СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе примерной программы по химии основного, общего образования,  которая соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и  авторской программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа» 2011, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень) и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.                     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Романовская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель по УВР Директор МКОУ Романовская СОШ

_______ Васина Л.А. ________ Клименко И.П.

«24» августа 2014 г. «24» августа 2014 г.












Рабочая программа

по химии

9 класс



























Учитель: Ананьева Л.В.

2014/2015 учебный год



Пояснительная записка

Статус документа


Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе примерной программы по химии основного, общего образования, которая соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и авторской программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа» 2011, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень) и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.


2. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.


3. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.


Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.


Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде, экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.





Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета Химия на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов, из расчета 2 учеб­ных часа в неделю.

Рабочая программа по химии в 9 классе рассчитана на 68 учебных часа. В ней предусмотрено проведение 4 контрольных и 6 практических работ.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащих­ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятель­ности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Химия на ступени основного общего обра­зования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);

  • проведение практических и лабораторных работ, несложных экспери­ментов и описание их результатов;

  • использование для решения по­знавательных задач различных источников информации;

  • соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.


Результаты обучения

Результаты изучения курса Химия приведены в разделе «Требова­ния к уровню подготовки выпускников», который полностью соот­ветствует стандарту.

Требования направлены на:


  • реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;

  • освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружаю­щем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собст­венного здоровья.

  • Рубрика «знать/понимать» включает требования к учебному мате­риалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

  • Рубрика «уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, ха­рактеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

  • В рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требо­вания, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на ре­шение разнообразных жизненных задач


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии в 9 классе ученик должен

знать/понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, мо­лярная масса, молярный объем, химическая реакция, классифи­кация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восста­новление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до каль­ция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь меж­ду составом, строением и свойствами веществ; химические свой­ства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протека­ния реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодиче­ской системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудовани­ем;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, кар­бонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле со­единения; массовую долю вещества в растворе; количество веще­ства, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)


ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (52 час).

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).


Демонстрации:

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.


Лабораторные опыты:

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.


Практические работы:

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».


ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (10 час).

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.


Демонстрации:

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.



Практические работы:

Изготовление моделей углеводородов.


ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6 час).

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.


Демонстрации:

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.



Практические занятия:

Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


  1. Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения», итоговая работа, проверочная работа по теме «Введение».

  2. Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


литература для учащихся:

- Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.

- Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.

- Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2008.

литература для учителя:

- Габриелян О.С. « Химия. 9 класс» (учебник) М.: Дрофа, 2008

- М.Ю. Горковенко. «Поурочные разработки» по химии 9 класс, М., «ВАКО», 2011 г.

- И.Г.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая Волна 2010

КИМ:

- В.Г.Денисова. Тесты по химии 9 класс. Волгоград 2011

- Н.П.Троегубова. КИМ по химии 9 класс. М.: «ВАКО» 2012


электронные пособия:

СD диски «Общая и неорганическая химия»,

«Органическая химия»

«Виртуальная лаборатория»


Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html

http://www.chemel.ru/

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html




Тематическое планирование по химии 9 класс (2ч/нед, всего68ч).

п/п

Название разделов и тем

Элементы

содержания

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса



6


1.

Характеристика хим.элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева.

Классификация хим.элементов, хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева

1

Знать план характеристики элемента.

Уметь объяснять физический смысл порядкового номера хим.элемента, номера группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе хим.элементов, объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах, а также свойств их оксидов и гидроксидов. Уметь характеризовать хим.элементы по положению в периодической системе и строению атома.

2.

Характеристика хим.элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева.

Классификация хим.элементов, хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева. Генетические ряды.

1

Знать план характеристики элемента, понятия «генетическая связь», «генетический рад».

Уметь составлять ген.ряды металла, неметалла.

3.

Переходные элементы

Амфотерные гидроксиды (на примере гидроксидов цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей

1

Знать понятие «амфотерность».

Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов.

4.

Периодический закон и периодическая система хим.элементов Д.И.Менделеева.

Периодический закон и периодическая система хим.элементов Д.И.Менделеева.

1

Знать формулировку периодического закона, значение его и периодической системы.

5.

Свойства основных классов неорганических веществ в свете теории ЭД и процессов окисления- восстановления.


1

Знать определения основных классов неорганических веществ с позиции теории ЭД.

Уметь записывать уравнения хим.реакций ионного обмена в молекулярной и ионной форме, составлять электронный баланс для ОВР.

6.

Проверочная работа по теме: «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса»


1



Металлы


16


7.

Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов. Физические свойства.

Характеристика хим.элементов – металлов в периодической системе элементов. Строение атомов.

1

Знать , что талое металлы, особенности строения их атомов, их свойства.

Уметь находить металлы в периодической системе элементов, объяснять строение атомов металлов, их особенности, металлические свойства в связи со строением кристалл.решетки.

8.

Химические свойства металлов.

Свойства простых веществ – металлов.

1

Знать хим.свойства металлов.

Уметь характер.общие свойства металлов, записывать уравнения реакций, пользоваться рядом активности металлов.

9.

Коррозия металлов. Сплавы, их свойства и значение.

Л.о. знакомство с коллекцией сплавов.

Коррозия металлов. Сплавы чёрные и цветные.

1

Знать понятие «коррозия», виды коррозии, способы защиты изделий. Сплавы

Уметь объяснять механизм коррозии, описывать свойства и области применения сплавов.

10.

Металлы в природе. Общие способы их получения.

Металлы. Общие способы их получения.

1

Знать основные способы получения металлов в промышленности.

Уметь характер.реакции восстановления металлов из их оксидов.

11.

Общая характеристика щелочных металлов.

Хим.элементы главной подгруппы ПСХЭ: натрий, калий

1

Знать положение щелочных металлов в ПСХЭ, их строение, зависимость свойств от строения.

Уметь характер.хим.элементы: натрий и калий по положению в ПСХЭ и строению атомов, составлять уравнения хим.реакций на основе свойств натрия и калия.

12.

Соединения щелочных металлов.

Л.о. распознавание солей натрия и калия по окраске пламени.

Соединения щелочных металлов.

1

Знать основные соединения щелочных металлов, их характер, свойства и применение.

Уметь характер.свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов.

13.

Общая характеристика щелочноземельных металлов.

Хим.элементы главной подгруппы ПСХЭ: магний, кальций.

1

Знать положение щелочноземельных металлов в ПСХЭ, их строение, зависимость свойств от строения.

Уметь характер.хим.элементы: кальций и магний по положению в ПСХЭ и строению атомов, составлять уравнения хим.реакций на основе свойств.

14.

Соединения щелочноземельных металлов.

Л.о. распознавание ионов кальция и бария.

Соединения щелочноземельных металлов.


Знать основные соединения щелочноземельных металлов.

Уметь характер.свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов,на основании знаний их хим.свойств осуществлять цепочки превращений.

15.

Алюминий, его физические и химические свойства.

Хим.элементы главной подгруппы ПСХЭ: алюминий.

1

Знать строение атома алюминия, физ.свойства и особенности хим.свойств.

Уметь характер.хим.элемент: алюминий по положению в ПСХЭ и строению атома.

16.

Соединения алюминия.

Л.о. знакомство с образцами природных соединений алюминия.

Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида.

1

Знать соединения алюминия, амфотерный характер его оксида и гидроксида, области применения.

Уметь характер.свойства оксида и гидроксида алюминия, записывать уравнения реакций с их участием.

17.

Железо, его физические и химические свойства.

Л.о. взаимодействие железа с растворами кислот и солей.

Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы.

1

Знать особенности строения металлов Б- подгрупп на примере железа, физич.и хим.свойства железа.

Уметь составлять схему строения атома железа с указанием числа электронов в электрон.слоях, записывать уравнения хим.реакций свойств железа с различными степенями окисления.

18.

Генетические ряды железа (II), (III).

Оксиды, гидроксиды, соли железа.

1

Знать хим.свойства соединений железа (II), (III), качественные реакции на ионы железа.

Уметь составлять генетические ряды железа (II), (III), записывать соответствующие уравнения реакций.

19.

Повторение и обобщение знаний по теме: «Металлы»

Основные теоретические вопросы по теме: «Металлы»

1

Знать строение атомов металлов, хим.свойства и применение металлов и их соединений.

Уметь давать характеристику металлов по положению в периодической системе, составлять уравнения реакций с их участием.

20.

Решение задач на определение выхода продукта реакции.


1

Знать понятие «доля», формулы для расчета массовой и объемной доли.

Уметь вычислять массовую и объемную доли выхода продукта реакции, практический объем или практическую массу по данной доле выхода продукта.

21.

Контрольная работа по теме: «Металлы».

Основные теоретические вопросы по теме: «Металлы»

1

Знать строение атомов металлов, хим.свойства и применение металлов и их соединений.

Уметь применять эти знания на практике.

22.

Практическая работа №1. «Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений металлов и изучение их свойств».ТБ.

Генетическая связь. Генетические ряды металлов.

1

Знать правила техники безопасности, признаки генетического ряда металлов.

Уметь осуществлять цепочки превращений, обращаться и хим.посудой и лаб.оборудованием.


Неметаллы


25


23.

Общая характеристика неметаллов.

Свойства простых веществ – неметаллов.

1

Знать положение неметаллов в ПС, особенности их строения, основные соединения, физические свойства.

Уметь давать хар-ку элементам – неметаллам на основании их положения в ПС хим.элементов.

24.

Водород

Водород, его свойства, получение и применение.

1

Знать строение, свойства и способы получения водорода.

Уметь объяснять его положение в ПС; давать хар-ку хим.элемента водорода по положению в ПСХЭ и строению атома.

Уметь составлять уравнения ОВР хим.свойств водорода.

25.

Общая характеристика галогенов.

Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: хлор, бром, йод. Строение их атомов и степени окисления.

1

Знать строение и свойства галогенов.

Уметь составлять схему строения атомов галогенов с указанием числа электронов на электронных слоях. На основании строения атомов объяснять изменения свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций галогенов с металлами, солями.

26.

Важнейшие соединения галогенов.

Л.о. знакомство с образцами природных соединений. Качественные реакции на ионы галогенов.

Галогеноводородные кислоты и их соли.

1

Знать состав и свойства соединений галогенов.

Уметь хар-ть свойства соединений галогенов.

27.

Кислород

Кислород, его свойства, получение, применение.

1

Знать о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе.

Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными в-ми.

Знать способы получения кислорода.

28.

Сера, ее физические и химические свойства.

Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: сера. Строение атома серы.

1

Знать строение атома серы, ее физ. Хим.свойства.

Уметь хар-ть хим.элемент (серу) по положению в ПСХЭ и строению атома.

29.

Оксиды серы. Серная кислота и ее соли.

Л.о. качественная реакция на сульфат- ион.

Оксиды серы, серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

1

Уметь записывать ОВР хим.свойств оксидов, а также знать их хим.свойства с точки зрения теории ЭД кислотных оксидов.

Уметь хар-ть св-ва оксидов серы, записывать уравнения реакций с их участием.

30.

Азот и его свойства.

Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: азот. Строение атома азота.

1

Знать строение и свойства азота.

Уметь составлять схему строения атомов азота с указанием числа электронов на электронных слоях. Составлять уравнения реакций с участием азота и рассматривать их в свете ОВР.

31.

Аммиак и его свойства.


Аммиак и его свойства.

1

Знать состав и строение молекулы, физ.и хим.свойства аммиака, получение и области применения.

Уметь описывать свойства и физиологическое действие аммиака на организм.

32.

Соли аммония, их свойства.

Л.о. распознавание катионов аммония.

Соли аммония.

1

Знать строение молекулы, основные хим.свойства, состав, получение солей аммония.

Уметь записывать уравнения реакций с их участием и рассматривать их в свете теории ЭД.

33.

Азотная кислота и ее свойства.

Азотная кислота и ее свойства.

1

Знать особенности хим.свойств азотной кислоты.

Уметь хар-ть св-ва азотной кислоты.

34.

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

Соли азотной кислоты.

1

Знать основные хим.свойства азотной кислоты, солей азотной кислоты и область их применения.

Уметь составлять уравнения реакций с их участием.

35.

Фосфор, его физические и химические свойства.

Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: фосфор. Строение атома фосфора.

1

Знать строение и свойства фосфора.

Уметь составлять схему строения атомов фосфора с указанием числа электронов на электронных слоях. Составлять уравнения реакций с участием фосфора и рассматривать их в свете ОВР.

36.

Соединения фосфора.

Соединения фосфора: оксид фосфора (V ). Ортофосфорная кислота и ее соли.

1

Знать состав, характер и свойства оксида фосфора и ортофосфорной кислоты.

Уметь хар-ть св-ва оксида фосфора и фосфорной кислоты.

37.

Углерод, его физические и химические свойства.

Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: углерод. Строение атома углерода. Алмаз , графит

1

Знать строение аллотропных модификаций углерода, их свойства; хим.свойства углерода.

Уметь составлять схему строения атомов углерода с указанием числа электронов на электронных слоях. Составлять уравнения реакций с участием углерода и рассматривать их в свете ОВР.

38.

Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств.

Оксиды углерода: угарный и углекислый газы.

1

Знать строение и свойства оксидов углерода

свойства и физиологическое действие на организм оксидов углерода, записывать уравнения реакций с их участием.

39.

Угольная кислота и ее соли.

Л.о. распознавание карбонат- анионов.

Угольная кислота и ее соли.

1

Знать состав, свойства угольной кислоты и ее солей.

Уметь хар-ть св-ва угольной кислоты и ее солей: карбонатов и гидрокарбонатов.

40.

Кремний, его физические и химические свойства.

Хим.элементы главных подгрупп ПСХЭ: кремний. Строение атома.

1

Знать строение и свойства кремния.

Уметь составлять схему строения атомов кремния с указанием числа электронов на электронных слоях, давать хар-ку его физ.и хим.свойств.

41.

Силикатная промышленность.

Кремниевая кислота и ее соли.

1

Знать свойства и области применения стекла, цемента и керамики.

Уметь объяснять значимость соединений кремния.

42.

Решение расчетных задач.

Количество вещества. Молярный объем.

1

Знать формулы, выражающие связь между количеством вещества, массой и объемом.

Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству в-ва, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

43.

Повторение и обобщение знаний по теме: «Неметаллы»

Основные теоретические вопросы по теме «Неметаллы»

1

Знать электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений.

Уметь применять эти знания при выполнении заданий.

44.

Контрольная работа по теме: «Неметаллы»

Основные теоретические вопросы по теме «Неметаллы».

1

Знать электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений.

Уметь применять эти знания на практике.

45.

Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств». ТБ.

Генетические ряды неметаллов.

1

Знать правила техники безопасности, генетические ряды неметаллов.

Уметь осуществлять цепочки превращений, обращаться с хим.посудой и лаб.оборудованием.

46.

Практическая работа №3. «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа)

Способы собирания газов, качественные реакции на газы.

1

Знать правила техники безопасности, качественные реакции на газы.

Уметь обращаться с хим.посудой и лаб.оборудованием.

Уметь получать, собирать и распознавать газы.


Органические соединения


11


47.

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода.

1

Знать особенности органич.соединений, основные положения теории хим.строения А.М.Бутлерова.

Уметь объяснять многообразие органич.соед-й, составлять структурные формулы.

48.

Предельные углеводороды.

Органические вещества. Предельные углеводороды.

1

Знать состав, изомерию и название алканов, их свойства.

Уметь записывать структурные формулы представителей, изомеров, гомологов.

49.

Непредельные углеводороды – этилен.

Непредельные углеводороды – этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогена, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена.

1

Знать состав, изомерию и название алкенов, их свойства и способы получения на примере этилена.

Уметь называть в-ва по международной номенклатуре, хар-ть хим.свойства алкенов.

50.

Предельные одноатомные спирты. Многоатомный спирт – глицерин.

Органические вещества. Спирты (метанол, этанол), их физиологическое действие.

1

Знать состав, изомерию и номенклатуру предельных одноатомных спиртов и глицерина, их свойства.

Уметь описывать свойства и физиологическое действие на организм метилового и этилового спиртов.

51.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты.

Органические вещества. Понятие о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты.

1

Знать состав, изомерию и номенклатуру предельных карбоновых кислот, их свойства и применение.

Уметь называть изученные вещества, записывать уравнения реакций с их участием.

52.

Сложные эфиры. Жиры.

Реакция этерификации. Биологически важные органич.в-ва: жиры. Физ.и хим.свойства.

1

Знать состав, свойства, получение и применение сложных эфиров, жиров.

Уметь называть изученные вещества.

53.

Аминокислоты и белки.

Биологически важные органич.в-ва: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков.

1

Знать состав, особые свойства аминокислот и их биологическую роль.

Уметь записывать уравнения реакции поликонденсации, обнаруживать белки по цветным реакциям.

54.

Углеводы.

Биологически важные органич.в-ва: углеводы. Физ.и хим.свойства. глюкоза, ее свойства и значение.

1

Знать состав, классификацию, свойства и значение углеводов на примере глюкозы.

Уметь записывать уравнения реакций с участием глюкозы.

55.

Полимеры.

Понятие о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры.

1

Знать основные понятия химии,ВМС, классификацию полимеров по их происхождению.

Уметь называть изученные вещества.

56.

Повторение и обобщение по теме: «Органические вещества».

Основные классы органических веществ.

1

Знать основные классы органич.в-в.

Уметь определять принадлежность в-в к различным классам органических соединений.

Уметь хар-ть хим.св-ва изученных органич.соединений.

57.

Контрольная работа по теме: «Органические вещества».

Основные классы органических веществ.

1

Знать основные классы органич.в-в.

Уметь определять принадлежность в-в к различным классам органических соединений.

Уметь хар-ть хим.св-ва изученных органич.соединений, применять знания на практике.

58.

Практическая работа№4. «Изготовление моделей углеводородов».

Масштабные и шаростержневые модели.

1

Знать масштабные и шаростержневые модели углеводородов.

Уметь применять знания на практике.


Химия и жизнь


6


59.

Химия и здоровье.

Лекарственные препараты.

1

Знать состав аспирина, парацетамола, фенацетина, их свойства и действие на организм, способы безопасного применения.

Уметь объяснять их влияние на организм и безопасно применять.

60.

Химия и пища.

Калорийность белков, жиров, углеводов. Консерванты пищевых продуктов.

1

Знать биологическую роль и значение жиров, белков и углеводов в жизни человека; консерванты пищевых продуктов.

Уметь объяснять их роль и значение.

61.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы.

Важнейшие строительные и поделочные материалы.

1

Знать состав, свойства и области применения строительных и поделочных материалов.

Уметь применять эти знания.

62.

Природные источники углеводородов. Нефть и газ.

Состав и переработка нефти. Природный газ.

1

Знать основные источники углеводородов, их состав, свойства, области применения и влияния на экологию.

Уметь безопасно пользоваться газом и нефтепродуктами.

63.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Химические загрязнители окружающей среды.

1

Знать основные хим.загрязнители, последствия загрязнения.

Уметь грамотно использовать хим. вещества.

64.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химия.

1

Знать правила ТБ при использовании токсичных, горючих и взрывоопасных веществ.

Уметь грамотно обращаться с опасными веществами.

65.

Практическая работа №5. «Знакомство с образцами лекарственных препаратов». ТБ.

Лекарственные препараты.

1

Знать правила ТБ, свойства лекарственных препаратов.

Уметь применять эти знания на практике.

66.

Практическая работа №6. «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены». ТБ.

Средства санитарии и гигиены.

1

Знать правила ТБ, свойства средств санитарии и гигиены.

Уметь применять эти знания на практике.

67.

Повторение и обобщение за курс химии 9 класса.

Основные теоретические вопросы

1

Знать изученный материал за курс 9 класса.

Уметь применять эти знания на практике.

68.

Итоговая контрольная работа.

Основные теоретические вопросы.

1

Знать изученный материал за курс 9 класса.

Уметь применять эти знания на практике.