1. Планируемые результаты освоения учебного предмета химии в 9классе
При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1.В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;
2.В ценностно – ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3. В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент;
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Тема 1 . Металлы
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о й п о д г р у п п ы II г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Тема 2 . Практикум №1 .Свойства металлов и их соединений
1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. З. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
Тема 3 . Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений
в народном хозяйстве.
С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Тема 4 . Практикум № 2 . Свойства неметаллов и их соединений
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 5 . Органические соединения
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Тема 6 . Обобщение знаний по химии за курс основной школы
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
3.Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии в 9 классе.
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса. (6 ч.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Эксперимент: Д. Демонстрационный Л. Лабораторный. | Дата | Примечание |
план | фактич |
1. | 1 | 1. Характеристика химического элемента – металла на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева. | | | | |
2. | 1 | 2. Характеристика химического элемента – неметалла на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева. | | | | |
3. | 1 | 3. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Генетический ряд переходного элемента.. | Л.1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. | | | |
4. | 1 | 4. Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева. | | | | |
5. | 1 | 5. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. Окислительно – восстановительные процессы. | | | | |
6. | 1 | 6. Контрольная работа по теме: Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | | | | |
Тема 1: Металлы (15 ч.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Эксперимент Д.Демонстрационный Л.Лабораторный | Дата | Примечание |
/план | факт |
н7. | 1 | 1. Положение элементов металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Физические свойства металлов. | Л.2. Ознакомление с образцами металлов. | | | |
8. | 1 | 2. Химические свойства металлов как восстановителей. | Д.1 Взаимодействие металлов с неметаллами. Л.3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | | | |
9. | 1 | 3. Общие понятия о коррозии металлов и способы борьбы с ней. | | | | |
10. | 1 | 4. Сплавы их свойства и значение. | Д. Образцы сплавов. | | | |
11. | 1 | 5.Способы получения металлов: пиро-,гидро- и электрометаллургия. | | | | |
12. | 1 | 6.Общая характеристика щелочных металлов. | Д.1. Образцы щелочных металлов. 2. Взаимодействие натрия с кислородом. 3. Взаимодействие лития с водой. | | | |
13. | 1 | 7.Важнейшие соединения щелочных металлов, их свойства и применение. | Л.4а. Ознакомление с образцами природных соединений натрия. | | | |
14. | 1 | 8.Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. | Д.1. Образцы щелочноземельных металлов. 2. Взаимодействие магния с кислородом. 3. Взаимодействие кальция с водой. | | | |
15. | 1 | 9. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов их свойства и применение. | Л.4б. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. | | | |
16. | 1 | 10. Алюминий, его физические и химические свойства. | Д. Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей. | | | |
17. | 1 | 11. Соединения алюминия. Применение алюминия и его соединений. | Л.5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 4в. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | | | |
18. | 1 | 12. Железо, его физические и химические свойства. | Д. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Л.4г. Ознакомление с образцами природных соединений железа. | | | |
19. | 1 | 13. Качественные реакции на Fe и Fe . Значение железа, его соединений и сплавов. | Д. Получение гидроксидов железа (II), (III). Л.6.Качественные реакции на ионы Fe и Fe. | | | |
20. | 1 | 14. Обобщение по теме «Металлы». Решение задач на определение выхода продукта реакции. | | | | |
21. | 1 | 15. Контрольная работа по теме «Металлы». | | | | |
Тема 2: Практикум №1
Свойства металлов и их соединений (3 ч.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Эксперимент Д.Демонстрационный Л.Лабораторный | Дата/ | Примеча- ние |
план | фактич. |
22. | 1 | Техника безопасности. П/р №1 Осуществление цепочки химических превращений металлов. | | | | |
23. | 1 | Техника безопасности. П/р №2 Получение и свойства соединений металлов. | | | | |
24. | 1 | Техника безопасности. П/р №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. | | | | |
Тема 3: Неметаллы (23 ч.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Эксперимент Д.Демонстрационный Л.Лабораторный | Дата | Примечание |
план | / фактич/ |
25. | 1 | 1. Общая характеристика неметаллов. Электроотрицательность. | | | | |
26. | 1 | 2. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. | | | | |
27. | 1 | 3. Водород. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. | | | | |
28. | 1 | 4. Общая характеристика галогенов. | Д.1. Образцы галогенов – простых веществ. 2. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. 3. Вытеснение хлором брома или йода из растворов солей. | | | |
29. | 1 | 5. Основные соединения галогенов. Качественная реакция на хлорид-ион. | Л.7. Качественная реакция на хлорид-ион. Д. Образцы природных соединений хлора. | | | |
30. | 1 | 6. Сера, её физические и химические свойства. | Д.1. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. 2. Образцы природных соединений серы. | | | |
31. | 1 | 7. Оксиды серы (IV) и (VI). | | | | |
32. | 1 | 8. Серная кислота и её свойства. | Л.8.Качественная реакция на сульфат-ион. | | | |
33. | 1 | 9. Соединения серы. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. | | | |
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Эксперимент Д.Демонстрационный Л.Лабораторный | | | Примечание |
34. | 1 | 10. Азот и его свойства. | | | | |
35. | 1 | 11. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. | | | | |
36. | 1 | 12. Соли аммония, их свойства и применение | Л.9. Распознавание солей аммония. | | | |
37. | 1 | 13. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота. | Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. | | | |
38. | 1 | 14. Нитраты и нитриты. Азотные удобрения. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. | | | |
39. | 1 | 15. Фосфор. Аллотропия. Свойства. | Д.1. Образцы природных соединений фосфора. 2. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. | | | |
40. | 1 | 16. Обобщение знаний по теме «Азот, фосфор и их соединения». | | | | |
41 | 1 | 17. Углерод. Аллотропные модификации углерода. | Д.1. Поглощение углем растворенных веществ или газов. 2. Восстановление мадии из её оксида углём. 3. Образцы природных соединений углерода. | | | |
42. | 1 | 18. Оксиды углерода (II) и (IV). Качественная реакция на углекислый газ. | Л.10. Получение углекислого газа и его распознавание. | | | |
43. | 1 | 19. Карбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион. | Л.11. Качественная реакция на карбонат-ион. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. | | | |
44. | 1 | 20. Кремний, его свойства и применение. | Д. Образцы природных соединений кремния. Л.12. Ознакомление с природными силикатами. | | | |
45. | 1 | 21. Соединения кремния. Понятие о силикатной промышленности. | Д. Образцы стекла, керамики, цемента. Л.13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. | | | |
46. | 1 | 22. Обобщение по теме «Неметаллы». | | | | |
47. | 1 | 23. Контрольная работа по теме «Неметаллы». | | | | |
Тема 4 Практикум №2
Свойства неметаллов и их соединений (3 ч.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Эксперимент Д.Демонстрационный. Л.Лабораторный. | Дата | Примечание |
план | фактич/ |
48. | 1 | Техника безопасности. П/р№4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | | | | |
49. | 1 | Техника безопасности. П/р№5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода. | | | | |
50. | 1 | Техника безопасности. П/р№6. Получение, собирание и распознавание газов. | | | | |
Тема 5:Органические соединения(10 ч.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Эксперимент Д.Демонстрационный. Л.Лабораторный. | Дата | Примечание |
план | /фактич./ |
51. | 1 | 1. Вещества органические и неорганические. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы. | | | | |
52. | 1 | 2. Метан и этан: строение молекул, свойства и применение | Д. Модели молекулы метана. Л.14. Изготовление моделей молекул метана. | | | |
53. | 1 | 3. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Реакции полимеризации этилена. | Д.1. Модели молекулы этилена. 2. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Л.14. Изготовление моделей молекулы этилена. | | | |
54. | 1 | 4. Предельные одноатомные спирты. Метанол, этанол. Трехатомный спирт – глицерин. | Д.1.Образцы этанола и глицерина. 2. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л.15. Свойства глицерина. | | | |
55. | 1 | 5. Понятие об альдегидах. Уксусный альдегид. | | | | |
56. | 1 | 6. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Стеариновая кислота. | | | | |
57. | 1 | 7. Реакция этерификации. Сложные эфиры. Жиры. | Д.1.Получение уксусно-этилового эфира. 2. Омыление жира. | | | |
58. | 1 | 8. Понятие об аминокислотах. Белки, их строение и биологическая роль. | Д.1. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. 2. Горение белков (шерсти или птичьих перьев) 3. Цветные реакции белков. | | | |
59. | 1 | 9. Углеводы. Глюкоза её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза. | Д.1.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 2. Качественная реакция на крахмал. Л.16.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Л.17. Взаимодействие крахмала с иодом. | | | |
60. | 1 | 10. Контрольная работа по теме: «Органические соединения». | | | |
Тема 6: Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Эксперимент Д.Демонстрационный. Л.Лабораторный. | Дата | Примечание |
план | /фактич./ |
61. | 1 | | | | | |
62. | 1 | | | | | |
63. | 1 | | | | | |
64. | 1 | | | | | |
65. | 1 | | | | | |
66. | 1 | | | | | |
67. | 1 | | | | | |
68. | 1 | 8.Анализ контрольной работы (работа над ошибками). | | | | |