СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы Федеральных государственных образовательных  стандартов,  авторской программы «Изобразительное искусство» 2 класс Л.Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская УМК «Начальная  школа XXI века»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей Приказ № ____.

начальных классов от «___» август 2015 г

Протокол заседания №___ Директор школы

Руководитель МО

______________________ _________________

Н.И.Дробина С.В.Гасай

«__» август 2015 г. «__» август 2015 г.


Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

начального общего образования

2 класс


Срок реализации 2015-2016 у/г



Разработчик : Яловенко О.П. учитель начальных классов





с. Поломошное 2015 г.


Пояснительная записка учебного предмета «Изобразительное искусство» начального образования.


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по изобразительному искусству Федеральных государственных образовательных стандартов, авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская УМК «Начальная школа XXI века», основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Программа составлена для учащихся 2 класса МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2014-2016 у/г. Реализуется без изменений авторской программы.

Учебно-методический комплект:

Авторская программа: Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – 3-е изд.,перераб. – М.:Вентана-Граф, 2011. -112с.

Учебник: Савенкова Я.Г., Ермолинская Е.А.. Изобразительное ис­кусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразова­тельных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2012.

Рабочая тетрадь: Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ., Изобразительное ис­кусство : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2014.

Методическое пособие: Изобразительное искусство: 2 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков/ А.Е.Ермолинская. – М.:Вентана-Граф, 2013. – 336с.

Обоснование выбора используемого УМК.


Обоснование выбора используемого УМК.

  • входит в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в образовательных учреждениях,

  • соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения;

  • обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальностей и способностей.


Основные направления развития учащихся:

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.

  2. Развитие фантазии и воображения (воспитание творческой инициативы).

  3. Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).


Основные цели:

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

развитие у ребенка эмоционально-образной сферы, интереса к разнообразию цвета, света, форм, звуков, предметов, движений и ритмов, запахов и ароматов, интонаций и настроений в природе, в предметном окружении и в искусстве; формирование умения наблюдать за предметным миром и природой, видеть, слышать, чувствовать;

развитие умения понимать явления художественной культуры, их роль в жизни общества и человека;

формирование практических навыков художественной деятельности;

развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, визуального воображения и комбинаторики;

развитие умения передавать в отчетливых образах реальный мир и мир воображаемый, отображать окружающий мир в творчестве.


Основные задачи учебного курса:

развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в разных видах искусства;

развитие представлений о форме в окружающей действительности и в искусстве, активизация интереса к предметам и разнообразию форм;

развитие представлений о цвете в окружающем мире и в искусстве: цвет в природе; цвет и форма, цвет и настроение; формирование индивидуального чувства цвета;

знакомство с понятием композиции; формирование представлений о возможностях и роли композиции в художественном произведении; развитие основ проектного мышления, освоение изобразительной поверхности листа.


Виды деятельности с учащимися:

• работа на плоскости;

• работа в объёме и пространстве;

• декоративно-прикладная деятельность;

• художественное восприятие.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает форми­рование и развитие определённых качеств личности, что соот­ветствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компо­нент):

  • воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);

  • развитие желания знакомиться с произведениями искусст­ва и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

  • общекультурное и личностное развитие учащегося; фор­мирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предме­та (практика и восприятие);

  • воспитание познавательной культуры в разных видах изо­бразительной деятельности (живопись, графика, скульп­тура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное вос­питание в условиях интегрированного обучения и полиху­дожественного воспитания;

  • воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

  • развитие основ научных знаний об окружающей действи­тельности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

  • совершенствование индивидуальных способностей;

  • формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кру­гозора, эстетической культуры личности, интереса к худо­жественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.


Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации обучения: урок, экскурсии

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа. деятельностный и проблемный

Технологии обучения: личностно – ориентированное, дифференцированное обучение

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, экран, доска, мультимедийная и вспомогательная техническая аппаратура, DVD-диски.

Межпредметные связи: Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Место предмета в учебном плане

На реализацию программы по изобразительному искусству во 2 классе в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа (34 недели по 1 час в неделю). Согласно приказу № ______ от ___________ добавлен 1 час на резервное время.


Планируемые результаты

личностные, предметные, метапредметные результаты с индикаторами их усвоения


Планируемые результаты

Уровни


Личностные

Базовый уровень: 67%

-осознание своих творческих возможностей;

-желание привносить в окружающую действительность красоту;

-передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

Повышенный уровень: 33%

-самостоятельная мотивация своей деятельности.

-желание привносить в окружающую действительность красоту;

Метапредметные

Базовый уровень: 50%

Регулятивные УУД:

- ставить цель предстоящей творческой работы,

-обдумывать замысел, планировать свою работу;

- уметь выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-различать тёплые и холодные цвета, пользоваться ими и смешивать для получения нужного цвета;

-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

-создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду;

-понимать роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

-использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация)

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

-договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

-участвовать в беседах о художниках, о произведениях;

-участвовать в тематическом обсуждении и выражение своих предложений;

Повышенный уровень: 33%

Регулятивные УУД:

-оценивать результат своего труда, а по необходимости и осуществлять необходимую коррекцию, например, уточнять название своего рисунка.

Познавательные УУД:

-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

- находить нужную информацию в интернете;

Коммуникативные УУД:

-рассуждать о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека;

-обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

Предметные

Базовый уровень: 50%

-иметь представление об искусстве, о связи искусства с действительностью и уметь объяснять это на доступном возрасту языке;

- знать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

-изображать объёмные тела на плоскости;

Повышенный уровень: 33%

- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).













Содержание тем учебного курса


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение

Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Хозяйство Лесовичка», «Кто где спрятался», «Таинственный мир облаков (там есть города, моря, корабли, животные)», «Кто заблудился в лесу», «По дороге с облаками», «Дождик», «Кто солнышка боится, а кто к солнышку тянется». Формирование у детей интереса к разным искусствам путём наблюдения

Работа на плоскости

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур

2. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму

Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Иметь представление о художественных средствах изображения

3. Зависимость цветовой гаммы от темы

Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Примерные темы композиций: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне»

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению

4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры

Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс.

Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др.

Иметь представление о цветовой гамме.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе

5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни

Интерьер и его музыка. Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер

6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы

Открытое пространство. Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве.

Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями

Передавать наглядную перспективу.

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства.

Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание

7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет

В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение. Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния)

8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы

Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы»

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.

Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры

9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде

Художник-архитектор проектирует внешнюю и внутреннюю форму здания, создаёт проект на бумаге. Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Создание композиций на темы: «Игры на полу», «Я собираюсь в школу»

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека

10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа

Изображение по памяти и наблюдению. Примерные темы композиций: «Ветер», «Ветреный день», «Дождь», «После дождя», «В яркий солнечный день», «Вот это мороз!», «Природа насторожилась перед грозой», «Прозрачный воздух ранней весной», «Грусть и покой поздней осенью» (цвет неба, радуги, травы, земли, цветов, воздуха)

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.

Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция)

11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство)

Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната Мальвины», «Карабас-Барабас у камина», «Дом, где живёт черепаха Тортилла»

Работа в объёме и пространстве

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.

Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты

12. Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм

Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки

Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект.

Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.

Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте

13. Равновесие в композиции.

Объёмно-пространственная композиция

Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. Примерные темы композиций: «Наша улица», «Деревенька»

Замечать и передавать своеобразие красоту городского и сельского пейзажа.

Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности.

Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику

14. Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.

Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве

Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору).

Организация и проведение групповых исследований на тему «Народные художники»

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.

Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.

Создавать композиции (лепка из пластилина).

Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.

Уметь проводить коллективные исследования

15. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Самое красивое в лесу, в поле, в небе, озере, море, горах». Декоративная роспись. Гуашь

Декоративно-прикладная деятельность

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).

Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции.

Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация

16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве

Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания. Примерные темы композиций: «Платок для царевны Несмеяны», «Музыкальная шкатулка», «Волшебное зеркальце», «Волшебный сундук». Создание рисунка для изразца — яркий, весёлый образ птицы или зверя. Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме — шапочек, новогодних игрушек

Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.

Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.

Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения.

Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна)

17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве

Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве. Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Примерные темы: «Как петушок стал пряником», «Ай да флюгер», «Лошадка с прялки», «Добрая и злая птица», «Ковёр-самолёт», «Клоун»

Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.

Выполнять задания в технике компьютерной графики.

Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения

Примерные темы композиций: «Кому принадлежит дом, кем вылеплен сосуд, для кого накрыт стол, сшито платье?», «Чей корабль в гавани?», «Жизнь планет во Вселенной»

Работа на плоскости

Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями

2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха

«Былины и сказки сегодня». Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе. Сочинение сюжетных композиций на тему благородных, смелых, добрых поступков людей (по мотивам сказок, литературных произведений, реальных событий из жизни)

Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

Сочинять и иллюстрировать свои былины.

Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.

Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях

3. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы

Примерные темы композиций: «Дюймовочка» (жилище Крота; поляна эльфов), «Русалочка» (описание подводного мира), «Подснежник» (пробуждение цветка, передача свежести воздуха), «Аленький цветочек» (волшебные превращения пространств)

Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.

Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.

Передавать в работе волшебство сказки

4. Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте

Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Примерные темы композиций: «Затерянный мир», «Открытый мной мир», «Моё открытие (космическое, географическое, сказочное)» (по сказкам)

Работа в объёме и пространстве

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.

Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека.

Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола

5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса

Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. Примерные темы композиций: «Новогодний ужин», «День рождения»

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе

6. Создание икебаны с использованием природных материалов

Создание необычной композиции из обычных предметов. Примерные темы композиций: «Волшебный букет в моей комнате», «Сказочный букет для бабушки (мамы, учителя)»

Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах

7. Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции

Работа с природным материалом. Примерная тема композиции: «Сад в моей сказке»

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев

8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов

Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции. Примерная тема композиции: «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну»

Декоративно-прикладная деятельность

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении

9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах

Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др.

Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы

10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция

Создание карты местности. Примерные темы композиций: «Заветные тропинки», «Как на речку пройти»

Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.

Осваивать техники аппликации и бумажной пластики.

Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом

11. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением

Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка», «Как краски и звуки жили», «Портрет ноты ля», «Музыкальная клякса», «Музыкальная радуга»

Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства

Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу).

Коллективный проект «Архитектура моего города»

Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».

Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира

2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины

Средства художественной выразительности. Э. Мане, О. Ренуар, А.А. Дейнека, С.В. Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К. Моне, М.А. Врубель, А.Я. Головин, В. Ван Гог, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, П. Пикассо, П. Синьяк.

Встреча с художником (в мастерской, в школе, по видео- и киноматериалам). Наблюдение за работой художника над картиной, наброском, эскизом

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.

Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».

Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.

Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.

Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни

3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве

Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета. В.Д. Поленов, И.Ф. Хруцкий, С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, М.С. Сарьян, И.И. Левитан, К.А. Коровин, В.Ф. Стожаров

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)

4. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования

Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич

Иметь представление о работе художника-иллюстратора.

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».

Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам

5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России

Красота произведений декоративно-прикладного искусства

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки

6. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем

Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий. Беседа о создании средствами живописи, графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другим видам искусства (музыка, театр)

Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.

Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить

общее в их работе.

Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника»

Резервный урок (1 час)







Материально – техническое обеспечение


N п/п

Наименование средств материально-технического обеспечения


Библиотечный фонд

1

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф, 2012

2

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013

3

Изобразительное искусство: 2 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков/ А.Е.Ермолинская. – М.:Вентана-Граф, 2013. – 336с.

4

Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – 3-е изд.,перераб. – М.:Вентана-Граф, 2011. -112с.


Печатные пособия

1

Иллюстрации: сборочный материал по темам (Времена года, иллюстрации к сказкам)

2

Альбом изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Тема «Какие бывают игрушки»

3

Репродукции картин

4

Портреты художников


Технические средства обучения

1

Компьютер

2

Мультимедиа

3

Экран


Цифровой фотоаппарат


Электронные учебные пособия (диски)

1

Шедевры русской живописи

2

CD - ROM Мурзилка. «Художественное творчество» Возраст 6+

3

CD - ROM Форма. «Секреты живописи для маленьких художников» Возраст 4+


Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru, www.proshkolu.ru, http://www.metodika.ru, http://www.uroki.net, http://школа-21-века.рф/















Лист внесения изменений






































Календарно – тематическое планирование по ИЗО 2 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч, 1 ч резерва)




Тема урока


Кол-во часов

Вид занятий

Характеристика учебной деятельности

Учебно-практическое. лабораторное оборудование и технические средства обучения

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч)

1

«Заколдованный лес»

1 ч


т/п


Работа на плоскости Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, (фотографии, рисунки, иллюстрации, наглядный материал):

- северных пейзажей,

- натюрмортов,

- композиций с изображениями открытого пространства (улицы, села),

- фотографии объектов народной архитектуры,

- художников-иллюстраторов детских книг,

-образцы поздравительных открыток, детские книжки- «развёртки»,

репродукции картин с изображением разных интерьеров, повесть А.Н. толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино»,

музыкальные записи:

-записи птичьего пения и колокольных звонов,

- музыка из одноименного кинофильма «Приключение Буратино»,

- частушки, потешки, скороговорки,

подборка стихов, отрывки из прозаических произведений




1.09


2

Музыка неизвестного инструмента

1 ч

т/п


Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения

8.09


3

На оленях по снегу.

1 ч

т/п


Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению

15.09


4


Два кувшина.

1 ч

т/п


Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и Учебно-практическое. лабораторное оборудование и технические средства обучения находить их в работе

22.09


5

В комнате.

1 ч

т/п


Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер

29.09


6

Я иду в школу.

1 ч

т/п


Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание

6.10


7

Осень на дворе (за окном)

1 ч

Занятие-экскурсия


Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния)

13.10


8

Дом и окружающий его мир природы.

1 ч

т/п


Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.

20.10


9

Архитектурный проект города.

1 ч

Архитектурный проект


Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека

27.10


10

Прозрачный воздух ранней весной.

1 ч

т/п


Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция)

10.11


11

В гостях у героев «золотого ключика»

1 ч

Занятие-театрализация


Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты

17.11


12

Проект детской площадки

1 ч

Архитектурный проект


Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте

24.11


13

Наша улица.

1 ч

Занятие-экскурсия


Замечать и передавать своеобразие и красоту городского и сельского пейзажа. Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности. Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику.


1.12


14

Сказочная птица.

1 ч

т/п


Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Создавать 12композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования

8.12


15

Самое красивое в лесу, в поле, в небе, на озере, на море, в горах.

1 ч

т/п


Декоративно-прикладная деятельность

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат) Понимать и принимать в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. Использовать в работе природный материал. Цветная бумага, аппликация

15.12


16

Игрушка-открытка к праздничному событию

1 ч

т/п


Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета. Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивание и вырезания из бумаги. Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения. Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна)

22.12


17

Скоморох.

1 ч

т/п


Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.

украшения.

Выполнять задания в технике компьютерной графики. Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок

12.01


Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1

Жизнь планет во Вселенной.

1 ч

т/п


Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран,

репродукции работ художников с изображением (фотографии, рисунки, иллюстрации, наглядный материал):

-о космосе.13.02

- сказок и былин,

- образцы посуды,

- праздничных тортов,

- городов,

-улиц,

-мостов,

музыкальные композиции на тему космоса, подборка стихов, отрывков из произведений художественной фантастики.



19.01


2

Былины и сказки сегодня.

1 ч

т/п


Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. Сочинять и иллюстрировать свои былины. Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами. Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях.

26.01


3

Цветовая композиция

1 ч

т/п


Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки Х-к. Андерсена «Дюймовочка» , отрывков из поэзии. Использовать в работе знания о замкнутом пространстве. Передавать в работе волшебство сказки, цветовую гамму.

2.02


4

Затерянный мир: фантастическое животное.

1 ч

т/п


Работа в объёме и пространстве

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки - из пластилина. Украшать композицию декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах.

9.02


5

День рождения.

1 ч

т/п


Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола. Выполнять эскизы в графическом редакторе.

16.02


6

Волшебный букет в моей комнате.

1 ч

т/п


Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах

1.03


7

Город моей мечты

1 ч

т/п


Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток.

15.03


8

Путешествие в неизвестную страну.

1 ч

т/п


Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики. Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении

22.03


9

Портреты героев любимых сказок.

1 ч

Выставка творческих работ


Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы.

5.04


10

Заветные тропинки.

1 ч

т/п


Создавать плоскостные или глубинно-плоскостные композиции – карты достопримечательностей родного села, местности возле школы. Осваивать технику аппликации.

12.04


11

Рисуем музыку разными цветами.

1 ч

т/п


Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр

19.04


Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

(музейная педагогика) (6 часов)

1

Прогулки по городу.

1 ч

Виртуальная экскурсия


Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран,

репродукции работ художников с изображением (фотографии, рисунки, иллюстрации, наглядный материал):

- старинными улицами городов,

- села

- репродукции произведений А. А. Дейнеки, Э. Мане, В. Д. Поленова, К.А. Коровина и других живописцев; образцы иллюстрации Т.А. Мавриной, Ю.А. Васнецова и других мастеров книжной графики;

-образцы народной игрушки из разных регионов России,

-видеоматериалы о народных игрушечных промыслах;

музыкальные фрагменты.

26.04


2

Колорит и композиция живописной работы.

1 ч

т/п


Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.

Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».

Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.

3.05


3

Отображение мира природы в искусстве.

1 ч

т/п


Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)

10.05


4

Писатель-художник-книга.

1 ч

т/п


Иметь представление о работе художника-иллюстратора. Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг». Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам

17.05


5

Глиняная и деревянная игрушка в России.

1 ч

т/п


Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения. Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки

24.05


6

Связь и родст во изобразите льного искусст ва с другими видами искусства.

1 ч


Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе.

Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника»

31.05



Резервное время.

1 ч

т/п