Починковский муниципальный район
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Наруксовская средняя общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического совета приказом директора
МБ ОУ Наруксовской СШ МБ ОУ Наруксовской СШ
Протокол № 11 от 25.08.2015 от 31.08.2015 № 196
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ
ДЛЯ 10 КЛАССА
Составитель:
учитель в первой квалификационной категории
Князева Наталья Святославовна
2015 г.
Данная рабочая программа соответствует:
образовательным стандартам среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)
примерной программе для среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2013 г. Сборник нормативных документов Химия М., «Дрофа», 2010 г.
базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа разработана на основе Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О.С.Габриелян, 2013г
Пояснительная записка.
Курс «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитан на 1 час в неделю, общее число часов – 34 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна. Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе, и построен по концентрическому принципу.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Основными целями и задачами данного учебного курса являются:
сформировать у учащихся представление о важнейших органических веществах и материалах на их основе, таких, как уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
обеспечить у учащихся понимание важнейших химических понятий: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
обеспечить усвоение учащимися одной из основных теорий химии – теории строения органических соединений;
научить применять уже имеющиеся знания по химии в новой ситуации: применительно к изучению органической химии;
научить применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www.vestnik.edu. ru/
авторская программа курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.)
Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.
В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение темы: «Углеводороды и их природные источники» до 9 часов вместо 8, так как эта тема является одной из наиболее важных в курсе органической химии.
В содержание темы 6 «Искусственные и синтетические полимеры» добавлен 1 час на проведение итогового контроля за усвоением наиболее значимых тем раздела органической химии. Таким образом, на изучение этой темы выделено 4 часа вместо 3.
Уменьшено число часов на изучение темы: «Биологически активные органические соединения» до 2 часов вместо 4, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как авторская программа предусматривает 1 / 2 часа в неделю. Сокращение числа демонстраций и лабораторных опытов в данной рабочей учебной программе по отношению к авторской не помешает учащимся выйти на уровень требований стандарта в части достижения требований к уровню подготовки выпускников.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педагогических технологий:
компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса, использование CD-дисков по предмету);
технологии проектной деятельности (создание информационных проектов по достаточно обширным темам курса, на изучение которых отведено мало времени – «Биологически активные органические соединения»).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с некоторыми предметами, изучаемыми в 10 классе: так, при изучении вопросов «Природные источники углеводородов». «Алканы», «Алкены» устанавливаются межпредметные связи с географией (месторождения природных ископаемых); при изучении физических свойств органических соединений – с физикой; при изучении вопросов применения органических соединений и их физиологического действия на организм – с биологией; при решении расчетных задач – с математикой.
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения (лекции с использованием презентаций по теме или материалов CD-дисков по органической химии; домашняя самостоятельная работа).
Система контроля по курсу 10 класса включает выполнение практических работ, проведение самостоятельных работ и 2 контрольных работ по темам «Углеводороды и их природные источники» (контрольная работа №1), «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» (контрольная работа № 2). Для отработки навыков составления формул изомеров и гомологов органических веществ, названий веществ по систематической номенклатуре, а также составлении уравнений химических реакций с участием органических веществ применяются дидактические карточки, которые также могут использоваться для оперативного контроля. Завершается изучение курса итоговым контролем знаний учащихся, полученных ими в процессе изучения раздела органической химии.
Данная рабочая учебная программа реализуется при использовании в соответствии с Образовательной программой учреждения учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна.
Содержание рабочей программы.
Введение (1 час).
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Демонстрации
Коллекция органических веществ и изделий из них.
Лабораторные работы
Определение элементного состава органических соединений.
Тема 1. Теория строения органических соединений (2 часа)
Теория строения органических соединений. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (12 часов)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации
Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде
Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия.
Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность.
Получение и свойства ацетилена.
Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».
Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты
1.Изготовление моделей молекул углеводородов.
Ознакомление с образцами каучуков.
Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники»
Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (12 часов)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации
Окисление этанола в альдегид.
Качественная реакция на многоатомные спирты.
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Качественные реакции на фенол.
Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.
Окисление альдегидов и глюкозы с помощью гидроксида меди (П).
Получение этилацетата и изоамилацетата.
Коллекция эфирных масел.
Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты
Свойства этилового спирта.
Свойства глицерина.
Свойства формальдегида.
Свойства уксусной кислоты.
Свойства жиров.
Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
Свойства глюкозы.
Свойства крахмала.
Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе ( 7 часов)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации
Реакция анилина с бромной водой и соляной кислотой.
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Растворение и осаждение белков.
Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая.
Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Модель молекулы ДНК.
Превращения: этанол → этилен → этиленгликоль → этиленгликолят меди (П);
этанол → этаналь → этановая кислота
Лабораторные опыты
Свойства белков
Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»
Учебно-тематический план.
№ | Т Е М А | Кол-во часов | Дано фактически | К/р, Л/р П/р | Дано факт. К/р, л/р | Примечания |
По программе | По плану. |
1. | Введение | 1 | | | Л/р - 1 | | |
2. | Тема 1. Теория строения органических соединений | 2 | | | | | |
3. | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 12 | | | К/р №1 Л/р – 5 | | |
4. | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 12 | | | К/р №2 Л/р – 8 | | |
5. | Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 7 | | | П/р №1 Л/р – 1 | | |
| Итого | 34 | | | К/р – 2 П/р – 1 Л/р – 15 | | |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии
для изучения предмета по УМК О.С.Габриелян 10 класс
(1 час в неделю в течение года, 34 часа )
№ урока | Тема занятия | Лабораторные опыты Практические работы | Задания на дом по учебникам | Дата проведения |
1 | Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических соединений | | § 1, 2, упр. 1-8, (с. 10) | |
2 | Электронная природа химических связей в органических соединениях | | § 3, упр. 1-5, (с. 13) | |
3 | Классификация органических соединений | | § 4, задания | |
4 | Строение алканов. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура алканов | Составление шаростержневых моделей молекул алканов | § 7 , упр. 13-17 (с. 28), задачи 1-2 | |
5 | Свойства. Получение и применение алканов | | § 7, упр. 18-21, задачи 4-5 | |
6 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества | | Решение тестовых заданий и задач по карточкам | |
7 | Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. Свойства и применение | | § 9 упр. 1-9, (с. 43) | |
8 | Получение этилена и опыты с ним | П/Р №1 | Работа с цепочками превращений | |
9 | Непредельные углеводороды: алкены и алкадиены. Строение молекул этилена и бутадиена-1.3. Гомология, изомерия, номенклатура | | § 10-11 упр. 10-15, (с. 43) | |
10 | Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомология, изомерия, номенклатура, свойства и применение | | § 13, упр. 1-3, (с. 55-56), задачи 1, 4 | |
11 | Арены. Бензол и его гомологи. Получение, физические и химические свойства | | § 14-15, упр. 8, 11. 12 (с. 67), задача 4 | |
12 | Генетическая связь между аренами и другими классами углеводородов | | Работа с цепочками превращений орг. соединений | |
13 | Природные и попутные нефтяные газы. Решение задач на определение массовой и объемной доли выхода продукта реакции оттеоретически возможного | | § 16, упр. 1-2, задача 1 (с. 78-79), задачи по карточкам | |
14 | Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти | Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки | § 17, упр. 11-12, задача 3 (с. 78-79) | |
15 | Контрольная работа по теме «Углеводороды» | К/Р №1 | | |
16 | Одноатомные предельные спирты. Строение, свойства, получение и применение | | § 20-21, упр. 1-7 (с. 88), задачи 1, 2 | |
17 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин, их свойства, получение и применение | Растворение глицерина в воде и реакции его с гидроксидом меди (II) | § 22, упр. 1-5, (с. 92), задачи 1-3 | |
18 | Фенол. Строение молекулы, свойства и применение | | § 23-24, упр. 1-2, (с. 125), решение задач | |
19 | Генетическая связь между спиртами, фенолами и углеводородами | | § 36, упр. 1-2, 4, 7, 8 (с. 98), задачи 1-3 | |
20 | Альдегиды и кетоны | Получение этаналя окислением этанола | § 25-26, упр. 1-6 (с. 105-106), решение задач по карточкам | |
21 | Карбоновые кислоты. Их классификация и строение. Свойства и применение | | § 27-28, вопр. 5-14, (с. 117) | |
22 | Решение экспериментальных задач на распознавание органических соединений | П/Р №2 | Работа с цепочками орг. соединений | |
23 | Сложные эфиры и жиры. Строение и свойства | Растворение жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров | § 30-31, вопр. 1-12, (с. 129), задачи 1, 3 | |
24 | Глюкоза и сахароза. Строение молекулы глюкозы. Свойства глюкозы и сахарозы, их применение | Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) и оксидом серебра (I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция | § 32-33, упр. 1-5, (с. 146), задачи 1 | |
25 | Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Свойства и применение | Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала | § 34-35, упр. 15-18, (с. 146-147), задача 3 | |
26 | Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических соединений | П/Р №3 | Повторение материала по блоку «Кислород- содержащие органические соединения» | |
27 | Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | К/Р №2 | | |
28 | Амины: строение молекул и свойства. Анилин – представитель ароматических аминов | | § 36, упр. 1-9, (с. 157), задачи 2-3 | |
29 | Аминокислоты: изомерия, номенклатура, свойства и применение | | § 36-37, упр. 10-11, (с. 157), задачи по карточкам | |
30 | Белки - природные полимеры. Состав, структура, строение и свойства | Качественные реакции на белок | § 38, упр. 1-3, (с. 162) | |
31 | Понятия о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен | | § 42, упр. 1-3, 7, (с. 176) | |
32 | Синтетические каучуки и волокна. Распознавание пластмасс и волокон | Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон | § 42-44, упр. 1-10, (с. 182) | |
33 | Контрольная работа по темам: «Амины и аминокислоты. Жиры. Белки. Синтетические полимеры» | К/Р №3 | | |
34 | Итоговый урок | | | |