Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования, сформированность действия личностного самооценивания В процессе реализации программы формируются: - Рефлексивные умения
- Поисковые (исследовательские) умения
- Навыки оценочной самостоятельности
- Умения и навыки работы в сотрудничестве
- Коммуникативные умения
- Презентационные умения и навыки;
обеспечивается создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно- практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный; рассказ; беседы; работа с книгой; демонстрация; упражнение; практические работы репродуктивного и творческого характера; методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля; проблемно-поисковый; ситуационный. Таким образом, преимущество метода проектов состоит в следующем: позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания; даёт возможность связать теорию с практикой; развивает исследовательские, творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора; позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. Программа рассчитана на 34 часа. Количество часов в неделю – 1. Программа состоит из 3 основных разделов: как работать над проектом; работа над коллективными проектами; защита индивидуальных проектов. Учебно-тематический план № | Наименование разделов, блоков, тем | Форма проведения | Продукт | УУД | 1 | Что такое проект? Виды проектов. | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Создание алгоритма работы над проектом | Л. Понимание необходимости проектной деятельности; формирование «стартовой» мотивации к обучению. Р.Совместно с учителем ставить новые учебные задачи. П. ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. К.Оформлять свои мысли в устной речи. | 2 | Как выбрать тему проекта? Этапы проектной деятельности | Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта. | «Книжное дерево моей семьи»,задание1 | Л.Осознавать свои интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор. Р.Выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно. П. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. К. Излагать своё мнение в монологе, аргументируя его. | 3 | Что такое проблема | Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта | «Книжное дерево моей семьи», задание 2 | Л. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Р. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем и самостоятельно. П. Ставить, формулировать и решать проблемы. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | 4 | Что такое гипотеза? | Практическая работа репродуктивного и творческого характера, игра. Разработка проекта | «Книжное дерево моей семьи», задание 3 | Л.Аргументированно оценивать свои поступки,опираясь на общечеловеческие ценности. Р. Учиться формулировать учебную гипотезу. П. Самостоятельно выделять гипотезу К. Аргументировать свою позицию. | 5 | Учимся постановке цели и задач работы | Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Игра. Разработка проекта. | «Книжное дерево моей семьи», задание 4. | Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 6 | Учимся составлять план работы. Проектный продукт. | Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта. | «Книжное дерево моей семьи», задание 5. Памятка «Правила представления информации в компьютерной презентации» | Л.Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их, понимать эмоциональное состояние других. Р. Составлять план выполнения проекта. П.Перерабатывать информацию для получения нового результата. К.Планирование учебного сотрудничества | 7 | Источники информации | Экскурсия в библиотеку. Разработка проекта | «Книжное дерево моей семьи», задание 6. | Л. Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их. Р.Использовать средства ИКТ для решения поставленных задач. П. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. | 8-9 | Представление проектов «Книжное дерево моей семьи» | Защита проекта | Альбом «Книжное дерево моей семьи» | Л. Аргументированно оценивать свой и чужие проекты, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Р. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Выстраивать логическую цепь рассуждений К. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. | 10-11 | Подготовка проекта «Путешествие в Книгоград» | Конкурс чтецов, рисунков. | Книжка-малышка «Путешествие в Книгоград» | Л.Формирование навыков творческой деятельности. Р.Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. П. Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать стихотворения в зависимости от поставленной цели. К. Строить монологические высказывания. | 12-13-14-15 | Подготовка проекта «Литературный поезд» | Творческая игра-путешествие, работа в группах | Выставка творческих работ, театрализованная игра-викторина «Литературный поезд» | Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи. П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 16-17-18-19-20-21 | Подготовка проекта «Сказочные события и герои в литературе» | Малая конференция ,викторина, театрализованное представление | Исследовательские работы, праздник «Сказки А. С. Пушкина» | Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Р. Уметь анализировать тексты сказок, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П.Уметьсинтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. К.Уметь делать анализ текста сказок, используя изученную терминологию и полученные знания. | 22-23-24-25 | Подготовка проекта «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» | Интерактивная игра, инсценирование басен, работа в группах | Праздник «Исторический путь басни» | Л.Формирование навыка взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя и навыка творческой деятельности. Р.Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П.Выбирать текст для инсценирования басни в соответствии в зависимости от поставленной цели. К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 26-27-28 | Подготовка проекта «Поэзия природы» | Практическая работа репродуктивного и творческого характера, выразительное чтение, конкурс рисунков | Поэтический вечер «Мой край родной» | Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания. Р.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст. П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | 29-30-31 | Подготовка индивидуальных проектов «Любимые книги, любимые авторы» | Практическая работа репродуктивного и творческого характера, конкурс рисунков | Рекомендательный список литературы на лето. Презентация «Наши любимые книги» | Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из прочитанных книг, создавать обобщения. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | 32-33-34 | Подготовка индивидуальных проектов «Подарок кабинету литературы». | Конкурс поделок | Выставка поделок | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | 3. Содержание программы 1. Как работать над проектом (9ч) 1. Что такое проект. Виды проектов.(1 ч.) Диагностика уровня школьной мотивации. Знакомство с понятием “проект” Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Проект – это пять «П» - проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Классификация учебных проектов по виду деятельности. Презентация исследовательских работ обучающихся. Понятия: проект, проблема, информация. 2. Как выбрать тему проекта? Этапы проектной деятельности. (1ч) Знакомство с этапами проектной деятельности (подготовительный, планирование, реализация проекта, представление проекта, осмысление и оценка проекта). Требования, предъявляемые к формулировке темы. Предложение большого числа подтем, формулировка их учащимися. Организация выбора общей темы проекта, связанной с областью интересов учащихся – «Книжное дерево моей семьи». Подготовка данного исследовательского проекта. Задание 1. Понятия: тема, этапы деятельности. 3.Что такое проблема (1ч.) Знакомство с понятием “проблема”; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра “Посмотри на мир чужими глазами”. Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 2. Понятия: проблема, объект исследования. 4. Что такое «гипотеза» (1ч.) Знакомство с понятием «гипотеза» ; формирование умения выдвигать гипотезу, развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия (“Сходство и различие”). Игра “Найди причину”. Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 3. Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. 5. Учимся постановке цели и задач работы(1ч.) Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила совместной работы в парах. Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 4. 6. Учимся составлять план работы. Проектный продукт (1ч.) Развитие умения планирования работы. Знакомство с перечнем проектных продуктов. Правила представления информации в компьютерной презентации. Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 5. 7. Источники информации (1ч.) Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Понятия: источник информации. Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 6. 8-9. Представление проектов «Книжное дерево моей семьи» (3 ч.) 2.Подготовка коллективных проектов. (19ч) 1.Подготовка проекта «Путешествие в Книгоград» (2ч.) Подбор стихотворений о книге, выразительное чтение, объяснение смысла стихотворений. Подготовка рассказа о своей домашней библиотеке. Выступление на тему «Мой любимый журнал». Составление литературной викторины, кроссвордов. Продукт: книжка-малышка «Путешествие в Книгоград». 2.Подготовка проекта «Литературный поезд» (4ч.) Выборы 2-х скоморохов – ведущих литературной игры. Подготовка костюмов, сочинение шуток-прибауток, которыми начнётся и закончится игра и которые помогут весело и забавно «переезжать» от одной «станции» к другой. Работа в группах: «Сказки», «Загадки», «Пословицы», «Скороговорки». Придумывание интересных вопросов, кроссвордов, задач; подготовка рисунков, костюмов, предметов для проведения игры. Продукт: выставка творческих работ, театрализованная игра-викторина «Литературный поезд». 3.Подготовка проекта «Сказочные события и герои в литературе».(6 ч.) Малая конференция. Темы исследований: «Литературные сказки о падчерице», «Литературные сказки о Спящей красавице», «Народная и литературная сказка о рыбаке и рыбке», «Народная и литературная сказка о хозяине и работнике», «Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы». Викторина: Тайны «Малахитовой шкатулки» («Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»). Театрализованное представление по сказкам А. С. Пушкина. Работа в группах Определение фрагмента для инсценировки. Распределение ролей. Подготовка костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Составление единого сценария. Продукт: исследовательские работы, спектакль. 4. Подготовка проекта «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (по басням И. А. Крылова) (4 ч.) Работа в группах: выбор басни, инсценировка басни, подготовка костюмов, декораций. Продукт: театрализованное представление «Исторический путь басни», интерактивная игра по басням И. А. Крылова. 5. Подготовка проекта «Поэзия природы» (3 ч.) Выбор понравившегося стихотворения о природе. Подбор иллюстраций к нему. Подбор музыкального сопровождения. Работа над выразительным чтением. Определение последовательности выступлений, составление программы вечера. Продукт: поэтический вечер «Край родной» 3. Подготовка индивидуальных проектов (6 ч.) 1. Подготовка проекта «Любимые книги, любимые авторы». (3 ч.) Выбор книги для рекомендации товарищам. Составление плана рассказа о книге. Подготовка наглядного материала. Подготовка выступления. Продукт: презентация «Наши любимые книги» 2. Подготовка проекта «Подарок кабинету литературы» (3 ч.) Изготовление поделок. Сочинение «Слова». Продукт: выставка поделок. 4.Предполагаемые результаты реализации программы Работа по программе направлена на достижение следующих результатов: Учащиеся обучаются работать с первичной идеей. Закрепляется навык планирования деятельности. Совершенствуется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности. Получает дальнейшее развитие опыт защиты своей идеи. Развивается опыт самоопределения. Формируется и закрепляется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Учащиеся совершенствуют умение взаимодействовать в паре, в группе. Закрепляется опыт первичной исследовательской деятельности. У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно: а) личностные универсальные учебные действия: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты); б) регулятивные универсальные учебные действия: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. в) познавательные универсальные учебные действия: извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ ,выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта. г) коммуникативные универсальные учебные действия: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Формы и виды контроля Примерные критерии оценок проектной деятельности: 1. Самостоятельность работы над проектом 2. Актуальность и значимость темы 3. Полнота раскрытия темы 4. Оригинальность решения проблемы 5. Артистизм и выразительность выступления 6. Как раскрыто содержание проекта в презентации 7. Использование средств наглядности, технических средств Отчет о работе над проектом 1. Название проекта: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Почему я начал работу над проектом? __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Для чего я работал над проектом? __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Какой продукт я хотел получить? _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Как я работал над проектом Дата | Что делал | Затрачено времени | Вопрос, затруднение | Консультант | Помощь | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 7. Что нового я узнал, чему научился? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 8. Мои впечатления от работы над проектом: ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Бланк помощи, оказанной обучающемуся при работе над проектом Обучающийся:______________________________________________ Руководитель:_________________________________________ Название проекта_______________________________________ Помощь, оказанная ученику: Решение проблем | Работа с информацией | Коммуникация | Дата | Содержание | Дата | Содержание | Дата | Содержание | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ от 1 до 5 баллов) № п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах | 1. | Актуальность поставленной задачи: - имеет большой практический и теоретический интерес; | | - носит вспомогательный характер; | | - степень актуальности определить сложно; | | - не актуальна; | | 2. | Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: - автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования; | | - недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; | | - проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. | | 3. | Оригинальность методов решения задачи исследования: - решены новыми, оригинальными методами; | | - имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; | | - используются традиционные методы решения. | | 4. | Новизна полученных результатов: - получены новые теоретические и практические результаты; | | - разработан и выполнен оригинальный эксперимент; | | - имеется новый подход к решению известной проблемы; | | - имеются элементы новизны; | | - ничего нового нет. | | 5. | Практическая значимость работы: - результаты заслуживают опубликования и практического исполнения; | | - можно использовать в научной работе школьников; | | - можно использовать в учебном процессе; | | - не заслуживает внимания. | | 6. | Уровень проработанности исследования, решения задач: - задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования; | | - недостаточный уровень проработанности решения; | | - решение не может рассматриваться как удовлетворительное. | | 7. | Эрудированность автора в рассматриваемой области: - использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений; | | - использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. | | 8. | Качество оформления работы: - работа оформлена грамотно; | | | - есть замечания по оформлению работы; | | - не соответствует требованиям оформления. | | Итого: | | Методические рекомендации Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий: - педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников; - педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодежи; - необходимо широкое использование иллюстрированного материала (изобразительного, литературного, музыкального); - необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности; - учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам; - основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя; При обучении детей по программе «Основы проектной деятельности» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов: • приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника; • единства образовательного и воспитательного процессов; • рефлексивного обучения; • принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала. Основная сумма знаний полностью соответствует уровню знаний основной общеобразовательной школы по государственным стандартам. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм. Проведение занятий предполагает не столько кратковременность времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания, и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие. И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре. Курс «Основы проектной деятельности» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности школ. Описание материально-технического обеспечения программы № | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | | Библиотечный фонд | | 1 | Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М., 2010 | 1 | 2 | Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008. | 1 | 3 | Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов / Практика образования. 2006. № 4. | 1 | 4 | Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. – М., 2010 | 1 | 5 | Т. Г Галактионова, Я. Г. Назаровская. Учимся успешному чтению. Книжное дерево моей семьи. Портфель читателя 5 класс. М: Просвещение, 2014 | 1 | 6 | А. Г. Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! Ростов-на-Дону,Легион, 2013 | 1 | 7 | И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М: Аркти, 2009 | 1 | 8 | М. П. Нечаев. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Воспитание школьников, 2013, №9 с.16-21 | 1 | 9 | М. П, Нечаев. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. Учебно-методическое пособие. М: УЦ Перспектива,2012 | 1 | 10 | М. А. Ступницкая. Учимся работать над проектами. Новые педагогические технологии. Ярославль, Академия развития, 2008. | 1 | | Технические средства обучения | | 1 | Компьютер. | 1 | 2 | Мультимедийный проектор | 1 | | Игры и игрушки. | | 1 | Настольные развивающие игры. | | | Оборудование класса | | 1 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | 15 (30) | 2 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий | 5 | Составил учитель русского языка и литературы Черемисина Е Н. |