Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Романовская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель по УВР Директор МКОУ Романовская СОШ
_______ Васина Л.А. ________ Клименко И.П.
«24» августа 2014 г. «24» августа 2014 г.
Рабочая программа
по химии
9 класс
Учитель: Ананьева Л.В.
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе примерной программы по химии основного, общего образования, которая соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и авторской программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа» 2011, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень) и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
2. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.
3. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде, экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета Химия на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по химии в 9 классе рассчитана на 68 учебных часа. В ней предусмотрено проведение 4 контрольных и 6 практических работ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Химия на ступени основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
использование для решения познавательных задач различных источников информации;
соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты обучения
Результаты изучения курса Химия приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на:
реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии в 9 классе ученик должен
знать/понимать
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (52 час).
Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Демонстрации:
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака.
Лабораторные опыты:
Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.
Практические работы:
Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).
Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (10 час).
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Демонстрации:
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели молекул органических соединений.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена.
Качественные реакции на этилен и белки.
Практические работы:
Изготовление моделей углеводородов.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6 час).
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Демонстрации:
Образцы лекарственных препаратов.
Образцы строительных и поделочных материалов.
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
Практические занятия:
Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения», итоговая работа, проверочная работа по теме «Введение».
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
литература для учащихся:
- Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
- Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
- Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2008.
литература для учителя:
- Габриелян О.С. « Химия. 9 класс» (учебник) М.: Дрофа, 2008
- М.Ю. Горковенко. «Поурочные разработки» по химии 9 класс, М., «ВАКО», 2011 г.
- И.Г.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая Волна 2010
КИМ:
- В.Г.Денисова. Тесты по химии 9 класс. Волгоград 2011
- Н.П.Троегубова. КИМ по химии 9 класс. М.: «ВАКО» 2012
электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
«Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.chemel.ru/
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
Тематическое планирование по химии 9 класс (2ч/нед, всего68ч).
№ п/п | Название разделов и тем | Элементы содержания | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы |
| Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | | 6 | |
1. | Характеристика хим.элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева. | Классификация хим.элементов, хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева | 1 | Знать план характеристики элемента. Уметь объяснять физический смысл порядкового номера хим.элемента, номера группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе хим.элементов, объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах, а также свойств их оксидов и гидроксидов. Уметь характеризовать хим.элементы по положению в периодической системе и строению атома. |
2. | Характеристика хим.элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева. | Классификация хим.элементов, хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева. Генетические ряды. | 1 | Знать план характеристики элемента, понятия «генетическая связь», «генетический рад». Уметь составлять ген.ряды металла, неметалла. |
3. | Переходные элементы | Амфотерные гидроксиды (на примере гидроксидов цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей | 1 | Знать понятие «амфотерность». Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов. |
4. | Периодический закон и периодическая система хим.элементов Д.И.Менделеева. | Периодический закон и периодическая система хим.элементов Д.И.Менделеева. | 1 | Знать формулировку периодического закона, значение его и периодической системы. |
5. | Свойства основных классов неорганических веществ в свете теории ЭД и процессов окисления- восстановления. | | 1 | Знать определения основных классов неорганических веществ с позиции теории ЭД. Уметь записывать уравнения хим.реакций ионного обмена в молекулярной и ионной форме, составлять электронный баланс для ОВР. |
6. | Проверочная работа по теме: «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса» | | 1 | |
| Металлы | | 16 | |
7. | Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов. Физические свойства. | Характеристика хим.элементов – металлов в периодической системе элементов. Строение атомов. | 1 | Знать , что талое металлы, особенности строения их атомов, их свойства. Уметь находить металлы в периодической системе элементов, объяснять строение атомов металлов, их особенности, металлические свойства в связи со строением кристалл.решетки. |
8. | Химические свойства металлов. | Свойства простых веществ – металлов. | 1 | Знать хим.свойства металлов. Уметь характер.общие свойства металлов, записывать уравнения реакций, пользоваться рядом активности металлов. |
9. | Коррозия металлов. Сплавы, их свойства и значение. Л.о. знакомство с коллекцией сплавов. | Коррозия металлов. Сплавы чёрные и цветные. | 1 | Знать понятие «коррозия», виды коррозии, способы защиты изделий. Сплавы Уметь объяснять механизм коррозии, описывать свойства и области применения сплавов. |
10. | Металлы в природе. Общие способы их получения. | Металлы. Общие способы их получения. | 1 | Знать основные способы получения металлов в промышленности. Уметь характер.реакции восстановления металлов из их оксидов. |
11. | Общая характеристика щелочных металлов. | Хим.элементы главной подгруппы ПСХЭ: натрий, калий | 1 | Знать положение щелочных металлов в ПСХЭ, их строение, зависимость свойств от строения. Уметь характер.хим.элементы: натрий и калий по положению в ПСХЭ и строению атомов, составлять уравнения хим.реакций на основе свойств натрия и калия. |
12. | Соединения щелочных металлов. Л.о. распознавание солей натрия и калия по окраске пламени. | Соединения щелочных металлов. | 1 | Знать основные соединения щелочных металлов, их характер, свойства и применение. Уметь характер.свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов. |
13. | Общая характеристика щелочноземельных металлов. | Хим.элементы главной подгруппы ПСХЭ: магний, кальций. | 1 | Знать положение щелочноземельных металлов в ПСХЭ, их строение, зависимость свойств от строения. Уметь характер.хим.элементы: кальций и магний по положению в ПСХЭ и строению атомов, составлять уравнения хим.реакций на основе свойств. |
14. | Соединения щелочноземельных металлов. Л.о. распознавание ионов кальция и бария. | Соединения щелочноземельных металлов. | | Знать основные соединения щелочноземельных металлов. Уметь характер.свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов,на основании знаний их хим.свойств осуществлять цепочки превращений. |
15. | Алюминий, его физические и химические свойства. | Хим.элементы главной подгруппы ПСХЭ: алюминий. | 1 | Знать строение атома алюминия, физ.свойства и особенности хим.свойств. Уметь характер.хим.элемент: алюминий по положению в ПСХЭ и строению атома. |
16. | Соединения алюминия. Л.о. знакомство с образцами природных соединений алюминия. | Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. | 1 | Знать соединения алюминия, амфотерный характер его оксида и гидроксида, области применения. Уметь характер.свойства оксида и гидроксида алюминия, записывать уравнения реакций с их участием. |
17. | Железо, его физические и химические свойства. Л.о. взаимодействие железа с растворами кислот и солей. | Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. | 1 | Знать особенности строения металлов Б- подгрупп на примере железа, физич.и хим.свойства железа. Уметь составлять схему строения атома железа с указанием числа электронов в электрон.слоях, записывать уравнения хим.реакций свойств железа с различными степенями окисления. |
18. | Генетические ряды железа (II), (III). | Оксиды, гидроксиды, соли железа. | 1 | Знать хим.свойства соединений железа (II), (III), качественные реакции на ионы железа. Уметь составлять генетические ряды железа (II), (III), записывать соответствующие уравнения реакций. |
19. | Повторение и обобщение знаний по теме: «Металлы» | Основные теоретические вопросы по теме: «Металлы» | 1 | Знать строение атомов металлов, хим.свойства и применение металлов и их соединений. Уметь давать характеристику металлов по положению в периодической системе, составлять уравнения реакций с их участием. |
20. | Решение задач на определение выхода продукта реакции. | | 1 | Знать понятие «доля», формулы для расчета массовой и объемной доли. Уметь вычислять массовую и объемную доли выхода продукта реакции, практический объем или практическую массу по данной доле выхода продукта. |
21. | Контрольная работа по теме: «Металлы». | Основные теоретические вопросы по теме: «Металлы» | 1 | Знать строение атомов металлов, хим.свойства и применение металлов и их соединений. Уметь применять эти знания на практике. |
22. | Практическая работа №1. «Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений металлов и изучение их свойств».ТБ. | Генетическая связь. Генетические ряды металлов. | 1 | Знать правила техники безопасности, признаки генетического ряда металлов. Уметь осуществлять цепочки превращений, обращаться и хим.посудой и лаб.оборудованием. |
| Неметаллы | | 25 | |
23. | Общая характеристика неметаллов. | Свойства простых веществ – неметаллов. | 1 | Знать положение неметаллов в ПС, особенности их строения, основные соединения, физические свойства. Уметь давать хар-ку элементам – неметаллам на основании их положения в ПС хим.элементов. |
24. | Водород | Водород, его свойства, получение и применение. | 1 | Знать строение, свойства и способы получения водорода. Уметь объяснять его положение в ПС; давать хар-ку хим.элемента водорода по положению в ПСХЭ и строению атома. Уметь составлять уравнения ОВР хим.свойств водорода. |
25. | Общая характеристика галогенов. | Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: хлор, бром, йод. Строение их атомов и степени окисления. | 1 | Знать строение и свойства галогенов. Уметь составлять схему строения атомов галогенов с указанием числа электронов на электронных слоях. На основании строения атомов объяснять изменения свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций галогенов с металлами, солями. |
26. | Важнейшие соединения галогенов. Л.о. знакомство с образцами природных соединений. Качественные реакции на ионы галогенов. | Галогеноводородные кислоты и их соли. | 1 | Знать состав и свойства соединений галогенов. Уметь хар-ть свойства соединений галогенов. |
27. | Кислород | Кислород, его свойства, получение, применение. | 1 | Знать о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными в-ми. Знать способы получения кислорода. |
28. | Сера, ее физические и химические свойства. | Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: сера. Строение атома серы. | 1 | Знать строение атома серы, ее физ. Хим.свойства. Уметь хар-ть хим.элемент (серу) по положению в ПСХЭ и строению атома. |
29. | Оксиды серы. Серная кислота и ее соли. Л.о. качественная реакция на сульфат- ион. | Оксиды серы, серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. | 1 | Уметь записывать ОВР хим.свойств оксидов, а также знать их хим.свойства с точки зрения теории ЭД кислотных оксидов. Уметь хар-ть св-ва оксидов серы, записывать уравнения реакций с их участием. |
30. | Азот и его свойства. | Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: азот. Строение атома азота. | 1 | Знать строение и свойства азота. Уметь составлять схему строения атомов азота с указанием числа электронов на электронных слоях. Составлять уравнения реакций с участием азота и рассматривать их в свете ОВР. |
31. | Аммиак и его свойства. | Аммиак и его свойства. | 1 | Знать состав и строение молекулы, физ.и хим.свойства аммиака, получение и области применения. Уметь описывать свойства и физиологическое действие аммиака на организм. |
32. | Соли аммония, их свойства. Л.о. распознавание катионов аммония. | Соли аммония. | 1 | Знать строение молекулы, основные хим.свойства, состав, получение солей аммония. Уметь записывать уравнения реакций с их участием и рассматривать их в свете теории ЭД. |
33. | Азотная кислота и ее свойства. | Азотная кислота и ее свойства. | 1 | Знать особенности хим.свойств азотной кислоты. Уметь хар-ть св-ва азотной кислоты. |
34. | Соли азотной кислоты. Азотные удобрения. | Соли азотной кислоты. | 1 | Знать основные хим.свойства азотной кислоты, солей азотной кислоты и область их применения. Уметь составлять уравнения реакций с их участием. |
35. | Фосфор, его физические и химические свойства. | Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: фосфор. Строение атома фосфора. | 1 | Знать строение и свойства фосфора. Уметь составлять схему строения атомов фосфора с указанием числа электронов на электронных слоях. Составлять уравнения реакций с участием фосфора и рассматривать их в свете ОВР. |
36. | Соединения фосфора. | Соединения фосфора: оксид фосфора (V ). Ортофосфорная кислота и ее соли. | 1 | Знать состав, характер и свойства оксида фосфора и ортофосфорной кислоты. Уметь хар-ть св-ва оксида фосфора и фосфорной кислоты. |
37. | Углерод, его физические и химические свойства. | Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: углерод. Строение атома углерода. Алмаз , графит | 1 | Знать строение аллотропных модификаций углерода, их свойства; хим.свойства углерода. Уметь составлять схему строения атомов углерода с указанием числа электронов на электронных слоях. Составлять уравнения реакций с участием углерода и рассматривать их в свете ОВР. |
38. | Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств. | Оксиды углерода: угарный и углекислый газы. | 1 | Знать строение и свойства оксидов углерода свойства и физиологическое действие на организм оксидов углерода, записывать уравнения реакций с их участием. |
39. | Угольная кислота и ее соли. Л.о. распознавание карбонат- анионов. | Угольная кислота и ее соли. | 1 | Знать состав, свойства угольной кислоты и ее солей. Уметь хар-ть св-ва угольной кислоты и ее солей: карбонатов и гидрокарбонатов. |
40. | Кремний, его физические и химические свойства. | Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: кремний. Строение атома. | 1 | Знать строение и свойства кремния. Уметь составлять схему строения атомов кремния с указанием числа электронов на электронных слоях, давать хар-ку его физ.и хим.свойств. |
41. | Силикатная промышленность. | Кремниевая кислота и ее соли. | 1 | Знать свойства и области применения стекла, цемента и керамики. Уметь объяснять значимость соединений кремния. |
42. | Решение расчетных задач. | Количество вещества. Молярный объем. | 1 | Знать формулы, выражающие связь между количеством вещества, массой и объемом. Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству в-ва, объему или массе реагентов или продуктов реакции. |
43. | Повторение и обобщение знаний по теме: «Неметаллы» | Основные теоретические вопросы по теме «Неметаллы» | 1 | Знать электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений. Уметь применять эти знания при выполнении заданий. |
44. | Контрольная работа по теме: «Неметаллы» | Основные теоретические вопросы по теме «Неметаллы». | 1 | Знать электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений. Уметь применять эти знания на практике. |
45. | Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств». ТБ. | Генетические ряды неметаллов. | 1 | Знать правила техники безопасности, генетические ряды неметаллов. Уметь осуществлять цепочки превращений, обращаться с хим.посудой и лаб.оборудованием. |
46. | Практическая работа №3. «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа) | Способы собирания газов, качественные реакции на газы. | 1 | Знать правила техники безопасности, качественные реакции на газы. Уметь обращаться с хим.посудой и лаб.оборудованием. Уметь получать, собирать и распознавать газы. |
| Органические соединения | | 11 | |
47. | Предмет органической химии. Строение атома углерода. | Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода. | 1 | Знать особенности органич.соединений, основные положения теории хим.строения А.М.Бутлерова. Уметь объяснять многообразие органич.соед-й, составлять структурные формулы. |
48. | Предельные углеводороды. | Органические вещества. Предельные углеводороды. | 1 | Знать состав, изомерию и название алканов, их свойства. Уметь записывать структурные формулы представителей, изомеров, гомологов. |
49. | Непредельные углеводороды – этилен. | Непредельные углеводороды – этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогена, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена. | 1 | Знать состав, изомерию и название алкенов, их свойства и способы получения на примере этилена. Уметь называть в-ва по международной номенклатуре, хар-ть хим.свойства алкенов. |
50. | Предельные одноатомные спирты. Многоатомный спирт – глицерин. | Органические вещества. Спирты (метанол, этанол), их физиологическое действие. | 1 | Знать состав, изомерию и номенклатуру предельных одноатомных спиртов и глицерина, их свойства. Уметь описывать свойства и физиологическое действие на организм метилового и этилового спиртов. |
51. | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. | Органические вещества. Понятие о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. | 1 | Знать состав, изомерию и номенклатуру предельных карбоновых кислот, их свойства и применение. Уметь называть изученные вещества, записывать уравнения реакций с их участием. |
52. | Сложные эфиры. Жиры. | Реакция этерификации. Биологически важные органич.в-ва: жиры. Физ.и хим.свойства. | 1 | Знать состав, свойства, получение и применение сложных эфиров, жиров. Уметь называть изученные вещества. |
53. | Аминокислоты и белки. | Биологически важные органич.в-ва: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков. | 1 | Знать состав, особые свойства аминокислот и их биологическую роль. Уметь записывать уравнения реакции поликонденсации, обнаруживать белки по цветным реакциям. |
54. | Углеводы. | Биологически важные органич.в-ва: углеводы. Физ.и хим.свойства. глюкоза, ее свойства и значение. | 1 | Знать состав, классификацию, свойства и значение углеводов на примере глюкозы. Уметь записывать уравнения реакций с участием глюкозы. |
55. | Полимеры. | Понятие о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры. | 1 | Знать основные понятия химии,ВМС, классификацию полимеров по их происхождению. Уметь называть изученные вещества. |
56. | Повторение и обобщение по теме: «Органические вещества». | Основные классы органических веществ. | 1 | Знать основные классы органич.в-в. Уметь определять принадлежность в-в к различным классам органических соединений. Уметь хар-ть хим.св-ва изученных органич.соединений. |
57. | Контрольная работа по теме: «Органические вещества». | Основные классы органических веществ. | 1 | Знать основные классы органич.в-в. Уметь определять принадлежность в-в к различным классам органических соединений. Уметь хар-ть хим.св-ва изученных органич.соединений, применять знания на практике. |
58. | Практическая работа№4. «Изготовление моделей углеводородов». | Масштабные и шаростержневые модели. | 1 | Знать масштабные и шаростержневые модели углеводородов. Уметь применять знания на практике. |
| Химия и жизнь | | 6 | |
59. | Химия и здоровье. | Лекарственные препараты. | 1 | Знать состав аспирина, парацетамола, фенацетина, их свойства и действие на организм, способы безопасного применения. Уметь объяснять их влияние на организм и безопасно применять. |
60. | Химия и пища. | Калорийность белков, жиров, углеводов. Консерванты пищевых продуктов. | 1 | Знать биологическую роль и значение жиров, белков и углеводов в жизни человека; консерванты пищевых продуктов. Уметь объяснять их роль и значение. |
61. | Химические вещества как строительные и поделочные материалы. | Важнейшие строительные и поделочные материалы. | 1 | Знать состав, свойства и области применения строительных и поделочных материалов. Уметь применять эти знания. |
62. | Природные источники углеводородов. Нефть и газ. | Состав и переработка нефти. Природный газ. | 1 | Знать основные источники углеводородов, их состав, свойства, области применения и влияния на экологию. Уметь безопасно пользоваться газом и нефтепродуктами. |
63. | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Химические загрязнители окружающей среды. | 1 | Знать основные хим.загрязнители, последствия загрязнения. Уметь грамотно использовать хим. вещества. |
64. | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. | Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химия. | 1 | Знать правила ТБ при использовании токсичных, горючих и взрывоопасных веществ. Уметь грамотно обращаться с опасными веществами. |
65. | Практическая работа №5. «Знакомство с образцами лекарственных препаратов». ТБ. | Лекарственные препараты. | 1 | Знать правила ТБ, свойства лекарственных препаратов. Уметь применять эти знания на практике. |
66. | Практическая работа №6. «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены». ТБ. | Средства санитарии и гигиены. | 1 | Знать правила ТБ, свойства средств санитарии и гигиены. Уметь применять эти знания на практике. |
67. | Повторение и обобщение за курс химии 9 класса. | Основные теоретические вопросы | 1 | Знать изученный материал за курс 9 класса. Уметь применять эти знания на практике. |
68. | Итоговая контрольная работа. | Основные теоретические вопросы. | 1 | Знать изученный материал за курс 9 класса. Уметь применять эти знания на практике. |