Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ
_____ /__________/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»
Протокол №____ _________/И. А. Дремова/ ___________/А.В.Серебренников/
от «___» августа 20___г. «___» августа 20___г. Приказ №____
от «___» августа 20___г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Химия
Образовательная область: естествознание
Класс: 11
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации программы, учебный год: 2015-2016 г.
Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна
Рабочая программа составлена на основе: на основе основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ «Коргонская СОШ»и авторской программы по химии для 11 класса автора О. С. Габриелян.: Дрофа, 2008
Учебник: Габриелян, О. С. Химия. 11 класс.
Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 233 с.
с. Коргон, 2015 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 11 класса (базовый уровень) составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основании Примерной учебной программы среднего (полного) общего образования по химии и Программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна. - М.: Дрофа, 2008.
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс». Дрофа, 2008. Учебник может быть использован при изучении курса общей химии базового уровня. Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О. С. Габриеляна.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.г., 2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
5. Учебный план МБОУ "Коргонская СОШ" на 2015-2016 учебный год.
Согласно действующему в школе учебному плану в 2015-2016 году рабочая программа по химии для 11 класса предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю, всего 35 часов.
Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;
воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, а также для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень проверочных работ; перечень лабораторных опытов; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 11 класса; информационно-методическое обеспечение, критерии оценивания.
Содержание курса общей химии 11 класса направлено на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса - единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов и классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелян «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.- 3-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2010.-253 с
Форма промежуточного контроля.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество лабораторных опытов за год – 1
Срок реализации данной программы один год.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом программа рассчитана на преподавание курса химии в 10 классе в объеме 1 часа в неделю. С учетом учебного плана школы в связи с праздничными днями программа разработана на 33 часа.
Всего 33 часов, в неделю 1 час.
2. СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1
Строение вещества (11ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Единая природа химической связи. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние веществ а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита.
Тема 2.
Химические реакции(8 ч)
Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо - и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул «бутана и изобутана.
Тема 3.
Вещества и их свойства (12ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов и неметаллов.
Структура курса
Раздел (тема) курса | Количество часов |
Строение веществ | 11 |
Химические реакции | 8 |
Вещества и их свойства | 12 |
Итого: | 31 |
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Критерии оценивания: общедидактические
Оценка | Вставится в случае |
«5» | 1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи. 3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
«4» | 1. Знания всего изученного программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. 3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
«3» | 1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя. 2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
«2» | 1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале. 2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
|
«1» | Нет ответа. |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ
Оценки | Вставится в случае |
«5» | Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания. Допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя. |
«4» | Даёт полный и правильный ответ; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; |
«3» | Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточну сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; |
«2» | Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
«1» | Нет ответа |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы
Оценка | Вставится в случае |
«5» | Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. |
«4» | Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей. |
«3» | Правильно выполняет не менее половины работы. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. |
«2» | Правильно выполняет менее половины письменной работы. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". правил оформления письменных работ. |
«1» | Нет ответа |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы
Оценка | Вставится в случае |
«5» | Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений. |
«4» | Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт. |
«3» | Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%. В ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения. |
«2» | Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ |
«1» | Нет ответа |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока Тип урока | Демонстрации и опыты | Домашнее задание | Дата |
Глава 1. Строение веществ (11 часов) |
1 (1) | Вводный инструктаж по технике безопасности Строение атома. Электронная оболочка Тип урока: комбинированный | Д. Модели атомов, таблицы | § 1 упр. 8 с. 12 | 08.09.15 |
2 (2) | ПЗ и ПСХИ Д. И. Менделеева Тип урока изучение нового материала | Таблица Д. И. Менделеева ПСХЭ | § 2 Ответить на вопрос 4, 5 с. 24 | 15.09.15 |
3 (3) | Типы химической связи: ионная связь Тип урока: изучение нового материала | Таблица Д. И. Менделеева ПСХЭ | Прочитать § 3 упр. 9 с. 29 | 22.09.15 |
4 (4) | Ковалентная химическая связь Тип урока: изучение нового материала | Таблица Д. И. Менделеева ПСХЭ, «Виды химической связи» | Прочитать § 4 упр. 8 с. 37 | 29.09.15 |
5-6 (5-6) | Металлическая и водородная химические связи. Единая природа химических связей Тип урока: изучение нового материала | Таблица «Типы кристаллических решеток» | Прочитать § 5, 6 упр. 8, 9 с. 54 | 06.10 13.10 |
7 (7) | Типы кристаллических решеток. Полимеры Тип урока: изучение нового материала | Демонстрация моделей химических решеток Таблица «Типы кристаллических решеток» | Прочитать § 7 Отвтить на вомпрос 4, 5 с. 66 сообщения | 20.10.15 |
8 (8) | Газы. Твердые тела. Жидкости Тип урока: комбинированный | | Прочитать § 8-10 упр. 2, 3 с. 79 | 27.10.15 |
9 (9) | Дисперсные газы. Коллоиды (золи и гели) Тип урока: комбинированный | Таблица «Дисперсные системы» | Прочитать § 11 Отв. на вопросы с. 103-104 | 10.11.15 |
10 (10) | Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей. Истинные растворы Тип урока: комбинированный | | Прочитать § 12 упр. 4-14 с. 111 Подготовиться к к/р | 17.11.15 |
11 (11) | Контрольная работа № 1 по теме «Строение веществ» | Изучить § 13 | 24.11.15 |
Глава 2. Химические реакции (8 часов) |
12 (1) | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Тип урока: изучение нового материала | Таблица «Классификация химических реакций» | Прочитать § 13 упр. 2 с. 117 | 01.12.15 |
13 (2) | Типы химических реакций Тип урока: комбинированный | Таблица «Классификация химических реакций» | Изучить § 14 упр. 4-9 на с. 126 | 08.12.15 |
14 (3) | Скорость химической реакции Тип урока: комбинированный | Таблица «скорость химических реакций», «Катализ» | Повторить § 15 упр. 8 с. 12 | 15.12.15 |
15 (4) | Обратимые и необратимые химические реакции. Тип урока: комбинированный | Таблицы | Прочитать § 16 упр. 6-8 с. 143 | 22.12.15 |
16 (5) | Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена Тип урока: комбинированный | Таблицы | Прочитать § 17 упр. 10 с. 150 сообщения | 12.01.16 |
17 (6) | Гидролиз органических и неорганических соединений. Водородный показатель Тип урока: комбинированный | | Прочитать § 18 упр. 4, 8 с. 154-155 | 19.01.16 |
18 (7) | ОВР. Электролиз Тип урока: комбинированный | Таблицы | Повторить § 19 упр. 4, 5, 7 с. 163 | 26.01.16 |
19 (8) | Обобщение и систематизация знаний по общей химии Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции» | | 02.02.16 |
Глава 3. Вещества и их свойства (12 часов) |
20 (1) | Общая характеристика металлов. Металлы главных подгрупп (А-групп) ПСХЭ Тип урока: комбинированный | Д. Образцы металлов | Прочитать § 20 упр. 5 с. 173 | 09.02.16 |
21 (2) | Металлы побочных подгрупп (Б-групп) ПСХЭ Тип урока: комбинированный | Лабораторные опыты «Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей» | Прочитать § 20 упр. 5 с. 173 | 16.01.16 |
22 (3) | Оксиды и гидроксиды металлов. Сплавы металлов Тип урока: комбинированный | | Повторить § 20 упр. 7 с. 173 | 01.03.16 |
23 (4) | Химические элементы-неметаллы. Тип урока: комбинированный | Д. Горения серы, фосфора, магния, железа в кислороде | Прочитать § 21 упр. 3, 4, 5 с. 179 | 15.03.16 |
24 (5) | Водородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов Тип урока: комбинированный | | Повторить § 21 упр. 6, 7 с. 179 | 29.03.16 |
25 (6) | Кислородсодержащие кислоты. Тип урока: комбинированный | Таблицы | Прочитать § 22 упр. 5-8 с. 188 | 05.04.16 |
26 (7) | Основания Тип урока: комбинированный | Таблицы | Прочитать § 23 упр. 4-9 с. 192 | 12.04.16 |
27 (8) | Соли Тип урока: комбинированный | Таблицы | Прочитать § 24 упр. 5-7 с. 200 | 19.04.16 |
28 (9) | Генетическая связь неорганических веществ Тип урока: комбинированный | Таблицы | Прочитать § 25 упр. 5, 6 с. 204 | 26.04.16 |
29 (10) | Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» | Подготовиться к итоговому уроку | 03.05.16 |
30 (11) | Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к итоговой контрольной работе | Таблицы | Подготовиться к итоговому к/р | 10.05.16 |
31 (12) | Итоговая контрольная работа № 4 за курс химии 11 класса | | 17.05.16 |
6. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Габриелян О. С., Г. Г.Лысова, И. Г. Остроумов. готовимся к единому государственному экзамену; Химия.- М.: Дрофа, 2003.- 136с.
2. Казанцев Ю.Н. Химия. Материалы для индивидуальной работы 10-11 классы/Ю.Н. Казанцев.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 224 с.
3. Корощенко А.С., Иванов Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия. Дидактические материалы 10-11 классы.- М.: Владос,2003.-76с
4. Химия. 11класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелян «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.- 3-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2010.-253 с.
5. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. – М.:Дрофа, 2003 – 400с.
6. Химия: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2007.- 184 с.
7. Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми веществами / Стивен У. Мойе; пер. с англ. Л. Оганезова.- М.: АСТ: Астрель, 2007.- 96 с.
7. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений./О.С. Габриелян.– М.: Дрофа, 2009-2011. -191с.
2. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2008.
3. Гольдфельд М. Г. Химия и общество М.: Мир.- 2005.- 543 с.
Наглядные пособия:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Электрохимический ряд напряжений металлов
Таблица растворимости солей, кислот, оснований.
Таблица индикаторов
Модели атомов
Коллекции: «Нефть.», «Каменный уголь», «Пластмассы», «Волокна»