СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу обществознания (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для школьных учителей школы, которые преподают курс обществознания в 8 классе. Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу обществознания (8 класс)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

8 КЛАСС.


Пояснительная записка

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 8 класс" под ред. Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. ("Просвещение".2011 год) без изменений и дополнений. Рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Срок реализации – 1 год.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

    • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273

    • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089

    • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 31.03.2014 № 253

    • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, реализующих ФК ГОС, утвержденное приказом директора от 21.02.2013 № 53

    • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ №72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г.Липецка,

  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию. – М.: Просвещение, 2010

  • Авторская программа под редакцией Л.Н. Боголюбова Обществознание.-М., Просвещение, 2009

Цели и задачи обучения по предмету.

Цель: создать условия для освоения учащимися образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне.

Задачи:

- Освоение знаний о человеке и обществе, о государстве и правах человека и гражданина.

- Развитие личности в период социального взросления человека, её познавательных интересов и интеллектуальных способностей, мировоззренческих убеждений на основе самостоятельности в суждениях, нравственной и правовой культуры.

- Воспитание у учащихся необходимости разумного отношения к природе, гуманизма и толерантности к другим народам и культурам, приобщения к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, приверженности демократическим и гуманистическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.

- Овладение умениями познавательной, практической деятельности в основных социальных ролях, необходимыми коммуникативными умениями (владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ, аргументировать свою точку зрения, выступать с докладами).

Восьмой класс занимает важное место в воспитании гражданственности и развитии мировоззренческих убеждений учащихся потому, что происходит формирование основных понятий курса: становление личности, ступени развития общества, эволюция, моральный выбор, отклоняющееся поведение, экономические блага, рынок, межнациональные отношения. Программа рассчитана на 1 часа в неделю (согласно БУП 2011 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение обществознания в 8 классе составит 35 часов.

Рабочая программа разработана с учётом особенностей учащихся: ведущей деятельностью учащихся является учебная деятельность; дети продолжают осваивать социальную роль ученика, расширяется сфера взаимодействия подростков с окружающим миром, у них развиваются потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении; у детей продолжается формирование внутренней позиции учащегося, определяющей перспективы личностного и познавательного развития; у детей продолжают формироваться умения учиться и способность к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; изменяется самооценка учащихся, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; продолжается моральное становление личности, которое связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Для мыслительной сферы учащихся 8 классов характерны возрастающая способность к абстрагированию, рассуждению в категориях не только действительного, но и возможного, интеллектуальное экспериментирование, выдвижение собственных версий. Соответственно в курсах обществознания особое внимание уделяется диалогическим соотношениям ряда ключевых категорий, помогающим раскрыть характер взаимодействий людей в социальной среде. Расширяется и круг используемых источников.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения учащимися типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий. При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями подростков этого возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Обучающиеся должны уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как «социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных

отношений: ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

вседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Формы обучения: фронтальная (общеклассная); групповая (в том числе и работа в парах); индивидуальная.

Педагогические технологии: Информационно-коммуникативные технологии; исследовательские технологии; проблемные технологии.

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, работа с источником
2. Наглядные методы: работа с наглядными пособиями, карточками, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, творческие работы.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, т.д.

Средства обучения: для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства; для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля.

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, комплексный

Формы контроля: контрольная работа; тестирование; фронтальный опрос; индивидуальные разноуровневые задания.


Учебно-методическое планирование, содержание рабочей программы

Название темы

Основные изучаемые вопросы темы

Личность и общество

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество. Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности

Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функцииэкономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь.

Итоговое повторение

Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Сфера духовной жизни. Роль экономической деятельности в жизни человека. Рыночная экономика. Функционирование экономических систем. Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.


Оценка устного ответа.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
1. Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; четко знает исторические даты и исторические события; ответ соответствует «требованиям к уровню подготовки выпускников».
2. Изложил материал грамотным языком, точно используя историческую и обществоведческую терминологию и символику, в определенной логической последовательности.
3. Показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания.
4. Продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, Сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.
5. Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
1. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие историческое или обществоведческое содержание ответа.
2. Допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя.
3. Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
1. Полно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала.
2. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении исторической терминологии, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Ученик не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
4. При достаточном знании теоретического материала была выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
1. Не раскрыто основное содержание учебного материала.
2.Обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.
3. Допущены ошибки в определении понятий, при использовании исторической и обществоведческой терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
4. Ученик обнаружил незнание, и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок:
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки и недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, незнание дат, исторических событий, фактов; неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения исторических задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать карты неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного – двух этих признаков второстепенными;
- неточность конкурной карты, мифа;
- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Недочетами являются: небрежное ведение записей, чертежей, схем, графиков в работах.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик: не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.














Тематическое планирование.

Обществознание.

8 класс.

1 час в неделю.

35 часов.

Учебник «Обществознание» под редакцией

Л.Н. Боголюбова, Н.И Городецкой. Москва «Просвещение» 2011 г.


ТЕМА

ЧАСЫ

Д/З


Виды контроля

Дата

Факт

1

Введение.

1

Стр. 4-5

Беседа. Работа с учебником.



2.

Быть личностью.

1

№ 1,

вопросы и задания.

Беседа.

Рабочие тетради.




3.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

№ 2

вопросы и задания.

Беседа.

Проверка заданий в тетрадях.



4.

Развитие общества.

1

№ 3

Вопросы и задания.

Фронтальный опрос.

Рабочие тетради.



5.

Повторение.

1

Стр. 27-28

Беседа.

Фронтальный опрос.



6.

Сфера духовной жизни.

1

№ 4

Вопросы и задания.

Фронтальный опрос.

Рабочие тетради



7

Мораль

1

№ 5

Беседа.




8

Долг и совесть.

1

№ 6

Вопросы и задания.

Беседа. Работа с текстом учебника.



9.

Моральный выбор – это ответственность.

1

№ 7

Вопросы и задания.

Фронтальный опрос.

Рабочие тетради.



10.

Образование.

1

№ 8

Вопросы и задания.

Беседа.

Работа с учебником



11

Наука в современном обществе.

1

№ 9

Вопросы и задания.

Беседа.

Рабочие тетради.




12.

Религия как одна из форм культуры.

1

№ 10

Вопросы и задания.

Фронтальный опрос.

Рабочие тетради.



13

Повторение.

1

Задание в рабочих тетрадях.

Работа с доп. литературой.

Беседа



14

Экономика и ее роль в жизни общества.

1

№ 11

Вопросы и задания.

Беседа.

Рабочая тетрадь



15.

Главные вопросы экономики.

1

№ 12

Вопросы и задания.

Беседа.

Рабочие тетради.




16

Собственность.

1

№ 13

Вопросы и задания.

Фронтальный опрос.

Рабочая тетрадь



17.

Рыночная экономика.

1

№ 14

Вопросы и задания.

Беседа.

Рабочие тетради.



18.

Производство – основа экономики.

1

№ 15

Вопросы и задания.

Беседа.

Рабочая тетрадь



19.

Предпринимательская деятельность.

1

№ 16

Вопросы и задания.

Беседа.

Рабочая тетрадь




20

Повторение.

1

Записи в тетрадях.

Проверочная работа



21.

Роль государства в экономике.

1

№ 17

Вопросы и задания.

Фронтальный опрос.

Рабочие тетради.



22

Распределение доходов.

1

№ 18

Вопросы и задания.

Фронтальный опрос.

Рабочая тетрадь.



23.

Потребление.

1

№ 19

Вопросы и задания.

Фронтальный опрос.

Рабочая тетрадь



24.

Инфляция и семейная экономика.

1

№ 20

Вопросы и задания.

Беседа. Сообщения.

Рабочая тетрадь.



25.

Безработица, ее причины и последствия.

1

№ 21

Вопросы и задания.

Беседа.

Рабочие тетради.



26.

Мировой хозяйство и международная торговля.

1

№ 22

Вопросы и задания.

Рабочая тетрадь.



27.

Повторение.

1

Стр. 178-180

Фронтальный опрос.



28.

Социальная структура общества.

1

№ 23,

Вопросы и задания

Беседа.

Рабочие тетради



29

Социальные статусы и роли.

1

№ 24,

Вопросы и задания

Беседа.

Рабочие тетради



30

Нации и межнациональные отношения.

1

№ 25,

Вопросы и задания

Беседа.

Рабочие тетради



31

Отклоняющееся поведение.

1

№ 26,

Вопросы и задания

Беседа.

Рабочие тетради



32

Повторение.

1

Стр. 214-215,

Фронтальный опрос



33.

Словарная работа.

1

Стр. 216-223

Проверочная работа.



34.

Обществознание. Заключение.

1

Дополнительная литература.

Подготовка сообщений.



35.

Итоговое повторение.

1

-

Беседа.