­ния, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результа­та. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструк­тивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оце­ниваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изу­чаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, уме­нию работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (ори­гинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника вы­полнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изобра­жения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка за­данной теме, название рисунка).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практи­ке; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все ком­поненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при из­ложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с по­ставленной целью урока.

Учебно-тематический план


Содержание программного материала

Количество часов

1

Вводный урок

1 ч

2

Искусство в твоём доме

3

Искусство на улицах твоего города

4

Художник и зрелище

11 ч

5

Художник и музей


ИТОГО

34 часа


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Вводный урок (1 час]

1

1.09

Мастера Изо­бражения, По­стройки и Укра­шения. Художе­ственные мате­риалы.

Урок введения в новую тему.

Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественных материалов.

Понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники.

Составление плана и по­следовательности дейст­вий. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать пра­вила в планировании и контроле способа решения.

Искусство в твоём доме (7 часов)

2

08.09

Твои игрушки.

Урок-фантазия.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, мате­риалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образ­цах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Создавать выразительную пласти­ческую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветово­го решения.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов.

Составление плана и по­следовательности дейст­вий. Осуществление само­контроля и корректировки хода работы и конечного результата.

3

15.09

Посуда у тебя дома.

Комбинированный

урок.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каж­дого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания вы­разительной формы посуды и ее де­корирования в лепке, а также навы­ками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.

Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло).

Узнавать образцы посуды, соз­данные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).

Выполнять лепку посуды с рос­писью по белой грунтовке.

Проектировать изделие: создавать образ в соответ­ствии с замыслом и реали­зовывать его. Осуществ­лять анализ объектов с вы­делением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суж­дений об объекте, его строении.

4

22.09

Обои и шторы у тебя дома.

Урок-

фантазия.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изо­бражение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в соз­дании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функ­циональным назначением.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гос­тиная, детская).

Понимать значение слова «ритм».

Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

5

29.09

Мамин платок.

Урок-

сказка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназна­чен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной роспи­си), а также характер узора (расти­тельный, геометрический). Обрести опыт творчества и художественно­-практические навыки в создании эс­киза росписи платка (фрагмента).

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариан­тов росписи ткани на примере платка.

Различать постройку (компози­цию), украшение (характер деко­ра), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для ма­мы, девочки или бабушки (празд­ничного или повседневного).

Строить рассужденияв форме связи простых суж­дений об объекте, его строении. Учитыватьпра­вила в планировании и кон­троле способа решения.

6

06.10

Твои книжки.

Урок-проект.

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (мно­гообразие форм книг, обложка, ил­люстрации, буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки- игрушки.

Знать и называть отдельные эле­менты оформления книги (облож­ка, иллюстрации, буквицы). Разрабатывать детскую книж­ку-игрушку с иллюстрациями.

Овладевать навыками кол­лективной работы при вы­полнении учебных практи­ческих работ и реализации несложных проектов. Осу­ществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

7

13.10

Открытки.

Комбинированный

урок.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображе­ний на них.

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изо­бражения.

Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии).

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­ниватьпо заданным крите­риям.

8

20.10

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Урок-игра.

Участвовать в творческой обучаю­щей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экс­курсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каж­дом доме.

Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев- Мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ.

Анализироватьобразец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оцени­ватьпо заданным критери­ям. Формулироватьсобст­венное мнение и позицию.

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

9

27.10

Памятники

архитектуры.

Урок введения в новую тему.

Воспринимать и оценивать эстети­ческие достоинства старинных и со­временных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитек­турного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необхо­димо беречь. Различать в архитек­турном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест.

Понимать значение слов «па­мятники архитектуры».

Участвоватьвобсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром. Давать оценкусвоей рабо­те и работе товарища по заданным критериям.

10

10.11

Парки, скверы, бульвары.

Урок-проект.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную компо­зицию из бумаги.

Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги.

Овладеватьприемами кол­лективной творческой рабо­ты при выполнении учеб­ных практических работ и реализации несложных проектов.

11

17.11

Ажурные ограды.

Комбинированный

урок.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревян­ные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них об­щее и особенное. Различать дея­тельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.

Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

12

24.11

Волшебные

фонари.

Комбинированный

урок.

Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании на­рядных обликов фонарей.

Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги.

Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшений.

13

1.12

Витрины

Урок-проект.

Фантазировать, создавать творче­ский проект оформления витрины магазина. Овладевать композицион­ными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Объяснять связь художествен­ного оформления витрины с профилем магазина.

Создавать проект оформления витрины любого магазина.

Участвовать в творческой деятельности при выполне­нии учебных практических работ и реализации не­сложных проектов. Осуще­ствлятьсамоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

14

8.12

Удивительный транспорт.

Урок-фантазия.

Характеризовать, сравнивать, обсу­ждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу.

15

15.12

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выставка.

Беседа о роли художника в создании облика города.

Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села). Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.

Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации(панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигур­ками людей).

Овладевать приемами кол­лективной творческой дея­тельности. Участвовать в занимательной образова­тельной игре в качестве экскурсоводов.


16

22.12

Художник в цирке.

Урок введения в новую тему.

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представ­ления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям. Формулировать собственное мнение и по­зицию.

17

12.01

Художник в театре.

Урок-беседа.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых ма­териалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Понимать значения слов «деко­рация», «макет».

Осуществлять поиск ин­формации, используя мате­риалы представленных ри­сунков и учебника, выде­лять этапы работы.

18

19.01

Театр на столе


Урок-

проект.

Создавать «Театр на столе» - кар­тинный макет с объёмными (лепны­ми, конструктивными) или плоскост­ными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овла­девать навыками создания объёмно­пространственной композиции.

Создавать театр на столе: кар­тонный макет и персонажей сказ­ки для игры в спектакль. Стро­ить свою работу с разной по­следовательностью, делать вы­воды на основе личного опыта и наблюдений.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реа­лизации несложных проек­тов. Моделировать театр на столе и давать оценку ито­говой работе.

19

26.01

Театр кукол.





.

Урок-

беседа.

Беседа об истоках развития куколь­ного театра (Петрушка - герой ярма­рочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тро­стевые, марионетки) и их исто­рии, о кукольном театре в наши дни.

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением суще­ственных и несуществен­ных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

20

02.02

Мы - художники

кукольного

театра.


Комбини­-

рованный

урок.

Придумывать и создавать вырази­тельную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персо­нажу); применять для работы пла­стилин, бумагу, нитки, ножницы, кус­ки ткани.

Использовать куклу для игры в ку­кольный спектакль.

Создавать куклу к кукольному спектаклю.

Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

21

09.02

Конструирование сувенирной ку

клы.


Урок-фантазия.

Придумывать и создавать сувенир­ную куклу; применять для работы различные материалы.

Создавать сувенирную куклу. Пользоваться различными материалами.

Видеть и понимать много­образие видов и форм ку­кол; конструировать раз­личные формы; давать эс­тетическую оценку выпол­ненных работ, находить их недостатки и корректиро­вать их.

22

16.02

02.03

Театральные маски.


Урок-беседа.

Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, на­строение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяс­нять роль маски в театре и на празднике.

Понимать значение слова «грим». Называть виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные.

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением суще­ственных и несуществен­ных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

23

02.03

Конструирование

масок.


Урок-фантазия.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театраль­ному представлению или празднику.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться различными мат­ериалами.

Видеть и понимать многооб­разие видов и форм масок; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

24

09.03

Афиша и плакат.


Комбинированный

урок.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (при­влекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изо­бражение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.

Понимать значение театраль­ной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Ос­ваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуж­дения в форме связи простых суждений об объекте.

25

16.03

Праздник в городе.

Урок-проект.

Фантазировать о том, как можно ук­расить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масле­ницу, сделав его нарядным, красоч­ным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Выполнять рисунок проекта оформления праздника.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

26

23.03

Школьный карна­вал (обобщение темы).


Урок обобщения и систематизации знаний.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном пред­ставлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Понимать ,какую роль играет праздничное оформление для организации праздника.

Участвоватьв совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реа­лизации несложных проек­тов; моделировать.

Художник и музей (8 часов)

27


Музей в жизни города.


Урок введения в новую тему.

Беседовать о самых значительных му­зеях искусств России - Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Участвовать вобсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

28


Картина - особый мир.

Урок-дискуссия.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного ис­кусства.

Понимать значение словосоче­тания «музей искусства». Иметь представление о том, что карти­на - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и пережи­ваниями.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром.

29


Картина-пейзаж.


Урок развития умений и навыков.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Называть имена крупнейших русских художников- пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом. Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета».

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным крите­риям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

30


Картина-портрет.


Урок развития умений и навыков.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (ро­дители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выра­зительные возможности цвета.

Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по пред­ставлению).

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением суще­ственных и несуществен­ных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

31


Картина-натюрморт.


Урок фор­мирования умений и навыков.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о челове­ке - хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по пред­ставлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композици­онные навыки.

Понимать значение слова «на­тюрморт». Понимать ,что в на­тюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюр­морта.

Создавать натюрморт по пред­ставлению с выражением на­строения.

Анализироватьобразец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оцениватьпо заданным крите­риям.

32


Картины исторические и бытовые.


Урок фор­мирования умений и навыков.

Рассказывать, рассуждать о наибо­лее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок воско­выми мелками и акварель).

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие.

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением суще­ственных и несуществен­ных признаков; строить рассуждения в форме связипростых суждений об объ­екте, его строении.

33


Скульптура в му­зее и на улице.


Комбинированный

урок.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающе­го пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульп­турных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Участвоватьв творческой деятельности при выполне­нии учебных практических работ и реализации не­сложных проектов; модели­ровать.

34


Художественная выставка (обоб­щение темы).


Урок-выставка.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по вы­ставке детских работ.

Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура».

Участвоватьвобсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Строить рассужденияв форме связи простых суждений об объекте, его строении.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:

  • портреты русских и зарубежных художников;

  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, че­ловека;

  • таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству;

Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематиче­скими линиями рабочей программы.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;

  • магнитная доска;

  • персональный компьютер с принтером;

  • ксерокс;

  • аудиомагнитофон;

  • CD/DVD-проигрыватель;

  • телевизор с диагональю не менее 72 см;

  • проектор для демонстрации слайдов;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран размером 150x150 см.

Учебно-практическое оборудование

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

  • набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с про­граммой;

  • краски акварельные или гуашевые;

  • кисти беличьи № 5, 10, 20;

  • кисти из щетины № 3, 10, 13;

  • ёмкости для воды;

  • стеки (набор);

  • пластилин \ глина;

  • ножницы;

  • подставка для натуры.

Модели и натуры

  • гербарии;

  • изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

  • гипсовые орнаменты.

Оборудование класса

  • ученические столы двухместные с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обо­рудования и пр.;

  • демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий);

  • настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.



3