Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ
________/Ж. М. Серебренникова/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»
Протокол №____ _________/И. А. Дремова/ ________/А.В.Серебренников/
от «___» августа 2017г. «___» августа 2017г. Приказ №____
от «___» августа 2017г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Химия
Образовательная область: естествознание
Класс: 11
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018
Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна
Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по химии в соответствии с государственными стандартами 2004 года и Программы для общеобразовательных учреждений по химии 11 класса автора О. С. Габриелян.: Дрофа, 2008
Учебник: Габриелян, О. С. Химия. 11 класс.
Учеб. для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 233 с.
с. Коргон, 2017 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Настоящая программа по химии для 11 класса создана на основе следующих документов:
-Примерной программы по химии для 11 класса, разработанной в соответствии с государственными стандартами 2004 года;
- Примерные программы основного общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по химии к учебникам для 8-11 классов (авторы О. С. Габриелян);
- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»
Учебно-методический комплект
- Габриелян, О.С. Химия. 11 кл. учебник для. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009. - 271 с
Вклад учебного предмета «Химия» в общее образование
Содержание курса химии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении химии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей №авления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах №авления химическими процессами;
· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, связаны по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».
Цели учебного предмета «Химия»
Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
-освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;
-овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;
-воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, а также для решения практических задач в повседневной жизни, пред№еждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.
Особенности класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.
В 11 классе 4 человека. 2 девочки и 2 мальчика.
В конце 10 класса результат коэффициента обученности 10 класса за 2016-2017 учебный год по биологии – 100%, а качества - 75%.
Наблюдения показали, что обучающиеся 11 класса активны в условиях специально организованной деятельности на уроках, могут работать в парах, группах, самостоятельно, учатся контролировать и оценивать друг друга. Обладают элементарными навыками самостоятельного поиска информации.
Исходя из этого, в учебном процессе, для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение химии в 11 классе - 34 часа, т.е. 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
-важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
-основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
-важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
-характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
-объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 11 КЛАССЕ
Тема 1
Строение вещества (11ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Единая природа химической связи. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние веществ а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита.
Тема 2.
Химические реакции(8 ч)
Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо - и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул «бутана и изобутана.
Тема 3.
Вещества и их свойства (12ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов и неметаллов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Строение веществ | 13 | 1 | 1 |
2 | Химические реакции | 9 | 1 | |
3 | Вещества и их свойства | 12 | 2 | 1 |
Перечень контрольных работ
№ урока п/п | № урока в теме | Тема | Дата |
1 | 2 | Входная диагностика | |
2 | 13 | Строение вещества | |
3 | 22 | Химические реакции | |
4 | 32 | Неметаллы | |
5 | 34 | Итоговая контрольная работа № 4 за курс химии 11 класса | |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п (№ урока в теме) | Кол-во часов | Тема урока Тип урока | Демонстрации и опыты | Домашнее задание | Дата по плану |
По факту |
Глава 1. Строение веществ (13 часов) |
1/1 | 1 | Вводный инструктаж по технике безопасности Введение в общую химию. | | Повторить по учебнику 8 класса о строении атома | 06.09 |
|
2/2 | 1 | Атом сложная частица Входная диагностика | Д. Модели атомов, таблицы | § 1 №. 8 с. 12 | 13.09 |
|
3/3 | 1 | ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева | Таблица Д. И. Менделеева ПСХЭ | § 2 Ответить на вопрос 4, 5 с. 24 | 20.09 |
|
4/4 | 1 | Виды химических связей. Типы кристаллических решеток | Таблица Д. И. Менделеева ПСХЭ | Прочитать § 3 №. 9 с. 29 | 27 |
|
5/5 | 1 | Ковалентная химическая связь | Таблица Д. И. Менделеева ПСХЭ, «Виды химической связи» | Прочитать § 4 №. 8 с. 37 | 04.10 |
|
6/6 | 1 | Металлическая и водородная химические связи. Единая природа химической связи | Таблица «Типы кристаллических решеток» | Прочитать § 5, 6 №. 8, 9 с. 54 | 11 |
|
7/7 | 1 | Урок-семинар на тему «Виды химической связи. Типы кристаллических решеток» | | 18 |
|
8/8 | 1 | Полимеры высокомолекулярные соединения | Демонстрация моделей химических решеток Таблица «Типы кристаллических решеток» | Прочитать § 7 Ответить на вопросы 4, 5 с. 66 сообщения | 25 |
|
9/9 | 1 | Практическая работа №1. «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон» | | 08.11 |
|
10/10 | 1 | Газы. Твердые тела. Жидкости | | Прочитать § 8-10 №. 2, 3 с. 79 | 15 |
|
11/11 | 1 | Дисперсные газы. Коллоиды (золи и гели) | Таблица «Дисперсные системы» | Прочитать § 11 Отв. на вопросы с. 103-104 | 22 |
|
12/12 | 1 | Чистые вещества и смеси. Состав смесей. | | Прочитать § 12 №. 4-14 с. 111 Подготовиться к к/р | 29 |
|
13/13 | 1 | Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества» | Изучить § 13 | 06.12 |
|
Глава 2. Химические реакции (9 часов) |
14/1 | 1 | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. | Таблица «Классификация химических реакций» | Прочитать § 13 №. 2 с. 117 | 13 |
|
15/2 | 1 | Типы химических реакций | Таблица «Классификация химических реакций» | Изучить § 14 №. 4-9 на с. 126 | 20 |
|
16/3 | 1 | Скорость химической реакции | Таблица «скорость химических реакций», «Катализ» | Повторить § 15 №. 8 с. 12 | 27 |
|
17/4 | 1 | Обратимые и необратимые химические реакции. | Таблицы | Прочитать § 16 №. 6-8 с. 143 | 17.01 |
|
18/5 | 1 | Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена | Таблицы | Прочитать § 17 №. 10 с. 150 сообщения | 24 |
|
19/6 | 1 | Гидролиз органических и неорганических соединений. Водородный показатель | | Прочитать § 18 №. 4, 8 с. 154-155 | 31 |
|
20/7 | 1 | ОВР. Электролиз | Таблицы | Повторить § 19 №. 4, 5, 7 с. 163 | 07.02 |
|
21/8 | 1 | Урок №ажнение в составлении уравнений ОВР | | 14 |
|
22/9 | 1 | Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции» | | 21 |
|
Глава 3. Вещества и их свойства (12 часов) |
23/1 | 1 | Общая характеристика металлов. Металлы главных подгрупп (А-групп) ПСХЭ | Д. Образцы металлов | Прочитать § 20 №. 5 с. 173 | 28 |
|
24/2 | 1 | Металлы побочных подгрупп (Б-групп) ПСХЭ | Лабораторные опыты «Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей» | Прочитать § 20 №. 5 с. 173 | 07.03 |
|
25/3 | 1 | Оксиды и гидроксиды металлов. Сплавы металлов | | Повторить § 20 №. 7 с. 173 | 14 |
|
26/4 | 1 | Химические элементы-неметаллы. | Д. Горения серы, фосфора, магния, железа в кислороде | Прочитать § 21 №. 3, 4, 5 с. 179 | 21 |
|
27/5 | 1 | Водородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов | | Повторить § 21 №. 6, 7 с. 179 | 04.04 |
|
28/6 | 1 | Кислородсодержащие кислоты. | Таблицы | Прочитать § 22 №. 5-8 с. 188 | 11 |
|
29/7 | 1 | Основания | Таблицы | Изучить § 23 №. 4-9 с. 192 | 18 |
|
30/8 | 1 | Соли | Таблицы | Прочитать § 24 №. 5-7 с. 200 | 25 |
|
31/9 | 1 | Генетическая связь неорганических веществ | Таблицы | Прочитать § 25 №. 5, 6 с. 204 | 02.05 |
|
32/10 | 1 | Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» | Подготовиться к итоговому уроку | 9 |
|
33/11 | 1 | Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к итоговой контрольной работе | Подготовиться к итоговой к/р | 16 |
|
34/12 | 1 | Итоговая контрольная работа № 4 за курс химии 11 класса | | 23 |
|
4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия:
- Габриелян О. С. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009.-270с.
- Гольдфраб Я. Л. И др. Сборник задач и №ажнений по химии/Я. С. Гольдфарб, ю. В. Ходаков, Ю. Б. Додонов. – М.:Просвещение, 1987.-192с.
Контрольно-измерительные материалы
- Зуева М. В., Гара Н. Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 кл.:Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 160с.
- Комиссарова Л. В. Химия: Контрольные и проверочные работы., 2002.-77с.
- Павлова Н. С. Контрольные и самостоятельные работы по химии:./Н. С. Павлова.-М.:Экзамен,2009.-221с.
Наглядные пособия
- Таблицы: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов, типы химической связи, массовая доля вещества, химические соединения,
- Модели строения атома, кристаллические решетки
- Оборудования: колбы, пробирки, штативы, реактивы, химические вещества
-Электрохимический ряд напряжений металлов
-Таблица растворимости солей, кислот, оснований.
-Модели атомов
-Коллекции: «Нефть», «Каменный уголь», «Пластмассы», «Волокна»
Средства обучения
-учебно-лабораторные оборудования и приборы
- учебно-практическое оборудование
Экранно-звуковые пособия
- Безопасность на уроках химии
- Мастер – класс учителя химии. 8-11 классы
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца.
- Химия. Электронная библиотека.
- Виртуальная лаборатория. Химия (8-11 класс)
Интернет-ресурс
-http://megaresheba.ru/publ/reshebnik/khimija/8_klass_gabrieljan/30-1-0-1047 для учителя химии
-http://slovo.ws/resh/005/08/05/ для учителя химии
-http://kopilkaurokov.ru/himiya?class=10 уроки по химии
-http://www.gdz.name/reshebnik-2015/himija-9-klass-gabrielyan-zadanie-16-5 по химии 8-11 класс