СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа предназначена для учителей химии , работающих в 11 классе по программе И.И.Новошинского. В программе дано развернутое календарно-тематическое планирование.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Неорганическая химия » ДЛЯ 11 КЛАССА
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015);
-приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
-приказ Минобразования России от 9 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08. 2010 №889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);
-приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-примерная программа основного общего образования по химии
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.
Задачи обучения:
-формирование целостной научной картины мира;
-понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
-овладение научным подходом к решению различных задач;
-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Общая характеристика учебного предмета.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Курс химии 11 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. Внем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии.
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом
понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:
-о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и -дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);
- химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 1 ч в неделю.
Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений.
В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа(1 час в неделю). В программе предусмотрено проведение 4 практических и 2 контрольных работ.
Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.
Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.
Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..
Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Требования и результаты усвоения учебного материала по неорганической химии в 11 классе.
Уровень А (базовый)
1. Называть:
1.1. Вещества по их химическим формулам.
1.2. Общие свойства классов неорганических и органических соединений; металлов, неметаллов.
1.3. Функциональные группы органических веществ.
1.4. Типы кристаллических решеток в веществах с различным видом химической связи.
1.5. Основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова.
1.6. Признаки классификации химических элементов.
1.7. Признаки классификации неорганических и органических веществ.
1.8. Аллотропные видоизменения химический элементов (кислород, сера, углерод, фосфор).
1.9. Признаки и условия осуществления химических реакций.
1.10. Типы химических реакций.
1.11. Реакцию среды раствора при растворении различных солей в воде.
1.12. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
1.13. Условия смещения химического равновесия.
1.14. Области применения отдельных неорганических и органических веществ (например, пищевая сода, медный купорос, йод, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка и др.).
1.15. Области практического применения металлических сплавов, силикатных материалов (стекло, цемент), пластмасс, продуктов важнейших химических производств (серной кислоты, аммиака), а также продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля.
2. Определять:
2.1. Простые и сложные вещества.
2.2. Принадлежность веществ к соответствующему классу.
2.3. Валентность и (или) степень окисления химических элементов по формулам соединений.
2.4. Заряд иона в ионных и ковалентно-полярных соединениях.
2.5. Вид химической связи в соединениях.
2.6. Возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ.
2.7. Тип химической реакции по всем известным признакам классификации.
2.8. Окислитель и восстановитель в реакциях окисления-восстановления.
2.9. Условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.
2.10. Гомологи и изомеры различных классов органических веществ.
3. Составлять:
3.1. Формулы оксидов, оснований, кислот, солей, водородных соединений по валентности химических элементов или степени окисления.
3.2. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
3.3. Схемы распределения электронов в атомах химических элементов первых трех периодов, а также калия и кальция.
3.4. Уравнения химических реакций, различных типов, подтверждающих свойства неорганических и органических веществ, их генетическую связь.
3.5. Уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей.
3.6. Полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.
3.7. Уравнения окислительно-восстановительных реакций.
3.8. Химические уравнения электролиза растворов солей бескислородных кислот.
3.9. Уравнения реакций гидролиза солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой, слабым основанием и сильной кислотой.
3.10. Уравнение химических реакций, лежащих в основе промышленного способа получения аммиака, серной кислоты, чугуна, стали, метанола.
3.11. План решения экспериментальных задач по распознаванию веществ, принадлежащих к различным классам соединений.
3.12. Отчет о проведении практической работы по получению веществ и изучению их химических свойств.
4. Характеризовать:
4.1. Качественный и количественный состав вещества.
4.2. Химические элементы первых трех периодов, а также калий и кальций по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов.
4.3. Свойства высших оксидов химических элементов первых трех периодов, а также соответствующих им гидроксидов, исходя из положения элементов в периодической системе Д. И. Менделеева.
4.4. Химические свойства веществ — представителей важнейших классов неорганических и органических соединений.
4.5. Общие химические свойства металлов и их важнейших соединений на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях и реакциях ионного обмена.
4.6. Общие и особенные свойства неметаллов и их важнейших соединений на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях и реакциях ионного обмена.
4.7. Химическое строение органических веществ.
4.8. Связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением.
4.9. Свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина.
4.10. Типы сплавов и их свойства.
4.11. Круговороты углерода, кислорода, азота в природе.
4.12. Химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве.
4.13. Способы защиты окружающей среды от загрязнений.
4.14. Условия и способы предупреждения коррозии металлов.
4.15. Оптимальные условия осуществления химических реакций, лежащих в основе промышленного производства аммиака, серной кислоты, чугуна, стали и метанола.
4.16. Условия горения и способы его прекращения.
5. Объяснять:
5.1. Зависимость свойств химических элементов от заряда ядер атомов и строения атомных электронных оболочек.
5.2. Физический смысл номеров группы и периода, порядкового (атомного) номера химического элемента в периодической системе Д. И. Менделеева.
5.3. Закономерности изменения свойств химических элементов, расположенных: а) в одном периоде; б) в главной подгруппе периодической системы Д. И. Менделеева.
5.4. Сходство и различие в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.
5.5. Сущность основных положений теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова.
5.6. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях.
5.7. Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
5.8. Способы образования ионной, ковалентной (неполярной и полярной), донорно-акцепторной, металлической и водородной связей.
5.9. Зависимость химических свойств органических веществ от вида химической связи и наличия функциональных групп.
5.10. Механизм электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей.
5.11. Сущность реакций ионного обмена.
5.12. Сущность процессов окисления и восстановления.
5.13. Причины многообразия органических соединений.
5.14. Зависимость скорости химических реакций от: а) природы реагирующих веществ; б) концентрации реагентов; в) температуры; г) наличия веществ-катализаторов .
6. Соблюдать правила:
6.1. Техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
6.2. Личного поведения при обращении с веществами в химической лаборатории и повседневной жизни.
6.3. Оказания первой помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
7. Проводить:
7.1. Опыты по получению, собиранию и изучению свойств неорганических и органических веществ.
7.2. Нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание.
7.3. Распознавание кислорода, водорода, оксида углерода (IV), растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов, предельных и непредельных органических соединений.
7.4. Изготовление моделей молекул веществ: воды, оксида углерода (IV), хлороводорода, метана, этана, ацетилена, этанола, уксусной кислоты.
7.5. Вычисления: а) молекулярной и молярной массы веществ по химическим формулам; б) массовой доли растворенного вещества в растворе; в) массовой доли химического элемента в веществе; г) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции; д) массы одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей; е) массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ.
Учебно-методическое обеспечение:
Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 11 кл.: Учебник. Базовый уровень — М.: Русское слово, 2009.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Сборник самостоятельных работ 10 кл.: Базовый уровень — М.: Русское слово, 2009.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Программа курса, тематическое и поурочное планирование. 10 класс: Базовый уровень — М.: Русское слово, 2008.
Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс. ООО «Издательство Оникс», 2008
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 10-11 кл. Базовый уровень Тетрадь для практических работ. «ТИД «Русское слово» - РС», 2010.
Используемая литература.
1.О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия» - М.: «Дрофа», 2009.
2.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Общая химия» - Олма-учебник, 2008.
3. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Настольная книга учителя химии», ч.I, 11 кл. - М.: «Дрофа», 2009.
4.Т.П.Троегубов «Поурочные разработки по химии» - М.: «Вако», 2009.
5.А.С.Егоров «Репетитор по химии» - «Феникс», 2008.
6.С.А.Литвинова, Н.В.Манкевич «Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах» - Минск: «Современная школа: Кузьма», 2009.
7.А.Н.Левкин, А.А.Карцова, С.Е.Домбровская, Е.Д.Крутецкая «Химия:ЕГЭ: Учебно-справочные материалы. (Серия «Итоговый контроль:ЕГЭ») – М.;СПб.:Просвещение, 2011.
8.Г.П.Хомченко «Пособие по химии для поступающих в ВУЗы» - М.: «Новая волна».,2004.
9.В.Н.Доронькин,А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралева «Химия.Тематические тесты.Подготовка к ЕГЭ» - Ростов-на-Дону «Легион», 2010.
10.Д.М.Добротин,А.А.Каверина,М.Г.Снастина «ЕГЭ-2011 . Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов.» - ФИПИ,М.; «Национальное образование». 2011.
Интернет-ресурсы:
1. Методические материалы по химии. Методические материалы к уроку, опубликованные в
газете "Химия" издательского дома "1 сентября": подробный рубрикатор по темам.
http://him.1september.ru/urok/
2. Обучающая энциклопедия: химия. Теоретические основы общей, неорганической и органической химии, тесты, справочные материалы. http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html
3. Химия. Школьная энциклопедия /Систематизированные и иллюстрированные справочные материалы к школьному курсу химии, система навигации как по алфавиту, так и по разделам, справочные таблицы, методы решения задач.
http://www.chemistryenc.h11.ru
4. Энциклопедия «Кругосвет»: химия. Популярные иллюстрированные статьи, посвященные широкому кругу химических понятий. Энциклопедия регулярно обновляется.
http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/51
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
(1 ч в неделю; всего 33 ч)
Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом.
I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА-8 часов.
Тема 1
Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (5 ч)
Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома. Изотопы. Электронная схема атома.
Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Форма орбиталей (s, p-, d-орбитали). Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням в атомах элементов первых четырех периодов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-семейства. Валентные электроны s-, p- и d-элементов. Графическая схема строения электронных слоев атомов (электронно-графическая формула).
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Физический смысл номеров периода и группы. Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примерах малых и больших периодов, главных подгрупп. Физический смысл пeриодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.
Демонстрации
1. Модели электронных облаков разной формы.
2. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент).
Тема 2
Химическая связь (3 ч)
Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный.
Полярная и неполярная ковалентная связь.
Валентность и валентные возможности атома в свете теории строения атома. Основное и возбужденное состояние атома. Степень окисления. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».
Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность. -Связи и -связи.
Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Зависимость пространственного строения молекул от вида гибридизации (линейная, треугольная и тетраэдрическая форма молекул).
Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Сравнение свойств ковалентной и ионной связей.
Водородная связь. Механизм образования водородной связи: электростатическое и донорно-акцепторное взаимодействие. Сравнение свойств ковалентной и водородной связи. Влияние водородной связи на свойства веществ.
Типы кристаллических решеток; ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки.
Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Демонстрации
1. Модели молекул различной геометрической формы.
2. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.
3. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и поваренной соли).
II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ-11часов
Тема 3
Химические реакции и закономерности их протекания (4 ч)
Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.
Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоффа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Энергия активации. Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в природе и интенсификации технологических процессов.
Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.
Демонстрации
1. Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).
2. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).
3. Действие катализаторов и ингибиторов на скорость химической реакции.
4. Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции (взаимодействие гранул и порошка цинка или мела с соляной кислотой одинаковой концентрации).
Лабораторный опыт 1
Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.
Практическая работа 1
Скорость химической реакции.
Расчетные задачи
1. Определение скорости реакции по изменению концентрации реагирующих веществ.
2. Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа.
Тема 4
Растворы. Электролитическая диссоциация (2ч)
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Золи, гели, понятие о коллоидах. Истинные растворы.
Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.
Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.
Электролитическая диссоциация. Зависимость механизма диссоциации от характера химических связей в электролитах. Слабые и сильные электролиты.
Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессов.
Реакции ионного обмена в водном растворе. Условия протекания реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита.
Демонстрации
1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.
2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
3. Эффект Тиндаля.
4. Получение насыщенного раствора.
5. Окраска индикаторов в различных средах.
Лабораторный опыт 2
Тепловые явления при растворении.
Лабораторный опыт 3
Реакции ионного обмена в растворе.
Расчетные задачи
Расчет массовой доли растворенного вещества.
Тема 5
Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (5 ч)
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение электролиза в промышленности.
Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические, химические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование.
Демонстрации
1. Примеры окислительно-восстановительных реакций.
2. Электролиз растворов хлорида меди(II) и сульфата натрия или калия.
Лабораторный опыт 4
Окислительно-восстановительные реакции.
Расчетные задачи
Решение задач по теме «Электролиз».
III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА-12 часов
Тема 6
Сложные неорганические вещества (7 ч)
Классификация неорганических соединений. Обобщение свойств неорганических соединений важнейших классов.
Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам, физические и химические свойства.
Гидроксиды:
основания, их диссоциация и химические свойства;
кислоты, их диссоциация и химические свойства;
амфотерные гидроксиды, их химические свойства.
Соли:
средние соли, их диссоциация и химические свойства;
кислые соли, способы их получения, диссоциация, перевод кислых солей в средние;
основные соли, их состав, номенклатура, способы получения, диссоциация, перевод основных солей в средние.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Гидролиз солей. Понятие о гидролизе. Гидролиз солей различных типов (исключая полный гидролиз солей). Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза.
Демонстрации
1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.
2. Получение и свойства средних, кислых и основных солей.
3. Гидролиз солей различных типов.
Лабораторный опыт 5
Распознавание оксидов.
Лабораторный опыт 6
Распознавание катионов натрия, магния и цинка.
Лабораторный опыт 7
Получение кислой соли.
Лабораторный опыт 8
Получение основной соли.
Практическая работа 2
Гидролиз солей.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 7
Простые вещества (5 ч)
Неметаллы. Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ — неметаллов. Аллотропия. Способы получения неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми сложными веществами. Восстановительныe свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Реакция диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой. Роль неметаллов в природе и технике.
Металлы. Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и способы их получения. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей.
Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.
Демонстрации
1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.
2. Взаимодействие серы с кислородом, водородом и раствором щелочи.
3. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.
4. Коллекция металлов с различными физическими свойствами.
5. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.
6. Взаимодействие алюминия или цинка с растворами серной и азотной кислот.
Лабораторный опыт 9
Взаимодействие металлов с растворами щелочей.
Практическая работа 3
Получение, собирание и распознавание газов (кислород, водород, оксид углерода(IV)).
Практическая работа 4
Идентификация неорганических соединений.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ-2ч.
Тема 8
Химическая технология. Охрана окружающей среды(2ч)
Производство серной кислоты контактным способом: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.
Общие научные принципы химического производства. Современные методы оптимизации химических производств. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.
Охрана атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.
Охрана гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнения.
Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.
Демонстрации
1. Модель или схема производства серной кислоты.
2. Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.
3. Схема безотходного производства.
4. Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы.
5. Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).
Расчетные задачи
Расчет выхода продукта реакции.
Тематическое планирование
Темы (раздел) программы | Количество часов по программе | Количество контрольных работ | Практи- ческие работы |
Тема 1. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Тема 2. Химическая связь. Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания Тема 4. Растворы. Электролитическая диссоциация Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов
| 5 ч. 3 ч. 4 ч. 2 ч. 5 ч. | 1 | 1 |
Тема 6. Сложные неорганические вещества. Тема 7. Простые вещества. Тема 8. Химия и химическая технология. Охрана окружающей среды
| 7 ч. 5 ч. 2 ч.
| 1 | 3 |
Итого : | 33
| 2 | 4 |
Календарно- тематическое планирование. Неорганическая химия. 11 класс. 1час в неделю-33.
Контрольных работ-2
Практических работ-4
Тема урока. Номер по порядку | ЗУН | Количество часов | Дата план | Дата факт | Содержание примерной программы | Примечания |
Тема 1. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (5ч.). | ||||||
1.вводный инструктаж по охране труда. Атом. Изотопы. . | Актуализировать знания учащихся о правилах поведения в кабинете химии на уроках и переменах, технику безопасности при работе с химическими веществами. Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении атома, атомного ядра. Закрепить умения находить число протонов, нейтронов и электронов для атомов химических элементов. | 1 | 7.09 |
| Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
|
|
2. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы | Углубить знания учащихся о состоянии электронов в атоме, их двойственной природе. уровнях и подуровнях Углубить знания учащихся строении электронной оболочки атома; сформировать понятия об s-, p- и d- элементах. | 1 | 14.09 |
|
| |
3. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. | 1 | 21.09 |
|
| ||
4. Периодический закон и система Д.И.Менделеева, ихмировоззренческое значение.
| Систематизировать и углубить знания учащихся о причинах периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений. Сформировать умения описывать химический элемент по плану. | 1 | 28.09 |
| Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
|
|
5.Изменение свойств в группах и периодах.
| Закрепить знание периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева. Уметь прослеживать закономерности изменения свойств элементов и их соединений по группам и подгруппам . Актуализировать знания учащихся о значении периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира. | 1 | 5.10 |
|
| |
Тема 2. Химическая связь (3ч.) | ||||||
6.Ковалентная связь Валентность и валентные возможности атома. | Обобщить знания о природе химической связи; способами образования и видами ковалентной связи, выработать навыки составления электронных формул молекул различных веществ. Углубить знания учащихся о валентных возможностях атомов различных элементов, степени окисления. | 1 | 12.10 |
| Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов |
|
7.Характеристика ковалентной связи Пространственное строение молекул | Углубить знания учащихся о свойствах ковалентной связи: насыщаемость, направленность; количественных характеристиках связи: энергия, длина. Углубить знания учащихся о геометрической форме молекул, понятие «гибридизация атомных орбиталей», виды гибридизации, зависимость пространственного строения молекул от вида гибридизации (линейная, треугольная, тетраэдрическая) | 1 | 19.10 |
|
| |
| ||||||
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.
|
| |||||
8.Ионная связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекуляр- ного строения. | Обобщить и углубить знания учащихся о механизме образования ионной связи, сформировать умения видеть единую природу химической связи. | 1 | 26.10 |
|
| |
Сформировать знания учащихся о механизме образования водородной связи ее влиянии на свойства веществ. Умения сравнивать свойства ковалентной и водородной связи, видеть влияние водородной связи на свойства веществ. |
| |||||
Обобщить и углубить знания учащихся о зависимости свойств веществ от природы химической связи и типа кристаллической решетки. Развить умения предсказывать свойства веществ по их строению и определять строение веществ по их свойствам. |
| |||||
Тема 3.Химические реакции (4ч.) | ||||||
9.Энергетика химических реакций. Скорость химических реакций. | Обобщить и углубить знания учащихся о сущности химических реакций: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Актуализировать знания о тепловом эффекте химической реакции, экзо- и эндотермических реакциях, термохимических уравнениях. | 1 | 9.11 |
| Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Тепловой эффект химической реакции. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы). Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. |
|
| ||||||
10.Факторы, влияющие на скорость реакций. Катализ. | Обобщить и углубить знания учащихся о зависимости скорости химических реакций от различных факторов. Сформировать навыки решения расчетных задач с использованием правила Вант-Гоффа. | 1 | 16.11 |
|
| |
Дать понятие о катализаторах и ингибиторах, гомогенном и гетерогенном катализе, рассмотреть механизм действия катализаторов, обобщить знания о роли катализаторов в природе и химическом производстве. |
| |||||
11.Практическая работа №1 «Скорость химической реакции» | Обобщить знания учащихся о зависимости скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора, площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ. | 1 | 23.11 |
|
| |
12.Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. | Обобщить знания учащихся о необратимых и обратимых реакциях, ознакомить с понятием химического равновесия и факторами, влияющими на его смещение. | 1 | 30.11 |
|
|
|
Тема 4. Растворы. Электролитическая диссоциация (2 ч.) | ||||||
13.Дисперсионные системы и их классификация .Растворы. .Концентрация растворов. | Сформировать понятие о дисперсионной системе, дать классификацию дисперсионных систем и показать их практическое значение. Ознакомить учащихся с понятием «коллоидные растворы», свойствами и практическим значением коллоидов. Обобщить и углубить знания учащихся о составе растворов, закономерностях процесса растворения. Сформировать понятия о растворимости и насыщенном растворе, систематизировать и углубить знания о факторах, влияющих на растворимость веществ. Закрепить знания учащихся о способах выражения состава раствора; сформировать понятия о молярной концентрации. | 1 | 7.12 |
| Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Эффект Тиндаля. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт). Истинные растворы.. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества |
|
14.Электролитическая диссоциация. .Реакции ионного обмена в растворах | Обобщить и углубить знания учащихся о зависимости механизма электролитической диссоциации от характера химической связи в электролитах. Рассмотреть классификацию электролитов на сильные и слабые. Сформировать знания учащихся об ионном произведении воды, водородном показателе, рассмотреть шкалу соотношения между концентрацией ионов водорода и значением рН. Актуализировать знания об индикаторах, изменении их окраски в зависимости от среды раствора. Систематизировать и углубить знания учащихся о реакциях ионного обмена в водных растворах. | 1 | 14.12 |
| Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
|
|
Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (5 ч.) | ||||||
15.Окислительно- восстановитель ные реакции | Обобщить и систематизировать знания учащихся о химических реакциях и различных способах их классификации; совершенствовать умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций; показать роль окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах, жизнедеятельности организма. | 1 | 21.12 |
| Степень окисления и валентность химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза |
|
Уравнения окислительно-восстановительных реакций | Закрепить и отработать умения учащихся составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. |
| 28.12 |
|
| |
16.Электролиз расплава электролита | Сформировать понятие электролиза. Ознакомить учащихся с сущностью процесса электролиза, рассмотреть электролиз расплава и раствора электролита с инертными электродами. | 1 | 11.01 | | Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
|
|
17.Электролиз раствора электролита | Рассмотреть электролиз раствора электролита с инертными электродами и растворимым анодом, показать области применения электролиза. | 1 | 18.01 | |
| |
18.Коррозия металлов | Ознакомить учащихся с сущностью процесса коррозии металлов, ее видами (химическая, электрохимическая) и способами защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические и металлические – анодные и катодные); показать, какой ущерб экономике наносит коррозия металлов. | 1 | 25.01 | |
| |
19.Контрольная работа 1 « Химическая связь Химические реакции » | Контроль и проверка знаний по теме « Химическая связь Химические реакции и закономерности их протекания» |
| 1.02 | |
|
|
Тема 6. Сложные неорганические вещества (7ч.) | ||||||
20.Основные оксиды и основания. Кислотные оксиды и кислоты. | Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся об основных оксидах и основаниях: определение, общая формула, классификация, способы получения, химические свойства. Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о кислотных оксидах и кислотах: определение, общая формула, классификация, способы получения, химические свойства. | 1 | 8.02 |
| . Химические свойства основных классов органических соединений |
|
| ||||||
21.Кислоты органические и неорганические |
| 1 | 15.02 |
|
| |
22.Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся об амфотерных оксидах и гидроксидах: определение, общая формула, классификация, способы получения, химические свойства. | 1 | 22.02 |
|
| |
23.Средние и кислые соли. .Основные соли. | Обобщить знания учащихся о средних и кислых солях: определение, классификация, способы получения, химические свойства. Обобщить знания об основных солях: определение, общая формула, классификация, способы получения, химические свойства. | 1 | 1.03 |
|
| |
| ||||||
24.Гидролиз солей. | Сформировать знания учащихся о сущности процесса гидролиза солей, рассмотреть алгоритм составления уравнений гидролиза различных типов. | 1 | 8.03 |
| Идентификация неорганических соединений Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. |
|
25.Степень гидролиза. | Сформировать понятие «Степень гидролиза», ознакомить учащихся с факторами, влияющими на степень гидролиза, рассмотреть смещение равновесия гидролиза. | 1 | 15.03 |
|
| |
26.Практическая работа №2«Гидролиз солей» | Закрепить знания учащихся о растворах, гидролизе солей. Сформировать умения определять реакцию среды в растворах различных солей, выявлять на практике влияние факторов на степень гидролиза | 1 | 22.03 |
|
| |
Тема 7. Простые вещества (5 ч.) | ||||||
27.характеристика и свойства неметаллов. | Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся об особенностях положения неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенностях строения их атомов. Ознакомить с основными способами получения неметаллов. Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о физических свойствах неметаллов, особенностях строения простых веществ неметаллов, аллотропных модификациях. Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических свойствах неметаллов. Рассмотреть окислительно-восстановительную двойственность неметаллов; реакции диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) со щелочами, хлора и брома с водой; роль неметаллов в природе и технике. | 1 | 5.04 |
| Неметаллы. Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). |
|
28. Способы получения, собирания и распознавания газов | Систематизировать и обобщить знания учащихся о способах получения, собирания и распознавания газов, обратить внимание на конструкцию приборов для получения газов. | 1 | 12.04 |
| Получение, собирание и распознавание газов. Идентификация неорганических соединений |
|
29.Практическая работа №3 «Получение, собирание и распознавание газов» | 1 | 19.04 |
|
| ||
30.характеристика и способы получения металлов .Свойства металлов. | Повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся о металлах как химических элементах и простых веществах. Уметь давать характеристику химических элементов металлов (s-, p-, d-элементы) по положению в периодической системе и строению атомов. Знать способы получения и применение простых веществ металлов. Закрепить умения записывать уравнения реакций в молекулярном и окислительно-восстановительном виде. Уметь объяснять изменения физических и химических свойств металлов в ПСХЭ. Уметь составлять схемы, конспекты, проводить сравнения, делать обобщения, выводы. | 1 | 26.04 |
| Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. |
|
| ||||||
31.Практическая работа №4 «Идентифик ация неорганических соединений» | Закрепить практические навыки учащихся, создать условия для применения полученных теоретических знаний на практике | 1 | 3.05 |
| Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы». Идентификация неорганических соединений Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. |
|
Тема 8. Химия и химическая технология. Охрана окружающей среды. (2ч). | ||||||
32.Научные принципы химического производства. Химическое загрязнение и его последствия.
| Ознакомить учащихся с общими научными принципами химического производства. Сформировать понятие об основных направлениях научно-технического прогресса в химической технологии. | 1 | 10.05 |
| Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
|
|
33.Итоговая контрольная работа№2 | Проверить знания учащихся за курс химии 11 класса | 1 | 17.05 |
|
СИСТЕМА ФОРМ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены самостоятельные работы, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении химии.
Данная программа предусматривает проведение практических работ. Практическая часть (состоит из 5 практических работ)
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
8